Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПСИХИЧЕСКИЕ “АНТИТЕЛА” ПРОТИВ СТРАХА ПЕРЕД СМЕРТЬЮ





Тема отношения человека к жизни и смерти имеет общекультурное содержание. В этом вопросе интересы медицины тесно переплетаются с интересами философии, юриспруденции, искусства, религии. Традиция размышлений о смерти и бессмертии человека зародились в глубокой древности и получила различные интерпретации в современной философии. В древнеегипетских верованиях, на Востоке (в частности, в буддизме, даосизме и др.), а также в древнегреческих идеалистических философских системах (в особенности, у Сократа и Платона), попытки преодолеть страх смерти связывались с постулатом “загробной жизни”, “бессмертия души”. Кроме того, и знание истины возможно, согласно этим представлениям, если мы до последней крайности ограничим свою связь с телом, а в идеале—когда станем “бестелесными существами”.

В земной жизни ближе всего к этому—философы. Поэтому, как учил Сократ, “Человек, который действительно посвятил жизнь философии, перед смертью полон бодрости и надежды, обрести за могилой величайшие блага”. Более того, “те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей только одним умиранием и смертью”.

Эти идеи получили специфическое развитие у Аристотеля. Представление о смерти исходило из понимания бытия как вечного космического круговорота и человеческой жизни и смерти как части его. Поэтому, согласно Эпикуру, смерть ничего не значит для нас, поскольку то, что распалось на атомы, уже не обладает способностью ощущать, а, значит, не имеет к нам никакого отношения.

Лукреций обосновывал это тем, что разум человека умирает вместе с ним и не может знать, что будет “после смерти”. Смерть, по его мнению, является неизбежным и прогрессивным событием (старики уступают своё место молодым); мы не думали о возможности вечной жизни до того момента, когда появились на свет, почему же тогда мы должны думать о ней после смерти? Муки, о которых мы думаем, что они наступят после смерти, являются на самом деле муками, существующими только в настоящем. Эти и другие соображения должны, по Лукрецию, разумно примирить человека со смертью.

Сенека писал: “…Нет у нас за душой никакого блага, вот мы и страдаем жаждой жизни. Ведь ни одна её частица не остаётся нашей: минула—унеслась прочь. Все заботятся не о том, правильно ли живут, а о том, долго ли проживут; между тем жить правильно—это всем доступно, жить долго—никому”. Обращаясь к вопросу о смерти, Сенека считал, что она “настолько не страшна, что, благодаря ей, ничто для нас не страшно”. И далее: “Размышляй о смерти!—Кто говорит так, тот велит нам размышлять о свободе. Кто научился смерти, тот разучился быть рабом. Он выше всякой власти и уж наверное вне всякой власти. Что ему тюрьма и стража, и затворы? Выход ему всегда открыт. Есть лишь одна цепь, которая держит нас на привязи,--любовь к жизни. Не нужно стремиться от этого чувства избавиться, но убавить его силу нужно: тогда, если обстоятельства потребуют, нас ничего не удержит и не помешает нашей готовности немедля сделать то, что когда-нибудь всё равно придётся сделать”.

Отношение к смерти во врачебной этике Гиппократа следует рассматривать неразрывно со всеми философско-этическими, социально-политическими идеями античной Греции. В “Клятве Гиппократа” врачам запрещается употреблять свои профессиональные знания во зло людям, в том числе запрещается преднамеренно сокращать человеческую жизнь, а также производить аборт. “Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария”. Уважение к жизни, к личности больного—альфа и омега врачебной этики Гиппократа.

Философская культура врачей в современных условиях приобретает практическое значение. Смертельная болезнь, умирающий больной ставят перед врачом много специфических вопросов. Философский опыт осмысления проблемы смерти может обогатить и психотерапевтический арсенал врача. Философия призвана обогатить аппарат мышления врача, а вконечном счёте—поможет выработать ему разумное достойное отношение к проблемам смерти и бессмертия, смысла жизни и предназначение человека.

Когда человек понимает, что смерть близко, и об этом знают медперсонал и близкие, возникают ситуации, в которых уже принято чего-то старательно избегать и которые ещё более тягостны из-за неумения соответствовать обстоятельствам. Люди ведут себя неумело, неуклюже, бесполезно, или, внутренне защищаясь от естественных переживаний, даже проявляют равнодушие. Если умирающий резко меняется, для него качественно иным становится смысл дальнейшего существования в этом мире. Человек оказывается вдруг в другом временном измерении, как бы на другом жизненном этапе.

Известие о близящейся смерти и осознание её оказывают страшное воздействие на неподготовленного человека. Сначала появляется недоверие, затем шок от протеста: “Почему я?”. Далее появляется реакция отрицания. В сущности, она держится даже тогда, когда человек, казалось бы, уже покорился неизбежному.

Этот психологический этап является основным, который следует преодолеть человеку, и в чём ему, вероятно, необходима помощь со стороны тех, кто находится рядом. Если человек принял истину, то он становится спокойнее, доступнее психологическому воздействию. Если же нет, продолжается депрессия, отчаяние, отказ от связи с живым, отсутствие интереса к окружающему.

Раздумья и мысли о смерти, которые носят навязчивый характер, --признак болезненный. Но иногда эти думы позволяют легче справится с житейскими неприятностями, оттеняют их относительное значение, придают им другую, меньшую масштабность.

Различают два этапа смерти: клинический и биологический. Клиническая смерть является обратимым этапом умирания, который протекает в течение нескольких минут с момента прекращения кровообращения и дыхания. Продолжительность пребывания человека в состоянии клинической смерти при нормальной температуре тела не превышает 6 минут, в условиях гипотермии она может быть удлинена. В результате реанимационных мероприятий человека может вывести из состояния клинической смерти.

Биологическая смерть—необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях, при котором реанимационные мероприятия остаются безуспешными. Признаки наступления биологической смерти: отсутствие пульса и дыхания, отсутствие реакции на внешние раздражители, снижение температуры тела ниже 20 С, наличие на теле трупных пятен и окоченение и т.д. Все эти процессы появляются в разные сроки—от нескольких десятков минут до 24 – 36 часов.

Естественная смерть встречается редко, когда наступает изнашивание всех органов и тканей человеческого тела до состояния, несовместимого с жизнью. В последние годы в медицине и биологии возникли существенные изменения определения смерти, что явилось причиной рассмотрения многих этико-правовых проблем в отношении клинической практики умирающим. Новыми в определении смерти являются следующие показатели:

при поддержании жизнеспособности внутренних органов в организме с “мёртвым мозгом” в течение нескольких дней, реже нескольких недель, прекращаются и сокращения сердца;

устойчивое вегетативное состояние, называемое “церебральной смертью”, возникает при стойком, достаточно тяжёлом повреждении мозга, при котором невозможен внешний гемостаз.

Уже древним римлянам слово “смерть” казалось зловещим -- они предпочитали выражение “он перестал жить”; англичане говорят: “он присоединился к большинству” и т.д. Вся история человечества полна высказываний о том, что человек должен воспитывать в себе умение не боятся смерти. “Страх смерти хуже самой смерти” (Публий Нир), “Кто учит людей умирать, тот учит их жить” (Монтень) и т.д. За рубежом появились даже публикации, призывающие готовить к восприятию вопросов смерти и умирания с детских лет, в процессе обучения в школе. Но отсутствие страха перед смертью противоречит любви к жизни. А об этом написано ещё больше. Да и любовь к жизни, желание жить естественнее.

Человек мысли о смерти от себя старательно гонит. Страшит даже не сама смерть, а понимание того, что после неё будет всё, кроме тебя самого. Будут цвести ландыши, благоухать сосны, петь птицы, люди будут встречать Новый год, наслаждаться любимыми глазами, трепетать от чувств. С возрастом напоминания о смерти всё чаще настораживают. Сначала отстранено, потом всё настойчивее и чаще. Всё чаще приходится провожать в последний путь товарищей, близких, родных. Мысли о собственной смерти, посещая человека, теперь пугают его. Появление седины, морщин, вынужденный отказ от многих радостей жизни, наступающая дряхлость и нарастающее число болезней приближают смерть психологически, делают её не столь уже страшной, иногда даже желанной.

Когда человек принимает неизбежное, понимая, что изменить ничего нельзя, ему становится нечего терять, и он может сосредоточится на главном.

Один из способов помочь в этом—постараться направить мысли умирающего в будущее или прошлое.

Умирающему свойственны все человеческие чувства, но испытывает он их гораздо острее, ибо истекают последние мгновения, поэтому помощь должна оказываться тем большая, чем больше в ней нуждаются. Разве не важно, в каком состоянии духа, как именно человек расстался с жизнью—в ужасе, смятении, сломанный—“на коленях” или умиротворённый, достойно, с чувством выполненного долга и завершенности земных дел, расставаясь с нами так, как будто надолго уезжает?

В жизненной позиции, освободившейся от инстинктивного или суеверного страха перед смертью, важнейшую роль играет опыт философских размышлений о сущности смерти. Широко известно рассуждение просветителя античного мира Эпикура: “…Самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть ещё не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем…”. Ход мыслей Эпикура можно считать классическим вариантом философского утешения, “философской терапии” страха смерти. Только человеку разумному свойственно осознавать неизбежность своей смерти, в то же время,--именно разум помогает человеку справиться со страхом смерти. Именно разум должен стать истоком мужества и достоинства человека в размышлениях по поводу неизбежной в будущем своей смерти. “Жажда жизни,--пишет В.Ш. Сабиров, --вступает в противоречие с сознанием факта человеческой смерти, конечности, порождая страх перед смертью. Человек стремится снять это противоречие, избавиться от страха смерти или, по крайней мере, умалить его. В поисках ответа на этот вечный вопрос он не может не обращаться к культурному наследию, обобщающему в себе многовековой опыт человечества”.

Уменьшить или снять страх перед смертью чрезвычайно трудно в те немногие минуты, которые отпущены нам перед смертью. Постепенная, но постоянная работа в этом направлении должна вестись с детства, когда человек ещё полон сил и здоровья. Подготовленному человеку смерть представляется естественным финалом жизненного пути, а не безысходным крахом.

 

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ Керченский медицинский колледж Преподаватель Кореневская-Шевченко В.А.

№ слайда 2

Описание слайда:

ОБЩЕНИЕ - все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ - это информация, которая передается от живого существа к другому в межличностных контактах. ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информации и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.

№ слайда 3

Описание слайда:

Существует три уровня общения: Внутриличностный Межличностный (между двумя и более людьми) Общественный (между большими группами)

№ слайда 4

Описание слайда:

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ: ИНФОРМАЦИОННАЯ – получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.

№ слайда 5

Описание слайда:

2. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная). Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла.

№ слайда 6

Описание слайда:

3. РЕГУЛЯТИВНАЯ. В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов.

№ слайда 7

Описание слайда:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ МЕДСЕСТРЫ – процесс установления и развития контакта между ней и пациентом, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий: коммуникацию (передачу информации); интеракцию (выработку стратегии взаимодействия); перцепцию (восприятие и понимание партнерами друг друга).

№ слайда 8

Описание слайда:

Элементы эффективного общения канал отправитель получатель подтверждение сообщение

№ слайда 9

Описание слайда:

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – реакция пациента на информацию, поступающая от медсестры и наоборот. Коммуникативные барьеры: фонетический (собеседники говорят на разных языках, диалектах); смысловой (употребление сленга); стилистический (фамильярное поведение); логическое непонимание («мужская», «женская» логика); социокультурные барьеры (социальные, политические, религиозные различия); барьеры отношений (недоверие к человеку распространяется и на передаваемую им информацию)

№ слайда 10

Описание слайда:

Выделяют два типа общения: 1. Словесный (вербальный) - общение между людьми с помощью речи. 2. Бессловесный (невербальный) а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА. Внешний вид и поведение отражает некоторые аспекты личности медработника, в частности степень его заботы, внимания к пациенту, способность к сопереживанию.

№ слайда 11

Описание слайда:

б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ («язык тела»).

№ слайда 12

Описание слайда:

в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ. Соблюдайте дистанцию «психологического комфорта» Обычно выделяют четыре психологических расстояния: • Интимное - менее 40 см, • Личное - 40 см - 2 м, • Социальное - 2 м - 4 м, • Открытое - более 4 м.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя «вламываться» в его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение, определенное насилие. Для того, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны вступить друг друга в свою личную зону.

№ слайда 15

Описание слайда:

Если пациент подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, «не нависайте» над ним, лучше присядьте возле кровати. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.

№ слайда 16

Описание слайда:

г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ. Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопиться, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту. (Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь).

№ слайда 17

Описание слайда:

К не вербальному типу общения примыкают так называемые ПАРАЛИГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ: • Пауза • Интонация • Возгласы и восклицания • Тон, звучность, тембр голоса • Дикция • Скорость речи

№ слайда 18

Описание слайда:

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ: • Тишина. • Конфиденциальность. • Адекватное освещение, отопление и вентиляция. • Удобная поза. На процесс восприятия людьми друг друга влияет: Степень знакомства. Предшествующая информация о человеке. Личный жизненный опыт общения. Эмоциональный фон.

№ слайда 19

Описание слайда:

ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОБЩЕНИЮ: Советы пациенту или высказывание своего мнения медсестрой. Резкая смена предмета разговора. Защита людей, которых критикует пациент. Преуменьшение чувств пациента. Обещания пациенту, отрицающие реальность ситуации. Поспешные заключения. Культурные отличия: язык, нормы поведения. Стили общения. Разница в возрасте.

№ слайда 20

Описание слайда:

В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ Различают 5 стилей общения: 1. давление (авторитарный); 2. уступки; 3. компромисса; 4. сотрудничества; 5. избегания.

№ слайда 21

Описание слайда:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями: а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении). б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.

№ слайда 22

Описание слайда:

Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ: 1. Терапевтическое, эффективное. 2. Нетерапевтическое, неэффективное. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента. ЗАПОМНИТЕ! ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.

№ слайда 23

Описание слайда:

Медсестра ставит ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ: 1. Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близких пределах. Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы пациента. Например: - Что со мной случилось? - Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни? - А не вредно ли принимать это лекарство так долго? - Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько критическое? Я знаю, что кислород дают только умирающим?

№ слайда 24

Описание слайда:

2. Снятие страха перед заболеванием и его лечением. Страх - это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни. Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб и т.д.), он страдает так же от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягостных чувств. Внешние проявления страха различны: от взволнованности и возбуждения - до внутреннего оцепенения и кажущегося безразличия («ушел в себя»).

№ слайда 25

Описание слайда:

3. Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия. Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ, его сверхзадача, центральная идея - помочь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

№ слайда 26

Описание слайда:

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: 1. ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ Вы должны хорошо знать пациента. Не только ФИО. Важно узнать его как личность. Как можно больше общайтесь с пациентом; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте, одобряйте его.

№ слайда 27

Описание слайда:

2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение - единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.

№ слайда 28

Описание слайда:

3. КОНТАКТ ГЛАЗ Вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Контакт глаз должен нести только положительные эмоции.

№ слайда 29

Описание слайда:

НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ избирательное или невнимательное выслушивание; констатированное заключение; безразличное отношение; неоправданное доверие; стойкое или испуганное молчание; фальшивое успокоение; морализирование; критика, насмешка, угроза.

№ слайда 30

Описание слайда:

ПОДДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ С ПАЦИЕНТАМИ, НЕСПОСОБНЫМИ К ВЕРБАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ Вы можете общаться с ним: • Письменно; • Посредством карточек с рисунками, на которых изображены: стакан с водой или мочеприемник и т.д., например, дать судно? • Через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос «Да»).

№ слайда 31

Описание слайда:

Существенно улучшить и оптимизировать свои отношения с пациентом, выработать свой индивидуальный стиль общения можно, развивая такие качества, как аттракция, эмпатия и рефлексия. Аттракция – это умение нравиться другим людям, производить на них приятное впечатление. Эмпатия - это умение сопереживать другому человеку, способность понимать его не столько умом, сколько сердцем, т.е. постижение эмоционального состояния другого человека.

№ слайда 32

Описание слайда:

Рефлексия - это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о нем. Отмечено, что при общении двух человек в сознании каждого из собеседников происходят следующие рефлексивные процессы: • «то, что я думаю о вас»; • «то, что вы думаете о себе»; • «то, что я думаю о самом себе»; • «то, что вы думаете обо мне»; • «то, что я думаю, что вы думаете обо мне»; • «то, что вы думаете, что я думаю о вас».

№ слайда 33

Описание слайда:

Подведем итог… Десять «ДА» терапевтического общения: Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на «Вы». Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества и должности. Смотрите пациенту в глаза, улыбайтесь; если пациент лежит, присядьте на стул, стоящий рядом. Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. Помните, что конфиденциальность является условием создания доверительных отношений с пациентом.

№ слайда 34

Описание слайда:

5. Поощряйте вопросы вашего пациента. 6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исключительно положительной интонацией вашего голоса. 7. Соблюдайте принципы эффективного умения слушать. 8. Проявляйте мастерство общения медицинской сестры с пациентом. 9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологического микроклимата при общении с пациентом. 10. Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания, доверия.

№ слайда 35

Описание слайда:

Задачи для самоконтроля

№ слайда 36

Описание слайда:

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.