Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 4. Разработка альтернатив действий





1. Составление списков альтернатив.

2. Дерево решений (вариантов).

3. Морфологическая комбинационная таблица.

4. Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы).

5. Математическое описание множества вариантов.

6. Коллективный поиск вариантов.

Важная отличительная черта хорошей подготовки решения – ясность того, какие решения возможны. Существует множество проблем, которые поначалу недостаточно известны, в то время как полное, исчерпывающее знание их имеет большое значение. В таком случае при решении важных проблем нельзя не рассматривать вопрос глубже и из каких-то соображений, возможно, просто по лености ума, отказаться от исследования всей палитры возможных решений. Без такого исследования можно упустить самую благоприятную, самую очевидную возможность и лишиться пользы, которая была бы получена при более тщательном обдумывании. Руководитель, принимающий решение, может находиться в полной уверенности, что предвидит все возможные его последствия, а это отнюдь не соответствует действительности. Поэтому перечень возможных решений надо исследовать на полноту и при необходимости пополнить. Множество возможных решений может быть очень большим, но любое множество можно сделать обозримым, если его расчленить на подмножества. Рекомендуется использовать в зависимости от проблемы несколько способов формирования вариантов решения.

 

1. Составление списков альтернатив

Списки – это фиксация на бумаге возможных вариантов решения. Важно записать все, что возможно о возможных решениях, даже в том случае, когда речь идет лишь о двух, трех или четырех возможностях, которые легко удержать в голове. Могут выявиться новые варианты, о которых раньше и не подозревали. При этом желательно список возможностей составлять не беспорядочно, а постараться найти какую-то «систему», упорядочить эти возможности по видам, классам, группам. Таким образом, подготавливается второй шаг - исследование. Таким образом, можно определить, какие есть варианты, а такие ранжировать их по одному или нескольким признакам.

Другой способ фиксации вариантов – каталожные карточки. Каждое возможное решение записывается на отдельной карточке. Эту систему можно потом использовать, внося в нее последствия тех или иных решений и их оценки.

Затраты на этот метод существенно зависят от самой решаемой проблемы. Для каких-то мелких решений, конечно, карточку никто заводить не станет, а вот для руководителя научно-исследовательского учреждения при решении вопроса о выборе исследовательских работ такая система имеет смысл.

 

2. Дерево решений (вариантов)

Для представления возможных решений и проверки их на формальную полноту служит дерево решений (вариантов).

С помощью дерева решений сложное решение иерархически расчленяется на элементы, причем эти решения становятся все более конкретными по мере того, как ветвление продвигается вниз. Принцип ветвления вариантов приведен на рисунке 1.

 

 

 
 

 


 

       
   

 


Рис. 1.

 

Каждый кружок обозначает решение, причем в верхних иерархических уровнях это лишь предварительные или промежуточные решения. Только на самом нижнем уровне находится конкретное решение, которое надо, конечно, рассматривать в зависимости от всей ветви от А до каждого конкретного элемента. Прописные буквы обозначают иерархический уровень (степень детализации), а цифры – текущие номера в пределах каждого уровня.

Дерево решений дает обзор всего множества решений и обеспечивает проверку его полноты. Существует столько вариантов решений, сколько ветвей в дереве. При построении дерева решений в каждом пункте, где принимаются решения (узле) следует проверить все ли мыслимые варианты учтены.

Может оказаться полезным обозначение уровней соответствующими более обобщенными понятиями; например:

1) уровень А – цель решения;

2) уровень В – стратегия решений;

3) уровень С – классы (группы) методов;

4) уровень Д – методы;

5) уровень Е – варианты решений.

При таком подходе единичные подходы на каждом уровне в зависимости от решаемой проблемы можно изучать, исследовать и обобщать с помощью математических, естественно - научных, организационных или иных принципов, элементов и структур.

 

3. Морфологическая комбинационная таблица

Каждая клетка в морфологической таблице относится к комбинации вариантов, приведенных в ее входах, например:

Таблица 1

Обеспечение качества подготовки специалистов НГАЭиУ

 

  Объекты воздействия Мероприятия
Административные Экономические
Требования к работе Расписа Ние Дисциплина Основная оплата Дополнительная оплата Поощрения
Преподаватели Учебно-методическое обеспечение Распределение нагрузки и т.д.      
Студенты Обучение работе на занятиях и т.д.        
Материальная база и т.д.          
Социальная сфера            

 

Надо рассмотреть каждую клетку и выяснить, есть ли для этого поля таблицы разумное мероприятие или нет.

Предпосылкой к успеху является удачное разделение исследуемого множества на две (или более) характерные области.

Если уже в заполненные клетки уже нельзя внести новые дополнения, следует обратиться к свободным клеткам. Если остались свободные клетки, то возможно, что:

1) подобная комбинация абсурдна или заранее очевидно, что она нереализуема;

2) соответствующее мероприятие упустили из виду, что более вероятно.

С помощью морфологической таблицы могут быть найдены новые возможности решения проблемы. Принцип, лежащий в основе этого метода, весьма плодотворен. Обсуждение клеток, заполненных после первых размышлений, рассмотрение незаполненных клеток, чрезвычайно активизирует мышление. Такая система приводит к ассоциациям, которые вряд ли возникли бы при произвольном перечислении вариантов решений.

В приведенном примере комбинируются способы и объекты воздействия. При решении других проблем эти области, на которое разбивается множество возможных решений, будут иметь другие признаки. Если двух классов признаков не хватает, то систему можно распространить на три, четыре или более переменных. Однако с возрастанием их числа утрачивается обозримость проблемы. Три рассматриваемых признака требуют построения пространственной модели - морфологического ящика. Это уже сложно и не удобно, четыре и более варьируемых переменных вообще представим только в целом. Остается лишь формально-логическое комбинирование в виде списков.

4. Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы)

Причинно-следственная диаграмма проста, но наглядна. Например, возникла некоторая проблема. Можно выписать причины этой проблемы и расположить их в виде скелета рабы, как показано на рисунке 2:

 

       
 
Решение 1
 
Решение 3
 
 
Причина 1
 
Причина 3

 


 

       
 
 
   
Решение 2

 

 


Рис.2.

Проблема расположена в голове скелета. Причины могут рассматриваться как составляющие проблемы. Можно добавить способы решения этой проблемы или улучшение по каждой конкретной причине. Это и будут варианты решения.

Как обычно, преимущество данной диаграммы заключаются в ее мощном визуальном воздействии. Подобные диаграммы помогают думать и являются эффективным средством при графическом анализе проблемы. В очень наглядной манере они делают очень простыми для восприятия связи между событиями. На подобной диаграмме можно увидеть то, что в противном случае может остаться навсегда скрытым.

 

5. Математическое описание множества вариантов

Для применения количественных методов принятия решения всегда требуется какая-то математическая модель. При построении модели реальное явление неизбежно упрощается, схематизируется, и эта схема описывается с помощью того или другого математического аппарата. Чем удачнее будет подобрана математическая модель, чем лучше она будет отражать характерные черты явления, тем успешнее будет исследование и полезнее - вытекающие из него рекомендации.

В каждом конкретном случае модель выбирается исходя из вида задачи, ее целевой направленности, с учетом задачи исследования. Поэтому, в зависимости от типов используемых моделей, существуют различные способы математического описания множества возможных вариантов решения.

1) Описание множества возможных вариантов решения с помощью системы уравнений.

Пусть на предприятии предполагается организовать выпуск двух видов продукции.

Наличие ресурсов и затраты на производство единицы продукции представлены в таблице 2:

Таблица 2

 

Характеристики Вид продукции Располагаемый ресурс
   
Прибыль Затраты на единицу продукции: Трудовые Материальные Финансовые     8,5      

 

Множество допустимых вариантов решения в задаче максимизации прибыли описывается системой уравнений:

 

 

 

 

2) Представление вариантов решений формулами комбинаторики.

Пусть преподаватель должен из пяти учеников группы выбрать троих, которые будут представлять ВУЗ на студенческой олимпиаде. Сколько возможных вариантов он имеет?

Здесь возможно

 

С= = =10 сочетаний

 

Назовем этих 5 студентов А, В, С, Д, Е, тогда варианты таковы: АВС, АВД, АВЕ, АСД, АСЕ, АДЕ, ВСД, ВСЕ, ВДЕ, СДЕ.

В общем случае при n элементах, из которых надо выбрать k, имеется:

 

 

возможностей (комбинаций).

Варианты решения могут быть получены также методами математического моделирования, статистического моделирования и другими способами.

 

6. Коллективный поиск вариантов

Между нахождением решений и генерацией идей прослеживается четкая связь.

1) Конференция идей – это способ расширить поле возможных решений и на деле охватить все мыслимые варианты. Во время конференции идей вокруг одной и той же проблемы определенное время группируется много идей. Это происходит вследствие того, что большое число людей одновременно обдумывает одну и ту же проблему и взаимно возбуждают друг друга.

Конференция идей – это не опрос экспертов. Здесь посторонние, неспециалисты даже предпочтительнее. Даже желательно привлекать людей, которые к собственно проблеме не имеют непосредственного отношения. Однако это должны быть люди, способные вдуматься в новую для них проблематику.

Не рекомендуется проводить конференцию в служебном помещении. Круглый стол усиливает ощущение равноправия всех участников.

Правила проведения конференции заключается в следующем:

а) отрицательная критика запрещается;

б) поощрительная критика поддерживается, она даже желательна;

в) наличие фантазии обязательно.

Высказанные идеи (в случае проблем поиска решения – это возможные варианты решений) фиксируется без оглядки на их реализуемость. Оценка, отбор производится позже, после конференции идей.

При постановке задач длинная, сухая и скучная формулировка на конференциях идей неприменима. Она с трудом запоминается и затрудняет целенаправленное мышление. Лучше всего выразить задачу в виде краткого, точного вопроса, охватывающего ее ядро. В случае поиска решений эти вопросы могут начинаться следующим образом:

а) Какие возможности есть для ……

б) Как надо себя вести, если ……

в) Что можно сделать, чтобы ……

Интересной разновидностью конференции идей является и так называется моноконференция - сознательное обсуждение проблемы с самим собой.

Кроме того, существуют также переходные ступени от моноконференции к настоящей конференции идей: конференции вдвоем, втроем.

3) Опрашивание экспертов.

Часто встречающаяся практика подготовки решения состоит в опрашивании людей, либо уже встречавшихся с подобными решениями, либо считающихся специалистами в данном вопросе.

Надо иметь ввиду, что эксперт рассматривает ситуацию со своей точки зрения, то есть высказывается субъективно. Во-первых, он почти всегда настроен на то, как бы прийти к некоторому решению, в то время как заказчика прежде всего интересует информация о том, какие решения вообще возможны в данном случае и каковы их последствия. Во-вторых, эксперт пытается, сам того не желая, предвосхитить решение заказчика.

Аналогичные сомнения возникают также и при обращении к специалистам. На их ответы влияют деловые интересы, соображения престижа и привычка.

Известной объективности можно добиться, если опросить несколько человек независимо друг от друга.

 

Контрольные вопросы самопроверки

 

1. Назовите методы разработки альтернатив.

2. Содержание методов разработки альтернатив?

3. Какие методы позволяют включить в рассмотрение наибольшее количество альтернатив?

4. Какие методы разработки альтернатив наиболее трудоемки?

5. Какие методы разработки альтернатив требуют специального технического оснащения?

6. Какие методы разработки альтернатив требуют специальных условий работы?

7. Какие методы разработки альтернатив требуют больше времени?

8. Какие методы позволяют наиболее полно учесть возможные альтернативы?

 

Литература

 

1. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. - М.: Логос, 2000.

2. Науман Э. Принять решение – но как? - М.: Мир, 1987.

3. Черноруцкий И.Г. Методы оптимизации и принятие решений. – С.-П.: «Лань», 2001.

 

 

Лекция 6

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.