Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Возникновение управленческого учета





Управленческий анализ

Основные понятия и термины управленческого анализа. Классификация и поведение затрат (2 часа)

Понятие, цели и источники информации управленческого анализа, его отличия от финансового анализа. Классификация производственных затрат. Классификация затрат с точки зрения значимости для конкретного управленческого решения.

Возникновение управленческого учета

Время от времени в нашей жизни возникают те или иные новые науки, категории, идеи. Сейчас к ним можно отнести управленческий учет, о котором говорят повсеместно. С начала 1990-х годов в нашу жизнь хлынул поток западной, прежде всего англоязычной литературы, в которой было множество малопонятных слов. Среди них особенно выделялись слова "management accounting". В буквальном переводе это звучит как "управленческое счетоводство". Однако отечественные специалисты, как правило, не любят слово "счетоводство" и предпочитают ему другое — "учет". Вот и перевели — "управленческий учет", хотя можно было и как "оперативный учет", который нам хорошо известен. А стоило им поступить иначе, и, может быть, одной проблемой в жизни бухгалтера было бы меньше.

Выражение "management accounting" появилось в конце 1940-х годов и, конечно, не встретило на Западе единодушного признания. В континентальной Европе до сих пор многие специалисты его не принимают. Однако в большинстве стран мира деление бухгалтерского учета на управленческий и финансовый было одобрено. Получает оно признание и у нас.

Различие между финансовым и управленческим учетом (и как следствие — различие между финансовым и управленче­ским анализом) было определено в 1972 г. в Программе для ди­пломированных управленческих бухгалтеров, разработанной Национальной ассоциацией бухгалтеров США.

Исторически следует первым признать именно управленческий, а не финансовый учет. Л. Пачоли писал "Трактат о счетах и записях" для купцов-управленцев с тем, чтобы показать им, как следует вести свой учет, фиксировать свои дела для себя, а не для каких-то внешних пользователей. Финансовый же учет появился гораздо позже, после того как на биржах стали требовать бухгалтерскую отчетность. На самом деле всегда был один учет — бухгалтерский, он же финансовый, он же управленческий, что есть единое и неделимое тело;

Управленческий учет охватывает все виды учетной информа­ции для внутреннего использования руководством на всех уровнях управления предприятием. Его цель — это прежде всего обеспе­чить менеджеров информацией для принятия научно обоснован­ных управленческих решений. К данным управленческого учета, предназначенным для руководства фирмы, предъявляются совер­шенно иные требования, чем к информации, представленной в финансовой отчетности и используемой внешними пользова­телями.

 

Управленче­ский анализ представляет собой часть комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, а также подсистему управления, включающую совокупность форм и ме­тодов планирования, анализа, контроля.

Цель управленческого анализа — аналитическое обоснование вариантов функциони­рования предприятия для повышения эффективности бизнеса за счет максимальной отдачи имеющихся ресурсов. Он обеспе­чивает внутренних пользователей информацией для планиро­вания, контроля, принятия управленческих решений.

 

Внутренний (управленческий) анализ позволяет детализи­ровать результаты деятельности организации относительно ее отдельных подразделений, направлений бизнеса, вплоть до от­дельных элементов производства.

Методика управленческого анализа формируется в зависимости от информационных запросов внутренних пользователей информациируководства и менеджеров различного уровня.

 

Основное содержание управленческого анализа заключает­ся в исследовании данных внутреннего (управленческого) уче­та и отчетности, которые составляют коммерческую тайну.

В системе управленческого анализа можно выделить такие аналитические блоки, как: анализ объема и структуры продаж, маркетинговый анализ, операционный анализ (взаимосвязь «затраты — объем продукции — прибыль»), анализ эффектив­ности использования ресурсов, анализ технического и органи­зационного уровня производства, прогнозный анализ (бизнес-планирование), анализ деятельности структурных подразделе­ний организации.

Управленческий анализ можно рассматривать не только как внутренний производственный, но и как внутренний финансовый анализ. Содержание внутреннего финансового анализа заключается в более детальном исследовании состоя­ния производственных запасов, кредиторской и дебиторской задолженности, денежных потоков и т. п., так как для этого, кроме данных финансовой отчетности, привлекаются данные внутреннего управленческого учета, нормативная, плановая ин­формация.

Характерные черты управленческого анализа:

> комплексность;

> привлечение максимально возможного круга показате­лей;

> интегрированность;

> максимальная закрытость его результатов;

> отсутствие внешней регламентации;

> ориентация на цели бизнеса.

 

Информационная база управленческого анализа охваты­вает все виды учетных и отчетных данных. Формирование не­обходимых информационных потоков организуется с учетом организационной структуры компании, наличия в ней так на­зываемых центров учета (ответственности), т. е. организаци­онных единиц или областей деятельности, где целесообразно накапливать информацию о текущих и авансированных за­тратах, расходах, доходах, ресурсах и т. п.

Взаимосвязь внешнего финансового и внутреннего управ­ленческого анализа заключается в том, что управленческий ана­лиз конкретизирует результаты финансового анализа, исполь­зуя для этого весь объем информации о деятельности компании. Ряд показателей, характеризующий деятельность организации, применяется и в финансовом, и в управленческом анализе. Так, анализ себестоимости производства и реализации продукции имеет место и в финансовом анализе, и в управленческом. Дан­ные для этого имеются в финансовой (бухгалтерской) отчетно­сти в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и в форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» (раздел «Расходы по обычным видам деятельности»), а для более углубленного де­тального анализа себестоимости используются данные управ­ленческого учета и показатели сегментной производственной отчетности.

Основные особенности содержания финансового (внешне­го) и управленческого (внутреннего) экономического анализа приведены в табл.1.

Таблица 1– Содержание финансового и управленческого анализа

Классификационный признак Финансовый анализ Управленческий анализ
1. Цель Формирование оптимального набора агрегированных показателей финансового состояния и финансовых результатов организации для удовлетворения информационных потребностей различных пользователей Аналитическое обоснование вариантов функционирования предприятия для достижения эффективности бизнеса за счет максимальной отдачи имеющихся ресурсов
2. Объект Организация, группа организаций Различные аспекты деятельности организации и ее структурных подразделений
3. Субъекты Внешние физические и юридические лица (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм; специальные компании, занимающиеся анализом отчетов; кредитные организации и др.) Внутренние организационные структуры управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа (лаборатории, бюро, группы, бухгалтерские, плановые, финансово-экономи­ческие службы, менеджеры, а также внешние консультанты)
4. Периодичность Не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности по запросам внеш­них пользователей (налоговых, статистических органов, кре­дитных организаций, финансо­вых институтов и т. д.) По мере необходимости, но не реже одного раза в бюджетный период (как правило, 1 месяц)
5. Информационная база Бухгалтерская (финансовая) отчетность Данные первичного бухгалтер­ского учета, оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, параметрические данные, акты ревизий и инвентаризаций, анали­тические расчеты, а также сведения о конкурентной среде, плано­вые, прогнозные данные и т. д.
6. Доступность информации Открыта для широкого круга пользователей Представляет коммерческую тайну, используется для внутрен­него управления
7. Потребители информации Акционеры, инвесторы, банки, поставщики, покупатели, кон­куренты, налоговые, статисти­ческие, таможенные, судебные органы, финансовые институ­ты, общественные организа­ции, органы исполнительной власти, персонал предприятия и другие заинтересованные юри­дические и физические лица Руководство предприятия, чле­ны Совета директоров, руководи­тели и менеджеры структурных подразделений, функциональных служб и др.
8. Измерители информации Стоимостные измерители Любые измерители: стоимост­ные, натуральные, условные
9. Методы Стандартные методы анализа бухгалтерской отчетности   Традиционные и экономико-математические
10. Направленность анализа Обоснование оценки финан­сового состояния и финансо­вых результатов, квалифициро­ванная интерпретация аналити­ческих показателей   Отсутствие общепринятых норм и методик; критерием счи­тается пригодность в управленче­ских процессах, результативность
11. Методика Обязательное следование общепринятым принципам его проведения Отсутствие установленного рег­ламента и общепринятых мето­дик  
12. Формы обобщения Табличный материал с исходными и расчетно-аналитическим данными, сравнение в динамике, а также с отраслевыми показателями. Описатель­ная интерпретация аналитиче­ских данных Отчеты, записки о результатах проведенного анализа, разработка программ с обоснованием управленческих решений
13. Вид анализа Внешний, ретроспективный, тематический Внутренний, оперативный, текущий, комплексный, маржи­нальный, функционально-стоимостный, факторный и т. д.
14. Степень надежности Во многом субъективен, схе­матичен, ограничен по количеству аналитических показате­лей; недостаточно точен в связи с недостаточным качеством; бухгалтерской отчетности Более точен в части контроля, поскольку используются досто­верные данные первичного учета; в части прогнозирования — приближенные вероятностные показатели

Пользователями информации, генерируемой в рамках системы управленческого учета в организации, являются:

1) высшее руководство — формирует стратегические цели управления организацией.

2) руководство структурных подразделений всех уровней — формирует оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития организации.

3) специалисты структурных подразделений, отвечающих за формирование и реализацию долгосрочных целей развития компании.

 

Прямые и косвенные затраты

Прямы затраты -это затраты, непосредственно связанные с созданием единицы товара и прямо относятся на ее себестоимость.

Прямые затраты – затраты, которые можно отследить до конкретной единицы продукции товара, единицы оказания услуг или для того вида бизнеса, подразделения, продукта, до которого производиться расчет.

Все прямые затраты на производство продукции регистрируются по дебету счета Незавершенное Производство.

К прямым материальным затратам (direct material costs) от­носятся затраты сырья (стоимость сырья) и основных материалов. Основные ма­териалы — это материалы, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость прямо и экономично, без особых затрат относится на определенное изделие. Величина прямых матери­альных затрат может быть рассчитана умножением количества материалов, которое может быть определенно отнесено к конкрет­ному изделию, на цену единицы материалов.

Но в некоторых случаях затраты на то, чтобы исчислить стои­мость материалов, относящихся к определенному изделию, оказы­ваются слишком велики. Например, как учесть, сколько клея или гвоздей пошло на производство одного стола или стула, заклепок и болтов на производство одного самолета. И хотя эти материалы могут составлять физическую субстанцию производимых продук­тов, они учитываются как вспомогательные материалы, и затраты на них относят к непрямым затратам. Затраты на вспомогательные материалы включаются составной частью в общепроизводственные расходы.

Продолжим рассмотрение примера швейной фабрики. Затра­ты материала (ткани), из которого шьют джинсы — это прямые материальные затраты. Стоимость затраченных ниток, молний, пуговиц, кнопок можно посчитать относительно конкретного ви­да изделия (модели и размера), но затраты на создание такой системы учета во много раз будут превосходить стоимость этих вспомогательных материалов, поэтому их предпочитают учитывать как непрямые материальные затраты и относить к общепроизвод­ственным расходам.

Рассмотрим пример производства сувенирной продукции. В этом случае при отделке отдельных видов изделий могут исполь­зоваться дорогостоящие материалы, например, сусальное золото. Это вспомогательные материалы, но в данном случае их нельзя относить к косвенным расходам, а необходимо, именно вслед­ствие их дороговизны, относить к прямым затратам и включать точную сумму расходов в затраты на производство данной про­дукции.

Прямые трудовые затраты (direct labor costs) включают в себя все затраты рабочей силы, которые можно прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий. Это заработная плата операторов машин и других рабочих, занятых непосред­ственным изготовлением изделий плюс дополнительные выплаты и отчисления в фонды социального страхования.

Косвенные затраты – затраты понесенные в процессе производства продукта, предоставления услуги работы подразделения, но которые нельзя однозначно соотнести с конкретным видом бизнеса, продуктом или организационной единицей.(заработная плата начальника производственного участка, административно управленческие расходы)

Косвенные затраты труда, подобно косвенным материаль­ным затратам, рассматриваются как часть общепроизводственных расходов. Затраты подсобных рабочих, менеджеров и мастеров, вспомогательного персонала включаться в состав производственных затрат, но эти издержки на оплату труда нельзя прямо и экономично отнести на определенный вид готовых из­делий, они рассматриваются как косвенные (непрямые) трудовые затраты.

 

Деление затрат труда на прямые и косвенные в большой степени зависит от конкретных ситуаций. Если на предприятии производится один продукт, то заработная плата не только про­изводственных рабочих, но и заработная плата управленческого персонала может быть классифицирована как прямые затраты.

Дискуссионные проблемы возникают в связи с такими рас­ходами, как дополнительная заработная плата за время обучения, отпуска, простоев, оплата за сверхурочную работу. Как прави­ло, эти расходы классифицируются как косвенные расходы, хотя жестких правил не существует, все определяется экономической целесообразностью определения точной суммы затрат на произ­водство конкретной продукции.

Общепроизводственные расходы (Factory overhead costs) вклю­чают все косвенные расходы, представляют собой совокупность разнообразных затрат, связанных с производством, но которые нельзя непосредственно отнести на конкретные виды готовых изделий. Их также называют косвенными производствен­ными расходами. Все общепроизводственные расходы, понесенные в течение отчетного периода, регистрируются по дебету счета Общепроиз­водственные Расходы, и только в конце периода они списываются с кредита этого счета в дебет счета Незавершен­ное Производство.

 

 

Основными группами общепроизводственных расходов являются

· вспомогательные материалы и комплектующие детали;

· косвенные расходы на оплату труда (заработная плата ре­монтников, вспомогательных рабочих, оплата отпусков, оп­лата сверхурочной работы,кладовщики);

· другие косвенные общепроизводственные расходы (затраты на содержание цеховых зданий, техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования, налоги на недвижимость, страхование имущества, пенсионные затраты, коммунальные услуги, арендная плата, начисленный износ оборудования).

Все затраты, зарегистрированные на дебете счета Незавер­шенное Производство, понесенные за отчетный период, включая прямые трудовые затраты, прямые материальные затраты и списан­ные в конце периода общепроизводственные расходы, представля­ют собой суммарные производственные затраты.

 

Производственные затраты, которые были понесены за пе­риод, могут относиться к произведенной продукции, формируя производственную себестоимость готовой продукции, а могут относиться и к остаткам незавершенного производства. При поступлении готовой продукции из производ­ства на склад производственная себестоимость готовой продукции списывается с кредита счета Незавершенное Производство в дебет счета Готовая Продукция.Остаток счета Неза­вершенное Производство представляет сумму производственных затрат, относящуюся к изделиям, производство которых еще не закончено (рисунок 1-1).

Рис1. Определение затрат на продукт

Затраты на продукт
Прямые материальные затраты
Прямые трудовые
Общепроизводствен. расходы
Себестоимость произведенной продукции
Остаток незавершенного производства
Себест-ть реализ. продукции
Остаток готовой продукции на складе

 


Именно производственная себестоимость используется для расчета себестоимости единицы продукции, которая рассчитывается делением общей суммы производственных затрат, вошедших в готовую продукцию, на количество произведенной продукции.

 

Наряду с производственными затратами, для обеспечения процесса реализации продукции и функци­онирования предприятия, как хозяйственной единицы, в отчетном периоде также будут понесены непроизводственные затраты или затраты отчетного периода (периодические затраты) Эти затраты связаны с полученными в течение периода услугами, они не входят в производственную себестоимость и не учи­тываются при определении себестоимости единицы продукции, не накапливаются в незавершенном производстве. Их нельзя проинвентаризировать. Это коммерческие расходы, связанные с реализацией готовой продукции, и общие и админи­стративные расходы, связанные с функционированием предприятия в целом.

Коммерческие и общие и административные расходы не проходят стадию запасов и пол­ностью списываются на уменьшение финансовой прибыли за отчетный период, они не относятся на остатки готовой продукции на складе и остатки незавершенного производства (рисунок 1-2).

Рис 2. Определение полной себестоимости

Прямые трудовые затраты
Общепроизводственные расходы
Добавленные затраты
Прямые материальные затраты
Коммерческие расходы
Производственная себестоимость
Административные расходы
Полная себестоимость

 

 


Производственные затраты и накладные общехозяйственные расходы в совокупности составляют полную себестоимость

Формирование полной себестоимости продукции отвечает принципам внешнего финансового учета и служит целям на­логообложения прибыли как финансового результата деятель­ности организации.

В управленческом учете анализ полной себестоимости продукции имеет значение для формирования конкурентоспо­собной ценовой политики организации. По отношению к объему продукции затраты принято делить на постоянные и переменные.

Рисунок 4.1 Цикл процесса принятия управленческого решения

На первом этапе исходя из стоящей проблемы бухгалтер дол­жен определить все возможные направления действий, которые помогут руководству разрешить эту проблему. После определения альтернатив бухгалтер по управленческому учету готовит полный анализ по каждому обсуждаемому варианту, рассчитывая сум­марные затраты, возможную экономию ресурсов и финансовый результат хозяйственных операций. Для каждого типа решений необходима различная информация.

Когда вся информация собрана и представлена соответству­ющим образом, руководство может выбрать наилучший вари­ант действий. После воплощения в жизнь выбранного решения бухгалтер должен проанализировать поствнедренческую ситуацию и представить руководству анализ результатов внедрения. Если нет необходимости в дальнейших действиях, процесс управления завершается, в противном случае весь цикл возобновляется.

Как видим, на всех этапах процесса принятия управленче­ского решения бухгалтер обеспечивает руководство необходимой информацией. Для этих целей должны быть использованы опре­деленные учетные процедуры и система специальной отчетности. Так как руководство ожидает, что информация будет точной, свое­временной, полностью охватывающей проблему и представленной в хорошей понятной форме, бухгалтер должен обращать внимание не только на сбор и обработку необходимой информации, но также и на формат представляемых отчетов.

Система учета переменных затрат, которая является основой практики отчетности с использованием маржинального подхода, а также приростной анализ — вот два наиболее общих метода подго­товки отчетности в процессе принятия управленческого решения, которые широко используются бухгалтерами. Каждый метод помо­гает определить необходимое количество информации, требуемое для данного конкретного решения, а также подсказывает форму специальной отчетности.

Когда существует много альтернатив, процесс принятия ре­шений становится очень сложным. К тому же, многие решения принимаются в новых ситуациях, которые не могут быть разреше­ны на основе прошлого опыта. В таких случаях разрабатывается модель принятия решения.

 

Модель принятия решения (decision model) представляет собой числовое или символьное выражение переменных и параметров, влияющих на данное решение. Переменные — это факторы, контролируемые управляющей системой.

Параметры — это неконтролируемые системой факторы и операционные условия и ограничения.

Например, разрабатывается управленческая модель оценки новых видов изделий к производству. Анализ должен включать такие параметры, как потребительский спрос, рост рынка, дей­ствия конкурентов и ограничения производственной мощности. Переменными в этой модели будут являться цена продажи еди­ницы изделия, затраты на его производство, производственные технологии. Основной задачей при разработке такой модели будет определение всех переменных и параметров, имеющих отноше­ние к данному решению, сбор всей необходимой информации и представление ее в надлежащем виде.

 

Альтернативные издержки

При принятии того или иного решения часто бывает необхо­димым анализировать большое количество различных возможных в данной ситуации вариантов. Как правило, не имея возможности тщательно проанализировать все варианты, часть из них отбрасы­вается, тем самым упускается возможная выгода от их реализации. Некоторые варианты официально не анализируются, но берутся во внимание при обсуждении выгоды. И, в целом, выбирая только один вариант действий, мы упускаем выгоду, которую принесло бы альтернативное использование наших ограниченных возмож­ностей. В связи с этим возникло такое интересное понятие как альтернативные издержки.

Альтернативные издержки— это максималь­но возможный вклад в прибыль, от которого отказываются при использовании ограниченных ресурсов для определенной цели.

Например, преподаватель университета получает 150 дол­ларов в месяц, но при этом имеет водительское удостоверение и может работать водителем троллейбуса, который получает 400 долларов в месяц, то, выбирая работу преподавателя, его или ее альтернативные издержки составят 400 долларов.

Рассмотрим еще один пример. Предположим, что прави­тельство принимает решение об увеличении армии с 200 тысяч человек до 400 тысяч. В результате общество потеряет значи­тельную сумму денег в виде альтернативных издержек за счет сокращения производства национального продукта, поскольку ко­личество занятых в производстве сократится на 200 тысяч человек. Дальнейшее увеличение численности с 400 тысяч до 600 тысяч человек вызовет еще большее увеличение альтернативных издер­жек. Чем более увеличивается численность армии, тем в большем размере будут возрастать альтернативные издержки, поскольку из производства национального продукта будут исключаться все более квалифицированные работники, чьи сравнительные преимущества состояли не в службе в армии, а в производстве промышленной или сельскохозяйственной продукции.

Альтернативные издержки производства являются основным движущим мотивом, заставляющим производителей максимизи­ровать свои прибыли. Альтернативные издержки не включаются в официальные финансовые отчеты, не влияют на величину де­нежных потоков, но они могут быть использованы при обсуждении выгоды при принятии конкретного управленческого решения.

Еще два новых понятия в связи с рассмотрением альтерна­тивных издержек.

Денежные издержки — это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей соб­ственникам факторов производства. В них включаются оплата сырья и материалов, выплата заработной платы рабочим и служа­щим, выплаты процентов по кредитам банку и другие выплаты, осуществление которых отвлекает ресурсы от использования их альтернативными способами.

Вмененные издержки — альтернативные издержки, которые принадлежат предприятию. Например, предприятие использует принадлежащее ему оборудо­вание и не платит за него, т. е. не имеет денежных расходов. Если бы предприятие сдавало бы это оборудование в аренду, оно полу­чало бы доход. Потерянный доход в таком случае и представляет собой вмененные затраты.

 

Таблица 5

Производить Купить
Потребность в дорогостоящем оборудовании Цена закупки детали, узла или полуфабриката
Переменные затраты по про­изводству этой детали или части Арендная плата или другие по­ступления, полученные от ис­пользования освободившихся производственных мощностей
Затраты на ремонт и техоб­служивание оборудования Ликвидационная стоимость оборудования

 

Рассмотрим пример. Известны следующие данные о себесто­имости изготовления детали № 25 Компании Конерт.

Таблица 6

Показатели Себестоимость производства изделия №25
Всего на 10,000 деталей Затраты на 1 деталь
Прямые материалы $15,000 $1.5
Прямой труд 120,000 12.0
Переменные ОПР 60,000 6.0
Постоянные ОПР 75,000 7.5
Всего затрат $270,000 $27

 

Имеется предложение покупать эту деталь за $24. Как долж­но поступить руководство компании? На первый взгляд компания должна выбрать вариант покупки этой детали, так как это обойдет­ся ей дешевле на $3 за одну деталь. Но такое решение может быть преждевременным. Следует проанализировать всю релевантную информацию.

Допустим, что из $75,000 постоянных общепроизводственных расходов $45,000 представляют расходы, которых нельзя избежать независимо от того, какое решение будет принято. Это амортиза­ция имеющегося оборудования, налоги на имущество, страховые выплаты, заработная плата управленческого персонала цеха и др. Другими словами, $45,000 постоянных общепроизводственных расходов ($4.5 в среднем на одну деталь) являются нерелевантны­ми, т. е. не изменяющимися в этих двух вариантах — купить или производить.

Даже если деталь № 25 будет покупаться, постоянные расходы в сумме $45,000 все равно останутся.

Данные для анализа принятия решения в этом случае при условии, что освободившееся оборудование никак не будет ис­пользоваться, приведены в таблице

Таблица 7

Релевантные Всего Затраты на
показатели затраты 1 деталь
  Произв. Купить Произв. Купить
Затраты на покупку $240,000 $24
Прямые материалы $15,000 $1.5
Прямой труд 120,000 12.0
Переменные ОПР 60,000 6.0
Постоянные ОПР, без    
которых можно обойтись    
в случае выбора «купить» 30,000 3.0
Всего затрат $225,000 $240,000 $22.5 $24
Разница в пользу    
«производить» $15,000 $1.5

 

Обратите внимание, что в данном случае использован ре­левантный подход в чистом виде, в таблице присутствует только информация по статьям затрат, которые отличаются по этим двум вариантам.

Но главным в этой проблеме является оптимальное исполь­зование производственных мощностей. Приведенный выше анализ исходил из предпосылки, что освободившееся оборудование при отказе от производства детали № 25 не будет использоваться другим способом. На самом деле оно может применяться для производства других деталей и узлов, другой продукции, сдано в аренду или использовано каким-либо иным выгодным образом.

Альтернативное использование высвободившегося оборудо­вания и других производственных ресурсов может принести большую прибыль. Как правило, на практике компании про­изводят сами комплектующие части, если имеющиеся производ­ственные мощности не могут быть использованы лучшим образом.

Продолжим рассмотрение нашего примера. Допустим, что у нас еще есть два варианта использования освободившегося оборудования. Вместо детали №25 может производиться другая продукция с маржинальной прибылью $28,000, или это оборудова­ние может быть сдано в аренду за $8,000. Рассмотрим все четыре варианта в таблице 8, данные по первым двум вариантам уже анализировались в таблице 7.

 

Таблица 8 (в тыс. $)

Варианты
Показатели Производить Покупать и неиспользовать оборудование Покупать и использовать для производства другой продукции Покупать и сдавать оборудование в аренду
Доходы от арендной платы       $8
Маржинальная прибыль от производства другой продукции     $28  
Затраты на деталь №25 $225 $240 $240 $240
Чистые релевантные затраты $225 $240 $212 $232

Как видим теперь, анализ этих четырех вариантов показы­вает, что покупка детали № 25 и использование освободившегося оборудования для производства другой продукции с данной мар­жинальной прибылью является наилучшим вариантом, так как в этом случае затраты на эту деталь являются минимальными среди возможных вариантов (212 тыс. долларов).

Таким образом, в ситуации принятия решения «купить или производить» комплектующие для изделий, требующих сборочных операций, выбор оптимального решения основывается не только на сравнении данных о себестоимости их изготовления и цены закупки, но, главным образом, на анализе альтернативного ис­пользования высвобождаемого при этом оборудования и других производственных ресурсов.

Показатели состояния.

Коэффициент износа

Сумма износа основных фондов

К изн =----------------------------------------------------------------------------

Первоначальная стоимость основных фондов на соответствующую дату

Коэффициент годности

Остаточная стоимость основных фондов

К годн. =-----------------------------------------------------------

Первоначальная стоимость основных фондов

Показатели движения

2.1.Коэффициент прибытия (поступления):

Квп= Стоимость вновь поступивших ОПФ

Стоимость ОПФ наконец отчетного периода

2.2.Коэффициент выбытия:

Квыб= Стоимость всех выбывших ОПФ

Стоимость ОПФ на начало отчетного периода

Коэффициент ликвидации

Стоимость ликвидированных ОПФ

Кл= Стоимость ОПФ на начало отчетного периода

Коэффициент обновления

Стоимость новых основных средств

Коб= ------------------------------------------------

Стоимость основных средств на конец периода

Коэффициент замены

Стоимость вновь поступивших основных средств

К зам. =---------------------------------------------------------------------------

Стоимость выбывших в результате износа основных средств

Пример

Если закупать сырье один раз в два месяца, то средний период его хранения составит 30 дней; если объем партии снизить вдвое, т. е. закупать один раз в месяц, то средний период его хранения составит 15 дней (рис. 11.7).

Таким образом, с ростом среднего объема одной партии снижаются операционные затраты по размещению заказа и возрастают операционные затраты по хранению на складе, и наоборот.

С учетом этой зависимости сумма операционных затрат по хранению запасов составит:

где СОПсредний объем одной партии поставки сырья и т. п.;

средняя стоимость хранения единицы производственного запаса.


При неизменной стоимости хранения единицы производственного запаса общая сумма затрат по хранению минимизируется при снижении среднего объема одной партии поставки сырья, материалов и т. п.

 

Для оптимизации пропорций между затратами, связанными с приобретением и владением производственных запасов текущего характера с целью минимизации их общей величины, используется математическая модель«Модель экономически обоснованного размера заказа» (EOQ):

,

где СОПо — оптимальный средний объем партии поставки сырья, материалов и т. п.;

ОПП — объем производственного потребления сырья, материалов за период;

Срз — средняя стоимость размещения одного заказа на поставку сырья, материалов;

3хз — средняя стоимость хранения единицы производственного запаса текущего хранения за период.

Отсюда следует







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.