Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1.3: Психология малых групп и коллективов





1. Понятие малых групп и коллективов, их признаки, классификации.

2. Социально-психологическая структура группы. Статусные роли и отношения.

3. Формирование внутригрупповых отношений.

4. Организационное развитие. Групповая динамика. Командообразование.

1.

Понятие соц. группы является ключевым в соц. психологии. Любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности, может обозначаться как соц. группа.

Вся жизнь индивида проходит в разнообразных соц. группах. И хотя семья и публика в театре – разные общности, тем не менее, и то и другое – соц. группы.

Наиболее широкое понимание соц. группы связано с понятиями общности и совокупности. Группа можно изучаться с т.з. любой общности: соц., производственной, экономической, бытовой, возрастной и т.должна Как совокупность группа изучается в рамках системного подхода, поскольку элементами группы являются не только люди, но и особые отношения, возникающие между ними. Я.Щепаньский (польский социолог): индивиды не принадлежат к группе всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с соц. ролями, выполняемыми в данной группе. Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной соц. группе. Так же как и ни одна соц. группа не можно обеспечить условия для самореализации.

Система всегда больше, чем совокупность составляющих ее компонентов → изучая группу, лучше узнаешь человека, а не наоборот.

Педагогика рассматривает соц. группу как относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Цели, нормы, санкции, ритуалы, отношения, деятельность, вещная среда – все эти феномены выступают в качестве особых компонентов СГ, определяющих меру ее устойчивости.

Наиболее важными и устойчивыми СГ явл. семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив.

Независимо от степени устойчивости, все группы имеют следующие признаки:

1) Наличие интегральных психологических характеристик (общественное мнение, групповые нормы, психологич. климат, групповые интересы). Существенно на их формирование влияет социальный контроль.

2) Основные параметры группы как единого целого (параметр – показатель, характеризующий определенное свойство). К ним относятся:

· Композиция – совокупность характеристик членов группы, важных с т.з. ее анализа как целого (численность, возраст, пол, национальность, соц. положение). Место группы в более общей социальной структуре тоже является композиционной характеристикой. Например, описание класса должна начинаться с описания школы.

· Структура группыфункции, которые выполняют отдельные члены группы и межличностные отношения в ней. Например, успеваемость, социальные роли, статус – актуальное состояние формальных и неформальных отношений

· Групповые процессы – динамические, меняющиеся показатели группы: психологические и организационные процессы сплочения (лидерство и руководство), уровень развития группы как социального единства (стадии), процесс группового давления (конформизм – зависимость человека от группы, ее влияние на принимаемые им решения, действия и отношения. Может быть разная степень выраженности: от полного подчинения до личностной автономии. М.б. в рамках общества! Конформизм наоборот – негативизм Нонконформизм – свой взгляд, свое мнение, но уважение других, при этом честность и мужество в отстаивании своих взглядов, способов деятельности и т.должна)…

3) Способность индивидов к согласованным действиям – ключевой признак группы, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность. Степень согласованности действий зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, деятельности лидера. В то же время способность действовать независимо от группы и влиять на ее решения характеризует соц. силу личности.

4) Осознание своей принадлежности к группе (в особенности, если это номинальные группы – студенчество, учительство…)

5) Действие группового давления – изменения во взглядах и поведении человека, обусловленные принадлежностью к группе. Обычно результатом является конформность как качество человека.

6) Установление определенных отношений между членами группы. Отношения бывают конвенциональными (формальными) и межличностными (неформальными). Сочетаются в любой группе. → группа имеет две структуры. Их изучение важно, т.к. расширяет представления о группе и позволяет планировать работу по ее дальнейшему развитию.

С точки зрения управления наиболее общими качествами малой группы можно считать следующие:

1) направленность (ценности и нормы)

2) организованность (способность к самоуправлению) и интегрированность (слитность)

3) микроклимат (дружеское участие)

4) референтность и лидерство

5) интеллектуальная активность и коммуникативность как степень межличностного восприятия, общий язык

6) эмоциональная коммуникативность,

7) волевая коммуникативность.

Типологий групп много. В их основе – количество, статус, уровень развития и др.

Так, по общественному статусу: формальные – неформальные.

По непосредственности взаимосвязей: реальные – номинальные.

По значимости: референтные и группы членства.

По количеству человек: большие (толпа, масса, аудитория, публика), малые (участники лично знают друг друга + совможнодеят-ть и общая цель), микро (триады, диады).

По отношению к социуму: просоциальные – позитивные, асоциальные – негативные (если хорошо организована – корпорация: замкнутость, централизация, авторитарное управление)

По уровню развития: неорганизованные или слабоорганизованные, с низким индексом сплоченности – ассоциации, диффузные группы; и высокоразвитыеколлективы.

В ассоциации нет совместной деятельности, но есть общение и некая сплоченность. В диффузной группе (рассеивание) - нет и деят-ти, и сплочения, и организации. Это обычно первая стадия существования, когда групповые нормы еще не выработаны, нет согласованности действий.

Важным показателем развития группы является ценностно - ориентационное единство – степень совпадения оценок и позиций ее членов.

 

2.

Социальная структура группы:

1) статусно-ролевые отношения (система взаимоотношений, соц. положение по вертикали и горизонтали; статус – в наборе ролей; роль – выполнение той или иной деятельности в соответствии с психол. возможностями личности. МОЖНОб. источниками конфликтов!!!)

2) профессионально-квалификационные характеристики (образование, профессии, уровень квалификации → эффективность деятельности)

3) половозрастной состав (биологический и психологический возраст – различны!!!)

Америк. психолог Джекоб Морено, рассматривая совокупность эмоциональных предпочтений, разработал всемирно известную теорию и метод социометрии. Морено полагал, что психологическая комфортность и психологическое здоровье человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений. Если человека окружают люди, испытывающие к нему симпатию, то ему б. легче преодолевать жизненные трудности.

Социометрч. стр-ра группы – совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений.: статус членов, взаимности эмоциональных предпочтений, наличие устойчивых групп, характер отвержений в группах.

I. Статус

1) Самый высокий статус – социометрические звезды – члены группы, имеющие максимальное количество + выборов при небольшом кол-ве отрицательных. Это люди, к которым обращены симпатии многих.

2) Высокостатусные – по числу + выборов и небольшом кол-ве

3) среднестатусные -//-

4) низкостатусные -//-

5) изолированные – отсутствуют любые выборы – наиболее неблагоприятная позиция, свидетельствующая о равнодушие членов группы к человеку

6) отверженные – имеют большое кол-во «-» выборов и мало предпочтений

7) пренебрегаемые или изгои – ни одного + выбора при наличии отрицательных.

Иногда встречается мнение, что звезды – это лидеры. Но социометрический выбор – это чувство, а лидер связан с деятельностью. И человек часто утрачивает симпатии, становясь лидером! (Е.В. Андриенко) В связи с этим хорошо, если в семье роли распределены следующим образом: отец – лидер, мать – социометрическая звезда.

Кроме того, группу всегда можно разделить на 3 подгруппы по любому критерию:

1) класс: сильные, средние, слабые ученики

2) трудовой коллектив: высококлассные профессионалы и энтузиасты, средние данные, лентяи и неучи

3) общество с т.з. социальной стратификации: элита, средний класс, низший класс

Для более глубокого анализа положения человека в группе необходимо учитывать не только статус, но и другие характеристики социометрической структуры.

При этом очевидно, что позиция изолированного хуже, чем позиция всех остальных членов в группе риска (отверженных и пренебрегаемых), т.к. негативное отношение хоть и отрицательный, но стимул, а отсутствие отношения – личностный крах. Иногда переход человека из пренебрегаемого в изолированного – наказание! (бойкот)

Изменение социометрического статуса является важной проблемой, т.к. статус является относительно устойчивой величиной. И даже смена групп можно не влиять на статусную позицию, т.к. человек сам его переносит в другую обстановку! При этом неизменность соц. статуса рассматривается как фактор риска.

Необходимость изменения статуса диктуется потребностями человека вырабатывать гибкие стратегии поведения для адаптации в различных условиях жизни. Поэтому целесообразно пройти через различные статусы в разных группах.

В связи с этим сложность проблемы заключается в том, что люди по-разному воспринимают и относятся к своему статусу (среднестатусные адекватно, полярные - нет).

Устойчивость статуса определяется рядом факторов:

· внешний вид (мимика, невербалика, физическая привлекательность)

· успехи в ведущей деятельности

· свойства характера и темперамента (толерантность, общительность, низкая тревожность и др.)

· соответствие ценностей

· положение в других соц. группах.

→ чтобы изменить статус, можно поработать с отдельным фактором.

I. Взаимность эмоциональных предпочтений:

1) чем больше, тем стабильнее и благоприятнее положение человека в системе межличностных отношений

2) если мало взаимных выборов, для группы характерна слабая согласованность действий и эмоциональная неудовлетворенность ее членов своим положением и качеством отношений в группе

III. Устойчивые микрогруппы межличностного предпочтения и характер отношений между ними: сколько, величина, статусы внутри, интеграция с другими.

IV. Система отвержений дает представление о соц. шаблонах ее действий в конфликте:

1) отвержения относительно равномерно распределены в группе, нет таких, у кого отвержения преобладали бы над предпочтениями

2) поляризация отвержений – 2 микрогруппы, отвергающие друг друга

3) отверженным является один – ответчик за все – «козел отпущения»

Важно помнить, что групповые привычки в системе межличностных отношений формируются так же, как и любые др. групповые ритуалы. Привычка – это форма соц. контроля, которая направляет поведение конкретных индивидов и группы в целом.

Деят-ть по изменению соц. статуса должна состоять в том, чтобы дать человеку возможность проявить свои способности (не только интеллектуальные и социальные, но и экспрессивные, инструментальные, физические).

 

3.

Чувства, сопровождающие межличностные отношения, основательно вмешиваются в процессы взаимодействия, определяя систему предпочтений, отвержений и оценочных суждений.

Чувство как аналитическая единица определения межличностных отношений рассматривалась в психологии Т.Шибутани, Дж. Морено, А. Маслоу, К. Роджерсом. Оно изучается в соц. психологии именно потому, что оно детерминирует межличностные отношения в различных социальных ситуациях.

Чувства – это относительно устойчивые человеческие переживания, которые имеют мотивационную основу и связаны с удовлетворением потребностей.

Их следует отличать от эмоцийсубъективных реакций на воздействие внешних и внутренних раздражителей, проявляющихся в удовольствии или неудовольствии, радости, страхе и т.должна Эмоции ситуативны и не имеют мотивационной основы.

Чувства – активность – целенаправленность; эмоции – реактивность – непосредственность реакций.→ чувства носят более устойчивый характер. Но эмоциональные состояния – такие психические состояния личности, которые связаны с устойчивыми переживаниями, влияют на ее мысли, поступки, отношения. → переживания имеют не только личное, но и социальное значение.

Социальные ф-ции: определяют готовность человека к определенному способу поведения в конкретной ситуации.

Функции чувств:

1. познавательная: постижение значимости события для самого человека. В отличие от интеллектуальной информации, эмоциональная информация передается быстрее и абсолютно субъективна. → субъективный опыт каждого человека уникален.

2. мобилизационная: психосоматическая готовность действовать определенным образом. Они изменяют химический состав крови, энергетику, деятельность желез внутренней секреции (страх – адреналин; интерес – эндогенные эндорфины) → влияние на самочувствие и здоровье!

3. интегративно-защитная и предупреждающая: выбор направления деятельности, ориентировка в ситуациях и отношениях. Эти чувства развивались на филогенетическом уровне – знаковые системы…

Т.О. каждый чувствует, но по-своему, т.к. это уникальный саморазвивающийся механизм приспособления людей друг к другу в процессе социальных отношений.

Особенности субъективного чувствования определяются индивидуальными характеристиками человека, соц. опытом человека и теми типичными эмоциональными проявлениями родителей, которые он наблюдал в детстве.

Э.Берн: до 10 лет формируется излюбленное чувство, которое будет выступать в жизни как пусковой сигнал переживаний в различных ситуациях.

По критериям + и – и уровню осознанности типология чувств такова:

­ положительные / отрицательные

­ амбивалентные / осознаваемые / неосознаваемые

«+» - сближают, «-» - наоборот

амбивалентные – противоречивые отношения

Равнодушие – это безэмоциональное состояние, когда человек не испытывает никаких чувств.

В педагогике принято деление чувств на эстетические, практические и интеллектуальные в зависимости от объекта направленности чел-го внимания.

Уникальность чувств заключается в том, что они неподвластны времени и нормам! → нам понятны переживания героев книг и т.должна

Чувства – своеобразная система приспособления людей друг к другу и миру. → переживание выступает и как человеческая проблема, и как фактор социальной адаптации.

Нормальный человек стремится избежать негативных переживаний при взаимодействии с другими людьми. Для этого существуют механизмы психологической защиты. Это система регуляции и стабилизации личности на подсознательном уровне.

Нормальный уровень псих. защиты есть у каждого человека.

Механизмы психологической защиты:

Защитные механизмы – это способы организации временного душевного равновесия, необходимого для борьбы с трудностями.

Фрейд к МПЗ отнес следующие:

1. Регрессия – психический синтез травмирующих впечатлений на основе глубинных детских переживаний. На ее основе формируются эмоциональные и психологические барьеры.

2. Изоляция – уход от общества, других людей, погружение в себя.

3. Проекция – перенос на другого человека своих эмоциональных состояний (выместил зло или прилип…)

4. Идентификация – отождествление себя с другим человеком (врачом, руководителем), в ней могут объединяться страх и любовь

5. Сублимация – перевод грубых, плотских влечений в сферу чувств и возвышенных интересов; перелив энергии в творческие процессы

6. Рационализация – поиск разумной основы поведения, оправданий импульсивным поступкам

7. Отказ (сенсорная или перцептивная глухота) – бессознательное игнорирование событий во внешнем или внутреннем мире: человек перестает слышать и видеть то, что сильно эмоционально на него воздействует

Адекватное переживание – это уже соц. адаптация. Чтобы адаптироваться, надо пережить, а не избегать их (алкоголь и другие виды аддикции), не скрывать свои эмоции, т.к неотреагированные эмоции страшны соматическими последствиями.

С др. стороны, возможно эмоциональное расстройство, когда человек утрачивает способность реагировать – чувство потери чувства (мучительное бесчувствие) – неспособность принять и пережить реальную ситуацию.

Другим нарушением может быть эмоциональное застревание – состояние, при котором возникшая аффективная реакция фиксируется и длительно оказывает влияние на мысли и поведение. Например, обида.

Эксплозивность – повышенная возбудимость, склонность к бурным проявлениям аффекта, не адекватная по силе реакция, не соответствующая поводу.

Обычно переживание рассматривается как субъективное отношение к событию.

По мнению Ф.Е. Василюка, переживания – процесс преодоления критических ситуаций – внутренняя интеллектуально-волевая работа по восстановлению душевного равновесия и утраченного смысла существования.

Он выделил 4 типа переживаний в зависимости от уровня интеллектуального развития личности и ее отношения к окружающему миру:

1) Гедонистические переживания: человек либо игнорирует, либо не осознает проблему, поддерживая иллюзию благополучия. Не решая проблемы, субъект не приобретает необходимого духовного опыта. Это страх несостоятельности, шаг назад, остановка в личностном развитии. Для таких людей характерно множество защитных реакций, гипертимный склад характера (поверхностность переживаний).

2) Реалистические переживания – адекватные переживания. Они подчинены принципу реальности, в основе которого механизм терпения. Человек понимает и принимает ситуацию, приспосабливает свои потребности к новым условиям, но вновь попадает в похожие ситуации, т.к. ничего не меняет в себе – конформный, пассивный тип поведения. Условия приспособления диктуются извне и не связаны с личностным ростом человека.

3) Ценностное переживание – более высокий адаптивный уровень, когда личность осознает смысл утраты и переживает, но не принимает пассивно: осознает невозможность прежних жизненных отношений и строит новое содержание жизни. Такое переживание требует более высокого уровня личностного развития, веры в свои силы, мудрости.

4) Творческое переживание – наиболее адаптивное, при котором человек не т. созидает новое качество жизни, но и поднимается на более высокий уровень развития.

Наблюдая за ребенком, можно определить доминирующие переживания.

Модификация переживаний человека м.б. связана и с катарсисом – эмоциональным потрясением, который он испытывает в критической ситуации. Смысл: очищение духа на основе эстетического переживания при помощи страха и сострадания, душевная разрядка (Аристотель).

Современная психология: это эмоциональное потрясение, которое приводит к модификации чувств.

Руденский Е.В.: эмоцион. трансформация – превращение «–» эмоций в «+».

Но здесь нужна помощь профессионала.

Т.О. чувства человека являются уникальной основой всех его отношений к себе, другим, миру. И именно чувства определяют межличностные отношения в группе.

 

4.

СГ – динамическое образование: она функционирует во времени и пространстве и обусловлена взаимодействием двух тенденций: интеграции (противодействие конфликтам и ситуациям, которые угрожают существованию группы) и дифференциации (специализация взаимосвязей членов группы, основанная на различии их ролей). Относительный баланс данных тенденций является закономерностью, обеспечивающей эффективность функционирования и развития группы. Кроме того он м.б. рассмотрен как баланс тенденции к коллективизму и индивидуализму. → противоречивый характер развития СГ.

Механизмы воздействия:

1) заражение

2) внушение, подражание

3) соревнование

4) убеждение

5) конформизм

Универсальными механизмами развития межличностных отношений принято считать: подражание, заражение, идентификацию и проявление социальных установок.

Подражание – процесс следования личности или группы людей какому-либо эталону, образцу, проявляющийся в принятии и воспроизведении внешних (поведенческих) и внутренних (психологических) особенностей других людей.

МОЖНОБ. подражанием конкретному человеку или нормам, выработанным группой.

МОЖНОБ. сознательным или бессознательным, критичнымнекритичным, логичным – нелогичным,

внутренним – внешним.

Выполняет функции научения, адаптации к нормам и эталонам поведения. В младенчестве обеспечивает первые контакты с социальным окружением, в дошкольном возрасте – проникновение в смысловые структуры деятельности, в подростковом – идентификация со значимой личностью…

Заражение – механизм передачи эмоционального стояния от одного человека к другому при непосредственном контакте. Отражает подверженность определенным состояниям и психологическому воздействию.

Здесь доминирует бессознательная, невольная (психофизиологическая) предрасположенность человека или группы к переживанию данного настроя, чувств…

Начинается с конкретного момента: шок, активное обсуждение и выработка оценок. Легче, если вскрыта неактуализированная потребность (состояние ожидания). Это связано с сильным эмоциональным фоном – любопытством, интересом, агрессивностью, безопасностью…

При наличии обратной связи может нарастать по закону взаимной индукции, приобретая характер циркулярной реакции (паника, страх, публичные выступления, спортивные мероприятия…), могут привести к полной потере контроля и осознанного взаимодействия между людьми.

Чем выше уровень самосознания, оптимальнее здравый смысл и самоконтроль, тем меньше поддаются заражению.

Социальная идентификация – механизм познания личностью других людей, при котором сравниваются и сопоставляются внутренние состояния других людей со своими характеристиками.

Идентификация – процесс эмоционального или иного отождествления человека с другим, группой или образцом.

Она оказывает двойное действие:

1. формирует качества и отношения,

2. может растворить индивида в массе.

При расширительном толковании представляет собой неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности. ® психологическая защита. Ее называют предпосылкой групповой сплоченности, которая ориентирует людей на выработку единства мотивации, формирование бесконфликтных отношений, базирующихся на нравственных принципах, что можно выражаться:

— в признании за другим, как за собой, равных прав и обязанностей,

— содействие, поддержка,

— требовательное отношение к себе.

В основе – готовность чувствовать, переживать и действовать в отношении другого так, как к самому себе.

Социальная установка – состояние внутренней готовности индивида к проявлению чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, соответствующих сложившемуся опыту и традициям.

Это предрасположенность к конкретной форме реагирования.

Установки состоят из трех компонентов: когнитивного (мнение об объекте),

эмоционального (чувства к объекту),

поведенческого (действия реальные)

Не имея установок, мы говорим – нравится или нет.

Функции установок:

защитная (негативная оценка не проецируются на нас самих)

оценочно-экспрессивная (дать оценку значимым явлениям)

инструментальная (завоевать одобрение)

познания (упорядочивают впечатления, предсказание событий…)

Развитие системы социальных установок обычно связано с ходом общественного развития. Системы социальных установок обеспечивают внутреннюю цельность поведения индивида и групп людей. В них аккумулируется общественный опыт, представления о действиях человека в сходных условиях. ® стереотипы.

Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе соц.контроля (С.Парсонс). Подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих. З.Фрейд: принцип удовольствия (вознаграждение) – страдания (наказание). Действие закрепляется, блокируется или корректируется под влиянием оценки. Эти эффекты действия данного механизма называют социальной фасилитациейстимулирующее влияние одних на других (друзья, родитель и ребенок…) a возможности для развития; и социальной ингибицией – негативное, тормозящее воздействие одного на другого (страх, ненависть, неуважение…) a актуализация негативных переживаний (позор, вина) a снижение самооценки, чувства собственного достоинства a подавленное настроение, фрустрация, повышенная конфликтность, негативизм, депрессия... Т.О., доброжелательность всегда должна преобладать над критичностью.

Конформность – некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам, авторитетам и идеологии. Социальный конформизм рассматривается, прежде всего, как феномен авторитарного и тоталитарного общества, где подавляется проявление индивидуальности и преобладают ценности коллективистского характера. Групповое давление и стереотипы массового сознания формируют тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности. В более узком значении конформность можно рассматривать как податливость челка реальному или воображаемому давлению группы в связи с чем изменяются его установки и поведение – внутренняя конформность a можно манипулировать человеком!. Это может быть и то, что человек делает вид, что согласен, чтобы избежать негативной реакции окружения – внешняя конформность. Т.О. очевидно, что конформность – побочный эффект социального контроля.

Негативизм – конформизм наоборот – стремление поступать вопреки позиции большинства и любой ценой отстаивать сою точку зрения. a легко поддается на провокации a так же легко манипулировать им.

Т.О. конформность является условием социализации, но можно б. и отклонения, когда наблюдается предельная стандартизации социальной жизни индивида по предлагаемым средствами массовой информации образцам; когда внешнее принуждение воспринимается добровольно как избавление от собственного выбора и сомнений; межличностные отношения имеют поверхностный характер, а эмоциональная жизнь – бедна.

Внутригрупповые отношения зависят, прежде всего, от лидерства и руководства.

Групповая динамика – развитие – зависит от

· мотивации

· структуры власти

· сложности коммуникации

· ощущения принадлежности

· представлении о цели группы

· ответственности за результаты работы

· свободы деятельности как условия успеха группы

Стадии развития группы: (М.Вудкок, Д.Френсис):

1) притирка

2) ближний бой

3) экспериментирование

4) эффективность

5) зрелость

Отношение человека к группе может выражаться в 3 вариантах:

· нейтрально или как помеха своей работе (индивидуалистическое)

· средство для достижения своих целей (прагматическое)

· самостоятельная ценность (коллективистическое)

Эффективность работы группы зависит от:

1) квалификации сотрудников

2) микроклимата

3) постановки целей

4) результатов работы

5) методов подготовки и принятия решений

6) свободы суждений, открытость, гласность

7) уровня индивидуальных способностей членов группы

8) руководства

9) творческих способностей

10) отношения с другими коллективами

 

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение малой группы и коллектива.

2. Назовите и охарактеризуйте признаки малых групп.

3. Какие классификации малых групп вам известны.

4. Охарактеризуйте социально-психологическую структуру группы.

5. Охарактеризуйте статусные роли и отношения, которые могут возникать в группе.

6. Как происходит формирование внутригрупповых отношений?

7. Что представляет собой групповая динамика и организационное развитие.

8. Командообразование.

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.