|
МЕНЕДЖЕРИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФИРМЫ: МАКСИМИЗАЦИЯ ДОХОДА ОТ ПРОДАЖСтр 1 из 4Следующая ⇒ Эта концепция исходит из предпосылок, что: ♦ оперативное управление осуществляют не собственники, а профессиональные менеджеры; ♦ цель менеджеров состоит в максимизации объема продаж и поступающего в результате дохода. Данные предпосылки имеют под собой реальное основание, поскольку в связи с доминированием в современных условиях акционерной формы собственности владельцы акций являются лишь формальными собственниками, уступив свои права управления профессионалам. Разумеется, в данном случае речь идет не о малочисленной прослойке владельцев контрольного пакета акций, которые сохраняют за собой стратегический контроль за деятельностью фирмы. Речь идет о миллионах мелких, средних и даже крупных вкладчиков, подчас очень отдаленных (в прямом и переносном смысле) от дел корпорации. Что касается второй предпосылки, она также очень реалистична. Один из авторов этой концепции, У.Дж. Баумол, отмечал в 1959 г., что есть ряд причин, по которым менеджеры действительно заинтересованы в максимизации объема продаж. Прежде всего это объясняется прямой зависимостью жалованья и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами, от торговой выручки. Разрабатывая далее менеджериальную концепцию, Уильямсон в 1963 г. в качестве дополнительных обоснований отметил, что рост торговой выручки позволяет расширить штат, внедрить новые проекты. Это, в свою очередь, повышает статус менеджера: в его подчинении находится больше работников. Растет его ранг в служебной иерархии. При максимизации торговой выручки прибыль фирмы понижается по сравнению с вариантом максимизации прибыли. Это обстоятельство обычно вызывает недовольство акционеров, которые могут установить менеджерам минимально допустимый уровень прибыли. В этом случае, если такой ограничитель снижения прибыли установлен на определенном уровне, то менеджеры будут наращивать объем продаж до тех пор, пока это не станет угрожать падением прибыли ниже допустимых пределов. Социологические исследования, проведенные английским экономистом Шипли в 1981 г., показывают, что практически половина всех британских фирм называют максимизацию продаж одной из наиболее важных своих задач. При этом крупные компании придают этой цели большее значение, чем мелкие: из компаний с числом занятых свыше 3000 человек каждая седьмая назвала максимизацию продаж своей главной целью, тогда как среди всех компаний — лишь каждая четырнадцатая. Результаты исследования Института стратегического планирования США (1974 г.) выявили, что в краткосрочном аспекте фирмы предпочитают максимизировать объем продаж, тогда как в долгосрочном периоде их более волнует максимизация прибыли. ТЕОРИЯ МАКСИМИЗАЦИИ РОСТА Некоторые экономисты, в частности Маррис (1964), полагают, что собственники и менеджеры имеют общую цель, а именно максимизацию роста фирмы. Менеджеры стремятся к этому, чтобы повысить свой личный статус и жалованье. Владельцы предприятия стремятся к увеличению его активов, преследуя цели личного обогащения. При этом Маррис отмечает, что менеджеры всегда предпочтут растущую фирму просто крупной фирме. Центральным звеном теории Маркса является показатель, называемый нормой нераспределенной прибыли. Вся прибыль корпорации распадается на две части: одна часть выплачивается в виде дивидендов по акциям, другая остается нераспределенной и образует фонд развития производства. Отношение нераспределенной части прибыли к распределенной образует норму нераспределенной прибыли, или норму удержания прибыли. Если менеджеры будут распределять большую часть прибыли в качестве дивидендов, акционеры будут в высшей степени довольны, а рыночный курс станет расти. Высокий рыночный курс предохранит фирму от возможной скупки ее акций конкурентами и от поглощения. Вместе с тем низкая норма накопления не будет давать возможности для развития производства и роста фирмы. Возможна иная ситуация. Менеджеры оставляют основную часть прибыли нераспределенной, что хорошо для производства и роста фирмы. Однако акционеры недовольны низкими дивидендами, они могут начать продавать акции, курс которых станет падать. Появится угроза поглощения фирмы конкурентами, поскольку при низком курсе акции достаточно легко поддаются скупке. В каждом конкретном случае фирма должна выбрать определенную комбинацию прибыльности и роста. Каким же образом может происходить рост фирмы? Первый путь к росту можно охарактеризовать как внутренний рост фирмы, концентрацию производства и капитала. Источниками внутреннего роста фирмы служат: ♦ собственные ресурсы фирмы, в первую очередь нераспределенная часть прибыли, в некоторой степени — амортизационный фонд; ♦ заемные средства, полученные от банков и иных кредитно-финансовых институтов; ♦ средства от дополнительной эмиссии ценных бумаг. Второй путь роста фирмы связан с централизацией производства и капитала в результате слияний и поглощений. Практика показывает, что это весьма распространенный способ роста, он обеспечивает до 50% всего прироста активов фирм и около 60% всей промышленной концентрации. Формально слияние отличается от поглощения, хотя на практике не всегда бывает легко отделить одно от другого. Слияние означает обоюдный договор руководства двух компаний об объединении. Обычный механизм слияния — замена акций сливающихся корпораций на новые акции единого образца. Имя совместного предприятия чаще всего включает названия прежних фирм. Для осуществления слияния, как правило, не требуются специальные фонды финансирования. Поглощение происходит, когда одна фирма приобретает другую. При этом руководство фирмы А делает прямое предложение акционерам фирмы В выкупить у них контрольный пакет акций. Предлагаемая цена, как правило, существенно выше рыночного курса. На операцию поглощения покупающей фирме требуется значительный специальный фонд для оплаты контрольного пакета акций. В результате поглощенная фирма и ее название перестают существовать как самостоятельное юридическое лицо. Слияния (поглощения) бывают нескольких типов. Основными являются: горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция и конгломерация. Горизонтальная интеграция наблюдается при объединении фирм, выпускающих однотипную продукцию или осуществляющих одинаковую стадию некоторого технологического процесса. Горизонтальную интеграцию можно охарактеризовать как внутриотраслевую концентрацию и централизацию производства. Вертикальная интеграция происходит при объединении фирм, осуществляющих разные стадии некоторого единого технологического процесса. По сути — это межотраслевая концентрация и централизация производства. Примером может служить приобретение нефтедобывающими компаниями предприятий нефтепереработки, химических заводов, нефтепроводов и танкеров, бензозаправочных станций и т. д. Вертикальная интеграция позволяет снизить издержки, поскольку продукт переходит из одной стадии воспроизводства в другую, минуя рынок: расчет между подразделениями фирмы ведется не по рыночным, а по трансфертным, более низким ценам. Вертикальная интеграция помогает расширить рыночные позиции и усилить контроль над рынком. Однако этот тип слияний дает лишь около 5 % их общего числа. Конгломерат образуется в результате объединения фирм, чьи технологические процессы никак не связаны. Так, например, англо-голландский концерн «Юнилевер» имеет многочисленные предприятия в пищевой, бумажной, химической промышленности, в производстве моющих средств, в транспорте, в парфюмерии, изготовлении питания для животных, тропическом плантационном хозяйстве и т. д. Конгломераты образуются либо путем диверсификации производства, либо путем приобретения «по случаю» чужих фирм. При диверсификации слияния и поглощения преследуют цель рассредоточить риск, распределив капитал по разным отраслям; освоить новые рынки, образующиеся «на стыке» прежних видов производства; занять даже самые мелкие ниши на рынке; максимально эффективно использовать достижения науки и техники, применяя их одновременно в разных областях (так называемое «перекрестное опыление технологии»). В результате приобретенные компании вписываются в общую структуру фирмы и образуют с ней единую систему, устойчивость которой зависит от эффективности управления. Основной организационной формой таких объединений является концерн. Одна из важных тенденций последнего десятилетия — это тенденция к деконцентрации и децентрализации.В условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, обострившейся конкуренции, принявшей и на внутренних рынках международный характер, динамично обновляющейся технологии выживание фирмы зависит от ее маневренности, гибкости, адаптивности. Добиться этого легче при децентрализации производства и управления. В связи с этим наблюдается процесс распада крупных фирм на более мелкие составляющие, каждая из которых становится независимым юридическим лицом и самостоятельно регистрирует свои акции на фондовой бирже. Характерной чертой последних лет становится выкуп отдельных структурных подразделений фирмы их менеджерами. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|