Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В.П. Цветов, кандидат физико-математических наук,





Профессор, начальник ЛКТБ (1973–1993)

Вообще-то, история полета началась гораздо раньше, чем возникло ЛКТБ – Ленинградское конструкторско-технологическое бюро. Два американских инженера, взявших фамилии Ф.Г. Старос и И.В. Берг, перебрались в Советский Союз и с помощью властей организовали лабораторию, которая со временем была преобразована в ЛКБ – Ленинградское конструкторское бюро.

Основной тематикой созданного предприятия была микроэлектроника, и слово-то это для конца пятидесятых годов было в новинку. Филипп Георгиевич Старос в 1959 году организовал первую конференцию по микроэлектронике. Это была даже еще не конференция, а совещание с попыткой собрать вместе специалистов-электронщиков Ленинграда, рассказать им о новом направлении в науке и технике и попытаться скоординировать начало работ в этой области. А ведь именно этот, 1959 год, считается в мире годом создания первой монолитной интегральной схемы, за что в 2000 году доктор Д. Килби (США, фирма Texas Instruments) получил Нобелевскую премию. Надо было судьбе так распорядиться, что от «Светланы» на совещание, организованное Ф.Г. Старосом, был делегирован я – молодой инженер, не проработавший еще и трех лет. Это была моя первая, и намного лет впоследствии единственная, встреча с Филиппом Георгиевичем, пока все та же судьба не столкнула нас самым драматическим образом.

ЛКБ образца 1960-х годов имеет блестящую историю. Это был полет идей и их реализации. О ней должны писать непосредственные участники, а я не имею права, да и знаю ее, эту историю, из вторых -третьих уст. К 1972 году ЛКБ разработало схемотехнику, полностью подготовило принципиальные решения калькуляторов – нового отечественного подхода, однако столкнулось со сложной технологической проблемой. Разработав первый советский микрокалькулятор «МК 24-71», применив оригинальную схемотехнику, собственный САПР, коллектив не сумел одолеть слишком высокий, для того времени, заданный технологический уровень производства интегральных схем. Это были настоящие БИС – большие интегральные схемы с числом элементов, составляющим многие тысячи на кристалле. Ошибка ли была разработчиков микросхем, заложивших такой уровень интеграции элементов, или просчеты технологов, согласившихся замахнуться на технологическую реализацию проекта, теперь бессмысленно обсуждать. Но цена этой ошибки была громадной. ЛКБ сначала ввели организационно в «Позитрон», надеясь на их производственный опыт, а меньше чем через год – в 1972 году – в состав ЛОЭП «Светлана» на правах производственной единицы без права юридического и финансового лица. Но и год на «Светлане» не привел к улучшению состояния производства микрокалькуляторов.

Руководство Министерства электронной промышленности СССР всерьез озаботилось сложившейся ситуацией – видимо, были даны обещания на самый верх, а отечественные микрокалькуляторы были действительно очень нужны народному хозяйству. В 1973 году на заседании коллегии МЭП было заслушано сообщение главного инженера ЛКБ И.В. Берга о ходе производства микрокалькуляторов. Положение дел было признано неудовлетворительным, Берг был освобожден от занимаемой должности. На должность главного инженера ЛКБ был назначен Селиванов Владимир Иванович, который до этого

Момента работал главным конструктором полупроводниковых приборов завода «Светлана».

В.И. Селиванов имел 15-летний опыт практической производственной работы, так как прошел путь от рядового инженера-метриста до главного конструктора Новгородского завода полупроводниковых приборов, а перейдя на завод «Светлана», в течение ряда лет руководил отделом главного конструктора.

Одновременно на коллегии МЭП было принято решение направить в Ленинград комиссию по комплексной проверке работы ЛКБ. Председателем комиссии был назначен заместитель министра К.И. Мартюшов, курирующий полупроводниковую тематику, в состав комиссии были введены высокопоставленные руководители главков – начальник производственного Управления Б.Н. Гуляев, начальник Управления кадров А.А. Маклаков и несколько других членов. В конце июня 1973 года комиссия, поработавшая в течение недели в ЛКБ, приняла следующее организационное решение:

– в силу однородности тематики двух разработческих подразделений в составе ЛОЭП «Светлана» – ЛКБ и СКТБ – рекомендовать их объединить, организовав ЛКТБ – Ленинградское конструкторско-технологическое бюро;

– рекомендовать назначить начальником ЛКТБ Цветова Виктора

Пантелеймоновича (работавшего до этого времени начальником СКТБ);

– поручить В.П. Цветову в кратчайший срок резко улучшить состояние с производством микрокалькуляторов, обеспечив их выпуск в количестве не менее 2000 штук до конца года.

Для концентрации усилий разработчиков ЛКБ и работников «Светланы»,в том числе сотрудников СКТБ, уже имевших к тому времени значительный опыт разработок и организации производства полупроводниковых приборов, на «Светлане» были проведены серьезные организационные преобразования. В ЛКТБ был переведен целый ряд опытных работников завода и организован производственный цех с полной инфраструктурой по образцу цехов «Светланы».

К концу 1973 года были выпущены первые две тысячи микрокалькуляторов первой модели и одновременно начаты разработки следующих моделей.

Большую роль в выполнении этого минимального, но очень сложного для только что родившегося нового научно-производственного организма ЛКТБ, сыграл его главный инженер – Владимир Иванович Селиванов. Работа В.И. Селиванова в этой должности с 1973 по 1985 год была отмечена Государственной премией СССР за разработку нескольких серий больших интегральных схем.

Для кадрового усиления технологического подразделения ЛКТБ в последующие годы в его состав были переведены ведущие сотрудники головной «Светланы»: Я.В. Дьяченко, Н.Ф. Зитта, В.А. Фогель. Сочетание «новой крови» и «старых» сотрудников-технологов бывшего ЛКБ (В.М. Бурштейн, М.Н. Кайдановская, Л.М. Норкин, Э.А. Одинцова, В.В. Цветков,Н.В. Щетинина) дало положительные результаты.

За созданием цеха БИС (начальники цеха в разное время: А.Н. Рагоза, И.Ю. Шахурина, В.И. Тамберг) последовало создание цеха по производству микроэлектронной аппаратуры (начальники цеха в разное

Время: В.М. Воронов, А.В. Ефимов). Поддержку выпускаемым цехам оказывали: энергетическая служба (Ф.Н. Деревянко, Ю.В. Соколов,Б.Г. Бражниченко), цех металлообработки (начальник цеха Г.В. Рогулев) со своими рабочими – ассами: М.И. Бегунов, А.А. Паункснис, В.С. Суровцев и др.

Над производственными подразделениями возвышался (в том числе и по росту) начальник производства А.Ф. Алексеев – молодой, энергичный, всегда невозмутимый руководитель, не раз выводивший цеха ЛКТБ из кризиса невыполнения производственных планов.

Началось строительство новых производственных чистых комнат,

Новых сооружений, очистных сооружений, которые обеспечивали выпуск больших интегральных схем.

Но вернемся к разработкам.

В конце лета 1973 года в Ленинград приехал В.М. Пролейко – начальник ГНТУ МЭП. В связи с его плотным графиком пребывания, он предложил мне провести мини-совещание в его автомобиле. Он ехал из «Электронстандарта» (его любимого детища), который находится на крайнем юге Ленинграда, в студию телевидения для записи интервью, а студия – почти на севере города. Главный вопрос, заданный мне Вален-тином Михайловичем во время поездки, определил творческую сущность ЛКТБ намногие годы: «А не хотели бы Вы заняться разработками микропроцессоров?». (Отметим, что нынешняя мировая фирма № 1 по микропроцессорам Intel была создана в 1970 году, а первый четырехразрядный микропроцессор был выпущен фирмой в 1971 году). Нам было предложено выйти на передовую только что наметившегося фронта микропроцессоров. Впрочем, коллектив бывшего ЛКБ шел к этому самостоятельно и был по уровню творческих идей и по квалификации инженеров готов к тому,чтобы тематика микропроцессоров и микро-ЭВМ на их основе была стержнем деятельности коллектива. Предложение В.М. Пролейко ускорило формалное утверждение тематики НИОКР. В ЛКТБ начался период, который можно назвать: «полет продолжается».

ЛКТБ стояло на принципиальной позиции не копировать иностранные образцы, а создавать свои, отечественные, и делать это не ради «квасного патриотизма». Копировать – значит, сохранять отставание, а творить, изобретать, думать с перспективой – шанс занять достойное местов мировой микроэлектронике.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.