Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Составитель: кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии Донцов Д.А.





  П 86 Психология подростка: Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для студентов по специальности 030301.65 «Психология» / Д.А. Донцов. – Одинцово: АНОО ВПО ОГИ, 2011 – 141 с.   Учебно-методический комплекс учебной дисциплины составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Специальность 020400 (030301.65) «Психология» Квалификация - Психолог. Преподаватель психологии (2000 г.). Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации по психологии развития и возрастной психологии и является обязательной для изучения.     Рекомендована в печать на заседании Учебно-методического совета института "___"________ 2011 г., протокол № ____. ББК 88.8  

 

© АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2011

© Донцов Дмитрий Александрович

 

 
 
 

 


Содержание

1. Цели и задачи дисциплины ……………..…………………….....  
  1.1 Цели преподавания дисциплины ……………………………  
  1.2 Задачи изучения дисциплины …………………………….…  
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ……  
3. Объем дисциплины и виды учебной работы …………………..  
4. Содержание дисциплины ………………………………………..  
5. Темы семинарских занятий ……………..……………………....  
6. Самостоятельная работа студентов..………………………….  
  6.1 Формы самостоятельной работы ……………………………  
  6.2 Темы докладов, рефератов по дисциплине для самостоятельной работы студентов …………………………….  
7. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля и требования к их проведению ………..…………….…..…..…….  
  7.1 Вопросы для самопроверки студентами знаний по дисциплине.………………………………………………………  
  7.2 Контрольные вопросы для подготовки к экзамену..……....  
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ……..…….....  
  8.1 Литература (основная, дополнительная, рекомендуемая)..  
  8.2 Методические указания, рекомендации по изучению дисциплины.……………………….……………………….…..…  
9. Контрольно-тестирующий комплекс ….………...……………...  
  9.1 Тест промежуточного контроля знаний студентов…..…….  

1. Цели и задачи дисциплины

1.1 Цели преподавания дисциплины

Целями преподавания дисциплины являются:

ознакомление с существующими в психологии подходами к пониманию и анализу общих психологических возрастных характеристик подростков, теориями и концепциями зарубежных и отечественных ученых - психологов, посвященными изучению и исследованию психологии подросткового возраста, психологии возрастного формирования и развития личности подростка;

формирование категориального (понятийного) аппарата, психологического научного тезауруса, соответствующего современным профессиональным требованиям в области знаний о психологии подросткового возраста и развития подростка, о психофизиологической роли новообразований и качеств, о формировании психических функций и свойств;

изучение закономерных, основополагающих, филогенетически обусловленных тенденций, проявлений, и показателей выраженности развития личности подростков в младшем, среднем и старшем подростковом возрасте.

1.2 Задачи изучения дисциплины

Изучение дисциплины направлено на решение следующих задач:

изучение студентами разносторонних, характерных для обширной психологической нормы, проявлений и показателей возрастного развития личности подростков;

выявление особенностей и специфики выраженности свойств, видов, психофизиологической роли психических возрастных параметров развития подростков;

формирование у студентов умений и навыков теоретической методологической психологической оценки, направленной на понимание общепсихологических аспектов возрастного формирования личности подростков;

развитие у студентов умений и навыков диагностики и оценки функциональных проявлений личности подростка в динамике;

выявление выраженности основных свойств личности подростка в развитии, осмысление психосоциальной роли личностных качеств подростков;

изучение типологических характерологических особенностей и акцентуаций характера подростков.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В итоге изучения дисциплины студент должен

знать:

существующие в психологии подходы к пониманию и анализу общих психологических возрастных характеристик подростков;

теории зарубежных и отечественных ученых - психологов, посвященные изучению психологии подросткового возраста;

концепции зарубежных и отечественных ученых - психологов, посвященные исследованию психологии возрастного формирования и развития личности подростка;

категориальный (понятийный) аппарат, соответствующий современным профессиональным требованиям в области знаний о психологии подросткового возраста;

категориальный аппарат, соответствующий современным профессиональным требованиям в области знаний о психологии развития подростка;

понятийный аппарат, соответствующий современным профессиональным требованиям в области знаний о психофизиологической роли новообразований и качеств в подростковом возрасте;

психологический научный тезаурус, соответствующий современным профессиональным требованиям в области знаний о формировании психических функций и свойств в подростковом возрасте;

закономерные, филогенетически обусловленные тенденции и показатели выраженности развития личности подростков в младшем подростковом возрасте;

основополагающие, филогенетически обусловленные тенденции и проявления выраженности развития личности подростков в среднем подростковом возрасте;

филогенетически обусловленные тенденции выраженности развития личности подростков в старшем подростковом возрасте.

уметь:

самостоятельно работать с научной и учебно-методической психологической литературой по проблемам возрастного формирования и развития психологии личности в отрочестве;

теоретически обосновывать собственную профессиональную позицию, относительно понимания динамики развития системы психических познавательных процессов подростков;

теоретически обосновывать собственную профессиональную позицию, относительно понимания системы психических личностных качеств подростков разнообразных возрастов в соответствии с современными научными теориями и концепциями;

вести аналитическую научную дискуссию (осуществлять квалифицированный обмен мнениями) по изученному учебному материалу.

владеть навыками:

оценки разносторонних, характерных для обширной психологической нормы, проявлений и показателей возрастного развития личности подростков;

выявления особенностей и специфики выраженности свойств, видов, психофизиологической роли психических возрастных параметров развития подростков;

анализа теоретической методологической психологической информации, фактологически составляющей понимание общепсихологических аспектов возрастного формирования личности подростков;

понимания развития проявлений личности подростка в динамике;

выделения основных свойств личности подростка в развитии;

осмысления психосоциальной роли личностных качеств подростков;

типологизации характерологических особенностей и акцентуаций характера подростков.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
очная заочная
6-й семестр 7-й семестр
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинарские занятия    
Самостоятельная работа студентов    
Всего часов на дисциплину    
Контрольная работа    
Форма итогового контроля экзамен экзамен

 

Распределение часов дисциплины по разделам, темам и видам работ

(очная форма обучения)

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные часы Самостоятельная работа
лекции семи-нары
Раздел 1. Теоретические основы дисциплины «Психология подростка»
  Тема 1. Дисциплина «Психология подростка» в контексте психологии развития и возрастной психологии        
  Тема 2. Научно-методологическая база дисциплины «Психология подростка» с позиций психологии развития и возрастной психологии        
Раздел 2. Особенности подросткового возраста
  Тема 3. Физические параметры развития в подростковом возрасте        
  Тема 4. Предпосылки развития в подростковом возрасте        
  Тема 5. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте        
  Тема 6. Сферы развития в подростковом возрасте        
  Тема 7. Деятельность как явление и феномен        
  Тема 8. Психическая деятельность        
  Тема 9. Ведущая деятельность в подростковом возрасте        
  Тема 10. Возрастные психические новообразования подросткового возраста        
  Тема 11 Чувство взрослости в качестве особой характеристики подростков        
  Тема 12. Психические процессы человека, мотивация и самосознание в подростковом возрасте        
  Тема 13. Психические познавательные процессы и их развитие в подростковом возрасте        
  Тема 14. Восприятие и внимание в подростковом возрасте        
  Тема 15. Память и воображение в подростковом возрасте        
  Тема 16. Мышление и речь в подростковом возрасте        
  Тема 17. Кризис подросткового возраста        
  Тема 18. Сфера общения со взрослыми в подростковом возрасте        
  Тема 19. Специфика общения с учителями в подростковом возрасте        
  Тема 20. Специфика общения с родителями в подростковом возрасте        
  Тема 21. «Физическое (физиологическое) “Я”» в подростковом возрасте        
  Тема 22. Особенности общения со сверстниками, «Я-концепция» и самооценка в подростковом возрасте        
  Тема 23. Развитие акцентуаций характера в подростковом возрасте        
  Тема 24. Гипертимный, циклоидный и лабильный типы акцентуации характера в подростковом возрасте        
  Тема 25. Сензитивный и психоастенический типы акцентуации характера в подростковом возрасте        
  Тема 26. Астено-невротический и шизоидный типы акцентуации характера в подростковом возрасте        
  Тема 27. Истероидный и эпилептоидный типы акцентуации характера в подростковом возрасте        
  Тема 28. Неустойчивый и конформный типы акцентуации характера в подростковом возрасте        
Итого часов        

Распределение часов дисциплины по разделам, темам и видам работ

(заочная форма обучения)

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные часы Самостоятельная работа
лекции семи-нары
Раздел 1. Теоретические основы дисциплины «Психология подростка»
  Тема 1. Научно-методологическая база дисциплины «Психология подростка» с позиций психологии развития и возрастной психологии        
Раздел 2. Особенности подросткового возраста
  Тема 2. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте        
  Тема 3. Ведущая деятельность в подростковом возрасте. Возрастные психические новообразования подросткового возраста        
  Тема 4. Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте. Развитие самосознания в подростковом возрасте        
  Тема 5. Сфера общения в подростковом возрасте. Кризис подросткового возраста. Развитие акцентуаций характера в подростковом возрасте        
Итого часов        

4. Содержание дисциплины

Дисциплина «Психология подростка» изучается при очной форме обучения в течение 6-го семестра, а при заочной форме обучения – в течение 7-го семестра. С целью теоретического и практического овладения студентами знаниями, умениями и навыками по дисциплине при очной форме обучения предусмотрены аудиторные занятия в объеме 84 часов (56 часов – лекции, 28 часов – семинарские занятия), самостоятельная работа в объеме 76 часов, при заочной форме обучения - аудиторные занятия в объеме 16 часов (10 часов – лекции, 6 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа в объеме 144 часов. Самостоятельная работа студентов нацелена на глубокое усвоение изучаемого материала, формирование умений и навыков самостоятельного анализа информации и применения теоретических знаний. Студенты выполняют дидактически сформированные задания для самостоятельной работы по дисциплине. Результаты самостоятельной работы студентов контролируются преподавателем на семинарах, учитываются при промежуточной аттестации (рубежном контроле) и при итоговом контроле знаний студентов – на экзамене. В качестве промежуточной аттестации (рубежного контроля) по данной дисциплине при очной и заочной формах обучения предусмотрена контрольная работа в виде тестирования, проводимого в электронном формате в системе дистанционного обучения, размещенной в Интернете на сайте http://odinuni.ru/.

Предметное содержание дисциплины «Психология подростка» научно-методологически сопряжено с содержанием таких естественнонаучных дисциплин, как «Антропология», «Анатомия центральной нервной системы», «Физиология центральной нервной системы», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» и таких общепрофессиональных дисциплин, как «Введение в профессию», «Зоопсихология и сравнительная психология», «Клиническая психология», «Методологические основы психологии», «Общая психология», «Общий психологический практикум», «Педагогическая психология», «Психогенетика», «Психодиагностика», «Психология личности», «Психология труда», «Психология развития и возрастная психология», «Психофизиология», «Социальная психология», «Специальная психология» и «Экспериментальная психология». Всем этим многообразием межпредметных связей объясняется содержательная глубина проблематики, всесторонне прорабатываемой в учебной дисциплине «Психология подростка». Особое значение для успешной учебной успеваемости студентов - психологов по данной дисциплине имеет доскональное овладение ими базовым учебным информационным материалом по дисциплинам «Общая психология» и «Психология развития и возрастная психология».

Таким образом, в целях учебной оптимизации целостного педагогического процесса, согласно образовательным принципам информационной целесообразности и единонаправленности содержания предметных учебных дисциплин, фактологическое наполнение предметной дисциплины «Психология подростка» в рамках междисциплинарных и межпредметных связей скоординировано со всеми указанными предметными дисциплинами, входящими в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 020400 (030301.65) «Психология». Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии, номер государственной регистрации 235 гум/сп, утвержденный заместителем Министра образования Российской Федерации 17.03.2000 г.


Очная форма обучения

Раздел 1. Теоретические основы дисциплины «Психология подростка» (10 часов)

Тема 1. Дисциплина «Психология подростка» в контексте психологии развития и возрастной психологии (5 часов)

Тематически значимые разделы учебной дисциплины «Психология развития и возрастная психология»:

1. Психология детского возраста (отечественными учеными - психологами введено понятие «детская психология»). Временные рамки детского этапа онтогенеза: от момента рождения ребенка и до 17 лет. По вопросу окончания детского этапа онтогенеза имеют место разные мнения, но по совокупности авторских классических научных источников: Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Кон И.С., Мухина В.С., Пиаже Ж. и мн. др., – принято считать, что детская психология (т.е. именно возрастная психология «в узком смысле»), охватывает период с рождения ребенка до 17 лет. Детская психология включает в себя пять разнообразных возрастов, каждый из которых, в свою очередь, в силу специфических особенностей возрастного развития, которое в детстве происходит качественно очень быстро, разделяется на две или три возрастных стадии:

младенческий возраст (младенчество): со дня появления на свет до одного года. Младенческий возраст имеет три стадии. 1-я стадия: от фактического момента рождения до двух месяцев – возраст новорожденности (новорожденность); 2-я стадия: от двух до шести месяцев – т.н. раннее младенчество; 3-я стадия: от шести месяцев до одного года – т.н. позднее младенчество;

ранний возраст (раннее детство): с одного года до трех лет. Ранний возраст имеет две стадии. 1-я стадия: от одного года до двух лет – т.н. младший ранний возраст. 2-я стадия: от двух до трех лет – т.н. старший ранний возраст;

дошкольный возраст (дошкольное детство): с трех до шести - семи лет (в зависимости от того, в шесть или семь лет ребенок идет в школу). Дошкольный возраст имеет две возрастных стадии. 1-я стадия: от трех до пяти лет – младший дошкольный возраст. 2-я стадия: от пяти до шести – семи лет – старший дошкольный возраст;

младший школьный возраст: с шести - семи до 11 лет. Младший школьный возраст имеет две стадии. 1-я стадия: от шести - семи до восьми лет – т.н. ранний младший школьный возраст. 2-я стадия: от восьми до 11 лет – т.н. поздний младший школьный возраст;

подростковый возраст (данный возраст имеет старорусское наименование «отроческий» и «новоамериканское» наименование «тинейджерский»): с 11 до 17 лет. Подростковый возраст имеет три стадии. 1-я стадия: от 11 до 13 лет – младший подростковый возраст. 2-я стадия: от 13 до 15 лет – средний подростковый возраст. 3-я стадия: от 15 до 17 лет – старший подростковый возраст. В 17 лет старший подростковый возраст, по мнению большинства авторов, онтогенетически закономерно перетекает в юношеский возраст.

2. Психология юношеского возраста (психология юности). Большинством авторов этот раздел (период онтогенеза) выделяется отдельно, как самостоятельный этап возрастного психологического развития личности. Временные рамки юношеского этапа онтогенеза: с 17 до 23 лет. Юношеский возраст состоит из двух стадий. 1-я стадия: от 17 до 20 лет – т.н. ранняя юность (согласно Игорю Семеновичу Кону и другим ученым). 2-я стадия: от 20 до 23 лет – т.н. поздняя юность.

Тематически значимые понятия учебной дисциплины «Психология развития и возрастная психология»:

возраст (в психологии) — понятийная содержательная категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Возраст (в самом общем смысле) – период времени, начиная с рождения индивида и до данного конкретного момента (хронологический возраст). Хронологические рамки и особенности каждого возраста не статичны, а динамичны, они определяются действием общественно-исторических факторов, потребностями общества, т.е., т.н. социальным заказом общества. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, детерминированную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую культурно-историческое происхождение. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются развивающимся человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом. Каждый возрастной период изучается с учетом общих тенденций развития, с учетом особенностей предыдущего и последующего возрастов. Каждый возраст имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной взрослым деятельности ребенка, либо активированы самой личностью (по Давиду Иосифовичу Фельдштейну);

развитие (в биологии) – это процесс генетически направленных, закономерных и последовательных изменений живого организма, приводящий к взаимосвязанным количественным и качественным преобразованиям живых особей с рождения до конца жизнедеятельности (онтогенез) или в течение всего времени существования данного вида живых существ (в нашем случае – вида Homo sapiens – «человек разумный») на планете Земля (филогенез). Развитие (в психологии) – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека (по Артуру Александровичу Реану).

Ученые различают две базовые формы развития:

1. Эволюционная форма развития – медленные, количественные изменения (по Чарльзу Дарвину).

2. Скачкообразная (революционная) форма развития – фундаментальные преобразования в относительно короткие периоды времени, т.е. развитие через кризисы (периоды критического развития психики, когда происходят качественные скачки психического развития), перемежающиеся литическими периодами (периодами «скрытого» развития, когда происходит количественное накопление психических изменений), – по Льву Семеновичу Выготскому.

 

Тема 2. Научно-методологическая база дисциплины «Психология подростка» с позиций психологии развития и возрастной психологии (5 часов)

Основные теории периодизации онтогенеза личности в психологии развития и возрастной психологии:

1. Психическое развитие личности – это происходящее в онтогенезезакономерное и последовательное формирование и изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики человека в ходе онтогенеза обусловлено такими факторами как наследственность, окружающая среда и активность данного индивида. Имеется целый ряд общепсихологических теорий психического развития, основанных на разнообразных научно-эмпирических подходах: биогенетический научный подход (теория рекапитуляции Эрнеста Геккеля и Стенли Холла, психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда и других ученых), социогенетический научный подход (концепция Эрика Эриксона и других ученых), когнитивный научный подход (концепция Жана Пиаже́ и других ученых); культурно-исторический научный подход (концепция Льва Семеновича Выготского и других ученых); деятельностный научный подход (концепции Сергея Леонидовича Рубинштейна, Даниила Борисовича Эльконина, Алексея Николаевича Леонтьева, Лидии Ильиничны Божович, Петра Яковлевича Гальперина и других ученых); психосоциальный (социально-психологический) научный подход (концепция Артура Владимировича Петровского и других ученых) и другие научные подходы.

2. Зарубежные теории возрастного развития.Теория основного биогенетического закона в онтогенезе, представленная как теория рекапитуляции гения биологии Эрнеста Геккеля. Онтогенез есть краткое повторение филогенеза. В стадиях эмбриогенеза человека обнаруживаются формы, подобные стадиям эволюции животных организмов.

Американский психолог Гренвилл Стенли Холл утверждал, что ребенок по своей природе кратко повторяет эволюцию человеческого рода. Страхи детей – это повторение страхов первобытного человека. Детская игра – это упражнение новых форм действия.

Американский психолог Арнольд Луис Гезелл создал нормативный подход к изучению психического развития. Применив лонгитюдный метод эмпирического исследования в сочетании метода срезов, установил первые нормы для периодов детского развития.

Швейцарский психолог Жан Пиаже в своих исследованиях с применением экспериментальной беседы установил «возрастные феномены» детского развития как возрастные нормы для каждого периода онтогенеза.

3. Отечественные теории возрастного развития. Преодоление не оправдавших себя на практике идей биогенетической трактовки детского развития осуществлено в отечественной психологии. Лев Семенович Выготский сформулировал гипотезу о превращении внешних знаковых и орудийных средств овладения поведением во внутренние, «психологические орудия» сознательного произвольного действия. В теории периодизации Лев Семенович Выготский разработал понятие типа ведущей деятельности, которая определяет характер развития на каждом возрастном этапе.

В работах Алексея Николаевича Леонтьева и Даниила Борисовича Эльконина утверждается концепция периодизации по механизму смены ведущей деятельности ребенка при переходе развития от одной эпохи к другой.

Петр Яковлевич Гальперин, в теории поэтапного формирования умственных действий, экспериментально доказывает гипотезу о механизме интериоризации и опровергает концепцию Жана Пиаже о неизменности «возрастных феноменов».

Василий Васильевич Давыдов, в теории развивающего обучения, соотносит процессы обучения и развития, понимая их в качестве разных форм и в качестве разнообразного содержания общего процесса развития личности. Возрастные особенности периодизации определены различным характером взаимосвязи формы и содержания обучения и развития.

Лидия Ильинична Божович полагала, что мотором развития личности является внутриличностная система мотивов, активно формирующаяся и иерархизирующаяся в процессе жизни и деятельности, под влиянием социальной среды, начиная с раннего детского возраста, и развивающаяся от простейших потребностных мотивов до сложнейших общественных мотивов.

Артур Владимирович Петровский утверждал, что основным движителем развития личности является не деятельность (как в концепции А.Н. Леонтьева), а разного рода общение, которое, тем не менее, можно понимать и в качестве особой деятельности.

Основополагающие аспекты каждого постнатального этапа развития личности (базовые параметры любого возрастного периода):

кризис возрастного развития;

социальная ситуация развития;

коммуникативная сфера;

ведущая деятельность;

возрастные психические новообразования;

когнитивная сфера;

эмоционально-волевая сфера;

потребностно-мотивационная сфера.

Указанные факторы (условия) формирования человека любого возраста являются непреложными и неотъемлемыми компонентами возрастного развития личности. Эти основные характеристики каждого возраста представлены в назывном порядке. Каждый из данных параметров, характеризующих любой возраст, важен по-своему. В совокупности, приведенные аспекты возраста являют собою целостную картину развития личности на каждом возрастном этапе. Все эти параметры психосоциально переплетены между собою. Основой для выделения именно этих универсальных компонентов развития человека, на любом постнатальном этапе, является общее доминирующее мнение иностранных и отечественных возрастных психологов.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.