Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX века.





27. Педагогические идеи К.Д. Ушинского. Основные этапы педагогической деятельности и творчества Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870): преподавание в средних учебных заведениях, инспектор Смольного института, редактор «Журнала Министерства народного просвещения», исследователь в области педагогики и педагогической психологии, основоположник научной педагогики и педагогической психологии в России.

Основные принципы педагогической теории К.Д. Ушинского. Трудовая деятельность человека как важнейший фактор его жизни. Народность образования как развитие общественной инициативы в организации и управлении школьным делом. Обязательность всеобщего обучения детей обоего пола на родном языке.

Антропологический подход К.Д. Ушинского к анализу проблем дидактики и теории воспитания. Предмет воспитания – человек. Цели воспитания - формирование активной и творческой личности, подготовка ребенка к умственному и физическому труду как высшей форме человеческой деятельности. К.Д. Ушинский о творческом труде как важнейшем факторе жизни и воспитания. Междисциплинарный подход к изучению человека «во всех отношениях». Опора на достижения «антропологических наук» (наук о человеке) в деле организации целенаправленного воспитания. Отражение связи педагогики и наук о человеке в фундаментальном труде К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869).

Общественно-исторический характер проблем нравственности и нравственного воспитания в трудах К.Д. Ушинского. Религия как положительный фактор формирования общественной морали. Патриотизм как важнейшее нравственное качество личности. Положительный пример, нравственное влияние учителя, разумная деятельность ребенка, активная любовь к человеку, исключение авторитарности как принципы построения системы нравственного воспитания. Основные положения дидактической системы К.Д. Ушинского как теории организации учителем познавательной деятельности детей. Основные задачи учителя в процессе обучения – развитие трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждение активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. Результат обучения – не только знания как таковые, но и развитие у учащихся потребности и способности к самостоятельному познанию.

Возрастной подход к отбору содержания образования. Увеличение объема естественно-научных знаний в содержании образования. Родной язык как важнейшее средство обучения и нравственного, эстетического воспитания. Психологическое обоснование организации образовательного процесса. Учет закономерностей работы психических процессов при организации обучения. Необходимость развития детской психики в процессе обучения. Разнообразие деятельности ребенка в процессе обучения. «Детский мир и хрестоматия», «Родное слово» как педагогически и психологически обоснованные учебники для начальной школы. Создание методических рекомендаций для учителей начальной школы. Внедрение аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте.

Принцип единства обучения и воспитания. Народный учитель как ведущая фигура в деле воспитания и обучения. Влияние личности учителя на эффективность образования. Проблемы формирования личности народного учителя. Влияние идей К.Д. Ушинского на развитие педагогики и школьного дела в России. Актуальность взглядов К.Д. Ушинского в области дидактики и воспитания для решения проблем современного образования.

28. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917 г.). Педагогические идеи Л.Н. Толстого. Основные этапы педагогической деятельности Льва Николаевича Толстого (1828-1910). Первый период педагогической деятельности Л.Н. Толстого: «трехлетнее (1859-1862) страстное увлечение педагогическим делом». Создание бесплатной начальной школы для крестьянских детей в Ясной Поляне. Изучение состояния педагогических наук и народного образования в Западной Европе: неприятие механистических и рационалистических установок в педагогике. Издание педагогического журнала «Ясная Поляна». Второй период педагогической деятельности Л.Н. Толстого (с 1869 г.): создание «Азбуки» - комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителей. «Азбука» как энциклопедия для начального обучения, отражение в содержании «Азбуки» жизни русского крестьянства. Возобновление работы в Яснополянской школе. Статья «О народном образовании» как обобщение педагогического опыта Л.Н. Толстого. Третий период педагогической деятельности Л.Н. Толстого (кон. 1880-х-1910): разработка религиозно-нравственного учения. Проблема духовно-нравственных основ развития личности – стержень педагогического творчества Л.Н. Толстого. Понимание становления личности как формирования ее нравственной сферы в различных видах деятельности. Единство целей, содержания, методов обучения и воспитания и развития ответственности человека за самого себя.

Организация экспериментальной работы в условиях повседневных школьных занятий. Вклад Л.Н. Толстого в теорию педагогики: уточнение понятийного аппарата, выявление закономерностей обучения и развития. Объективность процесса образования. Развитие творческого мышления как главная задача обучения и воспитания. Соответствие содержания школьного обучения историческим формам мышления и способам передачи знания. Поиск новых методов обучения и формирования понятий. Сочетание образного, конкретного и отвлеченного учебного материала.

Демократизация и гуманизация образования как основные идеи педагогической программы Л.Н. Толстого. Идея свободного развития ребенка через познавательную активность и творчество. Самостоятельность личности ребенка как базовая ценность. Проблема формирования нового типа общения в системе «учитель-ученик». Проблема обретения нравственного смысла жизни как источника психического здоровья и творческой энергии. Духовное совершенствование как путь реализации творческих возможностей человека. Воспитание как помощь воспитаннику в построении совестливой и разумной личности. Сознательный и бессознательный пути нравственного воспитания. Влияние ближайшего окружения как бессознательное воспитание ребенка, рассогласование норм морали в семье и обществе как источник дефектов в нравственном становлении личности. Самовоспитание как сознательное воспитание.

29. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.). Педагогическое наследие П.П.Блонского. Основные этапы педагогической деятельности и творчества Павла Петровича Блонского (1884-1941): преподавание в средних и высших учебных заведениях, после революции – сочетание преподавательской и научной работы, составление школьных программ, издание учебных пособий для педагогических вузов и начальной школы, заведование лабораторией памяти, мышления и речи в НИИ психологии. Влияние совместной работы с Н.К. Крупской в составе научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУСа) на формирование научного мировоззрения П.П.Блонского. «Курс педагогики» - изложение различных педагогических систем и взглядов на основные педагогические проблемы.

«Задачи и методы народной школы» - изложение собственных педагогических идей: обучение и воспитание на основе знаний закономерностей развития ребенка, уважение личности ребенка, его потребностей и интересов, разностороннее умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание, трудовое обучение и политехническое образование. Обоснование принципов марксистской перестройки педагогической науки и разработка основ трудовой политехнической школы. «Педагогика» и «Основы педагогики» как отражение новой позиции в отношении понятийного аппарата и методологических основ педагогики. Основные принципы обучения в трудовой школе: связь трудового обучения с общим образованием, связь содержания общего и политехнического образования с наукой, соответствие содержания образования возрастным и индивидуальным возможностям ребенка. Исследования П.П.Блонского в области педологии. Идея развития и целостного подхода к изучению ребенка как основа педологической науки. Анализ своеобразия возрастного развития и связанных с ним обучения и воспитания на разных ступенях онтогенеза. Психологические исследования П.П.Блонского. Требование перестройки психологии на основе марксизма. Экспериментальное исследование функционирования мышления, памяти, внутренней речи, эмоциональной сферы.

30. Педагогическая система А.С.Макаренко. Макаренко Антон Семенович (1888-1939) – педагог, писатель. Основные этапы педагогической деятельности и творчества: учитель в сельских школах на Украине, руководитель трудовой колонии им. М. Горького для несовершеннолетних нарушителей, заведующий детской трудовой Коммуной им. Ф.Э. Дзержинского, начальник отдела трудовых колоний НКВД УССР. Единство научной деятельности и практики воспитания. Соединение обучения и воспитания с физическим трудом – принцип создания коллектива воспитанников. Теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса – ядро учения А.С. Макаренко. Строение и организация коллектива, методы коллективного воспитания, взаимоотношения воспитателя с ребенком, формирование сознательной дисциплины, создание воспитывающих традиций и т.д. как узловые вопросы теории коллектива А.С. Макаренко. А.С.Макаренко о сути воспитания как организации, восстановлении правильных отношений между ребенком и обществом. Воспитательный коллектив как модель общественных отношений. Метод «параллельного педагогического действия» как способ влияния коллектива на личность. Метод «перспективных линий» как путь воспитания ответственности, приносящей нравственное удовлетворение. Стадии развития коллектива: создание, становление, сплочение. Самоуправление и традиции как характерные черты развитого коллектива. Метод «педагогического взрыва» (педагогически управляемого коллективного гнева, осуждения и т.п.) как способ преодоления деструктивных явлений в развитии коллектива. Воспитательная теория А.С. Макаренко как «педагогика событий»: целенаправленное создание воспитательных ситуаций в жизни ребенка как основной путь воспитания. Опора на лучшие качества и задатки воспитанников как принцип воспитания по системе А.С. Макаренко.

Теория педагогической логики – основа методики воспитательной работы с коллективом и личностью. Ошибки шаблонного педагогического мышления: ошибки дедуктивного предсказания, этического фетишизма, уединенного средства. Воплощение логики педагогического процесса в единстве организационных, технических и психологических аспектов каждого из компонентов взаимодействия педагога и воспитанников. Вопросы семейного воспитания в трудах А.С. Макаренко. Семья как коллектив: структура, методы воспитания. Поведение родителей как важнейший фактор воспитания. Вклад А.С. Макаренко в развитие исправительно-трудовой педагогики. Воспитание трудом как альтернатива традиционным карательным мерам перевоспитания. Противостояние А.С. Макаренко официальной педагогике по вопросам организации воспитания несовершеннолетних правонарушителей. Литературное творчество А.С. Макаренко как обобщение его педагогического опыта. Отражение идей педагогической системы А.С. Макаренко в художественных произведениях «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей». Уникальность педагогического наследия А.С. Макаренко. Вклад А.С. Макаренко в развитие теории воспитания.

31. Обра­зование и педагогическая мысль в России после второй мировой вой­ны. Педагогические идеи В.А. Сухомлинского. Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970) – педагог, исследователь, директор Павлышской средней школы. Основные проблемы исследований в области практической педагогики: руководство школой, профессиональное мастерство учителя, вопросы умственного, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания.

Антропологический подход как основа педагогической системы В.А. Сухомлинского. Гуманистическая ориентация форм, средств и методов педагогической деятельности, субъект-субъектный характер взаимодействия в системе «учитель-ученик», личность ребенка как высшая ценность обучения и воспитания – ведущие принципы педагогической системы В.А. Сухомлинского. Понимание воспитания как процесса реализации врожденных свойств ребенка, его спонтанных реакций и импульсов. Влияние специально организованного воспитывающего социума на становление личности.

Единство физического и умственного труда школьников на основе поисковой деятельности. Приоритет освоения способов познания перед собственно знанием. Значимость положительных эмоциональных переживаний от «бескорыстного созидательного труда» для развития личности ребенка. Коммунистическое воспитание как средство формирования «мыслящих личностей». Приоритет свободе личности перед влиянием коллектива. Художественные образы как педагогические средства воспитания. Создание ощущения успеха в учении как инструмент стимуляции познавательной деятельности учащихся. Взаимосвязь обучения и нравственного воспитания. основные задачи развития в процессе обучения: расширение представлений об окружающем мире, развитие критичности мышления, умений и навыков самостоятельного получения и использования информации, формирование системы моральных ценностей. Самостоятельность и активность учащихся как важнейшие условия обучения. Слово учителя как значимое средство образования.

Школьный коллектив как единство педагогов-единомышленников и сплоченного ученического коллектива. Разнообразная совместная творческая деятельность как условие формирования школьного коллектива. Программа «воспитания красотой» как отражение идей эстетического воспитания школьников. Отражение гуманистических педагогических идей В.А. Сухомлинского в «Этюдах о коммунистическом воспитании». Противостояние официальной педагогике в определении принципов воспитания.

Формирующаяся личность как самоценность. Воспитание как феномен, не зависящий от требований общества. Главная цель воспитания – свободное развитие ребенка как активной личности, раскрытие индивидуальности, способной противостоять нивелирующей тенденции официальной педагогики. Идея иерархичности воспитания в противовес всестороннему развитию личности. Духовность как ведущая сфера личности, опосредующая другие черты. Основные произведения В.А. Сухомлинского, отражающие его гуманистические идеи: «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором школы», «Сто советов учителю», «Мудрая власть коллектива».

Ведущие тенденции современного развития мирового образова­тельного процесса.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.