Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Место психологии в процессе управления.





Место психологии в процессе управления.

Современный мир, постоянно и быстро изменяющийся предъявляет особые требования к такой науке как психология, которая должна не только измерять и оценивать, но и прогнозировать, проектировать, формировать. По мнению многих исследователей, психологи в настоящее время вынуждены заниматься планированием изменений личности, профилактикой личностного регресса.

Необходимо, чтобы руководители организации проявили дальновидность и признали высокую значимость психологического фактора в работе организации.
В свою очередь важно, чтобы психологи тоже научились оказывать действенную практическую помощь и строить эффективные деловые взаимоотношения.

В настоящее время в практической психологии разработаны формы и методы работы, опробованы целевые программы социально - психологической поддержки для всех групп служащих. Применение разработок отечественной практической психологии в организациях, адаптация западных программ, а также создание новых специализированных циклов лекций, семинаров, деловых и игровых тренингов для специалистов будут способствовать эффективности работы организации.

Практика показывает, что область межличностных отношений всегда остаётся для руководителя постоянной сферой неопределённости в силу своего субъективизма, поэтому руководитель чувствует себя в ней очень неуверенно.

Воспитательная функция руководителя.

"Если у кого-то что-то плохо получается, значит, он слишком мало занимается своими рабочими". А.Морита, президент фирмы ‘Сони”.

Основное, что характеризует труд руководителя – это то, что он, прежде всего, работает с людьми. В процессе решения задач управления ему приходиться направлять действия и давать указания своим сотрудникам.
Оказывая на них воздействие, он помогает их формированию как работников и всесторонне развитых личностей. Управленческая деятельность – это непрерывный процесс воздействия руководителя в направлении совершенствования исполнителя.

Работа с людьми требует от руководителя, чтобы он следовал педагогическим принципам индивидуального подхода. Индивидуальный подход, учитывающий возрастные, половые и психологические особенности личности, является необходимым условием успешной деятельности руководителя.

Знания и поведение руководителя в определённой степени воздействует на психологию сотрудников. Руководитель воспитывает исполнителей в процессе всей работы. Вопрос о совершенствовании человека связан, прежде всего, с развитием его способностей. Всё это теснейшим образом связано с определёнными изменениями, как в познавательной, так и в эмоциональной и волевой сферах психической деятельности человека.

Характер исполнителей и его формирование руководителем

"Власть над собой - самая высшая власть, Порабощённость своими страстями – самое страшное рабство". Сенека.

Во взаимодействии человека со средой и с другими людьми выявляется множество его социально-психологических особенностей. Многие из них несущественны, кратковременны или не влияют на его отношение к окружающему миру. Но есть у каждого человека такие индивидуально-психологические черты, которые проявляются постоянно и отличают одну личность от другой. Это черты характера, выраженные отчётливо, определяющие одна другую и а стиль действий и отношений к окружающим обстоятельствам и людям. Характер – это основной психический склад человека.
Характер проявляется и формируется в делах и поступках. Характер формируется в преодолении трудностей и препятствий.

В воспитании характера необходимо, прежде всего, сформировать истинные убеждения, представления и идеалы. Это важнейшие условия формирования сильного характера. Одновременно следует добиваться, чтобы человек не только знал, но и реализовывал свои убеждения в жизни и труде. Его мировоззрение не должно быть оторвано от практики.

Воспитание деловитости, дисциплинированности, расторопности, активности – есть борьба за личность рабочего. Эта борьба требует на любом участке создать условия, при которых нет простоя в работе, при которых у труженика заняты и голова и руки в течение всего рабочего дня.

Неотъемлемая черта характера – дисциплинированность – точное соблюдение должностных инструкций, правил работы, норм поведения.
Дисциплинированность воспитывается, когда неизменно выполняются требования руководителя, все режимные положения организации. В ходе их выполнения преодолеваются трудности, препятствия.

Воспитывая моральные (доброта, деликатность), эмоциональные (весёлость, страстность) и волевые (настойчивость, критичность) черты характера, руководитель, прежде всего, показывает пример поведения. Руководитель не должен забывать об индивидуальном подходе, не упускать возможность одобрить и похвалить лучшие проявления характера и отметить недостатки в поведении людей.

Важную роль в формировании характера играет самовоспитание. Прямой обязанностью руководителя является стремление указать подчинённому наиболее эффективные пути устранения недостатков, эффективные приёмы самовоспитания, преодоления вредных привычек. Не следует забывать, что характер – не врождённое качество личности. Он формируется и совершенствуется в течение жизни. Человек непосредственно участвует в выработке своего характера, и сам несёт ответственность за его отрицательные проявления. В народе очень верно подмечено:

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Методология науки включает принципы и методы исследований.
Принципы: системности; развития; единства сознания, деятельности и общении; историзма; детерминизма; индивидуальности.
Методы:

  1. исследовательские;
  2. диагностические;
  3. коррекционные;
  4. консультационные.

Наблюдение

Научное наблюдение (в отличие от житейского) – это целенаправленное и организованное восприятие исследователем изучаемого объекта и объяснение полученных фактов.
Виды наблюдения: 1). включенное (исследователь является участником социально-психологического явления, членом исследуемой группы) и невключенное (исследователь изучает явление со стороны); 2). открытое (объект наблюдения знает что за ним ведется наблюдение и это меняет его поведение) и скрытое (объект не знает о ведущемся наблюдении).
Достоинства метода: естественность изучаемого явления, его многомерность.
Недостатки метода: субъективизм наблюдателей (гало-эффект, влияние настроения наблюдателя, личные контакты с наблюдаемым, психическое пресыщение наблюдателя.
Требования к осуществлению:

  1. целенаправленность и конкретность (что наблюдаем? Что фиксируем в качестве индикаторов?);
  2. систематичность;
  3. объективность (достигается увеличением числа наблюдателей);
  4. стандартизованная процедура фиксации результатов;
  5. наличие концепции;
  6. не интерпретировать раньше времени, отделять факты от интерпретации.

Тесты

Тест – это стандартизованное испытание, в ходе которого испытуемый выполняет задание или отвечает на вопросы, имеющие косвенный характер.
Виды тестов: классификационные, обучающие, проективные, диагностические.
В психологии управления в целях психодиагностики личностных особенностей распространен т. н. ситуационный тест (его можно отнести и к естественному эксперименту). Например, кандидату на к-л. должность создают стрессовую ситуацию, провоцируют конфликт… выясняя тем самым профессионально-важные качества – например стрессоустойчивость…
Достоинства метода: стандартизация условий и результатов, простота применения, оперативность и экономичность, дифференцированный характер оценки, надежность, объективность (защищенность от экспериментатора).
Недостатки метода: опасность "слепых", случайных ошибок, опасность "профанации", потеря индивидуального подхода, формализация общения и процедуры.
Требования к осуществлению:

  1. наличие официальных полномочий;
  2. стандартные бланки;
  3. анонимность;
  4. ограничение времени: оптимальное время – от 5 до 40 мин, максимальное – до 1,5 часа;
  5. четкая инструкция;
  6. контроль тестирующего;
  7. удобное время суток;
  8. удобное помещение.

Методы опроса (анкетирование, интервью, беседа). Это методы сбора широкой, статистически значимой информации или сбора предварительной информации.


Достоинства метода: широта охвата.
Недостатки метода: субъективизм ответов (осн. на самоанализе).
Требования к построению вопросов:

  1. должны содержать 3 категории вопросов: о субъекте, об источниках информации, на выявление мнений;
  2. короткие формулировки вопросов;
  3. понятность;
  4. конкретность;
  5. избегать социально-одобряемых или отвергаемых формулировок;
  6. не должны быть внушающими;
  7. вопросы на выявление негативных отношений ставить после позитивных;
  8. вводить "спасительные" формулировки, смягчающие категоричность (типа: случайно, возможно, иногда…);
  9. избегать шаблонных формулировок;
  10. адекватный выбор формы опроса (закрытой или открытой).

Методы шкалирования


Это количественная оценка какого-либо объекта или явления по заданным параметрам (шкалам).
Шкалы могут быть словесными, числовыми, графическими.
Метод предполагает определенный уровень развития речи, ассоциативного мышления, рефлексивности…
Наиболее популярные методы шкалирования: семантический дифференциал (Осгуд), ранжирование, тест конструктов (Келли). метод попарных сравнений и сортировки, метод экспертных оценок, метод групповой оценки личности (ГОЛ).
Методы экспертных оценок (на примере аттестации руководителей). Главный принцип оценивания – оценивание со стороны основных параметров.
Этапы:

  1. Подготовительный:
    1. подготовка экспертов. Рекомендуется не менее 6 человек (2 вышестоящих, 2 нижестоящих, 2 равного статуса). Требования к экспертам: независимые, компетентные, объективные, со стажем не менее 5 лет, разница в статусе не более 2 рангов. Обеспечивается анонимность экспертов;
    2. отбор оцениваемых качеств; Качества д. б. однозначно поняты экспертами, для чего придается "толковый словарь";
    3. подготовка бланков.
  2. Процедура экспертной оценки:
    1. инструктаж экспертов;
    2. заполнение листа эксперта (сведения об эксперте…);
    3. обобщение результатов и получение интегральной экспертной оценки (ИЭО).
  3. Самоаттестация оцениваемого работника (СО) Г. Сравнение ИЭО и СО.
  4. Заключительная характеристика личности оцениваемого работника.

Метод групповой оценки личности. Члены группы констатируют у оцениваемого наличие того и иного качества и степень его выраженности.
Требования:

  1. ограничение количества оцениваемых качеств (вопросник не должен быть перегружен вопросами);
  2. качества должны касаться ведущих для данной группы сфер деятельности и общения, а также самооценки оцениваемого;
  3. размерность шкалы д. б. привычной и удобной для данной группы анонимность четкий инструктаж.

Методы исследования групп (социометрия, референтометрия, методы исследования социально-психологического климата…).

Социометрия подробно описана в лекции "Психология групп".
Метод референтометрии. Методика предложена Е. В. Щедриной и направлена на выявление круга лиц, значимых для индивида в отношении оценки качеств его личности, способов ею поведения, мнений, скрытую внутри группы референтную группу.
Этапы: 1) Все члены группы оценивают каждого по предложенным качествам (например: умный, добрый, честный). Используется шкалирование. Данные заносятся на карточки, на одной стороне которых указаны Ф. И. О. оценивающего и оцениваемое качество. На другой – оценка качества данная кому либо из оцениваемых. Т. о. используется карточек: N = n (n -1) m, где m - число оцениваемых качеств, n - число членов группы.
2) Основная серия проводится в условиях ограниченного выбора испытуемыми предложенных карточек. Испытуемый имеет возможность ознакомиться с мнением ограниченного круга лиц (например 5 – 8). Причем сигнал о прекращении ознакомления может быть подан в любую минуту.
Анализируется – чье мнение и относительно каких качеств интересует испытуемого.

Психобиографический метод

Метод состоит в анализе жизненного пути человека (по данным беседы, анкеты, биографических описаний…). Целью метода м. б. выявление влияния личностных характеристик лидера (руководителя, политика) на конкретные события; выявление механизмов социализации и становления организационной (…политической) культуры; выявление скрытых мотивов деятельности.
Первые работы, с участием Фрейда, посвящены американским президентам (Фрейд З. Буллит Х. Томас Вудро-Вильсон: психологическое исследование. Бостон, 1966). Методология исследования – психоанализ. Так, Томас В. В. в детстве отличался эмоциональной нестабильностью, испытывал авторитарное давление властного отца. Мать защищала его. Это и обусловило, в дальнейшем, стиль его политической деятельности. Как политик он отличался неспособностью к самостоятельным решениям. Он верил в то, что он спасатель, призванный установить "закон божий для людей". Личные проблемы помешали ему установить длительный мир после 1 мировой войны.
Современный психобиогафический метод строится на когнитивистской методологии. В СССР и ныне – в России – на методологии деятельностного подхода.

Система мотивации персонала

асто, ведя разговор о заинтересованности работника в высокой производительности своего труда, практики-менеджеры употребляют термины “мотивация” и “стимулирование” как близкие по значению синонимы. Мол, разница между ними незначительна, а нюансы пусть "ловят" теоретики – у них, мол, больше свободного времени на терминологические изыски. Это в корне неверная и очень губительная для менеджеров-практиков традиция. В таком легкомыслии зачастую и коренятся основные причины многих недоразумений в управлении персоналом.

Не проведена четкая граница между “мотивацией” и “стимулированием” и в “стане” теоретиков менеджерии. Автор не будет здесь подвергать развернутой критики неудовлетворительность существующих мнений по этому вопросу теоретиков. Недоверчивый читатель без труда может в этом убедиться, просмотрев те немногие страницы по теории управления, которые посвящены мотивации персонала1. Ограничимся определением мотивации, введенное таким авторитетом как Мескон М.Х. В своем знаменитом труде “Основы менеджмента” он пишет: “ Мотивация – процесс стимулирвания самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации” [5]. Определение мотивации через стимулирование (и наоборот) очень распространено среди специалистов по управлению. Если еще учесть то обстоятельство, что у многих стимул отождествляется с оплатой труда – мы получаем окончательно запутанную картину в этом аспекте управления персоналом.

Давайте попробуем внести ясность в первую очередь по различию “стимула” и “мотива”. Приведем три определения стимула.

Стимул - это остроконечная палка, которой погоняли животных.

Стимул (лат. stimulus - стрекало, погонялка) – внешнее побуждение к действию, толчок, побудительная причина. [Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина и проф. Ф.Н. Петрова. – М.– ЮНВЕС.- 1995]

Стимул - физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор). [Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд. – М.: Педагогика-Пресс, 1996 ]

Схема 1

Из данных определений видно, что стимул это нечто внешнее по отношению к человеку. Во-вторых, стимулу свойственна способность “раздражать” органы чувств человека, то есть воздействие в функции стимула должно осуществляться в пределах порога чувствительности человека. Следовательно, в широком смысле, стимул – это такое воздействие одним человеком на другого, которое побуждает его к направленному действию, нужному инициатору воздействия. Если воздействие не вызывает побуждение к определенному действию, то такой стимул можно считать не действенным. Подытожим: стимул задается человеку кем-то извне (см. сх. 1).

Теперь о “мотиве”. Мотив, по убеждению профессора Виханского О.С.,2 – внутри человека [3]. Другими словами, мотив – это идеальный образ во внутреннем плане сознания человека. Во-вторых, это не просто идеальное представление, а энергетически насыщенный образ необходимого, потребностно-значимого предмета [1]. Источником побудительной силы мотива выступают потребности. Как справедливо отмечал классик психологии деятельности Алексей Николаевич Леонтьев лишь в результате встречи потребности с отвечающим ей предметом, она впервые становится способной направлять и регулировать деятельность [4]. “Встреча потребности с предметом есть акт... опредмечивания потребности – наполнения ее содержанием, которое черпается из окружающего мира. Это и переводит потребность на собственно психологический уровень” [4], то есть в мотив. Итак, мотивообразование базируется на потребностной системе человека, другими словами, проистекает изнутри (см.сх.2).

Схема 2

Таким образом, с тимулирование – это процесс воздействия на человека посредством потребностно-значимого для него внешнего предмета (объекта, условий, ситуации и т.п.), побуждающий человека к определенным действиям3 (пребывание в комфортных условиях и т.п.)4.

Мотивация (как процесс) – есть процесс эмоционально-чувственного сопоставления образа своей потребности с образом внешнего предмета (претендента на предмет потребности) (см. сх. 2.II). Или, мотивация (как механизм) – это внутренний психический механизм человека, который обеспечивает опознание предмета соответствующего потребности и запускает направленное поведение по присвоению этого предмета (если он соответствует потребности). Поэтому, как ни парадоксально, но не совсем корректно говорить о мотивации человека, персонала и т.п. со стороны руководства организации! Можно говорить об организации или управлении мотивацией (мотивационными процессами) человека, персонала и т.п. (На схеме 2 видно, что мотивация может протекать у человека без посторонней помощи).

Перейдем к прагматике

Ну и как же нам могут помочь приведенные понятийные определенности?

На стратегическом уровне по введенным критериям можно выделить три типа кадровой политики в управлении заинтересованностью персонала в своем труде:

  • Преобладание системы стимулирующих воздействий на персонал организации. В этом случае организация делает упор на использование различных стимулов (как правило, материальных) для повышения заинтересованности сотрудников организации в производительном труде. Например, как излагал данный подход Ф. Тейлор, для создания у работников заинтересованности в высоких результатах своего труда необходимо обеспечить однозначную связь между результатами труда и заработной платы.
  • Преобладание системы мотивационного управления персоналом организации. В данном типе кадровой политики предполагается ведущий акцент, связанный с мощной идеологической деятельностью руководства внутри организации, с актуализацией бескорыстного энтузиазма работников и т.п. Например, такой подход часто преобладает в становящихся (формирующихся) организациях в силу отсутствия у них материальной базы как основы стимулирования.
  • Гармоничное сочетание комплекса стимулирующих воздействий и мотивационного управления персоналом, при охватывающем (базовом) характере мотивационной политики. Этот подход можно считать наиболее оптимальным, снимающим крайности первых двух подходов. Как правило, такая политика реализуется развитыми во всех отношениях организациями, в которых уже сформирована ценностная корпоративная культура при наличии поддержки этой культуры справедливым механизмом распределения материальных благ организации.

 

Почему же в сочетании мотивационной и стимулирующей политик "охватывающей" выступает мотивационная? Дело в том, что корпоративная культура, включающая в себя механизмы управления мотивацией персонала, куда более прочное основание, чем материальное стимулирование. Такая организация, например, сможет выжить и в тяжелые кризисные времена, что вряд ли удастся организации, где основой заинтересованности в труде работников являются только высокие зарплаты и премии. Кроме того, практический опыт наиболее успешных японских компаний в области кадровой стратегии подтверждает то, что корпоративная культура и ценностные ориентации куда важнее материальных вознаграждений и других стимулирующих средств.

При разработке системы мотивации и стимулирования персонала организации крайне важно учитывать два аспекта: качественную стадию жизни организации и типологию сотрудников.

Оплата труда

"Заработная плата – это мера труда (трудового вклада), выраженная в денежных единицах, которая одновременно является мерой стоимости рабочей силы и мерой результативности труда" [2].

Оплата труда работника – это:

  • оплата стоимости рабочей силы специалиста
  • предоставление денежных и иных средств работнику в соответствии с результатами его труда

Таким образом, заработная плата – денежный эквивалент трудового вклада в получение продукта и стоимости рабочей силы работника, выплачиваемый работнику.

Схема 6

Размер заработной платы должен превышать объем финансовых средств нужных работнику для восстановление затраченных на работу работником энергетических (физических, интеллектуальных и т.п.) ресурсов (см. сх. 6). Если объем средств недостаточен для восстановления затраченных энергетических ресурсов и на общее поддержание своей индивидуальной жизни, то в работнике будет укрепляться неудовлетворенность и негатив по отношению к работе, что неминуемо скажется на результатах его труда. Это ограничения со стороны работника.

С другой стороны, объем средств, выплачиваемых работнику в качестве оплаты его труда, должен соотносится с результативностью его труда. Стоимость созданного работником продукта (продукции, услуг и т.п.) включает в себя, составной частью, материализованную рабочую энергию (наряду со стоимостью материала и всех неэнергетических затрат). Оплата труда должна не только не превышать стоимость созданного продукта, но и не превышать стоимости материализованной рабочей энергии в продукте. Иначе работодатель как предприниматель рискует остаться без прибыли. Это ограничения со стороны работодателя.

Сложность поиска оптимума между приведенным антагонизмом работодателя и работника проявляется особенно ярко в случае отсутствия в обществе устоявшихся стандартов оплаты работы специалиста той или иной профессии.

Остановимся далее на внутренних для организации моментах стимулирования труда работников.

Типология предметов МОСТ

Типология предметов, на которые направляется мотивационно-стимулирующее воздействие, может иметь разные основания. В таблице 1 приводятся возможные акценты стимулирования, которые определяются в зависимости от приоритетов действующей организации. При построении иерархии акцентов стимулирования должны учитываться очень многие факторы: стадия жизни организации, сложившиеся традиции, стратегия дальнейшей жизни организации, направленность корпоративной культуры, характер кадровой политики и т.д., и т.п. В связи с этим дать единственно верную систему приоритетов для стимулирования представляется вряд ли возможным. (Отметим в скобках, что штрафование сотрудников, рассматривается нами как стимулирование с обратным знаком.)

Таблица 1

Предметы стимулирования Акценты стимулирования
субъект стимулирования отдельный работник группа (отдел, подразделение и т.п.) коллектив организации в целом
нормативная адекватность нарушение нормативных показателей соответствие нормативным показателям превышение нормативных показателей
уровень профессионализма соответствие уровню квалификации повышение уровня квалификации повышение уровня образования расширение набора специальностей передача мастерства коллегам
степень напряжения при выполнении работы физическое эмоциональное умственное организационное
степень ответственности минимальная средняя высокая
предмет ответственности оборудование помещение качественность материалов адекватность технологии своевременность технического обслуживания качество продукции уровень издержек в производстве безопасность сотрудников дообучение сотрудников и т.п.
степень риска (опасности) здоровье деньги
экономия рабочего времени материал финансов
сопричастность в увеличении объема продаж увеличении прибыли в загрузке производственных мощностей продвижении товара выполнении плана и т.д.
стаж работы в организации испытательный срок 1 год работы в организации 2 года работы в организации 3 года работы в организации и т.д.
восстановление энергетических затрат краткосрочные (релаксация) долгосрочные (рекреация)
социальные выплаты и льготы оплата праздничных дней оплата отпусков оплата за отсутствие больничных листов оплата больничных листов оплата декретных отпусков медицинское страхование дополнительное пенсионное обеспечение бесплатное питание и т.д.
Рациональное предложение внесение рационального предложения участие во внедрении рационального предложения за результат внедрения
Смежную взаимопомощь консультирование выполнение части работы другое участие
Руководство группами созданная под задачу творческая группа отдел, подразделение
Карьерный рост рядового исполнителя менеджера нижнего звена менеджера среднего звена обслуживающего персонала

Создание тарифной сетки.

Для создания тарифной сетки необходимо опираться на:

  • выработанные должностные приоритеты самой организации (п. 3)
  • средние показатели стоимостей специалистов на рынке труда (п.4)

В результате должна быть получена таблица тарифных ставок для различных должностей с "вилкой" оплаты (max и min уровень оплаты).

Задание 1

Вопрос 1. Психология - это наука о…

1. душе;

2. поведении;

3. психических заболеваниях;

4. закономерностях развития психики;

5. умении общаться.

Вопрос 2. Для успешного выполнения управленческой деятельности руководителю необходимы знания... (отметьте лишнее)

1. об индивидуальных особенностях личности человека;

2. об особенностях развития и функционирования группы;

3. о тестах и тестировании;

4. об особенностях управленческой деятельности;

5. о развитии и формировании взаимоотношений между людьми в коллективе.

Вопрос 3. Чтобы руководителю лучше понимать людей, устанавливать с ними отношения, предвидеть их поведение, необходимы знания о... (лишнее отметить).

1. о личной жизни членов коллектива;

2. о психологических особенностях эмоционального мира;

3. о потребностях и мотивах поведения;

4. о характере и темпераменте;

5. о самооценке.

Вопрос 4. Особенность психологического подхода к пониманию человека состоит в том…

1. что необходимо знать недостатки людей, чтобы помочь им исправить их;

2. что с помощью тестов можно познать человека;

3. что объяснить поведение человека можно, зная его способности, заложенные от рождения и передающиеся по наследству;

4. что какие-либо качества характера не оцениваются категориями “хорошо” или “плохо”;

5. что человека можно познать, наблюдая за его поведением, когда он наедине с самим собой.

Вопрос 5. Основными методами психологии являются... (отметьте лишнее).

1. наблюдение;

2. описание;

3. самонаблюдение;

4. тест;

5. эксперимент.

Задание 2

Вопрос 1. Самооценка человека зависит от…

1. требовательности к себе;

2. успехов и неудач;

3. поведения человека;

4. возраста;

5. характера.

Вопрос 2. Чтобы помочь другому человеку повысить самооценку, необходимо…

1. говорить ему обо всех особенностях его характера (как положительных, так и отрицательных);

2. не давать ему ответственных заданий;

3. каждый раз подчеркивать его успехи;

4. всегда объективно оценивать его;

5. включить его в общение с другими людьми.

Вопрос 3. Рефлексия - это...

1. изменение своего характера;

2. реакция человека на неприятности;

3. уровень развития взаимоотношений в коллективе;

4. понимание других людей;

5. осознание себя в системе взаимоотношений с другими людьми.

Вопрос 4. Человек склонен избегать ответственности при...

1. высокой самооценке;

2. низкой самооценке;

3. успехах других членов коллектива;

4. требовательности к себе;

5. безразличии окружающих.

Вопрос 5. Человек, уверенный в своих достоинствах...

1. никогда не берет на себя ответственности;

2. справляется со сложными, неопределенными ситуациями;

3. в работе ориентирован на общение;

4. хуже ладит с руководителем;

5. почти всегда “подавляет” более слабых членов коллектива.

Задание 3

Вопрос 1. Основными побудителями деятельности человека являются …

1. другие люди;

2. уровень знаний и образования человека;

3. распоряжения руководителя;

4. потребности и мотивы человека;

5. новые впечатления.

Вопрос 2. Знание основных потребностей человека помогает руководителю...

1. стимулировать творческую активность подчиненных;

2. меньше общаться с людьми;

3. выявлять лидеров в коллективе;

4. способствовать улучшению взаимоотношений между членами коллектива;

5. принимать решения.

Задание 4

Вопрос 1. Темперамент - это …

1. сочетание различных жидкостей в организме человека;

2. особенности характера человека;

3. определенное сочетание врожденных особенностей нервной системы человека;

4. выраженность эмоций человека;

5. реакция человека на сложную жизненную ситуацию.

Вопрос 2. Сангвиника и холерика объединяет такая особенность, как...

1. терпеливость;

2. общительность;

3. уравновешенность;

4. вспыльчивость;

5. “застревание” на переживаниях.

Вопрос 3. Флегматика и меланхолика объединяет...

1. неуверенность;

2. “устойчивость” к стрессам;

3. трудность вхождения в контакты с другими людьми;

4. умение работать в неспокойной обстановке;

5. обидчивость.

Вопрос 4. Для флегматика и меланхолика больше подошла бы...

1. разнообразная работа;

2. работа, предполагающая широкий круг общения;

3. спланированная, достаточно однообразная работа;

4. работа, предполагающая большую ответственность;

5. работа, где необходимо проявлять больше инициативы и активности.

Вопрос 5. Для холерика и сангвиника больше подошла бы...

1. монотонная однообразная работа;

2. работа, основанная на предварительных расчетах и планировании;

3. работа с бумагами, машинами, а не с людьми;

4. работа, требующая тщательности и аккуратности;

5. работа, предполагающая разнообразие и передвижение на рабочем месте.

 

Задание 5

Задание 6

Вопрос 1. Эмпатия - это...

1. сильные эмоциональные переживания

2. способность воспринимать эмоциональный мир другого человека

3. стремление к общению с людьми

4. положительное отношение к людям

5. способность управлять своими эмоциями

Вопрос 2. Аффекты - это...

1. умение производить благоприятное впечатление на других людей;

2. подавленное настроение;

3. отрицательное отношение к людям;

4. бурные кратковременные эмоциональные вспышки;

5. чувство сопереживания.

Вопрос 3. В ситуации, когда человеком управляют отрицательные эмоции, необходимо...

1. тщательно скрывать их;

2. дать им выход - “взорваться”;

3. “подавить” в себе отрицательные чувства и переживания;

4. предупредить окружающих, что вы слишком переживаете или сердитесь;

5. переключиться на другую деятельность.

Задание 7

Вопрос 1. Механизмы “психологической защиты” включаются тогда, когда...

1. необходимо оградить себя от неприятных, травмирующих переживаний;

2. человек не может доказать свою правоту;

3. у человека плохое настроение;

4. необходимо справиться с отрицательными эмоциями;

5. назревает конфликт.

Вопрос 2. Проекция - это такой тип “психологической защиты”, при котором...

1. человек стремится скрыть свои отрицательные эмоции;

2. причины собственных неудач приписываются кому-то другому;

3. человек не признает собственных проблем;

4. во всех неудачах человек склонен винить только себя самого;

5. человек стремится “жить” в своих мечтах и фантазиях.

Вопрос 3. Уход в фантазии - это такой тип “психологической защиты”, при котором...

1. человек направляет всю свою активность в деятельность и творчество;

2. все неудачи как бы “забываются”;

3. человек избегает неприятных ситуаций;

4. наблюдается “выход” агрессии на окружающих;

5. человек в своих фантазиях “выполняет” то, что в реальной жизни не получается.

Вопрос 4. Регрессия - это такой тип “психологической защиты” при котором...

1. человек стремится реализовать себя в творчестве;

2. наблюдается “забывание” неприятного события;

3. человек переходит на более низкий уровень удовлетворения своих потребностей;

4. во всех неудачах человек винит других;

5. человек не замечает проблем и не стремится их решать.

Вопрос 5. Вытеснение - это такой вид “психологической защиты”, при котором...

1. “удовлетворение” желаний наступает в мечтах и фантазиях человека;

2. человек стремится “разорвать” отношения с теми людьми, которых он считает виновными в собственных проблемах;

3. человек “избегает” неприятных ситуаций;

4. из сознания “удаляются” неприятные переживания;

5. человек “подавляет” в себе отрицательные эмоции.

 

Задание 8

Вопрос 1. Основным признаком малой группы, отличающим ее от любого другого объединения людей, является...

1. количество человек не более 10;

2. наличие общей цели;

3. наличие лидера;

4. возникновение общения между членами группы;

5. наличие руководителя.

Вопрос 2. Конформист - это...

1. вспыльчивый человек;

2. человек, подчиняющийся давлению группы;

3. руководитель группы;

4. человек, противопоставляющий свое мнение группе;

5. человек, создающий благоприятный психологический климат в коллективе.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.