Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2.3: Психология принятия управленческих решений





1. Понятие и классификация решений

2. Типичные ошибки, совершаемые при принятии решений

3. Подходы к принятию решений

4. Технология принятия решений

5. Психологические аспекты поведения руководителя в процессе принятия решений

1.

Решение – это процесс и результат выбора цели и способа ее достижения. Бремя решения — это крест, который в силу своей профессии несет любой руководитель и, если ставить вопрос шире, каждый человек. Эффективные, своевременные и точные решения — залог существования и процветания любого предприятия. Десятки проблем обрушиваются ежедневно на руководителя, и каждая требует к себе внимания и ждет решения. Мы можем сказать, что управленческое решение в общем виде — это выбор определенного порядка действий из возможных вариантов. А конкретно — не что иное, как реализация управленческих задач. Это использование своих полномочий и возложение ответственности на себя. Если руководитель не умеет принимать управленческие решения, продумывать и анализировать их, значит, он не умеет использовать свое время, права и полномочия и, следовательно, перестает быть управленцем, т. к. подвергает опасности не только дело, но и в конечном счете свою судьбу.

Обычно под «решением» понимается и сам процесс его принятия, и акт выработки, и результат выбора.

Принятие решения является мыслительным процессом, который предполагает предварительное осознание цели и способа действия, а также проработку различных вариантов достижения цели.

Особенностью этого процесса является его волевой характер.

В принятии решений интегрируется мировоззрение, знания, интересы, интуиция …→ его можно рассматривать как психолологический процесс.

Принятие решения – центральный момент управления. Он пронизывает всю структуру деятельности: планирование целей и задач, средств их достижения, организацию, мотивацию, контроль и т.д.

Сегодня есть наука – теория принятия решений – об управлении сложными системами различной природы → методы различны, например, системный анализ.

От руководителя в условиях рынка требуется пересмотр личных стереотипов, принципов, подходов к принятию решений. Рынок требует:

· конкретных формулировок целей и задач с конечными результатами

· прогнозирование последствий риска

· акцент на мобилизации ресурсов в критической ситуации, а не на поиске виновных

· системного подхода к выработке решений (в многообразии экономических, организациооных, психологических и др. факторов)

Классификация решений:

по широте охвата: общие и частные

по срокам: оперативные, тактические, стратегические

по функциональному признаку: связанные с планированием, организацией, контролем

по содержанию: политические, технические, технологические

по степени новизны: рутинные (заранее предписанные и определенные), стандартные, творческие (селективные: оценка достоинств ряда возможностей и выбор наиболее эффективного; адаптационные: новые решения ранее известных проблем; важно суметь отказаться от привычных решений), универсальные, уникальные (инновационны е: понимание неожиданных и непредсказуемых проблем + привлечение работников к решению проблемы)

по обращенности к интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере (отражают личность менеджера): уравновешенные (четко сформулированные), импульсивные (без уточнения, проверки и оценки); инертные (осторожный поиск, контроль и уточнение преобладает над идеей); рискованные (самоуверенность, сознательный отказ от анализа)

по числу принимающих: индивидуальные, групповые: коллегиальные (обсуждают все, принимает решение один) и коллективные (все и то и другое)

2.

Решения можно принимать по-разному. У каждого свой метод. Существуют как явные, очевидные ошибки в принятии решений, так и неявные, скрытые и незаметные. Остерегайтесь первых и делайте все возможное, чтобы не допускать вторых, последствия которых не менее, а порой и более разрушительны для дела. Проанализируем типичные (назовем их явными) ошибки при принятии управленческих решений.

Семь типичных ошибок при принятии управленческих решений:

1. Медлительность, отодвигание решения до тех пор, когда для подготовки уже не остается времени. В результате принимаются необдуманные, скоропалительные решения, вред от которых очевиден.

2. Недостаточный анализ возможных последствий решения или просто его отсутствие. Принятые таким образом решения не случайно называются «слепыми»: негативные последствия, которыми они сопровождаются (несмотря на то, что идеальных решений не бывает!), могут перечеркнуть положительный результат ранее совершенных действий. Перефразируя известный закон Мэрфи («Если неприятность может случиться, то она обязательно случится!»), скажем, что из всех возможных негативных последствий мы в таком случае получим самое негативное. Решение без анализа последствий (как ближних, так и дальних) — это бумеранг, который, возвращаясь, больно ударит того, кто его запустил.

3. Эгоцентризм в решениях, ориентация на себя, на собственную выгоду, без внимания к другим возможным последствиям.

4. Принятие решения по вдохновению, интуитивно. Спору нет, интуиция в управлении — дело не последнее. Однако согласитесь, доверять интуиции судьбу предприятия не вполне разумно. Гораздо вернее делать выбор на основе анализа, доведя это до автоматизма, который со стороны может выглядеть как вдохновение, как интуиция.

5. Отбрасывание рациональных аспектов, принятие реше­ний на основании симпатий, настроений. Следует помнить, что человек — существо преимущественно иррациональное, эмоциональное и нелогичное. Однако деятельность, тем более управленческая, нелогичной, иррациональной быть не может и не должна. В данном случае эмоции — плохой советчик.

6. Уверенность руководителя в том, что он непогрешим, и отказ от здравых советов других людей. Решения, принятые в одиночку «непогрешимыми» руководителями, называются еще «самодовольными». Конечно, полностью зависеть от мнения окружающих менеджер не должен. Однако отказываться от разумных, здравых советов, безусловно, не следует. «Непогрешимость» иногда приводит к большим проблемам просто потому, что непогрешимых людей нет.

7. Нежелание или неспособность учиться на ошибках, повторение неправильных решений. Эта тактика, по-видимому, не нуждается в комментариях. Зададим себе вопрос: всегда ли ошибки в принятии решения приводят к негативному результату? С точки зрения логики - да. Однако в реальной жизни все сложнее (вспомните, что люди — существа нелогичные). Иногда решения, принятые вслепую или под влиянием эмоций, становятся на самом деле наилучшими. Это действительно так. Остановившиеся часы тоже показывают точное время два раза в сутки, и что из этого следует?

3.

Различают три подхода к принятию решений:

1) Интуитивный – решение принимается на основе ощущения, без анализа «за» и «против». Как правило, интуиция развивается с опытом. Но шансы этого подхода не высоки.

2) Основанный на суждениях – выбор, обусловленный знаниями, опытом и здравым смыслом. +: быстрота и дешевизна, т.к. выбирается тот вариант, который приносил наибольший успех в аналогичной ситуации.

3) Рациональный – не зависит от прошлого опыта, обосновывается аналитически. Включает несколько стадий:

· диагностика проблемы (осознание симптомов ситуации, формулировка проблемы)

· определение ограничений (недостаток ресурсов, квалификации, отсутствие техники, этические соображения)

· выработка критериев принятия решений: экономичность, надежность, дизайн

· выдвижение альтернативных решений

· оценка альтернатив

· осуществление выбора

4.

Управление организацией требует принятия решений, связанных с объектами, функциями и методами управления социально-психологическими процессами.

К объектам относятся:

· экологичность продукции и среды

· индивидуально-типологические особенности работника

· система работы с кадрами

· климат в коллективе

· система стимулирования

· условия труда и отдыха и др.

К функциям относятся:

· формулирование проблем

· анализ норм и нормативов

· планирование улучшения норм и нормативов социально-псих. процессов

· организация выполнения планов

· учет о контроль выполнения норм и нормативов

· выявление недостатков в производственно-сбытовой сфере

· мотивация улучшения показателей и др.

К методам относятся:

· мониторинг среды

· анкетирование, наблюдение, хронометраж, опрос

· опытные и экспериментальные работы

· технические измерения (пыль, шум)

· математико-статистические и экономико-математические

Принципиально новым является соблюдение принципа консенсуса (согласование спорных решений) путем обсуждения и консультаций. Принцип большинства не д. работать, т.к. не обеспечивает принятия высококачественного решения.

Целесообразно использовать методики:

1. «мозговой штурм» («мозговая атака», «брейнсторминг» - А. Осборн)

2. партисипативные (групповые)

Технология принятия решений состоит их 5 стадий (система действий, которая отвечает на вопросы Что делать? Как? Кому? Где? Что это даст и т.д.):

I стадия: изучение проблемы

1) выявление проблемы и цели

2) предварительная постановка проблемы (трудности, природа, из чего возникла → цели, критерии, конечный результат)

3) делегирование полномочий компетентным специалистам, т.к. не м. все сам

4) сбор необходимой информации и ее анализ (оппоненты, конкуренты – не игнорировать и недооценивать)

5) построение концептуальной модели проблемной ситуации (проблема в целом)

6) обоснование и построение формализованной модели конкретной ситуации (сетевой график, дерево целей)

II стадия: выработка идейформулирование путей решения проблемы (методы штурма, атаки, групповая дискуссия; общенаучные: наблюдение, анализ, синтез, индукция, дедукция; интернаучные: математическая статистика, компьютерное моделирование; частные: моделирование и т.д.)

III стадия: оценка идейдостоинства, преимущества, эффективность, риски

IV стадия: окончательный выбор, формулировка и оформление в форме приказа (распоряжения) → планирование принятия решения (программа, сроки, исполнители)

V стадия: обратная связь и анализ решенияпрактическая реализация плана и контроль и анализ результатов принятого решения, его корректировка

5.

Типы поведения руководителя при принятии решений (В.Врум и Ф.Йеттен):

1) А1 – авторитарный, решает самостоятельно на основе имеющейся информации

2) А2 – авторитарный, -//- подчиненные – источник информации без объяснений

3) К1 – консультативный: сообщает о проблеме отдельным подчиненным, выслушивает по одному. Решает сам, без них, и м. без учета информации.

4) К2 – все тоже, только группу собирает, а решает сам.

5) Г1 – групповой, партисипативный. Консенсус, не навязывает свое мнение.

При принятии решения влияют факторы:

· личность самого руководителя (опыт, ценности, индивидуально-психологические особенности)

· свойства самого решения

· информационные ограничения

· среда принятия решения (определенность, риск, …)

· взаимосвязанность решений

· отношение подчиненных

→ правила при принятии решений:

1. правило информации: при недостаточном опыте, информации поведение А1 недопустимо

2. правило структуризации: если проблема сформулирована в общем виде, не выделены конкретные задачи → К2 и Г1

3. правило приоритетности одобрения: если решение д.б. одобрено подчиненными, то т. Г1 дает наибольший эффект, не угрожая качеству решения

4. правило справедливости: если руководителю неизвестно, будет ли одобрено его автократическое решение, эффективным м.б. только Г1.

5. правило совместимости целей: если подчиненные не одобряют принятия решения относительно проблемы, в реализации которой они не заинтересованы, то А1 или А2.

6. правило разногласия: если в коллективе существенные разногласия - Г1.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте понятие решение и сущность его осуществления с психологической точки зрения.

2. Какие классификации решений вам известны?

3. Охарактеризуйте подходы к принятию решений и типичные ошибки, которые могут быть характерны для каждого из них.

4. Назовите и охарактеризуйте объекты, функции и методы управления социально-психологическими процессами.

5. Охарактеризуйте стадии технологии принятия решений. Какая из них, на ваш взгляд, должна заслуживать особого внимания? Свой ответ обоснуйте.

6. Назовите особенности типов поведения руководителей при принятии решений и соответствующие правила, повышающие эффективность их принятия.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.