Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Утверждено Ученым советом университета





Е.С. Роньжина

 
 

 

 


Сборник задач

Утверждено Ученым советом университета

для студентоввысших учебных заведений

Сельскохозяйственных специальностей

 
 

Калининград

Издательство ФГОУ ВПО «КГТУ»


 

УДК 581.1(04)

 

Роньжина Е.С. Физиология растений. Сборник задач. – 2-е изд. – Калининград: Калинингр. гос. техн. универ., 2008. – 92 с.

 

 

Настоящий сборник задач содержит количественные и качественные задачи по всем разделам дисциплины «Физиология растений»: физиологии и биохимии растительной клетки, фотосинтезу, дыханию, обмену и транспорту органических веществ в растениях, водному обмену, минеральному питанию, росту и развитию, приспособляемости и устойчивости растений, физиологии формирования качества урожая.

Сборник задач предназначен для студентов сельскохозяйственных специальностей высших учебных заведений, изучающих дисциплину «Физиология растений».

Прил. 13, список лит. – 9 названий

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ – кафедра агрономии ФГОУ ВПО «Калининградский государствен-

ный технический университет»

Туркин Н.И., кандидат биологических наук, доцент кафедры бо-

таники и экологии растений Калининградского государственного

университета

 

© ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет», 2008 г.

© Роньжина Е.С., 2008 г.

Елена Степановна Роньжина

Физиология растений

Сборник задач

для студентов высших учебных заведений

Сельскохозяйственных специальностей

 

Редактор Г.Е. Смирнова. Полищук

Подписано в печать 2.10.2008 Формат 60 х 84 (1/16)

Заказ Тираж 50 экз. Объем 5.9 п.л.; 4.3 уч.-изд.л.

Цена договорная

____________________________________________________________________________________

УОП ФГОУ ВПО «КГТУ». Калининград, Советский проспект, 1


Предисловие

 

Настоящий сборник задач представляет собой второе, существенно переработанное и дополненное издание сборника, опубликованного в 2005 г. [1]. В его основу положен «Малый практикум по физиологии растений» Д.П. Викторова [2] и учебник А. Ленинджера «Основы биохимии» [3]. Однако приведенные в этих учебниках задачи были пересмотрены автором, зачастую трансформированы в соответствии с современным состоянием физиологии растений и ее важной ролью как теоретической основы агрономии. Часть качественных задач была любезно предоставлена доцентом кафедры агрономии ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» А.С. Гуревичем. Большая часть задач является результатом собственных разработок автора. При составлении сборника были использованы и многие другие источники [4-9].

В итоге получился сборник, содержащий качественные, количественные задачи и теоретические вопросы разной степени сложности по всем разделам дисциплины «Физиология растений»: физиологии и биохимии растительной клетки, фотосинтезу, дыханию, обмену и транспорту органических веществ в растениях, водному обмену, минеральному питанию, росту и развитию, приспособляемости и устойчивости растений, физиологии формирования качества урожая.

Сборник задач составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям профессиональной подготовки 110200 «Агрономия» и 110100 «Агрохимия и агропочвоведение», типовой и рабочей программами дисциплины с учетом опыта преподавания физиологии растений на кафедре агрономии ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет». Он предназначен для студентов сельскохозяйственных специальностей высших учебных заведений, изучающих дисциплину «Физиология растений».

Надеемся, что настоящий сборник задач позволит студентам глубже проникнуть в тайны растительного организма, понять сущность процессов, происходящих в живой клетке, ткани и целом растении, а впоследствии использовать полученные знания в сельскохозяйственной практике.


Раздел 1

Раздел 2

Фотосинтез

В листе картофеля площадью 5,0 см2 содержится около 1,5 млн. клеток мезофилла, в каждой из которых находится по 40 хлоропластов. Рассчитайте число клеток мезофилла в 1 дм2 листа; количество хлоропластов в 1 дм2 листа; количество хлоропластов в целом листе.

Как доказать при помощи метода крахмальной пробы необходимость света для фотосинтеза?

 

Как поставить опыт, доказывающий необходимость углекислоты для фотосинтеза?

 

С помощью какой реакции можно доказать, что хлорофилл является сложным эфиром? Напишите уравнение этой реакции.

 

Как объяснить различную окраску спиртовой вытяжки из зеленого листа при рассматривании ее в проходящем и отраженном свете?

 

У зеленого листа, помещенного в атмосферу, лишенную СО2, на свету наблюдается флуоресценция, тогда как в присутствии СО2 флуоресценция почти прекращается. Как объяснить это явление?

Почему концентрированные растворы хлорофилла имеют темно-красный цвет?

 

Где интенсивнее флюоресцирует хлорофилл - в листе или в растворе? Почему?

 

Сколько изопреновых единиц содержится в структуре витамина А и β-каротина? Ответ поясните, приведите структурные формулы этих соединений, обозначьте в них изопреновые единицы.

Как объяснить хлороз яблони, выросшей на почве с высоким содержанием извести?

За 20 мин побег, площадь листовой поверхности которого равна 240 см2, поглотил 16 мг СО2. Определите интенсивность фотосинтеза, ответ выразите в миллиграммах СО2 на 1 дм2 листовой поверхности в час.

Сколько органического вещества (в расчете на глюкозу) выработает растение за 15 мин, если известно, что интенсивность фотосинтеза составляет 20 мг/(дм2·ч), а площадь листьев равна 2,5 м2?

 

Определение фотосинтеза бескамерным способом проводили с 8 до 12 ч дня. Суть метода заключается в определении изменения сухой массы листа на свету и в темноте за определенный промежуток времени.

Взвешивание высушенных проб листьев дало следующие результаты:

а) Освещенные листья: 8 ч – 0,2203 г, 12 ч – 0,2603 г;

б) Затемненные листья: 8 ч – 0,2350 г, 12 ч – 0,2050 г.

Площадь всех проб была одинаковой и составляла 100 см2. Считая, что изменением сухо массы листа за счет фотодыхания и гетеротрофной ассимиляции СО2 можно пренебречь, вычислите по приведенным данным интенсивность фотосинтеза. Ответ представьте в миллиграммах СО2 на 1 дм2 листовой поверхности в час.

 

Если освещать зеленый лист в течение короткого времени в присутствии радиоактивной СО2, а затем провести экстракцию, то в экстракте среди прочих соединений будут присутствовать также D -глюкозо-6-фосфат, седогептулозо-7-фосфат и рибозо-5-фосфат. Какой атом углерода в этих соединениях окажется меченым?

 

Два одинаковых листа выдержали три дня в темноте, а затем осветили в течение двух часов: первый лист - красным, а второй - желтым светом одинаковой интенсивности. У какого листа будет более высокое содержание крахмала? Как это объяснить?

 

Растение осветили сначала зеленым, а затем синим светом такой же интенсивности. В каких лучах будет наблюдаться более быстрое поглощение углекислоты листьями? Почему?

 

Веточку элодеи погрузили в воду и осветили сначала красным, а затем синим светом той же интенсивности. В каких лучах будут более быстро выделяться пузырьки из веточки? Как это объяснить?

Освещенность составляет 80% от оптимальной для данного растения величины, температура - 30% от оптимальной величины, а все остальные влияющие на фотосинтез факторы оптимальны. Назовите факторы, увеличение которых:

а) Вызовет резкое усиление фотосинтеза;

б) Вызовет небольшое увеличение интенсивности фотосинтеза;

в) Не приведет к повышению интенсивности фотосинтеза.

 

У многих растений нередко наблюдается выделение СО2 листьями в полуденные часы летнего дня. Каковы причины этого явления?

 

Как объяснить прекращение фотосинтеза у срезанного и поставленного в воду листа при самых благоприятных внешних условиях?

 

Несмотря на то, что интенсивность фотосинтеза сосны примерно в 3 раза меньше, чем у березы (при одинаковых внешних условиях), урожай органической массы этих пород при расчете на 1 га почти одинаков. Как это объяснить?

 

Рассчитайте величину биологического и хозяйственного урожая растений яровой пшеницы за вегетационный период (100 сут) при 15-часовом световом дне, зная, что коэффициент хозяйственной эффективности и коэффициент эффективности фотосинтеза равны 0,5, площадь листьев составляет 15,0 см2, интенсивность фотосинтеза равна 5,0 мг СО2 за 1 ч на 1 дм2 листовой поверхности.

Рассчитайте чистую продуктивность фотосинтеза растений картофеля, если известно, что за вегетационный период, равный 100 сут, суммарная площадь листьев увеличилась в 10 раз, достигнув 12 тыс. см2/растение, а сухая биомасса растений увеличилась с 30 до 140 г/растение.

 

Почему у колосовых злаков (пшеницы, ржи, ячменя и пр.) рекомендуют вычислять чистую продуктивность фотосинтеза в расчете на хлорофилл, а не на площадь листьев, как у других растений?


Раздел 3

Дыхание растений

Известно, что днем зеленые растения обогащают атмосферу кислородом, а ночью - углекислым газом. Как это объяснить?

 

Перечислите промежуточные продукты аэробного дыхания, которые подвергаются:

а) Декарбоксилированию (отщеплению СО2);

б) Окислению (отнятию водорода).

 

Почему высшие растения не могут длительно поддерживать свою жизнь в анаэробных условиях, хотя и не погибают сразу после попадания в среду без О2?

 

Объясните, почему интенсивность дыхания растений резко возрастает при увеличении содержания О2 от 1 до 5-6%, а при дальнейшем повышении содержания О2 почти не изменяется.

 

15 г почек выделили за 30 мин 3 мг СО2. Определить интенсивность дыхания в расчете на 1 г сухой массы в час, если известно, что содержание воды в почках составляет 60% сырой массы.

 

Сколько СО2 выделит 1 кг семян за 10 сут, если известно, что интенсивность

дыхания этих семян равна 0.1 мг СО2 на 1 г сухой массы в 1 ч, а содержание воды в семенах – 37,5%?

 

Некоторые считают, что вредно оставлять на ночь в комнате цветы, так как они поглощают кислород, необходимый для дыхания человека. Чтобы ответить на вопрос, насколько обоснованно это мнение, подчитайте, до какой величины снизится содержание О2 против обычного (21% по объему) в воздухе комнаты объемом 45 м3 в течение 10 ч за счет дыхания растений, имеющих общую массу 2 кг и среднюю интенсивность дыхания 12 мл О2 на 1 г в сут.

 

Взяли две навески семян по 10 г каждую. Одну навеску высушили при 100о С для определения абсолютно сухой массы, которая оказалась равной 8,8 г. Вторую порцию семян прорастили в течение двух недель в темноте на чистом песке, смоченном дистиллированной водой. Полученные проростки имели сырую массу 21,7 г, а абсолютно сухую – 7,6 г. Как объяснить изменения сырой и абсолютно сухой массы, имевшие место в процессе прорастания?

 

Как объяснить различную величину дыхательного коэффициента прорастающих крахмалистых и маслянистых семян?

 

Зеленый лист на свету при температуре 25º С интенсивно поглощал СО2, а при повышении температуры до 40º С начал выделять углекислоту. Как объяснить отмеченное изменение газообмена листа?

 

Почему интенсивность дыхания клубней картофеля резко повышается при понижении температуры от 3 до минус 1º С?

Напишите уравнение полного окисления фруктозо-6-фосфата, протекающего по гликолитическому пути и через цикл трикарбоновых кислот.

 

Напишите суммарное уравнение превращения 3-14С- D -глюкозы в D -рибозо-5-фосфат. Какие углеродные атомы продуктов будут мечеными?

 

Напишите суммарное уравнение превращения D -рибозо-5-фосфата в

D -глюкозо-6-фосфат. Если в исходном веществе помечен изотопом 14С атом углерода в положении 1, какой атом или какие атомы D -глюкозы окажутся мечеными?

 

Напишите суммарное уравнение превращения D -глюкозы в пировиноградную кислоту таким путем, который требует участия фермента фосфофруктокиназы.

 

Сколько молекул АТФ образуется при полном окислении до СО2 и Н2О следующих соединений: а) фосфоенолпирувата; б) ацетил-КоА; в) глицеральдегид-3-фосфата; г) глицерина? Ответ обоснуйте.

 

Напишите суммарное уравнение окисления одной молекулы изоцитрата в суспензии митохондрий, содержащей избыток Фн и АТФ, в которой сукцинатдегидрогеназа полностью ингибирована. Включите все стадии, на которых происходит накопление энергии.


Раздел 4

Раздел 5

 

 

Водный обмен растений

Корни одинаковых сеянцев пересадили в сосуды с растворами невредных солей. Осмотическое давление раствора в первом сосуде равно 0,1, во втором – 0,3, в третьем – 0,5, в четвертом – 0,7 МПа. Как будет происходить всасывание воды сеянцами, если осмотическое давление клеточного сока корневых волосков этих растений составляет 0,5 МПа?

 

Растение пересажено в почву, в которой почвенный раствор имеет осмотическое давление 0,3 МПа. В момент посадки корневые волоски имели осмотическое давление клеточного сока 1,0 МПа, а тургорное давление 0,6 МПа. Сможет ли это растение жить на данной почве? Объясните.

 

Два одинаковых сосуда наполнены почвой: в одном сосуде песчаная почва, в другом - глинистая. Почва в обоих сосудах полита до полного насыщения водой (содержание воды соответствует полной влагоемкости почвы). В каком сосуде больше общее содержание воды, количество доступной для растений воды, мертвый запас воды? Как это объяснить?

 

В металлическом сосуде с почвой вырастили растение. После того как растение хорошо развилось, полив прекратили, а поверхность почвы защитили от испарения. Когда у растения стало наблюдаться состояние устойчивого завядания, из сосуда взяли пробу почвы 5,16 г и высушили ее при 100˚ С. После этого масса пробы стала равна 4,80 г. Определить коэффициент завядания.

При определении коэффициента завядания методом, описанным в предыдущей задаче, оказалось, что все растения при выращивании их на одной и той же почве дают одинаковый результат независимо от их вида и возраста. Как это объяснить?

 

В полевых условиях на одинаковой почве произрастают лен и пшеница. При отсутствии осадков устойчивое завядание у льна наступило при влажности почвы 18%, а у пшеницы - при 15%. С какими особенностями растений связаны эти различия?

 

Как объяснить, что при общей небольшой площади устьичных отверстий (не более 1% от площади листьев) интенсивность транспирации при благоприятных условиях водоснабжения приближается к интенсивности эвапорации (испарения со свободной водной поверхности)?

 

Профессор Л.А. Иванов проделал следующий опыт: в начале зимы с побегов бузины (без отделения их от дерева) осторожным соскабливанием был удален слой пробки. Находящиеся на этих побегах почки к концу зимы погибли. Однако если обнаженные от пробки места были обернуты станиолем, почки оставались живыми. Благополучно перезимовали и почки на неповрежденных побегах. Как объяснить результаты этого опыта?

 

В некоторый момент времени на чашках весов уравновесили горшок с зеленым растением и несколько баночек с водой. Площадь поверхности воды в баночках в сумме была равна всей листовой поверхности растения. Затем землю в горшке увлажнили и покрыли полиэтиленом. Как вы думаете, изменится ли положение чашек весов через достаточно большой промежуток времени? Какие факторы будут влиять на результаты опыта? Свой ответ поясните.

Побег, взвешенный сразу после срезания, имел массу 10,26 г, а через 3 мин – 10,17 г. Площадь листьев побега равна 240 см2. Определить интенсивность транспирации в граммах Н2О на 1 дм2 в час.

 

Дерево, имеющее площадь листовой поверхности 12 м2, испарило за 2 ч 3 кг воды. Чему равна интенсивность транспирации (в граммах Н2О на 1 дм2 в час)?

 

Сколько воды испарит растение за 5 мин, если интенсивность транспирации его равна 120 г/(м2·ч), а поверхность листьев - 240 см2?

 

Побег с площадью поверхности 1,2 дм2 испарил за 4 мин 0,06 г воды. При тех же условиях со свободной водной поверхности площадью 20 см2 за 2 ч испарилось 0,60 г. Определить относительную транспирацию.

Сеянец был дважды взвешен с интервалом 5 мин. Результаты первого взвешивания – 2,52 г, второго – 2,49 г. После этого растение было высушено до абсолютно сухого состояния, причем его масса оказалась равной 1,02 г. Найти экономность транспирации; ответ выразить в процентах за 1 ч.

 

Определить экономность транспирации по следующим данным: интенсивность транспирации равна 25 г/(м2 · ч), площадь поверхности листьев - 550 см2, сырая масса растения - 20 г, абсолютно сухая масса - 9 г.

 

За вегетационный период растения накопили 2,1 кг органического вещества и испарили за это время 525 кг воды. Определить продуктивность транспирации.

Чему равен транспирационный коэффициент дерева, испарившего за вегетационный период 2 т воды и накопившего за это время 10 кг сухого вещества?

 

Транспирационный коэффициент равен 125 мл/г. Найти продуктивность транспирации.

 

Продуктивность транспирации равна 4 г/л. Найти транспирационный коэффициент.

 

Дерево за 1 ч испарило 500 г, а корневая система поглотила за это же время 450г воды. Какие условия внешней среды могли вызвать указанное несовпадение количества поглощенной и испаренной воды? Как это отразится на растении?

 

Зачем проводят рыхление почвы?

Как объяснить завядание листьев в жаркий летний день при достаточном количестве влаги в почве и ликвидацию водного дефицита ночью?

 

Растение было выдержано несколько часов в темноте, а затем выставлено на прямой солнечный свет. Как изменится при этом транспирация? Почему?

 

Масса листа в состоянии полного насыщения водой была равна 1,02 г, а после подвядания уменьшилась до 0,90 г. Определить величину водного дефицита клеток листа (в процентах), если известно, что абсолютно сухая масса этого листа равна 0,42г.

 

Падающий на лист солнечный свет обеспечивает растению получение энергии, необходимой для фотосинтеза. В обычных условиях этого не бывает. Почему?

 

Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего косить утром. Решите, имеет ли подобное утверждение научное обоснование?

В одном из опытов профессора Л.А. Иванова 20-летняя сосна была спилена 3.ХI, торец пня был тщательно смазан салом и закрыт клеенкой, после чего периодически определялась влажность древесины пня, которая оказалась равной: 3.ХI – 60,2%, 5.ХI – 62,2, 9.ХI – 63,7%. Как объяснить полученные результаты?

 

Корневое давление – вот сила, с помощью которой поступает вода в растение. А что еще обеспечивает передвижение воды по растению?

 

В тропическом поясе можно встретить деревья, корни которых располагаются не только в почве, но и растут вверх и находятся над почвой. Объясните значение этого явления.

 

Как объяснить «плач» березы при ранении ствола ранней весной и отсут-

ствие этого явления в летнее время?

 

У некоторых комнатных растений незадолго перед дождем появляются капли воды на кончиках листьев. Как объяснить это явление?

В двух плошках с почвой вырастили проростки кукурузы при одинаковых условиях. Затем одну плошку поставили в сосуд с водой комнатной температуры, а вторую - в сосуд с водой, нагретой до 30º С, после чего обе плошки закрыли стеклянными колпаками. У каких проростков будет наблюдаться более интенсивная гуттация? Как это объяснить?

 

Ветку ивы срезали с дерева, поставили в банку с водой и закрыли стеклянным колпаком. Будет ли у этой ветки наблюдаться гуттация? Объясните.

 

Двухлетнюю ветку сосны срезали с дерева, нижнюю часть стебля очистили от хвои, после чего ветку поставили в банку с раствором красной краски (эозина). Через неделю сделали поперечный разрез стебля выше уровня жидкости в банке. Какие части стебля были интенсивно окрашены, слабо окрашены, совсем не окрашены краской? Какой вывод можно сделать на основе этого опыта?

 

Две подвядшие ветки сирени поставили в сосуд с водой, причем у одной из веток срез стебля возобновили под водой. Какая из веток быстрее и полнее восстановит свой тургор? Почему?


Раздел 6

Раздел 7

Рост и развитие растений

 

 

Можно ли отнести к категории ростовых явлений (ответ поясните):

а) Набухание семян в воде?

б) Набухание почек перед их распусканием?

 

Сеянцы сосны выращивали в трех вегетационных сосудах с почвой, влажность которой составляла соответственно 30, 60, 90% от полной влагоемкости. По истечении пяти месяцев измерили длину главного побега сеянцев, которая оказалась в соответствующих сосудах равной: 3,9, 11,5, 6,4 см. Как объяснить полученные результаты?

Что можно определить по годичным кольцам дерева, кроме его возраста. Сопроводите свои версии простыми, схематичными рисунками.

 

На спиленной сосне было замечено, что ее годичные слои представляют собой не кольца, а овальные фигуры, вытянутые в одну сторону. Предложите свои объяснения.

 

Почему не прорастают семена некоторых растений при наличии всех необходимых для этого внешних условий (влага, тепло, доступ кислорода)?

 

Перечислите приемы, при помощи которых можно:

а) Ускорить переход растений в состояние покоя;

б) Задержать распускание почек;

в) Вывести почки из состояния покоя.

 

Каковы физиологические причины осеннего листопада у деревьев умеренной зоны?

Почему около уличных фонарей листопад задерживается?

Почему осенью листья изменяют свою окраску?

Как определить, находятся ли почки в состоянии глубокого покоя или покой их является вынужденным?

 

Как объяснить появление поросли на пнях таких пород, как дуб, липа, береза?

 

Иногда на яблонях наряду с плодами правильной формой развиваются несимметричные яблоки. Как объяснить это явление?

Какие ткани участвуют в заживлении ран на теле растения?

К крышке сосуда, стенки которого обложены влажной фильтровальной бумагой, подвешены три черенка тополя: два черенка - в нормальном положении, причем у одного из них в средней части снято кольцо коры, а третий - в перевернутом положении. В каких частях указанных черенков будет наблюдаться образование каллуса?

 

У двух растений подсолнечника срезали верхушки стеблей, после чего на поверхность среза одного из этих растений нанесли пасту, содержащую гетероауксин. Каковы будут результаты описанного опыта? Какой вывод можно сделать на основании этого?

 

С помощью каких несложных опытов вы бы доказали, что источником цитокининов в растении является кончик корня?

Чтобы заставить ананас цвести на подоконнике, его накрывают полиэтиленовым пакетом, а внутрь кладут созревший банан. Как вы думаете, зачем?

 

В работе Ч. Дарвина «О способности растений к движению» приведено описание результатов опыта с проростками канареечной травы. Проростки, у которых верхушки колеоптилей были закрыты непрозрачными колпачками, а остальная часть подвергнута одностороннему освещению, продолжали расти вертикально. У проростков, верхушки которых получали боковое освещение, а нижняя часть была засыпана влажным песком, наблюдался изгиб этой затемненной части в сторону света. Как объяснить результаты этого опыта?

 

Определите, к каким категориям движений относятся следующие явления

(если имеет место тропизм, то укажите, какой именно - положительный, отрицательный или поперечный):

а) Поворачивание соцветий подсолнечника к солнцу;

б) Поднятие соломины злака после полегания;

в) Рост корневища поперек столона;

г) Рост пыльцевой трубки по направлению к семяпочке;

д) Рост спорангиеносцев плесневого гриба мукора в сторону от влажного субстрата;

е) Закрывание соцветий одуванчика в пасмурную погоду;

ж) Быстрое изгибание тычиночных нитей барбариса при прикосновении к особой подушечке у их основания;

з) Раскрывание зрелых плодов желтой акации.

У плюща листья всегда обращены к свету, и если растение отвернуть, то через некоторое время листовые пластинки опять повернутся к источнику освещения. Дайте объяснение этому явлению.

С 20-летнего тополя срезали два черенка: один взяли из кроны, а второй - из побега, выросшего у основания ствола. Оба черенка высадили в грунт. Какой из указанных черенков будет лучше укореняться? У какого из полученных растений будет наблюдаться более быстрый рост? Какое растение раньше зацветет? Объясните.

 

Почему хризантемы зацветают только осенью? Можно ли добиться цветения этих растений летом, если да, то каким образом?

В какое время года цветут длиннодневные, короткодневные, длиннокороткодневные, короткодлиннодневные растения? Ответ обоснуйте.

Длиннодневное двудольное растение выращивали на коротком (10-часовом) дне, а короткодневное растение - на длинном (18-часовом) дне. Как будет происходить рост этих растений? Зацветут ли они? Ответ поясните.

Если редис выращивать в теплице осенью, у него образуется корнеплод. А если его при этом недолго освещать ночью, каков будет результат? Ответ обоснуйте.

 

Конусы нарастания стеблей длиннодневных и короткодневных растений, выращиваемых при неблагоприятных фотопериодах (длиннодневное - на коротком дне, короткодневное - на длинном), обработали раствором гиббереллина. Зацветут ли эти растения? Ответ поясните.

Известно, что для оплодотворения растений нужна достаточно высокая температура. Каким образом внутри цветков высокогорных и арктических растений достигается температура более высокая, чем в окружающей среде?

Фермер хотел собрать урожай сои в два приема. Для этого он засеял два поля с интервалом в одну неделю. Однако на обоих полях соя зацвела одновременно. Объясните такой результат.

Представьте себя селекционером редиса. Вы ходите вывести новый сорт для своей местности, который можно было бы выращивать летом. Куда вы поедете за материалом для скрещиваний – на юг или на север? Почему?

Сорта культурных растений приходится заменять новыми через несколько поко-

лений после введения их в практику. С чем это может быть связано?

Почему озимые сорта злаков не цветут, если их посеять весной?

Почему не бывает озимых растений, цветущих при коротком дне?

Почему споровые растения до сих пор не вытеснили семенные? Ведь число спор, образуемых кочедыжником, исчисляется миллионами, в то время как одно растение лилии может образовывать не больше нескольких сотен семян.

Каково эволюционное значение полового размножения?

Каково значение вегетативного размножения для растений? Как эту способность растений использует человек?

 

Каково биологическое значение двойного оплодотворения?

Почему у одних растений в плоде содержится одно семя, а у других - много?

 

Почему деревья, опыляемые ветром, цветут ранней весной?

Оказывается, окучивают не только картофель, но и капусту, томаты. Как вы думаете, зачем?

Раздел 8

 

Раздел 9

 

Ответы

4 5100: 1; 306: 1; 0,3 мкм-1, 5,0 мкм-1

5 31,4 . 10-3 мкм3; в 13 раз больше площади клеточной мембраны

6 15,1 . 102 мкм; в 750 раз больше длины клетки

7 4,86%

8 а) 5,0 . 10-5 М; б) 6,3 . 10-4 М; в) 15,8 . 10-4 М; г) 50,1 . 10-4 М

9 302 иона

10 1,13 . 108 ионов

11 а) 1,91 . 10-6 М; б) 5,74 . 10-3 М; в) 172 г/л

12 13 200 D (дальтон)

14 13 800 D (дальтон)

15 3,44 . 107 молекул

17 0,044º С

22 0.24 МПа

23 минус 0,84 МПа

30 0,4 МПа

34 0,7 МПа

35 2,8 МПа

48 минус 1,0 МПа

55 3.107 клеток, 1,2.109 хлоропластов, 6.107 хлоропластов

65 20,0 мг/(дм2 . ч)

66 750 мг

67 4,3 мг/(дм2 . ч)

76 0,56 г/растение; 0,28 г/растение

83 1,0

84 150 г

85 20%

94 16 молекул, 12 молекул, 20 молекул, 21 молекула

111 0,75 г/(дм2 . ч)

112 1,25 г/(дм2 . ч)

113 24 г

114 0,5

115 24 %/ч

116 125 г/кг

117 4 г/л

118 200 мл/г

119 8 г/л

120 250 мл/г

125 20%

156 39 г

157 1,02 г


Словарь некоторых

Физиологических терминов

Автотрофный организм (от греч. «аутос» – сам, «трофее» – питание) – организм, питающийся неорганическими веществами (углекислым газом, водой и минеральными солями) и создающий из них органические вещества в процессе фо­тосинтеза (зеленые растения) или хемосинтеза (некоторые бактерии).

Адаптация (от лат. «адаптио» - прилаживание) – приспособление организма к конкретным условиям существования.

Анаэробный (от греч. «ан» – частица отрицания, «аэр» – воздух, «биос» – жизнь) – процесс - протекающий без участия кислорода; организм - не требующий для своей жизнедеятельности кислорода.

Апикальное доминирование (от лат. «апекс» – верхушка, «доминаре» - господствовать) – явление подавления роста верхушечных почек боковых побегов фитогормонами, вырабатываемыми в апикальной меристеме.

Ассимиляты (от «ассимиляция) – первичные органические вещества, вырабатываемые в листьях при фотосинтезе.

Ассимиляция (от лат. «ассимиляцио» - употребление) – один из этапов метаболизма, превращение организмом веществ, поступающих извне, в соединения, тождественные с обычными составными веществами данного организма. Ассими­ляцией в узком смысле слова называют процесс фотосинтеза.

Аэробный (от греч. «аэр» – воздух, «биос» – жизнь) – процесс, требующий для своего протекания кислород; организм, нуждающийся для своей жизнедеятельности в свободном доступе кислорода.

Вакуоль (от лат. «вакуус» - пустой) – органелла клетки, полость в протоплазме, отграниченная вакуолярной мембраной – тонопластом и заполненная клеточным соком.

Вегетативное размножение (от лат. «вегетативус» - растительный) – размножение растений вегетативными органами – кусочками стебля, корня, листа и другим факторам.

Вегетативный орган (от лат. «вегетативус» - растительный) – орган, выполняющий функции, связанные с индивидуальной жизнью растения (корень, стебель, лист).

Вегетационный домик (от лат. «вегетацио» – произрастание) – здание с застекленными стенами и крышей для проведения опытов с растениями.

Вегетационный метод (от лат. «вегетацио» – произрастание) – метод научно-исследовательских работ по физиологии растений и агрохимии, заключающийся в выращивании растений в металлических или стеклянных (вегетационных) сосудах, помещаемых в вегетационный домик. Широко используется для исследования отношения растений к удобрениям, свету, влаге, температуре и т.п., причем о действии изучаемого фактора судят по количеству и качеству урожая, по фазам развития, по ходу физиологических процессов подопытных растений.

Вегетационный период (от лат. «вегетацио» – произрастание) – 1) Время года, в течение которого растения могут активно проявлять свои жизненные функции (рост, развитие, размножение и т.п.); в зоне с умеренным климатом охватывает весну, лето и часть осени. 2) Время, необходимое для прохождения полного цикла развития растения; заканчивается образованием зрелых плодов и семян.

Витамин (от греч. «вита» – жизнь + «амин») – группа физиологически активных органических веществ, необходимых в ничтожно малых количествах для животных и человека и играющих важную роль в жизнедеятельности растений; многие витамины входят в состав ферментов.

Водный баланс растений (от франц. «баланс» - весы) – соотношение между поступлением воды в растение и ее расходованием путем транспирации и других процессов.

Водный потенциал (от греч. «потентиа» - сила) - компонент водного потенциала, термодинамический показатель состояния воды в системе, величина, производная от активности воды и химического потенциала воды; выражает способность воды в данной системе совершать работу в сравнении с той работой, которую при тех же условиях совершила бы чистая вода.

Время плазмолиза - период с момента погружения ткани растения в раствор плазмолитика (см.); характеризует вязкость цитоплазмы: чем больше время плазмолиза, тем выше вязкость цитоплазмы.

Галофит (от греч. «гальс», род. падеж «галос» – соль, «фитон» - растение) – растение засоленных почв, например, солерос, солянка, кермек, тамирикс, некоторые виды полыни.

Гелиофит (от греч. «гелиос» – солнце, «фитон» - растение) – светолюбивое растение, растение, живущее исключительно на незатененных местах (растения пустынь, степей, тундр, безлесных горных вершин и т.д.).

Гетеротрофный организм (от греч. «гетерос» – другой, «трофе» - питание) – организм, неспособный образовывать органические вещества из неорганических и питающийся готовыми органическими соединениями, из которых он черпает необходимую для его жизнедеятельности энергию и строительный материал.

Гигрофит (от греч. «гигрос» – влажный, «фитон» - растение) – растения, обладающие приспособленностью к жизни в избыточно увлажненных местообитаниях.

Гидатода (от греч. «гидор», род. падеж «гидатос» – вода, «одос» - путь) – водное устьице, приспособление, служащее для выделения капельно-жидкой воды в процессе гуттации (см.); встречаются большей частью у растений влажных местообитаний.

Гидатофит (от греч. «гидор», род. падеж «гидатос» - вода, «фитон» - растение) – растения, полностью или большей своей частью погруженные в воду, на­пример, элодея, рдест, кувшинка и др.

Гуттация (от лат. «гута» - капля) – выделение листьями растений капельно-жидкой воды; наблюдается в тех случаях, когда количество нагнетаемой корнями воды превышает ее количество, испаряемое листьями.

Гидростатический потенциал (от греч. «гидор» – вода, «потентиа» - сила) – см. потенциал давления.

Гидрофит (от греч. «гидор» – вода, «фитон» - растение) – водное растение. Гидрофитами в узком смысле слова называют водные растения, меньшей своей частью погруженные в воду (стрелолист, частух







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.