Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕНЕДЖЕРИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФИРМЫ: МАКСИМИЗАЦИЯ ДОХОДА ОТ ПРОДАЖ





Эта концепция исходит из предпосылок, что:

♦ оперативное управление осуществляют не собственники, а профессиональные менеджеры;

♦ цель менеджеров состоит в максимизации объема продаж и поступающего в результате дохода.

Данные предпосылки имеют под собой реальное основание, поскольку в связи с доминированием в современных условиях акционерной формы собствен­ности владельцы акций являются лишь формальными собственниками, уступив свои права управления профессионалам. Разумеется, в данном случае речь идет не о малочисленной прослойке владельцев контрольного пакета акций, кото­рые сохраняют за собой стратегический контроль за деятельностью фирмы. Речь идет о миллионах мелких, средних и даже крупных вкладчиков, подчас очень отдаленных (в прямом и переносном смысле) от дел корпорации.

Что касается второй предпосылки, она также очень реалистична. Один из авторов этой концепции, У.Дж. Баумол, отмечал в 1959 г., что есть ряд причин, по которым менеджеры действительно заинтересованы в максимизации объема продаж. Прежде всего это объясняется прямой зависимостью жалованья и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами, от торговой выручки.

Разрабатывая далее менеджериальную концепцию, Уильямсон в 1963 г. в ка­честве дополнительных обоснований отметил, что рост торговой выручки по­зволяет расширить штат, внедрить новые проекты. Это, в свою очередь, повы­шает статус менеджера: в его подчинении находится больше работников. Растет его ранг в служебной иерархии.

При максимизации торговой выручки прибыль фирмы понижается по сравнению с вариантом максимизации прибыли. Это обстоя­тельство обычно вызывает недовольство акционеров, которые могут установить менеджерам минимально допустимый уровень прибыли. В этом случае, если та­кой ограничитель снижения прибыли установлен на определенном уровне, то менеджеры бу­дут наращивать объем продаж до тех пор, пока это не станет угрожать падением прибыли ниже допустимых пределов.

Социологические исследования, проведенные английским экономистом Шипли в 1981 г., показывают, что практически половина всех британских фирм назы­вают максимизацию продаж одной из наиболее важных своих задач. При этом крупные компании придают этой цели большее значение, чем мелкие: из ком­паний с числом занятых свыше 3000 человек каждая седьмая назвала максими­зацию продаж своей главной целью, тогда как среди всех компаний — лишь каждая четырнадцатая.

Результаты исследования Института стратегического планирования США (1974 г.) выявили, что в краткосрочном аспекте фирмы предпочитают макси­мизировать объем продаж, тогда как в долгосрочном периоде их более волнует максимизация прибыли.

ТЕОРИЯ МАКСИМИЗАЦИИ РОСТА

Некоторые экономисты, в частности Маррис (1964), полагают, что собственники и менеджеры имеют общую цель, а именно максимизацию роста фирмы. Менеджеры стремятся к этому, чтобы повысить свой личный статус и жалованье. Владельцы предприятия стремятся к увеличению его активов, пре­следуя цели личного обогащения. При этом Маррис отмечает, что менеджеры всегда предпочтут растущую фирму просто крупной фирме.

Центральным звеном теории Маркса является показатель, называемый нор­мой нераспределенной прибыли.

Вся прибыль корпорации распадается на две части: одна часть выплачивается в виде дивидендов по акциям, другая остается нераспределенной и образует фонд развития производства.

Отношение нераспределенной части прибыли к распределенной образует норму нераспределенной прибыли, или норму удержания прибыли.

Если менеджеры будут распределять большую часть прибыли в качестве ди­видендов, акционеры будут в высшей степени довольны, а рыночный курс ста­нет расти. Высокий рыночный курс предохранит фирму от возможной скупки ее акций конкурентами и от поглощения. Вместе с тем низкая норма накопления не будет давать возможности для развития производства и роста фирмы.

Возможна иная ситуация. Менеджеры оставляют основную часть прибыли нераспределенной, что хорошо для производства и роста фирмы. Однако акци­онеры недовольны низкими дивидендами, они могут начать продавать акции, курс которых станет падать. Появится угроза поглощения фирмы конкурента­ми, поскольку при низком курсе акции достаточно легко поддаются скупке.

В каждом конкретном случае фирма должна выбрать определенную комбинацию при­быльности и роста.

Каким же образом может происходить рост фирмы?

Первый путь к росту можно охарактеризовать как внутренний рост фирмы, концентрацию производства и капитала. Источниками внутреннего роста фир­мы служат:

♦ собственные ресурсы фирмы, в первую очередь нераспределенная часть прибыли, в некоторой степени — амортизационный фонд;

♦ заемные средства, полученные от банков и иных кредитно-финансовых институтов;

♦ средства от дополнительной эмиссии ценных бумаг.

Второй путь роста фирмы связан с централизацией производства и капита­ла в результате слияний и поглощений. Практика показывает, что это весьма распространенный способ роста, он обеспечивает до 50% всего прироста акти­вов фирм и около 60% всей промышленной концентрации.

Формально слияние отличается от поглощения, хотя на практике не всегда бывает легко отделить одно от другого.

Слияние означает обоюдный договор руководства двух компаний об объеди­нении. Обычный механизм слияния — замена акций сливающихся корпораций на новые акции единого образца. Имя совместного предприятия чаще всего включает названия прежних фирм. Для осуществления слияния, как правило, не требуют­ся специальные фонды финансирования.

Поглощение происходит, когда одна фирма приобретает другую. При этом руководство фирмы А делает прямое предложение акционерам фирмы В выку­пить у них контрольный пакет акций. Предлагаемая цена, как правило, суще­ственно выше рыночного курса. На операцию поглощения покупающей фирме требуется значительный специальный фонд для оплаты контрольного пакета акций. В результате поглощенная фирма и ее название перестают существовать как самостоятельное юридическое лицо.

Слияния (поглощения) бывают нескольких типов. Основными являются: го­ризонтальная интеграция, вертикальная интеграция и конгломерация.

Горизонтальная интеграция наблюдается при объединении фирм, выпуска­ющих однотипную продукцию или осуществляющих одинаковую стадию неко­торого технологического процесса. Горизонтальную интеграцию можно охарак­теризовать как внутриотраслевую концентрацию и централизацию производст­ва.

Вертикальная интеграция происходит при объединении фирм, осуществля­ющих разные стадии некоторого единого технологического процесса. По сути — это межотраслевая концентрация и централизация производства. Примером может служить приобретение нефтедобывающими компаниями предприятий неф­тепереработки, химических заводов, нефтепроводов и танкеров, бензозапра­вочных станций и т. д. Вертикальная интеграция позволяет снизить издержки, поскольку продукт переходит из одной стадии воспроизвод­ства в другую, минуя рынок: расчет между подразделениями фирмы ведется не по рыночным, а по трансфертным, более низким ценам. Вертикальная интегра­ция помогает расширить рыночные позиции и усилить контроль над рынком. Однако этот тип слияний дает лишь около 5 % их общего числа.

Конгломерат образуется в результате объединения фирм, чьи технологичес­кие процессы никак не связаны. Так, например, англо-голландский концерн «Юнилевер» имеет многочисленные предприятия в пищевой, бумажной, хими­ческой промышленности, в производстве моющих средств, в транспорте, в пар­фюмерии, изготовлении питания для животных, тропическом плантационном хозяйстве и т. д. Конгломераты образуются либо путем диверсификации произ­водства, либо путем приобретения «по случаю» чужих фирм.

При диверсификации слияния и поглощения преследуют цель рассредото­чить риск, распределив капитал по разным отраслям; освоить новые рынки, образующиеся «на стыке» прежних видов производства; занять даже самые мел­кие ниши на рынке; максимально эффективно использовать достижения науки и техники, применяя их одновременно в разных областях (так называемое «пе­рекрестное опыление технологии»). В результате приобретенные компании впи­сываются в общую структуру фирмы и образуют с ней единую систему, устой­чивость которой зависит от эффективности управления. Основной организаци­онной формой таких объединений является концерн.

Одна из важных тенденций последнего десятилетия — это тенденция к деконцентрации и децентрализации.В условиях быстро меняющейся рыночной конъ­юнктуры, обострившейся конкуренции, принявшей и на внутренних рынках международный характер, динамично обновляющейся технологии выживание фирмы зависит от ее маневренности, гибкости, адаптивности. Добиться этого легче при децентрализации производства и управления. В связи с этим наблюда­ется процесс распада крупных фирм на более мелкие составляющие, каждая из которых становится независимым юридическим лицом и самостоятельно регист­рирует свои акции на фондовой бирже. Характерной чертой последних лет ста­новится выкуп отдельных структурных подразделений фирмы их менеджерами.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.