Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ





 

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРАВО И ИСТОРИЯ»

 

 

ЛИПЕЦК 2015

 

Тематика лабораторных занятий посвящена формированию у студентов умению разрабатывать и применять современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности на уроках истории. Своим содержанием она ориентирует будущих учителей на дальнейшее, но более самостоятельное, чем в лекционном курсе, изучение в рамках уроков закономерного процесса обучения и его методики.

В целях интенсификации лабораторных занятий подготовительная работа по каждой теме переносится на домашние занятия студентов. Ее результаты преподаватель проверяет и оценивает на соответствующих занятиях.

Каждое занятие рекомендуется начинать с разбора и обсуждения результатов выполнения студентами домашнего задания. После этого вводится новая тема, по ней повторяется теоретический материал, изложенный в лекционном курсе, преподаватель обстоятельно разбирает содержание и последовательность предстоящей самостоятельной работы студентов, показывает образцы выполнения наиболее сложных ее частей.

На занятии студенты знакомятся с государственным образовательным стандартом по истории и школьными программами по предмету. Это подводит их к последующей работе над планированием урока.

Далее проводится блок лабораторных занятий, предусматривающих отработку конкретных умений структурно-функциональ­ного анализа учебного исторического материала конкретных уроков в средних и старших классах общеобразовательной школы. Поскольку эта ра­бота определяет весь дальнейший ход планирования урока, к ней студенты возвращаются на последующих практических и лабораторных занятиях неоднократно.

Отдельное занятие посвящено анализу современных школьных учебников.

На следующих занятиях отрабатывается методика отбора адекватных учебному историческому материалу средств и приемов преподавания учителя и учения учащихся на эмпирическом и теоретическом уровнях. На лабораторных занятиях по этой тематике студенты разрабатывают конкретные приемы эмпирического и теоретического уровней изучения учебного исторического материала. Кроме того, на этих занятиях студенты обучаются умению формулировать посильные для учеников разных возрастных групп познавательные задания.

На лабораторные занятия выносятся вопросы методики работы с картографическим материалом и изобразительными наглядными средствами. Студенты готовят фрагменты объяснения нового материала с использование карты, учебной исторической картины и экранных наглядных средств.

Часть занятий посвящена отработке умений определять образовательные, воспитательные и развивающие цели урока и, в конечном счете, планировать учебное занятие. Итогом работы является составление конспектов уроков различных типов. Студенты самостоятельно разрабатывают от 5 до 7 конспектов уроков

После такой работы студенты дают пробные уроки в группе. Пробные уроки проходят в форме ролевых игр.

Практическое занятие № 1

Предмет и содержание ТМО истории в школе

 

План

1. Общее представление о теории и методике обучения истории как учебной дисциплине.

2. Задачи и функции теории и методики обучения истории.

3. Основные факторы процесса обучения истории.

4. Связь теории методики обучения истории с другими науками. Методы научного исследования.

Литература

Основная

Вагин А.А. Методика обучения истории. М., 1972. С. 3 – 16.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988. С. 7 – 11.

Короткова М.В. Противоречивые проблемы преподавания истории // Преподавание истории в школе. 1997. № 1.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Ф.П. Коровкин. М., 1978. Ч. 1. С. 39 – 45.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000. С. 5 – 10.

Дополнительная

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.

Гончарова Т.И., Гончаров И.Ф. Когда учитель – властитель дум. М., 1991.

Организация и методика экспериментальных педагогических исследований. М., 1983.

Саранцев Г.И. Методы обучения как категория методики преподавания // Педагогика. 1998. №1.

Практическое занятие № 2

Историческое образование в дореволюционной России

1. Становление и развитие обучения истории в XVII – XVIII веках.

2. Историческое образование в XIX веке.

3. Методика обучения истории в XX веке.

Литература

Воронин В.Е. Либеральные и консервативные преобразования в сфере образования (конец 1850-х – 1860-е гг.) // ПИШ. 2009. № 7.

Грицков Н.Н. Устрялов – автор школьных учебников по истории // ПИШ. 2002. № 2.

Методика обучения истории в средней школе / Под ред. Ф.П. Коровкина. Ч.1. М., 1978.

Методика преподавания истории в средней школе / Под ред. С.А. Ежовой и др. М., 1986.

Назарьева О.Е. Проблемы в народном образовании в начале XX в. // ПИШ. 2009. № 8.

Поникарова Н.М. Школьные учебники по русской истории в оценках журнала Министерства культурного просвещения // ПИШ. 2004. № 9.

Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Ч.1. М., 2002.

Студеникин М.Т. Активные методы: обучение истории в русской школе начала XX века // ПИШ. 1994. №2.

Студеникин М. Т.Повторение на уроках истории в дореволюционной школе // ПИШ. 2004. № 3.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в средней школе. М., 2000.

Фукс А.Н. «Синопсис» – первая учебная книга по русской истории // ПИШ. 2008. №5.

Фукс А.Н. Ключевский В.О. «Краткое пособие по русской истории» // ПИШ. 2008. № 8.

Шапарина О.Н. Государственная политика в области исторического образования в России в 1901-1917 годах // ПИШ. 2009. № 9.

Юрищева И.В. Состояние народного образования в России в начале XX в. // ПИШ. 2002. № 2.

 

Практическое занятие № 3

Советский период в развитии теории и методики

Обучения истории в школе

1. Школьное историческое образование в 1917 – 1930-х годах.

2. Историческое образование в советской школе 30-х – 50-х годов.

3. Совершенствование системы школьного исторического образования и развитие методики школьного обучения истории в 60-е – 80-е годы.

4. Изучение истории в школах за рубежом.

Литература

Основная

Методика обучения истории в средней школе / Под ред. Ф.П. Коровкина. Ч.1. М., 1978.

Методика преподавания истории в средней школе / Под ред. С.А. Ежовой и др. М., 1986.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в средней школе. М., 2000.

Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. М., 1978.

Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школе. М., 1966.

Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. М., 1968.

Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. М., 1986.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.

Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М., 1971.

Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1976.

Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучение истории. М., 1968.

Лернер И.Я. Развитие учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.

Дополнительная

Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе. М., 1993.

Воскресенская Н. Как обучают демократии в школах Канады? // Учительская газета. 1995. №15. С.4.

Калуцкая Е.К.Методика преподавания истории в 1920-е годы: осмысление опыта прошлого в новых условиях // ПИШ. 2008. № 8.

Кан А.С. Преподавание истории в гимназиях современной Норвегии // ПИШ (далее: ПИШ) 2005. №8.

Минкина-Милко Т. Программа Совета Европы в области преподавания истории // ПИШ. 1999. №6.

Найденова И.С. Современные стандарты обучения истории в школах США // ПИШ. 2009. №5.

Полторак Д.И. Об американском учебнике «Всемирная история» (для старших классов) // ПИШ. 1993. №5.

Пучков П.А. История в системе школьного образования Великобритании // ПИШ. 2007. №2

Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.

 

Практическое занятие №4







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.