Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДЕ Методика обучения обществознания как педагогическая наука.





Предмет, задачи методики преподавания обществознания. Основные фак­торы процесса обучения: цели, содержание, познавательные возможности, деятельность учителя и учащихся, результаты. Связь методики обучения обществознания с другими науками.

Исторический аспект развития обществоведческого образования, его основные периоды. Необходимость перестройки и пути обнов­ления содержания курса в 90-е годы XX века.Обществоведческая подготовка в современной школе, состояние и перспективы

Раздел I.

ДЕ Цели, содержание и структура курса «Обществознание».

Цели обществоведческой подготовки, их комплексный характер. Содер­жание дисциплины и его особенности. Место обществознания в учебном плане основной и средней школы. Интегративные и модульные курсы. Государственный общеобразова­тельный стандарт курса обществознания для основной и полной средней школы. Основные блоки знаний, их характеристика. Требования к знаниям и умениям учащихся. Структура курса. Варианты изучения обществознания в старшей школе. Вариативные программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений: анализ и сравнительная ха­рактеристика.

ДЕ Формирование социальных компетенций в курсе обществознания.

К понятию «социальные компетенции». Характеристика ключевых компетенций. Базовые социальные компетенции. Компетентностный подход и обществоведческое образование. Изучение обществознания и личный опыт учащихся.

ДЕ Методические аспекты использования цивилизационного подхода при изуче­нии обществознания в 10-11 классах.

Методологические основы со­держания курса. Сущность ци­вилизационного и формационного подходов как методов анализа всемирно-исторического процесса. Формационная теория, структура формации. Различные подходы к понятию «цивилизация». Основные теории, взгляды на развитие цивилизации. Типы цивилизаций, их своеоб­разие, основные черты, ценности, достижения. Структура цивилизаций. Алгоритм для характеристики цивилизаций. Основные линии сравнения цивилизационного и формационного подходов. Методические пути реализации циви­лизационного подхода в содержании курса «Обществознание».

Учебно-методический комплекс под редакцией Л. Н. Боголюбова. Вариативные учебники. Новые учебные пособия и учебные книги, рабочие тетради, задачники, их харак­теристика. Хре­стоматии, дидактические материалы, тесты, ста­тьи. Методическая литература дляучителя. Основания структурирования содержания учебно-методического комплекса по предмету. Учебные пособия по обществознанию как источники знаний и средство обучения, их роль в руководстве учебно-познавательной деятельностью учащихся. Основные струк­турные компоненты содержания учебных пособий. Передовой опыт, его отражение в журнальных стать­ях по методике преподавания обществознания. Рациональное распределение времени на изучение разделов и тем. Планирование по разделам и темам курса и его задачи. Роль календарно-тематического планирова­ния, его структура. Образовательно-воспитательные задачи разде­лов и тем. Система работы над терминами и понятиями. Методические рекомендации и методические пособия как вариан­ты расширенного планирования.

Раздел II

Деятельность учителя и учащихся

ДЕ Методика формирования основных понятий, теоретических положений при изучении курса

Структурно-функциональный анализ содержания учебного ма­териала. Структурные единицы знаний (онтологическая, оценоч­ная, ориентировочная). Формирование центральных понятий кур­са «человек», «общество», «цивилизация», «культура» и др. Клас­сификация понятий, логические пути, этапы формирования понятий. Методические приемы преподавания и учения, средства формирования понятий, идей, теорий. Роль системы заданий в раз­витии мышления учащихся. Формирование умения оперировать полученными знаниями. Роль межпредметных, внутрикурсовых и внутрипредметных связей в формировании теоретических знаний. Планирование работы учителя по формированию системы знаний учащихся. Особенности методики формирования основных понятий курса.

ДЕ Межпредметные, внутрикурсовые и внутрипредметные связи при изучении курсов «Обществознание».

Интегративный характер курса, его значение в раскрытии ос­новных ценностей мировой цивилизации, понимании роли челове­ка в цивилизации. Содержание и форма межпредметных связей, роль в формировании знаний о цивилизациях прошлого и современности. Опора на исторические знания уча­щихся - важное средство реализации межпредметных связей. Связь курса с современностью. Особенности реализации межпредметных и внутрипредметных связей при изучении курса. Методические приемы и средства осуще­ствления межпредметных, внутрикурсовых и внутрипредметных связей, их роль в ликвидации дублирования, перегрузки учащих­ся. Планирование работы учителя по реализации всех видов и форы связей. Интегрированные уроки (история, литература, обществознание и др.) как форма реализации межпредметных связей.

ДЕ Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении курса.

Принципы развивающего обучения. Деятельностный подход - один из основных в обучении обществознанию. Пути активиза­ции познавательной самостоятельной деятельности, ее основные уровни. Сущность самостоятельной работы, ее основные виды при изучении курса. Влияние самостоятельной работы на формирова­ние и развитие умений учащихся. Роль проблемных и познава­тельных заданий в развитии познавательной самостоятельности школьников.

Требования к системе заданий. Организация обучения на трех уровнях познавательной деятельности учащихся. Формирование и развитие уме­ний учащихся как предпосылка успешного решения целей курса. Взаимосвязь приемов учебной работы и соответствующих им при­емов умственной деятельности — необходимое условие развития мышления учащихся. Развитие познавательного интереса, опреде­ленных способностей личности к самостоятельному анализу и оцен­ке явлений окружающей действительности, умение оперировать полученными знаниями. Роль учителя в руководстве самостоятельной деятельностью учащихся.

ДЕ Методика использования различных источников знаний по обществознанию.

Источники знаний, их классификация. Учет исторического кон­текста источника. Функции документов. Возрастные возможнос­ти учащихся, их учет при отборе источников- Приемы работы с документами. Пути активизации познавательной деятельности уча­щихся при работе с источниками, роль системы заданий, вопросов для усвоения содержания источников. Формы самостоятельной работы с документами (групповая, фронтальная, индивидуально-дифференцированная). Приемы работы с текстом. Внеучебная информация, ее роль. Ме­тодические особенности использования материалов средств массо­вой информация при изучении курса.

Раздел III

ДЕ Основные типы и формы учебных занятий по обществознанию.

Классификация уроков. Влияние содержания на выбор типов и форм уроков. Основные требования к уроку в основной и полной средней школе. Отбор методичес­ких приемов и средств учебной работы в деятельности учителя и учащихся, адекватных выбранному типу, форме урока. Варианты планирования разнообразных форм учебных занятий, их возмож­ности. Нетрадиционные формы уроков обществознания. Иннова­ционные модели обучения, их технологии. Интерактивные формы обучения.

ДЕ Проверка знаний и умений учащихся по курсу обществознания.

Функции проверки на уроках обществознания. Содержание и методика проверки званий и умений, ее особенности. Формы, виды и приемы проверки. Требования к провер­ке в основной и полной средней школе. Мотивация и активизация опроса, дифференциация, связь с другими уроками. Текущая и отсроченная проверка. Устный, пись­менный и практический контроль. Приемы активизации класса во время проверки. Задания и задачи. Итоги проверки знаний. Качество ответов, их рецензирование. Критерии оценки. Обеспечение успеха в деятельности учащихся. ЕГЭ по обществознанию.

ДЕ Подготовка учителя к преподаванию социальных дисциплин.

Необходимость подготовки учителя к преподаванию обществоведческого курса. Этапы подготовки учителя к уроку. Анализ действу­ющих программ, учебных пособий, учебно-методической литерату­ры. Анализ научной литературы. Отбор содержания к уроку. Струк­турно-функциональный анализ учебного материала. Планирование результатов обучения, средств их достижения. Разработка конспекта урока. «Учебный пакет» к уроку (цели, основное содержание урока, разнообразные задания, сред­ства обучения, эталоны проверки знаний и умений учащихся, ди­дактические материалы для дополнительной углубленной работы). Рабочая таблица к уроку и ее основное содержание. Анализ урока обществознания в основной и полной средней школе.

Тематическое планирование

1. Дисциплина

Индекс по ГОС, Наименование: ДПП.ДС.02, Методика преподавания обществознания

2. Специальность

Шифр по ГОС, Наименование 032600, «История»

3. Группа

Шифр группы, курс, семестр И-060, 4 курс, 7 семестр

4. Преподаватель

Фамилия Имя Отчество, должность, кафедра Костыря Анна Васильевна, доцент кафедры истории россии и зарубежных стран

 

Модули дисциплины

Наименование модуля Лекции Практики/ семинары Лабораторные Сам. работа Всего, часов
  Методика преподавания обществознания          
  Всего          

 

Тематический план

Модуль 1

№ темы Тема Вид занятий Обязательно Кол-во часов Множитель Контроль по модулю
  Лекции          
  Обществоведческая подготовка в современной школе Лек        
  Цели, содержание и структура курса "Обществознание" Лек        
  Компетентностный подход на уроках обществознания Лек        
  Методические аспекты использования цивилизационного подхода при изучении обществознания в 10-11 классах Лек        
  Особенности методики формирования основных понятий, теоретических положений курса Лек        
  Требования к УМК по обществознанию Лек        
  Организация интерактивной деятельности учащихся на уроках Лек        
  Характеристика ресурсов к уроку обществознания Лек        
  Особенности проверки знаний и умений учащихся по обществознанию Лек        
  Практические занятия (семинары)          
  Анализ содержания Государственных стандартов по обществознанию Пр/сем        
  Анализ школьных программ Пр/сем        
  Анализ УМК по обществознанию Пр/сем        
  Реализация цивилизационного подхода при изучении обществознания в 10-11 классах Пр/сем        
  Способы формирования основных понятий курса Пр/сем        
  Использование межпредметных, внутрипредметных и внутрикурсовых связей при изучении курса Пр/сем        
  Методика использования различных источников знаний на уроках Пр/сем        
  Пути реализации компетентностного подхода в преподавании обществознания Пр/сем       +
  Административное тестирование          
  Контроль самостоятельной работы          
  Контроль самостоятельной работы КСР        
  Самостоятельная работа          
  Урок обществознания: определение целей Сам.р.        
  Альтернативные программы по обществознанию Сам.р.        
  Формы занятий Сам.р.        
  Решение задач по обществознанию Сам.р.        
  Использование социального опыта учащихся на уроках обществознания Сам.р.        
  Социальный проект Сам.р.        

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.