Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности правовых систем переходного периода.





Особенности правовых систем переходного периода.

1917–1936 годы – переходный этап в истории Российского государства, разработан В.И. Лениным.

1991–2008 годы – новый этап в развитии России, называется также переходным. Объясняется это следующим образом:

Произошёл распад СССР. Причины – субъективный фактор, считают многие учёные, т.е. законодатели-разрушители, идеологи и прагматики с подачи Запада; а также неправильно проводимая приватизация – впоследствии привела к издержкам.

Многие учёные считают, что ничего особенного нет в государствах переходного типа, т.к. они имели место во все времена, особенно при проведении реформ, перехода из одного качества в другое. Французский юрист М. Ориу писал в начале XX века, что каждое государство в любые эпохи подвержено болезням и кризисам (появляются властолюбие, вызывающее заговоры или чрезмерное развитие какого-нибудь из идеальных принципов, например, демократизма, гуманизма и т.д.).

Для России сегодня – это переход от псевдо социализма к капитализму (историк Т.Н. Грановский, XIX в.).

Современные переходные процессы имеют целый ряд характеристик, существенно отличающих их от аналогичных социальных сдвигов в прошлом:

- их современный глобальный характер;

- новая модель взаимодействия человека и природы;

- выработка новых нравственных норм для объединения;

- активное вмешательство человека в ход преобразовательных процессов.

Особенности возникновения государственных и правовых систем в переходный период это:

· социальные революции, войны или неудавшиеся реформы;

· эволюция социальной и государственной правовой материи при наличии альтернативы;

· резкое изменение характера и масштабов традиционных экономических связей, временное расстройство экономики, ослабление материальной основы государства и правовой системы;

· резкое падение жизненного уровня людей, наступление хаоса и общественного смятения;

· доминирование исполнительно-распорядительной власти.

Особенности правовой системы переходного периода определяются субъективными и объективными факторами, такими как: социальные, экономические и идеологические. Право, при этом, выступает как средство в системе других – политических, идеологических, пропагандистских, для расширения и укрепления государственной власти, в том числе, для:

а) завладения главными рычагами государственной власти;

б) декларирования основных принципов стратегии коренных преобразований;

в) демонтажа нежизнеспособных институтов прежнего строя, оппозиционных сил;

г) формирования новых временных преимущественных органов переходной власти;

д) создания конституционного права и федеральных конституционных законов [3], с помощью которых:

- создаются условия для формирования нового государственного и общественного строя;

- происходит отказ от прежних концепций государства;

- создаются условия для формирования новой системы экономических отношений в обществе;

- закрепляются новые принципы организации и функционирования государственной общественно-политической жизни;

- более значительное внимание уделяется правам и свободам граждан;

- открыто и развернуто некоторое ограничение прав и свобод граждан федеральными законами;

- Конституция объявляется основным законом прямого действия;

- в Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права признаются составной частью правовой системы государства (ст. 15).

В то же время, многие современные государства в силу разных причин избегают закрепления положения о приоритетности международного права над национальным на конституционном уровне. Это еще одна особенность переходного этапа.

 

  1. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

Единство состоит в том, что государство и право:1) возникают и развиваются совместо; 2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии; 3) выступают средствами управления и инструментами власти; 4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; 5) основаны на едином базисе, определяются социально экономическими и духовными факторами и т.д. Различия: 1)если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор; 2) если государство выражает силу, то право – волю; 3) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права – норма; 4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д. Взаимодействие – с одной стороны, взаимодействие гос-ва на право состоит в том, что первое формирует, изменяет и отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение); - с другой стороны, право воздействует на гос-во, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов. Выделяют два основных типа взаимоотношений: -когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемокрактических гос-в); - когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (правовые гос-ва).

  1. Международное и внутригосударственное право РК.
  1. Особенности англо-саксонской правовой семьи

Правовая семья – это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Правовая система общества – это конкретно-историческая совокупность права, юр.практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

К англо-саксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и т.д.

Среди признаков данной семьи можно выделить следующие: - основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела); - юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер; - ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят судам, которые в этой связи занимают особое положение в системе государственных органов; - на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые судом; - главенствующее значение имеет процессуальное (доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; - отсутствуют кодифицированные отрасли права; - отсутствует классическое деление права на частное и публичное; - статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; - юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

 

  1. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических

Наук.

Система гуманитарных наук:

Теория государства и права – это система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционирования и развитии государственно-правовых явлений.

История – изучая причины возникновения государства и права, теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки.

Диалектико-материалистическая философия – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, представляющее собой распространение законов и приемов материалистической диалектики на познание общества.

Экономическая теория – государство и экономика – тесно взаимодействующие элементы, влияющие друг на друга.

Система юридических наук:

Теоретические юр.науки – изучают наиболее общие вопросы понимания государственно-правовых явлений – теория государства и права

Исторические юр.науки – рассматриваю.т процесс развития государственно-правовых учреждений (история государства и права) или учений о государстве и праве (история политических и правовых учений)

Отраслевые юр.науки – (конституционное, уголовное, гражданское и др.) – исслекдует конкретиные юр.учреждения и предписания, а также соответствующую юридическую практику

Прикладные юр.науки – (криминалитстика, суд.медицина) – используют достижения естественных и технических наук для решения юридических вопросов.

 

  1. Концепции правопонимания: современный взгляд на проблему.
  1. Мусульманское право и его особенности.

Осн черты мусульманской прав. семьи. отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, терминов и т.д. и включает в себя не только юр. нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи. (Ирак, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Ливан, Судан). Особенности: 1)Норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, кот открыл его человеку через пророка Мухаммеда. Оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. Нормы МП предст собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. МП определяет мотивы, кот мусульманин должен знать: посты, милостыни, паломничества. 2)Выделяют 4 гл. источника МП: 1) Коран – священная книга мусульман; 2) Сунна – сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий; 3) Иджма – согласие мусульманского общества об обязанностях мусульманина; 4) Кияз – суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой. 3) В структуре МП отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяют в качестве основных отраслей: уголовное, судебное и семейное право

 

  1. Классификация методов юридической науки.

Методы, применяемые в теории государства и права, также применяя.тся во всех отраслевых юридических науках.

Метод – совокупность приемов, способов, средств изучения науки теории государства и права.

Все методы теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно привести в следующую систему.

1) Всеобщие методы – это философские, мировозренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. (Метафизика (рассматривает государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и иными общественными явлениями), диалектика (материалистическая (возникновение и существование государства и права связывает с социально-экномическими изменениями в обществе, появлением частной собственности, т.е. государство и право рассматривает в развитии, в конкретный исторический период) и идеалистическаяобъективный идеализм (возникновение и существование государства и права связывает с божественной силой либо объективным разумом) или субъективный идеализм – с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором))

2) Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают всего научного познания, как всеобщие методы, а применяются лишь на отдельных его этапах. Анализ – условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Синтез – изучение явлений путем условного объединения его составных частей. Системный подход – ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем. Функциональный подход – ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим.

3) Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. Конкретно-социологический – позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов государственно-правовой сфере. Статистический – позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления. Сравнительный – происходит сопоставление различных систем в целях выявления черт сходств или различия.

 

  1. Систематизация действующего законодательства и ее виды.

Систематизация – это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации, как:

1)инкорпорация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы и нкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др.Инкорпорация – самый простой вид систематизации. Она подразделяется на официальную (собрание законодательства) и неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях и т.д.) На неофициальные нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

2)консолидация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединятются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и.т.п.) Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной», сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;

3)кодификация – форма систематизации путемобъединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Кодификация – способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.) Признаки кодификации: - ею имеют право заниматься только специальные органы; - в итоге появляется новый нормативный акт – кодекс; - кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

  1. Вопрос о принадлежности правовой системы РК к романо-германской правовой семье.
  2. Основные теории происхождения государства и права.

1)Теологическая (Ф. Аквинский, И.Златоуст) – государство это результат «божественного промысла»; оно вечно, как и сам Бог, государь наделяется Церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать волю Божью на Земле. В средневековье.

2)Патриархальная (Платон, Аристотель, Фильмер) – ориентирована на Древнюю Грецию. Семья, являясь первоначальной формой организованного общения, естественным образом размножается. Под влиянием экономических и психологических причин люди объединяются в племена, союзы племен, народности, объединенные общностью исторического прошлого. Момент перехода к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы. Собственно государственная власть – постепенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя. Таким образом гос-во – это продукт разросшейся семьи.

3)Теория насилия – 1)Теория внешнего насилия (Каутский, Гумплович) – государство возникает в результате завоевания одного племени другим. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю. Для подавления порабощенных народов создаются государственные органы, принимаются законы. Государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным, так как оно становится мощным средством защиты завоеванных от посягательства извне. 2)Теория внутреннего насилия (Дюринг) – без господства большинства над меньшинством не может возникнуть государство. Собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

4)Договорная (Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, П. Гольбах, А.Радищев) – государству предшествует естественное состояние человека. Люди были вынужденны заключить договор всех со всеми ради соблюдения права и общей пользы. Люди отказались от части своих прав во имя спокойствия и стабильности. Люди передали часть своих прав государству, которое преобрело право издавать законы, применять меры принуждения. Общественный договор понимается не как исторический факт подписания всеми какого-либо документа, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в государственно-организационную форму путем молчаливого признания необходимости учреждения некоего объединяющего всех центра. А если условия общественного договора окажутся нарушенными, то люди этот договор могут пересмотреть.

Психологическая теория

Основоположником психологической теории воз­никновения государствасчитается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.

Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психи­ки человека.

Под этими свойствами подразумеваются:

желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

способность сильных личностей оказать психологиче­ское воздействие на массы и подчинить их своей воле;

желание отдельных членов общества не подчиняться об­ществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совер­шать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

Авторы теории считают, что предшественницей госу­дарственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основыва­лась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, под­чинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Недостатки психологической теории: данная тео­рия не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, по­литические и др.

Расовая теория

Согласно этой теории, в мире су­ществуют "высшие" расы, которые призваны господствовать, и "низшие", которым самой природой предназначено находиться в подчинении у "выс­ших" рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, не­обходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.

Расовая теория имеет долгую историю, но наибольшего своего разви­тия и даже практического применения она достигла в средние века - в пе­риод расцвета колониализма и в первой половине XX в. - в период появле­ния в Европе фашизма. Сначала "цивилизованные" страны широко использовали ее для оправдания жестокого обращения с туземцами и за­хвата их земель, а затем одни "цивилизованные" страны (фашистские Гер­мания и Италия, милитаристская Япония) оправдывали с помощью расо­вой теории развязанную ими войну против других "цивилизованных" и "нецивилизованных" стран.

Идеи, лежавшие в основе расовой теории, широко использовались в по­слевоенный период в ходе ведения "холодной войны" между США и СССР.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискреди­тирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как "научная", академическая доктрина, она имеет хождение в западных странах и в на­стоящее время.

9)Инцестная (половая) теория

Запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и в последующем возникновении государства (Леви-Стросс)

 

 

  1. Субъекты правоотношений.

Субъекты правоотношений – это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическим обязанностями. Субъектами правоотношений являются обладающие правоспособностью и дееспособностью физические и юридические лица, которые в соответствии с нормами права могут быть участниками правоотношений. Субъектами правоотношений могут выступать социальные общности (народ, нация, коллектив и т.д.), организации (частные, государственные и общественные), а также отдельные индивиды. Под физическими лицами понимаются граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством. Юридическими лицами признаются организации, учреждения и предприятия, обладающие специфическими признаками, предусмотренными законодательством. Этими обязательственными признаками являются: 1)имущественная обособленность, способность от своего имени приобретать соответствующие права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и т.д. Любой субъект правоотношения должен обладать двумя признаками – правоспособность и дееспособность. Правоспособность возникает со дня рождения человека и сохраняется за ним до самой смерти. Признаваемая государством общая возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Дееспособность – способность осуществлять права и обязанности своими личными действиями, отвечать за последствия. Полная – возникает с момента совершеннолетия – с 18 лет, частичная (неполная) – с14 до 18, ограниченная дееспособность возникает только на основании решения суда. Недееспособность – если имеются психические заболевания. Юр лица имеют специальную правоспособность, правоспособность и дееспособность возникают у них одновременно, с момента гос регистрации в органах юстиции РК.

 

  1. Соотношение государства и права.

Единство состоит в том, что государство и право:1) возникают и развиваются совместо; 2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии; 3) выступают средствами управления и инструментами власти; 4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; 5) основаны на едином базисе, определяются социально экономическими и духовными факторами и т.д. Различия: 1)если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор; 2) если государство выражает силу, то право – волю; 3) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права – норма; 4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д. Взаимодействие – с одной стороны, взаимодействие гос-ва на право состоит в том, что первое формирует, изменяет и отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение); - с другой стороны, право воздействует на гос-во, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов. Выделяют два основных типа взаимоотношений: -когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемокрактических гос-в); - когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (правовые гос-ва).

  1. Закономерности происхождения государства и права. Социальные, экономические и политические причины возникновения государства и права.

Государства.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов гос-ва, территориальное устройство гос-ва, приемы и методы осуществления гос. власти.

Форма государства — это сложное общественное явление, включающее в себя три взаимосвязанных элемента: форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима:

Форма правления — это структура высших органов гос власти, порядок их образования и распределение компетенции.

Монархия — форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Существуют разновидности монархической формы правления. Абсолютная монархия — такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу — царю, королю, императору. Сословно-представительная монархия — такая форма правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (например, Земский Собор в России). Конституционная монархия — такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Эти ограничения устанавливаются конституцией (Англия, Дания). Дуалистическая монархия характеризуется двойственным характером: юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Государства, в которых монарх возглавляет и религиозное управление страной, называется теократическим (Саудовская Аравия).

Республика — это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Существуют разновидности республиканской формы:

Парламентская республика — такая форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формирует парламентское большинство (той партией, которой принадлежит большинство голосов в парламенте). Глава государства избирается или парламентом или парламентской коллегией. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. (Италия)

Президентская республика — это такая форма правления, при которой наряду с парламентаризмом соединяется в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. При этой форме у президента большие полномочия, правительство подотчетно президенту, а не парламенту. (США)

Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами. Различаются:

Унитарное государство — это единое целое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти. Для такой формы характерны единые ля всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство местными органами. (Франция) На всей территории действует одна конституция, одно законодательство, одно гражданство. Составные части не обладают государственным суверенитетом. По степени их зависимости от центра унитарное государство может быть централизованным и децентрализованным. В первом случае главы на местах назначаются из цента, во втором — избираются населением.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное устройство неоднородно. В разных странах оно имеет уникальные черты и особенности, которые определяются историческими, национальными, культурными и бытовыми особенностями. Территория состоит из территорий субъектов федерации. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральному центру. Субъекты федерации обладают правом принятия собственных конституций, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. В большинстве федеральных государств существует единое гражданство, в парламенте имеется палата представляющая интересы членов федерации. Федерации строятся по национальному и территориальному признаку. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов: субъекты федерации не являются государственными образованьями, субъекты лишены права прямого представительства в международных отношениях. Не предусмотрен односторонний выход субъектов. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством и особенностями. Субъекты являются национально-государственные образования, которые отличаются национальным составом, культурой, бытом, традициями; строятся на принципе добровольного объединения с правом наций на самоопределение. Субъекты обладают государственным суверенитетом, имеют свои высшие органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Субъекты могут иметь свое гражданство, границы свои представительства в международных организациях; высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации.

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При таком устройстве члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Отличия: конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации; нет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета; сохраняется гражданство членов, хотя режим перемещения внутри конфедерации упрощен. Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единой таможенных правилах и т. д. Как правило, конфедерации недолговечны — они или распадаются или превращаются в федерацию.

Самостоятельную группу признаков формы государства составляет характеристика политико-правового режима в стране. Политико-правовой режим в стране (ППР) — это совокупность приемов, методов, с помощью которых осуществляется государственная власть, но, кроме того, и способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, объединений и т. д.). Т. е. ППР отражает степень развития права и демократии в стране. Под правом понимается общественные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов и обеспечивающиеся мерами государственного принуждения.

Соотношение права и закона.

Формы правового воспитания

К формам правового воспитания относятся:

- правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

- правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);

- правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);

- юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).

Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).

Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.

Средства правового воспитания делятся:

- на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);

- устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.

Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод.

Структура нормы права

Существует три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая.

Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции.

Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила.

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Гипотеза является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях. Она определяет время, место, субъектный состав и др., при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности.

В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются два и более условий реализации нормы в конкретных отношениях. Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно-определенные жизненные обстоятельства. Казуистическая же гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения. Диспозиции бывают: 1) управомочивающие; 2) об







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.