Опыт показывает, что наибольшие затруднения у общественных инструкторов и тренеров возникают, когда необходимо точно определить последовательность изучения тех или иных приемов борьбы самбо с занимающимися на протяжении всего учебного года.
Общественным инструкторам и тренерам при определении конкретного плана работы с новичками рекомендуется воспользоваться примерным поурочным планом, который составлен с учетом работы секций по борьбе самбо. Мы не приводим здесь примерного поурочного распределения программного материала для 2-го и 3-го годов обучения потому, что считаем, что общественные инструкторы и тренеры должны сделать это сами с учетом конкретных результатов, достигнутых ими на 1-м году обучения занимающихся.
Однако мы еще раз подчеркиваем, что предлагаемое поурочное распределение программного материала является примерным. За каждым инструктором и тренером в полной мере сохраняется право, совместно с бюро секции и советом коллектива физкультуры, учитывая местные условия и возможности, по-своему определить содержание работы секции.
При составлении примерного поурочного плана занятий для 1-го года обучения (первая половина) мы исходили из того, что на каждом из первых двух уроков недельного цикла занятий изучали по одному приему борьбы в стойке и по одному приему борьбы в партере с тем, чтобы на третий день занятий борцы могли совершенствоваться в ранее изученных приемах.
Вторая половина учебного года отводится для углубленного совершенствования в изученных приемах, овладения защитами от приемов, изучения контрприемов и комбинаций приемов. Однако и в первой половине учебного года тренеры должны знакомить занимающихся с защитами от приемов, следить, чтобы борцы совершенствовались в выполнении приемов во время учебных и тренировочных схваток.
При изучении приемов надо обратить особое внимание на привитие занимающимся навыков страховки и самостраховки, причем способы страховки и самостраховки необходимо показать перед изучением приемов борьбы или параллельно в момент выполнения приема.
С вопросами теории занимающихся надо обязательно знакомить в первой половине учебного года, и именно в той последовательности, как это зафиксировано в прилагаемом примерном поурочном плане.
Растягивать изучение курса теории на весь учебный год не следует потому, что именно в первые месяцы занятий перед членами секции необходимо раскрыть перспективы их роста, вооружить их минимумом теоретических знаний, поднять заинтересованность к тренировкам. Только таким путем можно создать атмосферу эмоционального подъема, возбудить интерес к борьбе самбо как виду спорта.
Мы сознательно не приводим в каждом уроке примерного поурочного плана и не даем подробного описания общеразвивающих и специальных упражнений, так как считаем, что тренеры самостоятельно справятся с этой задачей: учтут конкретный состав занимающихся в секции, состояние их физического развития и т. д.
В приводимом нами примерном поурочном плане названы и описаны наиболее рациональные специальные и подводящие упражнения.
Публикуемые материалы по общей физической и специальной физической подготовке самбистов и по технике борьбы самбо имеют целью осветить, как должны выполняться занимающимися отдельные упражнения и приемы. Причем по общей и специальной физической подготовке борцов приводятся только те из них, которые следует применять в повседневной учебно-тренировочной работе секций самбо. По технике борьбы самбо предлагаются только те приемы, которые включены в программу работы секции.
Всем, кто желает ознакомиться или изучить большее количество технических приемов борьбы самбо, рекомендуется воспользоваться дополнительной литературой.
ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО БОРЬБЕ САМБО
(для 1-го года обучения)
Теория
Общеразвивающие и специальные упражнения
Техника борьбы самбо
Схватка
стоя
лежа
1-й урок
Беседа: задачи и
содержание работы секций борьбы самбо. Требования, предъявляемые к занимающимся. Одежда самбиста (15 мин.)
Построение группы, рапорт, проверка присутствующих, постановка задачи урока, упражнение в движении: ходьба, бег.
Бег боком подскоками, бег с прямыми ногами. Стоя на коленях, прогибом назад коснуться головой ковра. Падение на кисти из положения стоя на коленях. Движения головой, преодолевая сопротивление партнера (один стоит на четвереньках, а другой сидит на его спине).
Самостраховка: группировка и перекаты по спине и на бок из положения сидя на ковре, полного приседа, полуприседа и стоя.
Имитация задней подножки
Выведение из равновесия
рывком за руки
Перево-
рот с захватом двух
рук
Борьба в стойке. Задание: партнер во время схватки позволяет борцу провести нужный захват и выполнить на нем изученный прием. При передвижении по ковру он двигается за борцом. При благоприятном положении борец выводит партнера из равновесия. Партнер постепенно увеличивает сопротивле-ние по мере успешного овладения борцом приемом. Схватка длится 2 мин., затем борцы меняются ролями.
Борьба лежа. Задание: партнер находится на четвереньках и позволяет сделать захват рук сбоку, затем сопротивляется проведению приема, постепенно увеличивая сопротивление. Схватка длится 2 мин., после чего борцы меняются ролями.
Обратить внимание борцов не только на проведение приема, но и на правильное выполнение самостраховки при падениях
2-й урок
Беседа 1-я: обору-
дование, инвентарь
и уход за ними
(15 мин.)
Кувырки вперед, назад. Из
положения лежа на животе
прогибание с захватом голеностопных суставов. Вставание на мост из положения лежа на спине и отжимание на руках, стоя на мосту. Падение на живот прогибом назад из положения стоя на коленях. Самостраховка: конечное положение на боку—перекаты с одного бока на другой. Падение на бок из положения сидя, полного приседа, полуприседа и стоя.
Имитация: бросок рывком за пятку
Задняя
подножка
Удержа-
ние сбоку
Борьба в стойке. Задания:
1) партнер во время схватки позво-ляяет выполнить захват и дает воз-можность борцу подставить ногу
для проведения задней подножки: 2) партнер постепенно усиливает сопротивление по мере усвоения борцом приема. Схватка длится 2 мин., после чего борцы меняются ролями.
Борьба лежа. Задания: 1) партнер лежит на спине и позволяет выполнить удержание сбоку, после чего он начинает оказывать сопротивление; 2) борец должен удержать партнера в течение 30 сек., после чего они меняются ролями; 3) повторить задание по 2 раза
Теория
Общеразвивающие и специальные упражнения
Техника борьбы самбо
Схватка
стоя
лежа
3-й урок
Беседа 2-я: оборудование, инвентарь и уход за ними (15 мин.)
Ходьба на наружной и внут-
ренней сторонах ступни, на
носках, пятках. Бег боком,
скрещивая ноги. Кувырки
вперед, назад. Наклоны туловища вперед, сидя на ковре.
Вставание на мост и покачи-
вание на мосту.
Самостраховка: падение на
спину из положения сидя на
ковре, полного приседа, полуприседа и стоя.
Имитация: бросок через спину
Повторение приемов из уроков 1 и 2 и совершенствование в этих приемах. При изучении техники бросков тренер должен добиваться, чтобы
занимающиеся выпол-няли приемы в обе сто-
роны как на уроках,
так и в учебно-трени-
ровочных схватках
Борьба в стойке. Задание: выполнить в схватке приемы, изученные на уроках 1 и 2: 1) партнер позволяет провести нужный захват и передви-гается по ковру в различные стороны; при благоприятных условиях борец выводит партнера
из равновесия и выполняет заднюю
подножку; 2) партнер оказывает
сопротивление и по мере овладения
борцом приемами постепенно уве-
личивает его. Продолжительность схватки 2 мин., затем борцы меняются ролями.
В последующих уроках продол-
жительность схватки будет обозна-
чаться так: 2/2, 3/3, что означает, что схватка длится 2 или 3 мин.
для каждого борца.
Борьба лежа. Задание: 1) партнер стоит на четвереньках и позволяет сделать захват рук сбоку;
2) борец после выполнения приема—переворота с захватом рук сбоку—осуществляет удержание сбоку: 3) партнер постепенно увеличивает сопротивление по мере овладения борцом приемами. Продолжительность схватки 2/2
4-й урок
Беседа 1-я: крат-
кие сведения о
строении и функ-
циях организма человека (15 мин.)
Бег с высоким подниманием
бедра. Прыжки на одной ноге,
держа рукой одноименную
ногу. Кувырки через правую
и левую руку. Вставание на
мост со стойки при помощи
партнера. Самостраховка: падение на спину через партнера, стоящего на четвереньках. Борьба ногами лежа («цыганская» борьба).
Имитация: бросок через спину
Бросок
рывком за
пятку с
упором ру-
кой в колено
Переворот рычагом
Борьба в стойке. Партнер находится в высокой стойке.
Задание: партнер позволяет захватить ногу, а затем постепенно
оказывает сопротивление борцу,
проводящему прием—рывок за
пятку.
Борьба лежа. Задание: партнер
позволяет захватить себя для выполнения переворота рычагом, а затем постепенно оказывает сопротивление проведению приема. Продолжительность схватки 2/2
5-й урок
Беседа 2-я: крат-
кие сведения о
строении и функ-
циях организма
человека (15 мин.)
Бег с доставанием пятками
ягодиц Ходьба на руках с
помощью партнера, который
держит за ноги
Движение головой в сторону при упоре на руки и голову. Кувырки вперед через стоящего на четвереньках партнера.
Бег на коленях (эстафета). Самостраховка: падение с опорой на кисти.
Имитация: бросок передней подножкой
Бросок
через спину с захватом пояса на спине
из-под од-
ноименной
руки про-
тивника
Удержание со стороны головы
Борьба в стойке.
Задание: партнер позволяет провести захват и передвигается в различные
стороны, оказывая постепенно сопротивление проведению броска через спину. Продолжительность схватки 2/2.
Борьба лежа.
Задание: выполнение удержаний Борец старается удержать партнера в течение 30 сек.
После удачного удержания борцы меняются ролями. Продолжительность схватки 4/4
Теория
Общеразвивающие и специальные упражнения
Техника борьбы самбо
Схватка
стоя
лежа
6-й урок
Беседа 3-я: крат-
кие сведения о
строении и функ-
циях организма человека (15 мин.)
Прыжки на одной ноге, держа рукой разноименную ногу. Ходьба в полуприседе
и в полном приседе. Отводя
руки в противоположную сторону, приседания на ягодицу. Самостраховка: кувырок вперед перекатом по руке и плечу.
Имитация: бросок передней подножкой
Повторение приемов из уроков 4 и 5 и совершен-ствование в этих приемах
Борьба в стойке. Выполнение
приемов, из уроков 4 и 5. Задание: партнер сопротивляется по мере успешного проведения борцом приемов. Продолжительность 2/2.
Борьба лежа. Соревнование в группе Выполнение удержания противника на спине в течение 20 сек. Выполнять удержание начинают борцы большего веса. Борец, выполнивший удержание, выбывает из соревнования.
В соревнованиях принимает участие вся группа. Можно распределить занимающихся на две, три группы
Прыжки из полного приседа, держа руки на плечах впереди стоящего партнера. Ползание по-пластунски. Падение на предплечья, стоя на коленях. Борьба лежа одной рукой.
Самостраховка: переворот с захватом.
Имитация: бросок боковой
подсечкой. Атакующий вы-
полняет боковую подсечку,
а атакуемый перешагивает его ногу одноименной ногой
Передняя подножка
Переворот с захватом шеи и ноги снаружи
Борьба в стойке. Задание: партнер позволяет выполнить захват
и повернуться к нему спиной, а затем оказывает сопротивление проведению приема—передняя под-
ножка. Продолжительность схватки 3/3.
Борьба лежа. Задание: партнер стоит на четвереньках и позволяет выполнить захват, а затем постеленно оказывает сопротивление. Продолжительность схватки 2/2
8-й урок
Беседа: врачебный контроль и
самоконтроль (15 мин.)
Ходьба на коленях, кувырки. Кувырок назад с выходом
в стойку. Вставание на мост
Приседание с партнером, стоя спиной друг к другу. Перетягивание друг друга через линию. Переворот через, голову с моста при помощи партнера.
Самостраховка: падение со стойки на кисти рук.
Имитация: бросок через голову
Боковая
подсечка
Удержание со стороны ног
Борьба в стойке. Задание: партнер позволяет выполнить захват и двигается в различных направлениях, борец проводит боковую подсечку. Партнер постепенно, по мере овладения борцом приемом, оказывает сопротивление. Продолжительность схватки 3/3. Борьба лежа. Учебные схватки на удержания со стороны ног. Задание: партнер позволит выполнить захват, а затем сопротивляется проведению приема. Продолжительность 2/2
9-й урок
Беседа: преду-
преждение травм и оказание первой помощи (15 мин.)
Игра в чехарду. Кувырок
вперед через партнера, стоя-
щего на четвереньках. Кувы-
рок с партнером.
Самостраховка: падение на
правый и левый бок через
шест, стоя к нему спиной.
Имитация: бросок через голову. Встречный кувырок
Повторение приемов
из уроков 7 и 8 и со-
вершенствование в этих
приемах.
Изучение некоторых
защит (по усмотрению
тренера)
Борьба в стойке и борьба лежа.
Выполнение приемов, изученных
на уроках 7 и 8. Задание: партнер
позволяет выполнить захват и защи-щается, увеличивая сопротивление по мере овладения борцом приемом. Продолжительность схватки 2/2.
Борьба лежа. Выполнение приемов из уроков 7 и 8. Задание: партнер оказывает сопротивление по мере успешного проведения борцом при-ема. Продолжительность схватки 2/2
Теория
Общеразвивающие и специальные упражнения
Техника борьбы самбо
Схватка
стоя
лежа
10-й урок
Беседа 1-я: краткий обзор развития борьбы самбо в СССР (15 мин.)
Кувырок назад с выходом
в стойку. Кувырок подъемом
разгибом. Кувырки с партне-
ром.
Самостраховка: кувырок через шест, стоя к нему лицом. Имитация: задняя подножка под обе ноги
Бросок
через голову
Рычаг
локтя через бедро
Борьба в стойке. Задача: провести бросок через голову. Задание:
партнер позволяет выполнить нуж-
ный захват и способствует проведению броска, постепенно увеличивая сопротивление по мере ус- воения борцом приема. Продолжи
тельность схватки 2/2.
Борьба лежа. Учебная схватка на овладение приемом рычаг локтя через бедро.
Задание: партнер позволяет выполнить захват, а затем постепенно оказывает сопротивление. Продолжительность схватки 2/2
11-й урок
Беседа 2-я: краткий обзор раз-
вития борьбы самбо в СССР (15 мин.)
Бег спиной вперед (по сигна-лу делать повороты и продол-жать бег). Повороты с партне-ром, держа его на плечах. Приседания с партнером, держа его на плечах в положении «мельница».
Самостраховка: кувырок вперед, держась за руку парт-
нера. Из положения стоя на мосту лечь на лопатки (на всю спину) и снова встать на
мост. Прогибаться как можно круче.
Имитация: бросок с захватом ног
Задняя
подножка
под обе
ноги
Удержание поперек
Борьба в стойке. Задание: партнер позволяет выполнить захват и
передвигается по ковру в разных
направлениях. Борец проводит
бросок—задняя подножка под обе ноги. Продолжительность схватки 2/2.
Борьба лежа. Выполнение приема—удержание поперек. Задание: партнер позволяет выполнить захват, а затем оказывает сопротивление. Продолжительность схватки 2/2
12-й урок
Беседа 3-я:
краткий обзор развития борьбы самбо в СССР
(15 мин.)
Упражнения с гимнастичес-кими палками. Наклоны
вперед с партнером, находя-щимся на плечах (в поло-
жении «мельница»). Попытка выполнить шпагат.
Самостраховка: повторение.
Имитация: бросок с захватом ног. Борьба стоя на одной неге, держа рукой одноименную ногу
Повторение приемов
из уроков10 и 11 и
совершенствование в этих приемах. Изучение некоторых защит (по усмотрению тренера)
Борьба в стойке и борьба лежа.
Цель—лучшее усвоение приемов и защит от них, разученных на предыдущих уроках 10 и 11.
Продолжительность борьбы в
стойке и борьбы лежа 3/3
13-й урок
Беседа 1-я: Физическая культура и спорт в СССР
(15 мин.)
Игра в регби с набивным
мячом (6 мин.). Доставать
ковер ногами за головой из
положения лежа на спине.
Самостраховка: повторение урока 2.
Имитация: бросок через спину с падением
Бросок с захватом
ног
Переворот с захватом шеи и ноги изнутри
Борьба в стойке. Задания:
1) проведение бросков с захватом
ног; 2) партнер не оказывает пол-
ного сопротивления, а постепенно
увеличивает его. Продолжитель-
ность схватки 3/3.
Борьба лежа. Задание: проведение переворотов. Партнер частично оказывает сопротивление, постепенно увеличивая его.
Продолжительность схватки 3/3
Теория
Общеразвивающие и специальные упражнения
Техника борьбы самбо
Схватка
стоя
лежа
14-й урок
Беседа 2-я Физическая
Культура и спорт
в СССР (15 мин.)
Упражнения на быстроту: по
сигналу принимать соответст-
вующее положение (сесть —
встать, лечь—встать), бег на
короткую дистанцию. Касать-
ся руками ковра в движении. Вращать стопы вправо и влево, сидя на ковре.
Самостраховка: повторение урока 3.
Имитация: зацеп стопой
Бросок
через спину с захватом головы с падением
Уход от
удержания
сбоку
Борьба в стойке. Выполнение
броска через спину с падением.
Задание: партнер позволяет выпол-
нить захват и бросок, по мере
усвоения борцом приема постепенно
увеличивает сопротивление.
Продолжительность схватки 3/3.
Борьба лежа. Выполнение уходов от удержаний сбоку. Задание: партнер позволяет осуществить нужный захват. По мере усвоения борцом приема постепенно увеличивает сопротивление.
Продолжительность схватки 2/2
15-й урок
Беседа3-я: физическая культура и спорт
в СССР (15 мин.)
Игра в футбол на ковре с
набивным мячом 7 мин. Стоя на мосту, сделать переворот через голову с помощью партнера. Сидя на ковре, достать одноименной ногой ухо. Самостраховка: повторение урока 4. Имитация: зацеп стопой
Повторение приемов
из уроков 13 и 14 и со-
вершенствование в них
Борьба в стойке с односторонним
сопротивлением в целях лучшего
усвоения приемов и одной из защит
от них, разученной на уроках 13 и 14.
Продолжительность схватки 3/3.
Борьба лежа. Соревнование на проведение переворотов с применением ранее изученных приемов на количество раз.
Продолжительность схватки 1/1+1/1.
16-й урок
Заключительная
4-я беседа: физическая культура и спорт в СССР. Задачи физкультурного движения в СССР в свете августовс-ких (1966 г.) пос-тановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему разви-тию физической культуры и спорта» (15 мин.)
Бег в сочетании с прыжками в высоту. Сидя на плечах
стоящего на четвереньках
партнера, прогибаться назад
(спиной к голове).
Самостраховка: повторение
урока 5.
Имитация: бросок через
спину с захватом руки под
плечо
Зацеп
стопой
Узел поперек
Борьба в стойке. Выполнение
изученного приема на данном уроке. Задания: 1) осуществить в схватке зацеп стопой; 2) партнер позволяет выполнить захват и оказывает постепенно сопротивление проведению приема.
Продолжительность схватки 3/3.
Борьба лежа. Задания: 1) партнер позволяет выполнить удержание поперек; 2) по сигналу тренера
борец пытается выполнить удер-
жание, а партнер стремится поме-
шать этому. Затем борцы меняются ролями. Продолжительность схватки 30 сек. Провести по 2 смены
17-й урок
Беседа 1-я: правила соревнований
по борьбе самбо
(15 мин.)
Стоя спиной друг к другу,
захватить партнера за руки и,
согнув ноги, поочередно от-
рывать друг друга от ковра,
выпрямляя ноги, наклоняться вперед. Вращение в тазобедренном суставе.
Самостраховка: повторение урока 6.
Имитация: передняя подсечка
Бросок
через спину с захватом руки под плечо
Удержание верхом
Борьба в стойке. Выполнение
изученного приема. Задания:
1) партнер позволяет выполнить
нужный захват и передвигается по
ковру в разные стороны; 2) борец выполняет бросок через спину с захватом руки под плечо; 3) партнер постепенно усиливает сопротивление. Продолжительность схватки 3/3.
Борьба лежа: партнер позволяет
выполнить удержание верхом, а затем пытается уйти из него. Затем борцы меняются ролями. Продолжительность схватки 30 сек. Провести по 2 смены
Теория
Общеразвивающие и специальные упражнения
Техника борьбы самбо
Схватка
стоя
лежа
18-й урок
Беседа 2-я:
о правилах соревнований по борьбе самбо (15 мин.)
Кувырки вперед через лежащего противника. Сидя на ковре, достать левой рукой правый носок. Переворот через голову из стойки на мосту при помощи партнера. Захватив партнера крест-накрест, стараться оторвать его от ковра.
Самостраховка: повторение
урока 7.
Имитация: передняя подсечка
Повторение приемов из уроков 16 и 17 и совершенствование в этих приемах. Изучение основных защит
Борьба в стойке. Совершенствование в приемах, изученных на уроках 16 и 17
19-й урок
Беседа 3-я: о правилах соревнований по борьбе самбо (15 мин.)
Игра в баскетбол 20 мин. Сидя на ковре и упираясь ступнями в ступни партнера, захватить его за руки и пытаться перетянуть друг друга.
Самостраховка: повторение урока 8.
Имитация: задняя подножка с захватом ноги снаружи
Передняя подсечка
Переворот
косым
захватом
Борьба в стойке. Выполнение изученного приема. Задания: 1) партнер позволяет провести захват и передвигается по ковру; 2) борец выполняет бросок — передняя подсечка; 3) партнер постепенно усиливает сопротивление.
Продолжительность схватки 3/3.
Борьба лежа: 1) партнер позволяет выполнить захват, а затем оказывает неполное сопротивление; 2) партнер оказывает полное сопротивление.
Продолжительность схватки 2/2
20-й урок
Беседа 4-я: организация и проведение соревнований по борьбе самбо (15 мин.)
Сидя на ковре, образовать круг из 4 человек и, зацепив за ноги друг друга, наклоняться туловищем вперед и назад. Стоя на коленях, выполнять пружинистые приседания, доставая ягодицами ковра.
Самостраховка: повторение урока 9. Имитация: задняя подножка с захватом ноги снаружи
Соревновательные схватки-удержания
Тренировочные схватки соревновательного характера, направленные на совершенствование в удержаниях. Условия: оба борца лежат рядом на спине. Задача: по сигналу тренера борцы пытаются захватить друг друга и выполнить одно из разученных удержаний. Бо-
рец, удерживающий своего про-
тивника 20 сек., получает чистую
победу. Участников разбивают на несколько подгрупп. Система розыгрыша на усмотрение тренера. Тренер должен определить время для учебных, учебно-тренировочных и тренировочных схваток. По мере подготовленности занимающихся время на проведение схваток постепенно увеличивают
21-й урок
Беседа 1-я: тео-
ретические сведения о технике и тактике борьбы самбо (15 мин.)
Повторение упражнений из
урока 1.
Самостраховка: повторение урока 10.
Имитация: задняя подножка с захватом ноги снаружи
Повторение приемов из
урока 19 и совершенствование в этих приемах
Учебно-тренировочные схватки.
Цель — лучшее усвоение приемов и защит от них, разученных на предыдущих уроках (по усмотрению тренера)
22-й урок
Беседа 2-я: теоре-тические сведения о технике и такти-ке борьбы самбо,15 мин.)
Повторение упражнений из
урока 2.
Самостраховка: повторение
урока 11.
Имитация: передняя подножка с колен
Задняя под-
ножка с захватом ноги
снаружи
Узел ногой
Борьба в стойке. Проведение
приемов, разучиваемых на уроке. Учебно-тренировочные схватки цель — лучшее усвоение приемов и защит от них, разученных на предыдущих уроках (по усмотрению тренера)
Теория
Общеразвивающие и специальные упражнения
Техника борьбы самбо
Схватка
стоя
лежа
23-й урок
Беседа 3-я: теоретические сведе-ния о технике и тактике борьбы самбо (15 мин.)
Повторение упражнений из урока 3.
Самостраховка: совершенствование в падениях на спину.
Имитация: бросок через спину с захватом двух рук
Передняя подножка с колена
Уход от
удержания
со стороны
ног
Борьба в стойке: усвоение приемов борьбы лежа, удержаний, уходов от удержаний.
Продолжительность схватки 3/3
24-й урок
Беседа 4-я: теоретические сведе-ния о технике и тактике борьбы самбо (15 мин.)
Повторение упражнений из урока 4.
Самостраховка: падение на левый и правый бок.
Имитация: бросок через голо-ву с захватом пояса на спине
Повторение приемов из уроков 22 и 23 и совершенствование в этих приемах
Учебно-тренировочные схватки. Цель — лучшее усвоение болевых приемов (по усмотрению тренера)
25-й урок
Беседа 5-я: теоретические сведе-ния о технике и тактике борьбы самбо (15 мин.)
Повторение упражнений из урока 5.
Самостраховка: падение на правый и левый бок.
Имитация: отхват
Бросок через спину с захватом рук
Разъединение рук
с помощью
становой
силы
Борьба в стойке. Выполнение приемов, разученных на уроке.
Учебно-тренировочные схватки. Цель — лучшее усвоение разученных приемов и защит от них.
26-й урок
Беседа 6-я: о правилах соревнования по борьбе самбо (15 мин.)
Повторение упражнений из урока 6.
Самостраховка: падение с опорой на кисти со стойки.
Имитация: отхват
Бросок через голову с упором голени в живот и захватом пояса на спине
Переворот с захватом шеи и туловища снизу
Борьба в стойке. Выполнение приемов, разучиваемых на уроке (по усмотрению тренера)
27-й урок
Беседа 7-я: о правилах соревнований по борьбе самбо (15 мин.).
Повторение упражнений из урока 7.
Самостраховка: совершенствование в падениях на предплечья со стойки.
Имитация: отхват
Повторение приемов, разученных на уроках 25 и 26. Изучение некоторых защит (по усмотрению тренера)
Учебно-тренировочные схватки. Цель — лучшее усвоение приемов и защит от них, разученных на предыдущих уроках (по усмотрению тренера)
28-й урок
Заключительная 8-я беседа: о правилах соревнова-ний по борьбе самбо (15 мин.)
Повторение упражнений из урока 8. Самостраховка: совершенствование в падениях на живот с прогибом назад.
Имитация: бросок через спину с захватом партнера двумя руками
Отхват
Ущемление
ахиллова
сухожилия
Борьба в стойке. Выполнение приемов, разучиваемых на уроке. Учебно-тренировочные схватки, цель — лучшее усвоение приемов и защит от них, разученных на предыдущих уроках (по усмотрению тренера)
29-й урок
Беседа 1-я: Единая всесоюзная спортивная классификация, ее значение (15 мин.)
Повторение упражнений из урока 9.
Самостраховка: совершенствование в кувырке вперед, держась за руку партнера.
Имитация: задняя подсечка
Бросок через спину с захватом двумя руками одной руки за плечо
Рычаг локтя с захватом руки между ногами
Борьба в стойке. Проведение приемов, разучиваемых на уроке. Партнер позволяет выполнить захват и оказывает сопротивление по мере усвоения борцом приема до полного сопротивления
30-й урок
Беседа 2-я: Единая всесоюзная спор-тивная классифи-кация. Разбор разрядных требо-ваний по борьбе самбо (15 мин.)
Повторение упражнений из урока 10.
Самостраховка: совершенствование в кувырке через мост, стоя к борцу спиной.
Имитация: задняя подсечка
Повторение приемов
из уроков 28 и 29 и
совершенствование в
этих приемах. Изуче- ние основных защит
(по усмотрен
ию тренера)
Учебно-тренировочные схватки. Цель — лучшее усвоение приемов и защит от них, разученных на предыдущих уроках.
Борьба лежа. Соревнование.
Выполнение приема — ущемление
ахиллова сухожилия (по усмотрению тренера)
Теория
Общеразвивающие и специальные упражнения
Техника борьбы самбо
Схватка
стоя
лежа
31-й урок
Беседа 6-я: тео-
ретические сведе-
ния о технике и
тактике борьбы самбо (15 мин.)
Повторение упр. из урока 11.
Самостраховка: совершен-
ствование в падениях на бок, через мост, стоя к борцу спиной.
Имитация: боковая подсечка
Задняя
коленная
подсечка
Переворот
с захватом
шеи из-под
плеча и рукава
Борьба в стойке. Выполнение
приемов, разучиваемых на уроке.
Учебно-тренировочные схватки.
Цель — усвоение разученных приемов и защит (по усмотрению тренера)
32-й урок
Беседа 7-я: тео-
ретические сведения о технике и тактике борьбы самбо (15 мин.)
Повторение упр. из урока 12.
Самостраховка: совершенствование в падениях на левый бок через партнера, стоящего на четвереньках.
Имитация: броски через спину
Соревновательные схватки. Проведение бросков через спину
Соревнования. Проведение любых бросков через спину. Победа тому борцу, который проведет любой бросок через спину. Система проведения соревнования и продолжительность схваток по усмотрению тренера
33-й урок
Беседа 8-я: тео-
ретические сведе-
ния о технике и
тактике борьбы
самбо (15 мин.)
Повторение упражнений из
урока 13.
Самостраховка: падение на
правый бок через партнера,
стоящего на четвереньках.
Имитация: боковая подсечка
Повторение приемов из
уроков 31 и 32 и совер-
шенствование в этих приемах; изучение неко-торых защит (по усмо-трению тренера)
Учебно-тренировочные и трени-
ровочные схватки. Цель — лучшее
усвоение приемов и защит от них,
разученных на предыдущих уро-
ках (по усмотрению тренера)
34-й урок
Заключительная
9-я беседа: теоре-тические сведе-ния о технике и тактике борьбы самбо (15 мин.)
Повторение упражнений из
урока 14.
Самостраховка: падение на
правый бок из стойки.
Имитация: задняя подножка с колена
Борьба в стойке. Выполнение
приемов, разучиваемых на уроке.
Учебно-тренировочные схватки.
Цель — усвоение приемов и защит от них, разученных на предыдущих уроках (по усмотрению тренера)
35-й урок
Беседа 1-я: основы методики обуче-ния и тренировки (15 мин.)
Повторение упр. из урока 15.
Самостраховка: падение на
левый бок из стойки.
Имитация: бросок рывком за пятку изнутри
Задняя
подножка
с колена
Защита от
переворота
с захватом
рук сбоку
Борьба в стойке. Проведение
приемов, разучиваемых на уроке.
Партнер позволяет выполнить зах- ват и оказывает сопротивление по мере усвоения борцом приемов
36-й урок
Беседа 2-я: основы методики обуче-ния и тренировки (15 мин.)
Повторение упр. из урока 16.
Самостраховка: падение на правый бок из полуприседа.
Имитация: бросок рывком
за пятку изнутри
Повторение приемов из
уроков 34 и 35 и совершенствование в
этих приемах. Изучение
защит (по усм. тренера)
Соревновательные схватки. Вы-
полнение приемов на удержание. Система розыгрыша и продол-
жительность схватки определяются
по усмотрению тренера
37-й урок
Беседа 3-я: основы методики обуче-ния и тренировки (15 мин.)
Повторение упражнений из
урока 17.
Самостраховка: падение на левый бок из полуприседа.
Имитация: передняя поднож-ка с захватом ног снаружи
Бросок
рывком за пятку изнутри
Рычаг локтя
при помощи плеча сверху
Борьба в стойке. Цель — лучшее усвоение приемов, разученных на уроке (по усмотрению тренера)
38-й урок
Беседа 4-я: основы методики обуче-ния и тренировки (15 мин.)
Повторение упражнений из
урока 18. Самостраховка: падение на правый бок из положения полного приседа.
Имитация, задняя подножка
Соревновательные
схватки на выполнение болевых приемов
Соревновательные схватки. Выполнение болевых приемов. Борцы находятся в положении стоя на коленях друг против друга. По сигналу тренера борцы начинают схватку. Разрешается применять любые приемы лежа, но победа присуждается только за проведение болевого приема. Система розыгрыша и продолжительность схватки—по усмотрению тренера
Теория
Общеразвивающие и специальные упражнения
Техника борьбы самбо
Схватка
стоя
лежа
39-й урок
Беседа 5-я: основы методики обуче-ния и тренировки (15 мин.)
Повторение упр. из урока 19.
Самостраховка, падение на левый бок из приседа.
Имитация: передняя поднож-ка с захватом ноги снаружи
Повторение приемов из урока 37 и совершенствование в этих прие-мах. Изучение защит (по усмотрению тренера)
Учебно-тренировочные и тренировочные схватки. Цель — лучшее усвоение приемов и защит от них, разученных на предыдущих уроках (по усмотрению тренера)
40-й урок
Беседа 6-я: основы методики обу-
чения и трениров-
ки (15 мин.)
Повторение упр из урока 20.
Самостраховка: падение на
правый бок из положения
сидя на ковре.
Имитация: бросок через спину с колена с захватом двумя руками партнера за одну руку
Передняя
подножка
с захватом
ноги снару-
жи
Совершен-
ствование
в проведе-
нии рычага
локтя с захватом руки между ногами
Борьба в стойке. Выполнение
приемов, разучиваемых на уроке
41-й урок
Беседа 7-я: основы методики обу-
чения и трениров-
ки (15 мин.)
Бег с партнером на спине.
Приседания на одной ноге,
держа партнера за руки. Ма-
ховые движения руками.
Самостраховка: падение на
левый бок из положения сидя на ковре.
Имитация: задняя подножка с падением
Бросок че-
рез спину с
захватом
двумя рука-
ми одной
руки про-
тивника,
переходя
на колени
Ущемление
ахиллова
сухожилия
с упором в
подколенный
сгиб другой
ноги
Борьба в стойке. Выполнение
приемов, разучиваемых на уроке
(по усмотрению тренера)
42-й урок
Заключительная
8-я беседа: основы методики обучения и тренировки (15 мин.)
Ходьба на руках. Лазание
по канату. Кувырки вперед,
назад.
Самостраховка: кувырок
вперед с перекатом по руке
и плечу. Имитация: задняя подножка с падением
Повторение приемов
из уроков 40 и 41 и
совершенствование в
этих приемах; усвоение
отдельных защит (по
усмотрению тренера)
Учебно-тренировочные и трени-
ровочные схватки. Цель — усвоение разученных приемов и защит от них.
(по усмотрению тренера). Соревновательные схватки. Выполнение подножек. В схватке разрешается применять любой из ранее изученных приемов, но победа присуждается за применение подножки
43-й урок
Беседа: моральный облик советского спортсмена (15 мин.)
Игра в регби. Парные упражнения.
Самостраховка: кувырок вперед.
Имитация: боковая подножка