Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формационный, цивилизационный и иные подходы к типологии государства.





При решении проблем типологии государств необходимо учитывать, что это:

1. непрерывный процесс;

2. процесс развития государственно-правовой материи неразрывно связан с постоянным развитием сущности и социальной значимости государства и права, а также с коренным изменением основных принципов их организации и функционирования;

3. процесс перехода государства и права от одной ступени к другой органически сочетает в себе как элементы эволюционности, скачкообразности, то есть революционности.

Типология – это установление сходства государств на основании родственных черт.

Основные подходы:

Формационный подход

В качестве критерия предлагается общественно-экономическая формация. Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определенным типом производственных отношений.

Для определения типа государства необходимо ответить на 3 вопроса:

•Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство

•Орудием какого класса оно является

•Каково социальное назначение данного государства

ОЭФ:1) базис. - производственные отношения - производительные силы

2) надстройка. - Политико-правовые идеи, взгляды, теории, концепции; - на их основе – политико-правовые общественные отношения;- учреждения, институты, в т.ч. государство и право.

Все надстроечные отношения в конечном счете определяются экономическими отношениями – базисом. Экономические отношения, возникающие в процессе производства, распределения и потребления – составляют объективную основу развития общества. Характеризуя их взаимосвязь, установили следующие закономерности:

1) закон соответствия уровня развития производительных сил характеру производственных отношений. Если производственные отношения дают простор для развития производительных сил – прогрессивное развитие, но на определенном этапе эти производственные отношения и их система могут становиться тормозом для развития производительных сил, требуется смена этих производственных отношений, смена способа производства основы этой ОЭФ, смена всех институтов, в т.ч. государства и права.

2) эта смена осуществляется в процессе социальной революции. Система органически сочетает в себе элементы эволюционного и революционного развития.

Типология должна отразить закономерности, лежащие в основе перехода от одного типа к другому. Процесс восходящий, закономерный.

Государства:

1) рабовладельческое

2) феодальное

3) буржуазное

4) социалистическое.

Первой формацией считается первобытнообщинная, добавляется азиатский способ производства.

Плюс:

- исторический подход к смене различных типов государственности и пониманию социально-экономических факторов, поскольку экономическая основа и социальные классы существенно влияют на структуру общества и характер его политической надстройки, в которую входят государство и право.

Минус:

1) прямолинейность и запрограммированность смены одних типов государств другими.

2) отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметами классификации вместо государства является общественный строй.

3) в данную типологию не укладываются т.н. переходные государства.

В рамках этой типологии выделяют государства капиталистической и социалистической ориентации. В эту типологию не укладываются и государства, возникшие на т.н. азиатском способе производства.

Цивилизационный подход

В основе данного подхода к типологии государства выступают такие факторы цивилизации как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие состояния культуры и общества. Такими видными представителями данного подхода являются Тойнби, Ростоу.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько материальными, сколько культурными факторами. Так, по мнению Тойнби, цивилизация есть не что иное, как объединенный тип человеческого общества, вызывающими определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, словом в области культуры. По его мнению, в ходе исторического развития сложились цивилизации, которым соответствуют определенные типы государственности. В соответствии с периодами исторического развития различают 3 типа цивилизаций:

1) древние локальные (древнеегипетская, шумерская и др.)

2) особенные (индийская, китайская, православная, западноевропейская и т.д.)

3) современные цивилизации.

По характеру организации государственно-правовых институтов различают первичные и вторичные цивилизации. Государства первичных цивилизаций (например, древнеегипетские) существовали как политико-религиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. В этих первичных цивилизациях различие между светской и религиозной властью не проводилось. Государства вторичных цивилизаций, в т.ч. европейские государства выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление Божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской и религиозной властью церкви. В рамках этой типологии существуют и другие классификации (например, по периодам исторического развития различаются такие типы как античные, средневековые и современные). Однако, анализируя данную классификацию, юрист Чистяков замечает, что эти авторы используют маленькую хитрость, подменяя прежние формации новыми цивилизациями и у них рабовладельческое общество становится античным, феодальное – средневековым, а буржуазное – современным. Замечает, что такое новшество мало что дает для науки.

Надо сказать, что современный период в рамках этой типологии выделяется в теории стадий экономического роста, автор которой известный американский социолог и политический деятель Ростоу. Согласно этой теории, призванной по мнению самого автора бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории и все общества по экономическому развитию, по его мнению, отнести к одной из пяти стадий. Это:

1) традиционное общество (преобладание с/х)

2) переходное общество, которым закладываются основы преобразований (закладываются основы для сдвига в области обрабатывающей промышленности)

3) общество, переживающее процесс сдвига (взлет научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве).

4) созревающее общество (устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения).

5) общество, достигшее высокого уровня народного потребления. (Период высокого уровня массового потребления, в которой ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг). Общество (государство) всеобщего благоденствия.

В рамках этого подхода существуют и иные классификации. Культурный фактор обуславливает взаимопроникновение всего лучшего коллективного, что было достигнуто в развитии общества в различных социально-экономических системах.

Плюс: внимание культуре, проявления которой рассматриваются в качестве важных факторов государственности. Минус: недооценка социально-экономических факторов, а также существование множества критериев и несовпадающих классификаций. Все сторонники не могут найти единого понятия «цивилизация».

Политико – правовой подход.

Согласно этому подходу, критерием типологии государства являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты граждан. В соответствии с указанным критерием, выделяют 3 типа государства:

Сословный тип.

Законодательно закрепляется и защищается неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословий. Этому типу соответствует рабовладельческое и феодальное право.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.