|
ДЕ Методика обучения обществознания как педагогическая наука.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Предмет, задачи методики преподавания обществознания. Основные факторы процесса обучения: цели, содержание, познавательные возможности, деятельность учителя и учащихся, результаты. Связь методики обучения обществознания с другими науками. Исторический аспект развития обществоведческого образования, его основные периоды. Необходимость перестройки и пути обновления содержания курса в 90-е годы XX века.Обществоведческая подготовка в современной школе, состояние и перспективы Раздел I. ДЕ Цели, содержание и структура курса «Обществознание». Цели обществоведческой подготовки, их комплексный характер. Содержание дисциплины и его особенности. Место обществознания в учебном плане основной и средней школы. Интегративные и модульные курсы. Государственный общеобразовательный стандарт курса обществознания для основной и полной средней школы. Основные блоки знаний, их характеристика. Требования к знаниям и умениям учащихся. Структура курса. Варианты изучения обществознания в старшей школе. Вариативные программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений: анализ и сравнительная характеристика. ДЕ Формирование социальных компетенций в курсе обществознания. К понятию «социальные компетенции». Характеристика ключевых компетенций. Базовые социальные компетенции. Компетентностный подход и обществоведческое образование. Изучение обществознания и личный опыт учащихся. ДЕ Методические аспекты использования цивилизационного подхода при изучении обществознания в 10-11 классах. Методологические основы содержания курса. Сущность цивилизационного и формационного подходов как методов анализа всемирно-исторического процесса. Формационная теория, структура формации. Различные подходы к понятию «цивилизация». Основные теории, взгляды на развитие цивилизации. Типы цивилизаций, их своеобразие, основные черты, ценности, достижения. Структура цивилизаций. Алгоритм для характеристики цивилизаций. Основные линии сравнения цивилизационного и формационного подходов. Методические пути реализации цивилизационного подхода в содержании курса «Обществознание». Учебно-методический комплекс под редакцией Л. Н. Боголюбова. Вариативные учебники. Новые учебные пособия и учебные книги, рабочие тетради, задачники, их характеристика. Хрестоматии, дидактические материалы, тесты, статьи. Методическая литература дляучителя. Основания структурирования содержания учебно-методического комплекса по предмету. Учебные пособия по обществознанию как источники знаний и средство обучения, их роль в руководстве учебно-познавательной деятельностью учащихся. Основные структурные компоненты содержания учебных пособий. Передовой опыт, его отражение в журнальных статьях по методике преподавания обществознания. Рациональное распределение времени на изучение разделов и тем. Планирование по разделам и темам курса и его задачи. Роль календарно-тематического планирования, его структура. Образовательно-воспитательные задачи разделов и тем. Система работы над терминами и понятиями. Методические рекомендации и методические пособия как варианты расширенного планирования. Раздел II Деятельность учителя и учащихся ДЕ Методика формирования основных понятий, теоретических положений при изучении курса Структурно-функциональный анализ содержания учебного материала. Структурные единицы знаний (онтологическая, оценочная, ориентировочная). Формирование центральных понятий курса «человек», «общество», «цивилизация», «культура» и др. Классификация понятий, логические пути, этапы формирования понятий. Методические приемы преподавания и учения, средства формирования понятий, идей, теорий. Роль системы заданий в развитии мышления учащихся. Формирование умения оперировать полученными знаниями. Роль межпредметных, внутрикурсовых и внутрипредметных связей в формировании теоретических знаний. Планирование работы учителя по формированию системы знаний учащихся. Особенности методики формирования основных понятий курса. ДЕ Межпредметные, внутрикурсовые и внутрипредметные связи при изучении курсов «Обществознание». Интегративный характер курса, его значение в раскрытии основных ценностей мировой цивилизации, понимании роли человека в цивилизации. Содержание и форма межпредметных связей, роль в формировании знаний о цивилизациях прошлого и современности. Опора на исторические знания учащихся - важное средство реализации межпредметных связей. Связь курса с современностью. Особенности реализации межпредметных и внутрипредметных связей при изучении курса. Методические приемы и средства осуществления межпредметных, внутрикурсовых и внутрипредметных связей, их роль в ликвидации дублирования, перегрузки учащихся. Планирование работы учителя по реализации всех видов и форы связей. Интегрированные уроки (история, литература, обществознание и др.) как форма реализации межпредметных связей. ДЕ Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении курса. Принципы развивающего обучения. Деятельностный подход - один из основных в обучении обществознанию. Пути активизации познавательной самостоятельной деятельности, ее основные уровни. Сущность самостоятельной работы, ее основные виды при изучении курса. Влияние самостоятельной работы на формирование и развитие умений учащихся. Роль проблемных и познавательных заданий в развитии познавательной самостоятельности школьников. Требования к системе заданий. Организация обучения на трех уровнях познавательной деятельности учащихся. Формирование и развитие умений учащихся как предпосылка успешного решения целей курса. Взаимосвязь приемов учебной работы и соответствующих им приемов умственной деятельности — необходимое условие развития мышления учащихся. Развитие познавательного интереса, определенных способностей личности к самостоятельному анализу и оценке явлений окружающей действительности, умение оперировать полученными знаниями. Роль учителя в руководстве самостоятельной деятельностью учащихся. ДЕ Методика использования различных источников знаний по обществознанию. Источники знаний, их классификация. Учет исторического контекста источника. Функции документов. Возрастные возможности учащихся, их учет при отборе источников- Приемы работы с документами. Пути активизации познавательной деятельности учащихся при работе с источниками, роль системы заданий, вопросов для усвоения содержания источников. Формы самостоятельной работы с документами (групповая, фронтальная, индивидуально-дифференцированная). Приемы работы с текстом. Внеучебная информация, ее роль. Методические особенности использования материалов средств массовой информация при изучении курса. Раздел III ДЕ Основные типы и формы учебных занятий по обществознанию. Классификация уроков. Влияние содержания на выбор типов и форм уроков. Основные требования к уроку в основной и полной средней школе. Отбор методических приемов и средств учебной работы в деятельности учителя и учащихся, адекватных выбранному типу, форме урока. Варианты планирования разнообразных форм учебных занятий, их возможности. Нетрадиционные формы уроков обществознания. Инновационные модели обучения, их технологии. Интерактивные формы обучения. ДЕ Проверка знаний и умений учащихся по курсу обществознания. Функции проверки на уроках обществознания. Содержание и методика проверки званий и умений, ее особенности. Формы, виды и приемы проверки. Требования к проверке в основной и полной средней школе. Мотивация и активизация опроса, дифференциация, связь с другими уроками. Текущая и отсроченная проверка. Устный, письменный и практический контроль. Приемы активизации класса во время проверки. Задания и задачи. Итоги проверки знаний. Качество ответов, их рецензирование. Критерии оценки. Обеспечение успеха в деятельности учащихся. ЕГЭ по обществознанию. ДЕ Подготовка учителя к преподаванию социальных дисциплин. Необходимость подготовки учителя к преподаванию обществоведческого курса. Этапы подготовки учителя к уроку. Анализ действующих программ, учебных пособий, учебно-методической литературы. Анализ научной литературы. Отбор содержания к уроку. Структурно-функциональный анализ учебного материала. Планирование результатов обучения, средств их достижения. Разработка конспекта урока. «Учебный пакет» к уроку (цели, основное содержание урока, разнообразные задания, средства обучения, эталоны проверки знаний и умений учащихся, дидактические материалы для дополнительной углубленной работы). Рабочая таблица к уроку и ее основное содержание. Анализ урока обществознания в основной и полной средней школе. Тематическое планирование 1. Дисциплина Индекс по ГОС, Наименование: ДПП.ДС.02, Методика преподавания обществознания 2. Специальность Шифр по ГОС, Наименование 032600, «История» 3. Группа Шифр группы, курс, семестр И-060, 4 курс, 7 семестр 4. Преподаватель Фамилия Имя Отчество, должность, кафедра Костыря Анна Васильевна, доцент кафедры истории россии и зарубежных стран
Модули дисциплины
Тематический план Модуль 1
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|