|
Тема 1.1: Введение. Управленческая психология как наукаСтр 1 из 9Следующая ⇒ КУРС ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Управленческая психология»
Воронеж 2007 Раздел 1: Теоретические основы психологии управления Раздел 2: Социально-психологические основы деятельности руководителя I стадия: изучение проблемы 1) выявление проблемы и цели 2) предварительная постановка проблемы (трудности, природа, из чего возникла → цели, критерии, конечный результат) 3) делегирование полномочий компетентным специалистам, т.к. не м. все сам 4) сбор необходимой информации и ее анализ (оппоненты, конкуренты – не игнорировать и недооценивать) 5) построение концептуальной модели проблемной ситуации (проблема в целом) 6) обоснование и построение формализованной модели конкретной ситуации (сетевой график, дерево целей) II стадия: выработка идей – формулирование путей решения проблемы (методы штурма, атаки, групповая дискуссия; общенаучные: наблюдение, анализ, синтез, индукция, дедукция; интернаучные: математическая статистика, компьютерное моделирование; частные: моделирование и т.д.) III стадия: оценка идей – достоинства, преимущества, эффективность, риски IV стадия: окончательный выбор, формулировка и оформление в форме приказа (распоряжения) → планирование принятия решения (программа, сроки, исполнители) V стадия: обратная связь и анализ решения – практическая реализация плана и контроль и анализ результатов принятого решения, его корректировка 5. Типы поведения руководителя при принятии решений (В.Врум и Ф.Йеттен): 1) А1 – авторитарный, решает самостоятельно на основе имеющейся информации 2) А2 – авторитарный, -//- подчиненные – источник информации без объяснений 3) К1 – консультативный: сообщает о проблеме отдельным подчиненным, выслушивает по одному. Решает сам, без них, и м. без учета информации. 4) К2 – все тоже, только группу собирает, а решает сам. 5) Г1 – групповой, партисипативный. Консенсус, не навязывает свое мнение. При принятии решения влияют факторы: · личность самого руководителя (опыт, ценности, индивидуально-психологические особенности) · свойства самого решения · информационные ограничения · среда принятия решения (определенность, риск, …) · взаимосвязанность решений · отношение подчиненных → правила при принятии решений: 1. правило информации: при недостаточном опыте, информации поведение А1 недопустимо 2. правило структуризации: если проблема сформулирована в общем виде, не выделены конкретные задачи → К2 и Г1 3. правило приоритетности одобрения: если решение д.б. одобрено подчиненными, то т. Г1 дает наибольший эффект, не угрожая качеству решения 4. правило справедливости: если руководителю неизвестно, будет ли одобрено его автократическое решение, эффективным м.б. только Г1. 5. правило совместимости целей: если подчиненные не одобряют принятия решения относительно проблемы, в реализации которой они не заинтересованы, то А1 или А2. 6. правило разногласия: если в коллективе существенные разногласия - Г1.
Вопросы для самопроверки: 1. Охарактеризуйте понятие решение и сущность его осуществления с психологической точки зрения. 2. Какие классификации решений вам известны? 3. Охарактеризуйте подходы к принятию решений и типичные ошибки, которые могут быть характерны для каждого из них. 4. Назовите и охарактеризуйте объекты, функции и методы управления социально-психологическими процессами. 5. Охарактеризуйте стадии технологии принятия решений. Какая из них, на ваш взгляд, должна заслуживать особого внимания? Свой ответ обоснуйте. 6. Назовите особенности типов поведения руководителей при принятии решений и соответствующие правила, повышающие эффективность их принятия.
КУРС ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Управленческая психология»
Воронеж 2007 Раздел 1: Теоретические основы психологии управления Тема 1.1: Введение. Управленческая психология как наука 1. Управление как научная дисциплина: ее становление и развитие, школы, современные принципы управления персоналом. 2. Объект и предмет изучения управленческой психологии. 3. Закономерности, определяющие динамику психологических процессов в управлении. 1. Психология – наука о внутреннем мире и духовном развитии человека. Социология – наука об общественном устройстве. Управление как научная дисциплина относительно нова. Управление как процесс воздействия на людей с целью организации и координации их деятельности в процессе производства возник еще до появления мануфактуры. Как самостоятельная область деятельности управление было признано в 20 веке. Объектами управления являются люди и техника. Роль факторов, влияющих на эффективность деятельности тех и других оценивалась по-разному, что легло в основу появления различных школ управленческой мысли: · Школа научного управления (1885 - 1920) · Административная (классическая) школа (1920 - 1950) · Школа человеческих отношений (1930 - 1950) · Школа поведенческих наук – бихевиоризм (1950 - …) · Школа науки управления (1950 - …) Школа человеческих отношений (Элтон Мэйо, Мэри Фоллет) впервые представила человеческий фактор как основной элемент эффективности деятельности организации. При этом очевидно, что соц. и псих. факторы оказывают на производительность труда огромное влияние, но это влияние неотделимо от материальных, физических и организационных факторов, которые должны действовать в совокупности. Кроме того, в управлении все больше стали учитываться психологические особенности личности и индивидуальности, межличностные отношения в коллективе, различные аспекты социального взаимодействия, власти и авторитета, лидерства и мотивации и др. Основная цель данного подхода – повышение эффективности деятельности предприятия за счет реализации личностного потенциала работников. → с 60-х гг. 20 в. Бурно развивается соц. психология и управленческая психология. Традиционная модель управления направляла внимание менеджера исключительно на экономические цели. Новая модель – решение и социальных задач: занятость, гуманизация условий труда, расширение участия в управлении; человек – наивысшая ценность для организации. В основе новой концепции управления следующие принципы: · Важность социальных и психологических инноваций · Активность сотрудников на основе взаимопонимания · Решение общих проблем совместными усилиями сотрудников · Максимальная самостоятельность и полное доверие сотруднику · Усиление и развитие мотивации работников
2. Управленческая психология как наука использует психологические знания при решении проблем управления деятельностью трудового коллектива. Личность отдельного работника в основном изучается такими отраслями психологической науки, как общая психология, психология труда, инженерная психология, а трудовой коллектив — социальной и педагогической психологией. Отличительной особенностью управленческой психологии является то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Под организованной деятельностью понимается не простая совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, а деятельность людей, объединенных в одну организацию. При этом люди должны подчиняться правилам и нормам этой организации и выполнять заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями. Эти правила, нормы и требования порождают особые психологические отношения между людьми, работающими в организации, — управленческие отношения людей, т. е. отношения, образующие совместную деятельность. Социальная психология изучает отдельного работника как элемент социальной группы, вне которой его поведение может быть непонятым. В управленческой психологии и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив рассматриваются как элементы организации, в которую они входят и без которой их изучение в плане управления является неполным. Главными темами исследований в управленческой психологии являются изучение личности работника в организации, а также анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива. Актуальными проблемами при этом выступают проблема соответствия работника данной организации и проблема отбора людей ворганизацию и их ориентации в отношении особенностей данной организации. Объектом управленческой психологии является организованная деятельность людей, под которой понимается не простая совместная деятельность людей, объединенных общими целями, а деятельность людей, объединенных в одну организацию. При этом люди должны подчиняться правилам и нормам этой организации, что, в свою очередь, порождает особые психол.отношения между работниками – управленческие отношения. В связи с этим объектом изучения в УП являются отношения людей в организации в условиях, когда действия каждого участника совместной деятельности определены общим порядком работ. При этом участники не только взаимозависимы и ответственны, но и ответственны перед законом. Предметом УП является совокупность психологических явлений и отношений в организации, среди которых: · Психологические факторы эффективной деятельности менеджеров · Психологические особенности принятия управленческих, индивидуальных и групповых решений · Психологические проблемы лидерства · Психологические проблемы взаимоотношений руководителя и подчиненных и др. Наиболее актуальными для организации псих. проблемами являются: - повышение профессиональной компетентности руководителей всех уровней на всех направлениях - повышение эффективности подготовки и переподготовки управленческого персонала - поиск и активизация человеческих ресурсов организации - оценка и отбор менеджеров - улучшение соц-псих. климата организации, сплочение персонала вокруг целей организации. Управленческая психология как наука и практика должна обеспечить психологическую подготовку руководителей (менеджеров), сформировать и развить их психологическую культуру, создать предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших направлений сферы управления, к которым можно отнести: 1) понимание природы управленческих процессов; 2) знание основ организационной структуры; 3) четкое представление об ответственности менеджера и распределении этой ответственности по уровням управления; 4) знание способов повышения эффективности управления; 5) знание информационных технологий и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом; 6) умение устно и письменно выражать свои мысли; 7) компетентность в управлении людьми; 8) компетентность в отношении отбора и подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и межличностных взаимоотношений среди работников организации; 9) способность планировать и прогнозировать деятельность организации с использованием средств вычислительной и компьютерной техники; 10)умение оценивать собственную деятельность, делать правильные выводы и повышать свою квалификацию исходя из текущих требований и ожидаемых изменений в будущем; 11)знание особенностей организационного поведения, структуры малых групп, мотивов и механизмов их поведения.
3. Управление осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю надо учитывать закономерности, определяющие динамику псих. процессов: 1) Восприятие людьми внешних воздействий зависит от их психологических структур: разные люди или один человек в разное время могут по-разному воспринимать одинаковые воздействия → воздействие должно быть адекватно психическому состоянию каждого из партнеров. 2) Неадекватность отображения человека человеком: ни один человек не может постичь другого с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека. Могут быть разные состояния, защита, а иногда мы и сами себя не знаем (Я-зеркальное) При этом среди научных принципов познания человека такие как: · Принцип универсальной талантливости: нет неспособных, есть занятые не своим делом · Принцип развития: способности развиваются в результате изменения условий жизни и интеллектуально-психологических тренировок. · Принцип неисчерпаемости: при жизни человека ни одна его оценка не может считаться окончательной. 3) Изменение смысла управленческой информации в процессе ее движения: любая управленческая информация (постановления, приказы, инструкции…) имеет тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице. Это пропорционально числу людей и зависит от их образования, интеллектуального развития, псих. состояния. 4) Возмещение недостающих способностей другими способностями или навыками: при высоком уровне требований или стимулов срабатывает механизм компенсации недостающих или отсутствующих способностей другими. Но данная закономерность может не срабатывать при высоких уровнях сложности. Кроме того, есть и другие закономерности, открытые выдающимися специалистами в области управления: законы Паркинсона, принципы Питера, Законы Мерфи и др.
Вопросы для самопроверки: 1. Охарактеризуйте управление как научную дисциплину: ее становление и развитие, школы, объект и предмет изучения. 2. Назовите современные принципы управления персоналом. Проанализируйте особенности их реализации в практической деятельности. 3. Назовите и охарактеризуйте закономерности, определяющие динамику психологических процессов в управлении. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|