Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Управление процессом усвоения.





Задания для выполнения

1.Составить схему «Этапы и стадии усвоения» по учебникам И.А.Зимней и Н.Ф.Талызиной.

  1. Составить таблицу «Свойства действий»:

· Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. //Хрестоматия по психологии. - М., 1977. - с. 425-431;

· Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998. – гл. 6, п.3.

3. Составить таблицу «Типы ориентировочной основы действия (ООД)»:

· Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Хрестоматия по психологии. - М., 1977. - с. 416-425;

· Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998. – гл. 6, п.5.

Основная литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.,1999. – часть П, гл. 2; часть IV, гл. 3.

2. Немов Р.С. Психология. - М., 2007.

3. Психология воспитания./Под ред. В.А. Петровского - М.,1995.

4. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М.,1996.

 

Практическое занятие № 4

Тема: Психологические основы развивающего обучения.

Вопросы для обсуждения

1. Проблема соотношения обучения и психического развития в психологии.

2. Учение Л.С.Выготского о двух уровнях психического развития. Диагностика уровня актуального и зоны ближайшего развития.

3. Психологические условия организации развивающего обучения. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения.

4. Сравнительная характеристика «традиционного» и развивающего обучения.

5. Соотношение обучения и воспитания.

Практическое задание

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: уровень актуального развития, обученность, развитость, воспитанность; зона ближайшего развития, обучаемость, развиваемость, воспитуемость, традиционное обучение, развивающее обучение.
  2. Изучить статью Л.С. Выготского (№ 2), сделать выписки по 1 и 2 вопросам плана.
  3. По материалам статьи З.И. Калмыковой (№ 3) составить схему «Качественные и количественные показатели обучаемости».
  4. Проанализировать рекомендованную литературу, выявить основания для сравнения характеристик традиционного и развивающего обучения, подготовиться к составлению таблицы по вопросу 4.

Основная литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Р-на-Д, 1997. – Ч. II, гл. 2, п. 2,3; ч. III, гл. 3, п. 4.

2. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987. – С. 377-383.

3. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981. – С. 290-296.

4. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю. – М., 1985. – С. 95-163.

5. Фридман Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991. – С. 201-273.

6. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. Кн. 1. – М., 2000. – Гл. 2, 3.

Дополнительная литература

1. Накамура К. Вокруг толкования понятия зоны ближайшего развития // Психологический журнал. – 1996. - № 4. – С. 20-31.

Практическое занятие 5

Тема: Основы психологии воспитания

План

1. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на развитие личности.

2. Этапы и механизмы становления личности.

3. Концепции воспитания (воспитательные цели и средства).

4. Основы гуманистического подхода к воспитанию личности.

5. Психологические факторы семейного воспитания.

6. Двойственные аспекты влияния коллектива на развитие личности.

7. Роль общения - диалога в воспитании.

Задания для выполнения

1. Дать характеристику роли диалога в воспитании по статье: Петровская Л.А., Спиваковская А.С. Воспитание как общение-диалог. //Вопросы психологии., 1983, № 2.

2. Охарактеризовать процесс, критерии, этапы, механизмы формирования личности, а также функции самосознания: по кн. Гиппенрейтер Ю.Б. “Введение в общую психологию”. - М., 1988 (1996), лекция 16.

3. В статье Г.А. Ковалева “Психическое развитие ребенка и жизненная среда” (Вопросы психологии, 1993, № 1) найти характеристику семьи и семейной среды как социоэкологической системы.

Основная литература

1. Немов Р.С. Психология. - М., 1995. - Кн.1, гл.13, 22; Кн.2, гл.8, 21-25.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 1999, с.108-116.

3. Психология воспитания./Под ред. В.А. Петровского - М.,1995, гл.I.

4. Слуцкий В.М. Элементарная педагогика. - М.,1992, с.24-43, 48-72

5. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М.,1996, гл.II-V.

Дополнительная литература

1. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. - М., 1996.

2. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М., 1996.

3. Социальная психология /Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987, гл. 4,7.

4. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. - М., 1988.

5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995, гл.IV.

6. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга. - М., 1986.

7. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.

8. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.

9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб, 1997, гл.3.

10. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. - М., 1992.

11. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. - М., 1986.

 

Практическое занятие 6

Тема: Психологический анализ урока и воспитательного мероприятия

Задания для выполнения

1. По кн.: Педагогическая диагностика в школе./Под ред. А.И.Кочетова. – Минск, 1989, гл.4. –

· обозначить функции анализа урока;

· дать характеристику видам анализа урока.

2. По учебнику И.А.Зимней "Педагогическая психология" – М., 1999, гл. 4. –

ответить на вопросы:

· в чем значение психологического анализа урока (ПАУ) для учителя;

· что может составлять предмет ПАУ;

· обозначить формы ПАУ;

· охарактеризовать три плана ПАУ и объекты педагогической рефлексии;

· охарактеризовать уровни ПАУ и соотнести их с этапами деятельности педагога;

· проанализировать задачи учителя при ПАУ.

3. Дать характеристику одной из схем ПАУ (по выбору) по источникам:

· Польская О.Я. Психологический практикум в школе. - М., 1979. - гл.IV, с.74-99;

· Практикум по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. А.И. Щербакова - М., 1987. - с.70-73, 202;

· Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - Ростов-на-Дону, 1995. - с.78-81;

· Познавательные процессы и способности в обучении./Под ред. В.Д. Шадрикова - М.,1990. - с.29-30, 59, 77, 99-100, 118-120;

· Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984. - с.200, 219-220, 250-251, 272, 299-300, 328-329;

· Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999 - с.298-301 (схема Л.Т.Охитиной).

1. Изучить схему анализа воспитательного мероприятия и дать ее характеристику по кн.:

· Польская О.Я. Психологический практикум в школе. - М., 1979. - гл.V, с.100-107.

Основная литература

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.,1999. – часть V, гл. 4.
  2. Немов Р.С. Психология. - М., 2007.
  3. Психология воспитания./Под ред. В.А. Петровского - М.,1995.
  4. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М.,1996.

 

Практическое занятие 7

Тема: Психология учителя как субъекта педагогической деятельности.

Задания для выполнения

1. Охарактеризовать различные психологические модели педагогической деятельности по кн.:

· Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. – с.223-234.

2. Дать описание развивающей деятельности педагога по Д.А.Белухину (Основы личностно ориентированной педагогики. Курс лекций, часть 2. - М., 1997, с.38-77, 106-137):

· сущность и содержание РД,

· характер РД,

· компоненты РД,

· виды и направления РД,

· группы методов и их характер,

· этапы и аспекты педагогического консультирования.

3. Описать две модели профессионального развития педагога по статье:

· Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. //Вопросы психологии, 1997, № 4.

Основная литература

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.,1999. – часть Ш, гл.1, 2; часть V, гл. 1, 2, 3.
  2. Немов Р.С. Психология. - М., 2007.
  3. Психология воспитания./Под ред. В.А. Петровского - М.,1995.
  4. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М.,1996.

 

Практическое занятие 8

Тема: Психологические основы взаимодействия

В образовательном процессе

Задания для выполнения

1. По учебнику:Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999. – часть VI, гл. 1 – 4:

q составить характеристику-схему взаимодействия субъектов;

q обозначить приемы, фазы и условия учебного сотрудничества:

q составить схему " Педагогическое общение" (содержание, функции, характеристики, объектная и субъектная ориентированность, специфика, единицы, уровни, стиль);

q составить таблицу "Затруднения в общении":

область затруднений в общении содержание способы преодоления затруднений
1.    
2.    
   
6.    

2. Проанализировать одну из методик изучения коммуникативного (вербального и невербального) взаимодействия по источникам:

q Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. – С.308-320 (методика Н.Фландерса и ее модификация);

q Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984. – гл.6 (системы Фландерса, Белокка, Синклера и др.);

q Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1996(!) – С.34-35 (система Шпанхеля).

Основная литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.,1999. – часть VI, гл. 1, 2, 3, 4.

Практическое занятие № 9







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.