Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5. Мотивы учения, способы учения, активность и ответственность





Мотивация как психологическая категория. Проблема определения мотивов. Основные подходы к изучению мотивации в отечественной психологии (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон), в зарубежной психологии (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.).

Основные трактовки мотива. Мотив как цель (предмет) (А.Н. Леонтьев). Мотив как потребность (Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн). Мотив как намерение. Мотив как устойчивое свойство личности (Р. Мейли, К.К. Платонов, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин). Мотив как побуждение (В.И. Ковалев). Мотив - мотивация - мотивационная сфера личности. Учебная мотивация. Сущность учебных мотивов. Система учебных мотивов: познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы, мотивационные установки. Качества учебных мотивов: содержательные (осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов и др.); динамические (устойчивость мотива, его сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов) и т. д. Факторы учебной мотивации.

Источники учебной мотивации. Полимотивированность учебной деятельности. Внутренние, внешние и личные источники познавательной активности.

Классификация учебных мотивов. Социальные мотивы (осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания и др.); познавательные мотивы (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.); личностные мотивы (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонализации или транслированию и эстафированию личностных свойств и др.). Классификация учебных мотивов по М.В. Матюхиной. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности. Классификация учебных мотивов по А.К. Марковой: познавательные и социальные мотивы. Уровни познавательных и социальных мотивов. Основные формы проявления учебных мотивов.

Характеристики и функции учебной мотивации. Свойства учебных мотивов: сила и устойчивость. Функции учебных мотивов: побуждающая, направляющая и регулирующая. Интерес в мотивационной сфере. Условия создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности. Отношение к учению в мотивационной сфере. Типы отношения к учению (А.К. Маркова): отрицательное, нейтральное и положительное.

Мотивация достижения успеха. Проблема мотивации достижения успеха. Мотивы достижения успеха и избегания неудачи. Стремление к достижению успеха (Ф. Хоппе), "мотив достижения" (Д. Макклелланд). Теория мотивации достижения Аткинсона.

Изучение мотивации достижения успеха в отечественной психологии. Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы А.Н. Леонтьева. Мотивация достижения (в понимании М. Ш. Магомед-Эминова). Соотношение мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Способы самоконтроля у людей с мотивом стремления к успеху и с мотивом избегания неудачи. Особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе. Феномен "обученной беспомощности" (М. Селигман). Беспомощность и самооценка. Сферы беспомощности.

Формирование и изучение учебной мотивации. Формирование учебной мотивации. Развитие внутренней мотивации учения. Этапы становления учебных мотивов (А.К. Маркова). Основные пути формирования у учащихся нужной мотивации (Л.М. Фридман). Изучение учебной мотивации. Выявление характера мотивации учения учащихся, установление доминирующего мотива. Методики изучения учебных мотивов (Л.М. Фридман): методика "свободных заданий"; методика прерывания процесса решения задач; методика составления задач и вопросов.

Методы, наиболее надежные для изучения мотивации учащихся (А.К. Маркова): Длительное (так называемое лонгитюдное) изучение; индивидуальный формирующий эксперимент; постановка школьников в ситуации реального нравственного выбора.

Литература

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.

3. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. М., 1973. Вып. 2.

4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.: Пер. с франц. М., 1992.

6. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

8. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991.

9. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности: [Новые теории]: Учеб. пособие. М., 1998.

10. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990. 192 с

11. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

12. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопр. психологии. 1987. № 5.

13. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. 1986.

14. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 1997.

15. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 1, 2.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1. http://psychol.ras.ru/ Сайт Института психологии РАН

2. http://www.pirao.ru/ Сайт Психологического института РАО

3. http://www.psy.msu.ru/ Сайт факультета психологии МГУ

4. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-teor-exp.html Лаборатория теоретических и экспериментальных проблем психологии личности ПИ РАО

5. http://www.psy.msu.ru/about/kaf/pedo.html Кафедра педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ

6. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html Лаборатория психологических основ новых образовательных технологий ПИ РАО

7. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-fak.html Группа исследования факторов формирования личности ПИ РАО

8. http://psychology.net.ru/articles/d20020106230736.html Психологические тесты

9. http://psy.1september.ru/2001/02/5_12.html Тест мотивации достижения для детей 9-11 лет. (Н. Афанасьева)

10. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/991/991013.html Статья А.Н. Поддъякова "Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема"

11. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/963/963116.html Статья В.И. Чиркова "Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека"

Тема 6. Модели обучения

(познавательная, коммуникативная, кибернетическая)

 

Модели и типы обучения. Познавательная модель. Коммуникативная модель. Кибернитическая модель. Догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное обучение.

Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки. Парадигма традиционной педагогики. Современное традиционное образование. Традиционное обучение: суть, достоинства и недостатки. Взаимодействие учителя и учащегося при традиционном обучении. Основные противоречия традиционного обучения (А.А. Вербицкий).

Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки. Исторические аспекты проблемного обучения: зарубежный опыт, отечественный опыт. Психология творчества как основа проблемного обучения. Проблемные ситуации. Отношение ученика к проблемной ситуации. Правила создания проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций: перцептивно-мнемические, продуктивно-эвристические, продуктивно-рефлексивные (В.Я. Ляудис). Проблемная задача. Ее структура. Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации. Типы проблемных ситуаций.

Программированное обучение: сущность, достоинства и недостатки. Определение и особенности программированного обучения. Виды программированного обучения. Психологические основы программированного обучения. Алгоритмизация обучения. Обратная связь в обучении. Типы обучающих программ. Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике. Взаимодействие учителя и учащегося при программированном обучении. Достоинства и недостатки программированного обучения

Литература

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996.

3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.- М., 1985.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

5. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. - М., 1999.

6. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. - М., 1970.

7. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., 1974.

8. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

9. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

10. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М., 1975.

11. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. - М., 1990.

12. Пономарев Я.А. Психология творения. - М.; Воронеж, 1999.

13. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М., 1991.

14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М., 1998.

15. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. - М., 1969.

16. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М., 1990.

17. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. - М., 1986. Т. 1, 2.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-uchen.html Лаборатория психологии учения ПИ РАО

2. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html Лаборатория психологических основ новых образовательных технологий ПИ РАО

3. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-pozn.html Группа психологии развития познавательных процессов ПИ РАО

4. http://www.modelschool.ru/index.html_Модельная Сайт Школы завтрашнего дня

5. http://www.kindgarden.ru/what.html Материалы по теме "Что же такое Школа Завтрашнего Дня?"

6. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-uchen.html Лабораторию психологии учения ПИ РАО







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.