Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность, принципы, функции и значение бюджетирования.





Планирование – процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.

План – документ, который может содержать как финансовую, так и не финансовую информацию

Классификация планов:

1. Стратегии – планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации

2. Оперативные – тактические планы, которые прямо связаны с достижением цели организации и разработаны на более краткосрочный период

3. Административные – тактические планы развития и поддержания организационной структуры

Бюджетирование является составной частью одной из основной функции управления – планирования, а также составной частью УУ. Бюджетирование, с одной стороны, процесс составления финансовых планов предприятия на определенный период, с другой стороны, это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и получаемые финансовые показатели.

С понятием бюджетирования тесно связано понятие бюджетного управления. Бюджетное управление – это система оперативного управления центрами ответственности на основе бюджетных показателей для достижения поставленных целей и эффективного использования ресурсов предприятия.

Бюджет – количественное выражение централизированно установленных показателей плана предприятия на определенный период.

Отличительные характеристики бюджета

1. Количественное выражение

2. Системность

3. Централизация

Системность – общие цели, которые ставятся выше интересов отдельных структурных подразделений. Процесс бюджетирования может осуществляться как сверху вниз, так и снизу вверх.

Бюджетный период – временной период, чаще 1 год на который разрабатывается бюджет и в течение которого осуществляется контроль за его исполнением.

Бюджетный цикл состоит из трех стадий:

1) разработка бюджета на текущий период;

2) контроль за исполнением бюджета текущего периода

3) анализ план-факта исполнения бюджета текущего периода

С целью реализации непрерывности процесса бюджетирования третья стадия текущего периода должна совпадать с первой стадией следующего периода; в бюджетном цикле для этого используют т.н. «скользящие» бюджеты, бюджетные периоды по которым не долы совпадать с бюджетным циклом.

Инфраструктура бюджетного процесса – это совокупность условий, исполнение которых необходимо при постановке бюджетного процесса и эффективной его реализации. Включает в себя следующие блоки:

· аналитический блок;

· учетный блок;

· организационный блок;

· программно-технический блок.

Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Это условие составляет аналитический блок бюджетного процесса. В рамках данного блока определяются виды и форматы бюджетов, система целевых показателей и нормативов, порядок консолидации бюджетов различных уровней управления и функционального назначения.

Во-вторых, для того, чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение, нужна соответствующая количественная информация. Следовательно, на предприятии должна существовать система УУ, обеспечивающая информацией, необходимой для обеспечения бюджетного процесс.

В-3х, значение при реализации бюджетного процесса имеет орган-й блок бюд. процесса, вкл.:

· финансовую структуру предприятия (структуру по центрам ответственности, либо по сегментам бизнеса предприятия, которые являются объектами бюджетирования);

· процесс распределения функций между функциональными службами и структурными подразделениями различных уровней управления;

· бюджетный регламент и механизмы контроля (процедуры составления бюджетов, их представления и согласования, порядок последующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов).

В-4х, процесс бюд-я предполагает регистрацию и обработку информации, что затруднительно, особенно на средних и крупных предприятиях, сделать вручную. При использовании программно-технических средств существенно повышается уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы, а кол-во ошибок сокращается. Программно-технические средства, испол-е предприятием в процессе бюд-я, составляют программно-технический блок.

Общее назначение бюджетного процесса:

1) повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений;

2) повышение эфф-ти исп-я имеющихся ресурсов как компании в целом, так и отд. подразделений

3) создание возможности для оценки привлекательности отд. сфер ХД организации

4) укрепление финансовой дисциплины в организации

5) более точное определение направления инвестиционной политики самой организации

Принципы бюджетирования:

1) непрерывного составления и корректирования бюджета;

2) конфиденциальности информации;

3) унификация форматов, процедур и регламентов составления бюджета;

4) наличие стратегии и четкая связь между ней и текущим планом;

5) индивидуальность ответственности за полученные результаты;

6) наличие четких критериев качества;

7) реальность бюджетных показателей.

Функции бюджетирования:

1) планирование – разработка бюджетных показателей;

2) координация и связь различных видов деятельности и отдельных подразделений, а также согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;

3) стимулирование;

4) контроль и анализ текущей деятельности, контроль за исполнением бюджетов;

5) оценка результатов деятельности отдельных ЦО;

6) обучение руководителей;

Требования к формам бюджета: бюджет должен иметь название и срок на который он составляется; формат бюджетов не должен часто меняться; информация, указанная в бюджете должна быть ясной и доступной для пользователя; информация должна быть достаточной, но не избыточной;

Виды бюджетов:

I. 1) общий (генеральный) – скоординированный по всем подразделениям план работы предприятия в целом. Он включает операционный бюджет (часть гл. бюджета, детализирующая через частные бюджеты статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков) и финансовый бюджет (прогнозирует денежные потоки организации, обычно он оформляется в виде прогноза движения денежных средств на планируемый период времени)

2) частный (бюджет продаж; закупок; производственный; затрат труда)

II. 1) статический (конкретный уровень деловой активности)

2) гибкий (рассматривает диапазон деловой активности; инструмент создания – деление на постоянные и переменные по отношению к объему производства затраты)

III. 1) бюджет развития (обязателен к выполнению)

2) скользящий бюджет (по объективным причинам выполнен быть не может, используется для обеспечения непрерывности бюджетного процесса)


 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.