Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Инновация - продукт научно-технического прогресса.





Существенные новшества создаются на базе крупных научных откры­тий. Интеграция науки, техники и производства определяет предпосылки для возникновения и внедрения нововведений.

Процесс создания и внедрения инноваций ориентирован на получение положительного эффекта, который выражается в виде конкурентных пре­имуществ, приобретаемых фирмой. При угрозе развития кризиса на пред­приятии своевременно предпринятые инновации могут позволить устранить возникшую опасность и предотвратить кризис.

Инновационная деятельность является областью высоких рисков. Поэтому внедрению новой наукоёмкой продукции на рынок долж­на предшествовать правильно организованная рекламная кампания, в про­цессе которой потребитель информируется о характеристиках новинки. Информационное обеспечение инновационных процессов считается основ­ным элементом внедрения и масштабного распространения новшеств.

Нововведения - это результат планируемой и скоординированной дея­тельности субъектов инновационного процесса: разработчиков (научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), инвесторов (финансовые организации или крупные компании, венчурные фонды), вне­дренческих фирм.

Качественное управление процессами нововведений по­зволяет значительно снизить инновационные риски и увеличить эффект от коммерциализации. Изменения, происходящие на предприятии спонтанно, инновациями, не являются.

Таким образом, нововведение характеризуют следующие аспекты:

  1. Нововведение является результатом планируемой творческой деятельности людей, направленной на совершенствование существующей си­стемы.
  2. Нововведением считается новшество, реализованное на практике.
  3. Объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инновации, могут быть техническая, технологическая, организационно-упра­вленческая, финансовая, социальная, экологическая, правовая и прочие
  4. Нововведения могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность.
  5. Нововведения связаны с рисками.

 

Определение инновации

 

В широком понимании под инновацией подразумевают осу­ществление изменений путем внедрения чего-либо нового. В рамках данного подхода различные специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового вместо ранее действовавшего, но устаревшего.

В узком смысле инновация — новое техническое решение, осуществ­ленное на практике.

Официальные российские документы трактуют инновацию как конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усо­вершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Сущность инноваций определяется через их свойства. Для инноваций характерны следующие свойства:

  1. научно-техническая новизна;
  2. производственная применимость;
  3. коммерческая реализуемость.

Объектами инноваций являются: материалы; продукты; технологии;

средства производства; люди (межличностные отношения); социальная среда; организация и ее подразделения.

Термин «инновация» авторами часто понимается no-разному. Наибольший вклад в развитие теории инновации внес австрийский экономист Йозеф Шумпетер, разработавший в 30-е гг. XX в. собственную теорию экономического развития. Он считал, что основу экономического роста составляют нововведения. Позже, развивая данную теорию, Й.Шумпетер использовал термин innowation, что в пере­воде с английского означает «нововведение».

В соответствии с классификацией Й. Шумпетера понятие «нововведения» рассматриваются как:

- изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;

- внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе ком­мерческого использования соответствующего товара;

- освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независи­мо от того, существовал ли этот рынок прежде или нет;

- получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовали этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

- проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение мо­нопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Д.В. Соколов, А.Б. Титов, М.М. Шабанова под инновацией (нововведением) понимают итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий кон­кретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический),

Ю.П. Морозов под инновациями понимает прибыльное использование нова­ций в виде новых технологий видов продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммер­ческого или иного характера.

А. П. Пригожий считает, что нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии и т. п.

Таким образом, в приведенных определениях четко прослеживается две точки зрения:

1) первая — когда нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т. д.;

2) вторая — как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих.

 

Классификация инноваций

Классификация инноваций на сегодняшний день еще не имеет устоявшегося единства и у разных авторов различна. Большинство исследователей приводят следующие 6 видов классификаций:

1) по типу новшества;

2) по инновационному потенциалу;

3) по отношению к предшественнику;

4) по механизму осуществления;

5) по особенностям инновационного процесса;

6) по происхождению.

1. По типу инновации выделяют материально-технические и социально-экономические. С точки зрения влияния на дости­жение экономических целей организации материально-техни­ческие инновации включают инновации-продукты (изделия) и инновации-процессы (технология).

Инновации-продукты позволяют обеспечивать рост прибы­ли как за счет повышения цены на новые продукты или модифи­кацию прежних, так и за счет увеличения объема продаж.

Инновации-процессы (технология) позволяют улучшить экономическое состояние за счет:

• совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению
качества продукции;

• увеличения объема продаж вследствие производительно­ го использования имеющихся производственных мощно­стей;

возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства про­изводственного цикла старой технологии.

2. По инновационному потенциалу выделяют следующие инновации:

• радикальные, которые включают создание принципиаль­но новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальным результатом радикального нововведения является обеспечение долгосрочных пре­имуществ над конкурентами. В дальнейшем они являются источниками всех последующих улучшений, усовершен­ствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара;

• модифицирующие (улучшающие), которые приводят к улучшению или дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Улучшающие инновации (со сравни­тельно низкой степенью заключенной в них новизны) являются наиболее распространенным видом. Улучшаю­щие нововведения — следствие постоянного стремления к дифференциации товара, являющейся важным фактором обеспечения конкурентоспособности. Особое значение уделяют подобным улучшениям в условиях массового производства крупные предприятия, в результате чего возникают обработанные и сбалансированные по своим параметрам продукты, нацеленные на длительное удер­жание рыночных позиций;

• комбинаторные (инновации с предсказуемым риском), которые представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не имеющие, как правило, радикального характера. К таким относятся все значительные новинки, реакцию рынка на которые легко предвидеть. Разработка нового поколения тех или иных продуктов (в том числе путем использования различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успехом. В этом заключается отличие комбинаторных нововведений от радикальных, принципиально непредсказуемых. Такие нововведения под силу только крупным предприятиям и являются достаточно редкими в хозяйственной практике.
По уровню отдачи (эффективности затраченных средств) они близки к радикальным.

3. По отношению к своему предшественнику инновации подразделяются следующим образом:

• замещающие, которые предполагают полное вытеснение ус­таревшего продукта новым и тем самым обеспечивают более эффективное выполнение соответствующих функций;

• отменяющие, которые исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагают ничего взамен;

• возвратные, которые подразумевают возврат к неко­торому исходному состоянию в случае обнаружения несостоя­тельности или несоответствия новшества новым условиям применения;

• открывающие, которые создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников;

• ретровведения, которые воспроизводят на современ­ном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы.

4. По механизму осуществления выделяют следующие нововведения:

• единичные, реализуемые на одном объекте;

• диффузные (распространяемые). Диффузия иннова­ции — это процесс, посредством которого нововведение переда­ется по каналам коммуникации, это распространение уже одна­жды освоенной и использованной инновации в новых условиях или сферах применения.

5. По особенностям инновационного процесса (механизма своего осуществления) нововведения могут быть:

• внутриорганизационные, когда разработчик, проекти­ровщик, изготовитель, пользователь, организатор инновации находятся в одной структуре;

• межорганизационные, когда все эти роли распределены между организациями, специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса.

Подобная классификация важна с точки зрения управления инновационным процессом и обеспечения эффективности его протекания.

Анализ различных определений инновации (нововведения) приводит к выводу, что "специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения"

5. В зависимости от происхождения идеи или источника инициативы нововведения выделяют:

- авторские (собственные, самостоятельные);

- заимствованные (заказные).







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.