Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психология управления и её предмет изучения





Управление насквозь пронизано психологическим содержанием, т.к. главным действующим лицом его является человек со своими способностями, интеллектом, мотивацией, личностными и другими особенностями. Как сложное системное образование, управление связано со многими переменными, в том числе и психологическими. Поэтому возникла особая наука – психология управления. Она существует и развивается на стыке двух наук: психологии и управления. Психология управления, как часть науки управления, имеет непосредственное отношение к изучению разработки повышения качества жизнедеятельности организации. Психология управления является направлением психологической науки, она изучает психику человека, даёт психическую характеристику его управленческой деятельности и анализирует качества необходимые для её успешного осуществления.

Психология управления в качестве предмета своего изучения имеет дело с человеком, его психикой и особенностями деятельности. Предмет изучения психологи управления чрезвычайно разнообразен. Можно выделить следующие его составляющие:

1. Предметом психологии управления являются психологические особенности руководителя и исполнителей. Качества руководителей, психологическая характеристика управленческой деятельности не изучаются в других отраслях психологии, а составляют предмет только психологии управления.

2. Эффективность деятельности человека обуславливается не только степенью его профессиональной подготовки, но и психологическим состоянием, в котором находится человек в данный момент. Поэтому изучение различных факторов, оказывающих благоприятное или отрицательное влияние на психическое состояние человека, имеет большое значение для повышения эффективности его работы.

3. Психология управления изучает особенности информации, существующей между руководителями и исполнителями, раскрывает психологические особенности этой информации.

4. Психология управления изучает взаимоотношения между руководителем и исполнителем, взаимоотношения между членами руководимого коллектива.

Изучая особенности психики человека в управленческой деятельности, психология управления даёт рекомендации по использованию этих факторов в управлении. Эта особенность характеризует её как прикладную науку.

Развитие управленческих кадров, способных эффективно осуществлять деятельность в условиях рыночной экономики, являющееся актуальной проблемой для современной России, невозможно без активизации научных исследований в области психологии управления.

Административно-командный стиль управления характеризуется:

 жестоким единоначалием (для учета мнения коллектива);

 ограниченной связью с массами;

 отсутствием гласности;

 недостаточным доверием к подчиненным;

 авторитарным стилем руководства.

Два подхода к проблеме управления человеком:

 классический подход Вебера - заключается в тщательной разработке прав и обязанностей, инструкций и выставлений, поощряющих и карающих мер, системы контроля за деятельностью подчиненных;

 развитие неформальных отношений - люди имеют свое отношение к предписаниям, субъективно относятся к своим обязанностям, объединяются в группы по характеру служебной деятельности, по личным интересам; неформальные отношения могут нарушить работу в организации; неформальные и формальные отношения должны гармонично объединяться.

Для совершенствования эффективного управления людьми необходимо:

 добиваться совпадения в одном лице неформального лидера и официального руководителя;

 формировать подразделения с учетом социально-психологической совместимости сотрудников;

 принимать меры к тому, чтобы официальные и неофициальные каналы прохождения информации по возможности совпадали;

 умело сочетать формальные и неформальные распоряжения (опытные руководители чаще предлагают, просят, советуют);

 при случайных и незапланированных встречах с подчиненными не ограничиваться рамками служебного делового общения, проявлять интерес к быту и жизни подчиненных;

 сводить к минимуму официальные формы контроля, то есть поднимать коллектив до уровня самоуправления.

Если формальная структура и формальные отношения совершенствуются с помощью административно-правовых мер, то неформальная структура и личностные отношения с помощью социально-психологических мер. Следовательно, они являются предметом исследования управленческой психологии.

Личность работника изучается следующими психологическими дисциплинами: инженерная психология (информационное взаимодействие человека и технических устройств), социальная и педагогическая психология (изучают рабочую группу или трудовой коллектив). Но отличительной особенностью психологии управления является организационная деятельность - деятельность людей, объединенных в одну организацию, где есть правила и нормы. В психологии управления и отдельный работник и группа и коллектив выступают в контексте организации.

Объект управленческой психологии - отношения людей в организации, деятельность этих людей ориентирована на корпоративно-полезные цели.

Подходы к предмету управленческой деятельности.

  • Уманский, Вендеров:
    • социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов;
    • психология деятельности руководителя;
    • психология личности руководителя;
    • психологические проблемы подбора руководящих кадров;
  • Рубахин, Филипов:
    • функционально-структурный анализ управленческой деятельности;
    • социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей;
    • психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными.

Предмет управленческой психологии - совокупность психических явлений и отношений в организации (лидерство, психологический климат, психология общения, психологические особенности трудовой деятельности, теория личности и т.д.)


3. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору.

Одно из первейших требований к качествам руководителя составляет его умение создавать коллектив. От того, каким будет созданный тем или иным руководителем коллектив, будут зависеть и успехи в его управленческой деятельности. В связи с этим к руководителю предъявляются определённые психологические требования.

Руководитель должен обладать творческим мышлением, богатым, но реальным воображением.

Умение руководителя определить в каждом работнике ту структуру качеств, которыми должен обладать кандидат на занятие должности, составляет важное условие правильного подбора и расстановки кадров.

Формирование коллектива связано с решением проблемы психологической совместимости. Это требует от руководителя, чтобы он знал психологические особенности работников и умел их учитывать при формировании отдельных звеньев коллектива. Такой подход позволит ему воздействовать на формирование лучшего социально –психологического климата в коллективе. А как показывают американские и японские исследования в области менеджмента стабильных результатов добиваются фирмы, в которых царит спокойная морально- психологическая обстановка.

Важнейшим моментом в управленческом процессе является принятие управленческого решения. Каждый руководитель должен видеть проблемы, которые выдвигаются условиями руководимой им системы. Каждому руководителю надо выбрать и сформировать в себе чувство нового, умение анализировать, из бесчисленного количества информации и фактов выделять важнейшие вопросы.

Систематизация чужого опыта и готовых идей с целью использования их, когда это необходимо, является существенным условием организации научного труда руководителя.

Другим качеством, характеризующим хорошего руководителя при изучении того или иного решения, является чувство ответственности, с которым он должен относиться к данному решению.

Для выяснения и выбора самого правильного подхода к решению проблемы большое значение имеет умение руководителя советоваться. Умение руководителя советоваться в значительной степени определяет эффективность его деятельности. Не менее важно и умение руководителя анализировать мнения людей.

Оперативность принятия решения и его качество зависят от степени продуктивности умственной деятельности, умения использовать и применять имеющиеся знания и накопленный опыт. Поэтому и гибкость ума, и оперативность памяти – важные и необходимые черты каждого руководителя.

Не меньшее значение при подготовке принятия решения и его принятии имеют и волевые качества – инициативность, самостоятельность, решительность и смелость. Таковы психологические требования, предъявляемые к руководителю.
Совершенствуя себя и свои профессиональные навыки, руководитель должен в первую очередь развивать те качества, которые соответствуют предъявляемым требованиям.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.