Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Процесс создания инновационных предприятий





 

Формирование малых инновационных предприятий происходит следующим образом:

• создание новых предприятий инициативными предпри­имчивыми исследователями и разработчиками, которые объединяют свои усилия для производства конкуренто­способной и прибыльной наукоемкой продукции;

• создание путем "отпочкования" от крупных научно-про­изводственных объединений и научно-исследовательских институтов, которым сложно приспосабливаться к рыночным условиям хозяйствования. Такие малые предприятия занимаются в основном модернизацией разработанных в "материнской" фирме разработок;

• создание новых структур как "рыночных дублеров" лабораторий и отделов отраслевых НИИ и промышлен­ных предприятий. Такие предприятия занимаются не только научными и прикладными исследованиями, но и производством наукоемкой продукции в ограниченном объеме;

• создание новых предприятий с целью оказания посреднических услуг по продвижению инноваций и технологий. Значительную роль такие малые предприятия играют в тех регионах, где научно-технические и маркетинговые связи не так сильны, как в научных центрах страны.

 

Стадии создания малого инновационного предприятия

Процесс создания малого инновационного предприятия проходит несколько стадий.

1. На первой стадии группа инженеров-изобретателей, разработчиков или ученых создают предприятие по производству нового продукта (услу­ги) или уже освоенного продукта (услуги) по новой технологии. Обычно первоначальный капитал предприятия формируется из собственных и заемных средств, и учредители предприятия одновременно являются его основными сотрудниками. Такая фирма-новатор по сути является опытно-конструкторской ла­бораторией, работающей над разработкой 2-3 нововведений.

2. На следующем этапе учредителями предприятия разраба­тывается экономическая стратегия бизнеса, изучается рыночный спрос и проводится подготовка производства. Затем начинается выпуск и продажа новой продукции. Опытная партия продается или распространяется с целью испытания потребителям. При этом сбытом продукции, как правило, занимаются сами учредители. На данной стадии основная задача предприятия — завоевание доверия потребителей для получения в будущем более крупных заказов.

3. Третья стадия — стадия отладки технологии и расшире­ния производства, начала промышленного выпуска продукции, предназначенной уже не для конкретного узкого круга потребителей, а для групп потребителей со схожими потребностями. На предприятии начинается процесс формирования подразделе­ния, которое будет заниматься сбытом продукции, и происходит создание организационной структуры.

4. На четвертом этапе осуществляется освоение новых ка­питаловложений, которые направлены на улучшение качества продукции, формирование оборотных фондов, расширение рын­ка сбыта производимой продукции. Происходит быстрый рост предприятия, который ставит проблему координации различных видов ее деятельности, совершенствования организационной структуры. На этой стадии стратегия предприятия в области производства и сбыта определяется запросами потребителей и 1 активностью конкурентов.

Малые венчурные предприятия

Особое место среди малых инновационных предприятий занимают венчурные, т. е. "рисковые", фирмы, представляющие собой небольшие, но очень гибкие эффективные предприятия, которые создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации "рисковых", инноваций. В неко­торых случаях венчурные фирмы являются временными орга­низационными структурами, которые создаются под решение конкретной проблемы. Данные предприятия характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заин­тересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в успешной коммерческой реализации разработанной идеи, технологий, изобретений. Наибольшее распространение венчуры получили в наукоемких отраслях экономики, где они специализируются на проведении научных исследований и ин­женерных разработках. Особое значение венчурного бизнеса заключается в том, что он:

• приводит к созданию новых жизнеспособных хозяйст­венных единиц, воздействующих на всю традиционную структуру ведения научных исследований, и вызывает структурные изменения в общественном производстве стран;

• увеличивает занятость высококвалифицированных специалистов;

• способствует техническому перевооружению традиционных отраслей экономики;

• побуждает крупные корпорации к совершенствованию принципов управления и организационных структур;

• показывает, что ориентация на долгосрочные цели требу­ет создания специальной кредитно-финансовой системы в виде венчурного капитала.

Создаются венчурные фирмы на договорной основе на сред­ства, полученные путем объединения нескольких юридических или физических лиц, либо на кредиты или вложения крупных компаний и банков. Для создания венчурной фирмы необходимо наличие несколько условий:

• идеи нововведения (нового производства, технологии, услуги);

• общественной потребности в реализации этой идеи;

• предпринимателя, способного на основе такой идеи орга­низовать новую фирму;

• "рискового" капитала для финансирования этой фирмы.

В отличие от других форм инвестирования, инвестирование в венчурный бизнес характеризуется рядом отличительных особенностей:

• Финансовые средства вкладываются в венчурный бизнес без материального обеспечения и без гарантий, соответст­венно инвесторы идут на большой риск. В случае неудачи они могут потерять значительные денежные средства. Такое "рисковое" вложение средств предпринимателя­ми объясняется их верой в успех венчурного бизнеса и отсутствием условий для собственных исследований и коммерческой реализации перспективной технологии.

• Обязательное долевое участие инвестора в уставном ка­питале фирмы в прямой или опосредованной форме (как правило, доля не превышает 50%), т. е. рисковый капитал размещается не как кредит, а в виде паевого взноса в ус­тавный капитал фирмы в зависимости от доли участия, которая оговаривается при предоставлении финансовых средств. Инвесторы имеют право на соответствующее получение прибыли финансируемой фирмы.

• Средства предоставляются на длительный срок и на безвозвратной основе, поэтому в некоторых случаях инвесторам приходится ожидать в среднем 3—5 лет, чтобы убедиться в перспективности вложений.

• Активное участие инвестора в управлении финансируемой фирмой, что объясняется его личной заинтересо­ванностью в успехе венчурного предприятия, поэтому рисковые инвесторы часто не ограничиваются предоставлением денежных средств, а оказывают различные управленческие, консультативные и прочие деловые услуги венчурной фирме, но при этом не вмешиваются оперативное руководство ее деятельностью.

Венчурные фирмы создаются в двух организационных формах: самостоятельные венчурные фирмы и фирмы, находящиеся внутри крупных предприятий. Решение о создании внутреннего венчура принимается руководством предприятия, и его деятельность контролирует непосредственно один из руководителей. При отборе идей, на базе которых может быть создан "рисковый" нау­коемкий проект, обязательно учитываются два момента. Во-пер­вых, задачи этого проекта не должны совпадать с традиционной сферой интересов материнской компании, т. е. целью внутреннего венчура является изыскание инноваций. Во-вторых, при отборе идей, которые будут реализовываться в рамках внутренних венчуров, эксперты должны убедиться, что коммерческий потенциал нововведений, издержки на создание, производство и сбыт могут быть предсказаны с достаточной точностью и вероятностью.

Внутренним венчурам, как правило, предоставляется юриди­ческая и бюджетная самостоятельность, а также право формиро­вать персонал предприятия. Для большей самостоятельности они обычно располагаются в отдельном здании, однако материнская компания обеспечивает их научно-исследовательским, вычисли­тельным и другим оборудованием, предоставляет необходимые услуги в области управления. Обычно при успешной деятельности внутренний венчур превращается в одно из производственных подразделений материнской компании, а его продукция реали­зуется по сложившимся в компании каналам сбыта.

Лекция 11 (2 часа)







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.