Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2.1: Психологические требования к руководителю и его имиджу





1. Психологическая характеристика деятельности руководителя: профессионально и личностно значимые качества

2. Имидж руководителя: основы формирования, особенности воздействия

1.

Руководство – умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.

Руководительдолжность, которая позволяет человеку иметь определенные полномочия, использовать данную ему власть.

Очевидно, что для эффективного управления руководитель (менеджер) должен обладать лидерскими качествами. Но функции его этим не ограничиваются, т.к. его можно рассматривать и как

1) управляющего – организатора, контролера и аналитика, наделенного властью,

2) исполнителя – хорошего администратора, способного воплотить идею в жизнь,

3) бизнесмена – организатора внешней стороны дела, представителя организации,

4) лидера, энтузиаста, способного вести за собой силой авторитета и эмоционального воздействия, заражая энергией и воодушевляя коллектив,

5) дипломата, устанавливающего контакты с партнерами, улаживающего конфликты,

6) воспитателя с высоконравственными ценностями, задающего направление развития коллектива в целом,

7) инноватора – генератора идей, понимающим ценность науки, необходимость развития, внедрения нового,

8) просто человека, способного быть образцом во всех отношениях, и, прежде всего, в плане огромной трудоспособности → поддержание себя в форме (физической, интеллектуальной, внешней)

В связи с этим для деятельности руководителя характерны следующие психологические особенности:

· он должен выполнять работу, разнообразную по содержанию и направленности, степени активности, в то время как возможности овладения различными видами деятельности у одного человека ограничены

· повышенная ответственность за состояние ресурсов, за результаты деятельности

· работа всегда является творческой, итогом ее является принятие управленческих решений, для принятия которых не всегда хватает информации, средств и исполнителей

· исполнение коммуникативных функций – общение бесконечное!

· высокая общая нервно-психическая напряженность

В связи с этим в структуре способностей руководителя можно выделить следующие подструктуры:

1. организаторские способности (Л.И. Уманский – 3 подструктуры:

· организационная проницательность – «чутье» менеджера (психологическая избирательность, практическая направленность интеллекта, психологический такт)

· эмоционально-волевая действенность – гипнотизм «внушительности» – способность воздействовать на других (энергичность, требовательность, критичность)

· склонность- готовность к организаторской деятельности (от мотивации до качества проф. подготовки + «тонус», удовлетворенность, работоспособность))

2. коммуникативные качества

3. нравственно-этические характеристики

4. мотивационные факторы

5. волевая сфера

6. «практический интеллект»

7. личный характер

8. эмоциональная сфера

9. психодинамические характеристики

10. половозрастные особенности.

При этом успех управленческой деятельности, по оценкам социологов, определяют следующие факторы:

1) желание и интерес к деятельности менеджера

2) умение работать с людьми

3) гибкость, нестандартность, оригинальность мышления

4) оптимальное сочетание в характере рискованности и ответственности

5) способность предвидения результатов, интуиция

6) высокая проф. компетентность и спец. управленческая подготовка.

Необходимыми качествами и чертами с психолгической точки зрения являются:

· доминантность (умение влиять)

· уверенность в себе

· эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость

· креативность

· целеустремленность и предприимчивость, способность к риску

· готовность брать ответственность, честность, верность обещаниям и гарантиям.

Противопоказаны: повышенная чувствительность, высокая неуравновешенность, тревожность.

Эффективность работы руководителя определяется по следующим критериям:

1) главныйрезультат труда всего коллектива, характеристикой которого с экономической точки зрения является прибыль.

2) психологические критерии:

· психол. климат коллектива

· удовлетворенность членством в коллективе

· мотивация членов коллектива

· самооценка коллектива

· авторитет руководителя

3) непсихологические критерии:

· производительность, качество продукции

· экономичность

· нововведения

· снижение издержек

· прибыльность

· уменьшение текучести кадров

С точки зрения психологии такие функции управления как мотивация и регулирование (наряду с планированием, организацией и контролем) являются наиболее значимыми.

Личностные качества руководителя определяют их типологические особенности, на основе которых выделяют следующие типы руководителей:

1. Податливый – менеджер, старающийся понравиться: выполняет просьбы и поручения, ни в чем никому не отказывает, соглашается, смеется, приспосабливается, предпочитает много работать сам (четко структурирует окружение, придерживается расписания)

2. Агрессивный – менеджер, убежденный в том, что работать надо заставлять, т.к. люди ленивы, глупы и нечестны (теория «Х» МакГрегора) → нет мягкости и чувствительности, все – на расстоянии, я – неприступен. В конфликтах громок и оскорбителен.

3. Уверенный руководитель – менеджер, обладающий собственными убеждениями и мнением об окружающем мире; знает, чего хочет → гибко планирует деятельность; откровенен, честен и справедлив, внимателен и тактичен, реалистичен и тверд.

Для анализа и оценки руководителя социологи разработали следующую модель:

1) Деловые (образование, знание, опыт)

2) Способности (талант, одаренность, гениальность)

3) Культурный уровень (эрудиция, честность, порядочность)

4) Характер (воля, активность, самостоятельность, обязательность, оперативность, забота о подчиненных, умение воспринимать критику, признавать свои ошибки)

5) Темперамент (Х, М, С, Ф)

6) Направленность интересов (материальная, социальная, духовная)

7) Возрастной ценз (молодой, средний, пожилой, престарелый)

8) Здоровье (хорошее, удовлетворительное, плохое).

2.

Имидж – важная часть культуры делового общения.

Имидж – (англ. образ, ореол) – эмоционально окрашенный образ кого-чего-либо, который формируется в массовом сознании и имеет характер стереотипа.

Качества, составляющие этот образ, можно разделить на 5 групп:

· природные

· приобретенные воспитанием (скромность, честность, терпение)

· сформированные образованием (словарный запас, грамотность речи, логика)

· обусловленные жизненным опытом (проницательность, выдержанность → прогноз ситуации)

· сформированные профессиональной деятельностью (суть дела, проф. оценка)

При этом внутренними составляющими имиджа являются репутация (общее мнение о достоинствах и недостатках: Б.Шоу: как ваза, можно склеить, но всегда заметны поврежденные места) и личный магнетизим (притягательность, неподдельный интерес).

Личный магнетизм основывается на таких чертах поведения, как спокойствие и уверенность, вежливость и щедрость, неторопливость и немногословие, терпеливость и сдержанность, бережное отношение к своим знаниям, взгляд, выражающий странность, скрытность и некоторая таинственность. Рекомендации для развития:

- не говорить о себе в присутственных местах

- избегать лести

- не проявлять любопытства

- не привлекать к себе внимание без особых причин

- не демонстрировать откровенность

- придерживать собственные знания и сведения

- держать людей в неведении относительно себя

- подавлять в себе физические и духовные привычки

- не перекладывать на других собственные ошибки

Создание имиджа можно происходить как естественным путем, так и сознательно при помощи имиджмейкеров. Безусловно, его приобретение не является самоцелью, но и не должно оставаться в стороне, т.к. он имеет > практический смысл, т.к. составляет личную и профессиональную характеристику.

Так, наиболее важными слагаемыми имиджа менеджера (руководителя) являются:

1) профессионализм и компетентность (управление – наука и искусство: динамизм, быстрота реакций, компетентность! → в обучении: усидчивость и прилежность, проницательность и самокритичность, восприимчивость!)

2) нравственная надежность (моральные основы → самосовершенствование, их отсутствие → безнравственность и вседозволенность)

3) гуманитарная образованность (гуманитарная культура позволяет пропускать через себя различную информацию, подвергая ее чувственной и рациональной обработке → ценности: защищенность людей, здоровье, духовное богатство людей, экологическая безопасность)

4) образование менеджера в области психотехнологии (наука о практическом использовании психологических техник управления людьми)

(Руденский Е.В. Психотехнология общения менеджера. – Новосибирск, 1994.)

Среди причин краха карьеры менеджера американские исследователи назвали следующие:

· они идут вверх, заботясь о более высоком жаловании, а не о процветании организации

· их волнуют символы и атрибуты положения (кабинет, машина, дом)

· озабочены своими интересами (плохой руководитель заботится о себе, а хороший – о своих людях)

· они самоизолируются, уменьшая круг общения

· скрывают свои мысли и чувства от подчиненных

Создание имиджа можно происходить как на основе общих (модульных) технологий, так и индивидуальных.

Главным результатом его создания является умение правильно выбрать модель поведения в конкретных управленческих ситуациях. Она должно быть направлена на успех!

Требования к модели:

должна соответствовать закону

должна быть нравственно безупречной

должна быть подчинена цели

должна быть критически оценена самим человеком

должна соответствовать принадлежности к полу.

Т.О. моделирование поведения – осмысление собственных приемов и действий в общении.

Важную роль в создании имиджа играет самопрезентация, основанная на эффектах фасцинации и аттракции.

Фасцинация – очарование, обаяние: словестное воздействие + манеры + внешний вид и аксессуары.

Аттракция – привлечение, притяжение: визуально фиксированное эмоциональное отношение, в котором проявляется симпатия и готовность к общению (улыбка, радостное восклицание, движения навстречу)

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что называется руководством, а кто – руководителем?

2. Какие функции выполняет руководитель?

3. Какие психологические особенности характерны для деятельности руководителя?

4. Какова структура способностей руководителя?

5. От каких факторов зависит успех управленческой деятельности?

6. Назовите и охарактеризуйте критерии эффективности работы руководителя.

7. Охарактеризуйте руководителей разных типов.

8. Что представляет собой имидж? Какова ее содержательная характеристика?

9. Технология создания имиджа.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.