Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сложноподчинённое предложение (СПП)





Сложноподчинённое предложение (СПП)

ТЕСТ 1. Понятие о сложноподчинённом предложении

 

 

ЗАДАНИЕ 1

Укажите СПП, подчеркните их грамматические основы, выделите главные и придаточные части:

1) Пьер хорошо знал эту большую, разделённую колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. (Л.Т.)

2) Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. (А.П.)

3) Ели мы, маляры, очень много и спали крепко, и только почему-то по ночам сильно билось сердце. (А.Ч.)

 

ЗАДАНИЕ 2

Укажите правильные варианты характеристики предложения

расстановки знаков препинания:

Я взглянул на часы (1) сказал (2) что разболелась голова (3) ушёл (4) оставив доктора допивать вино. (А.Г.)

А – сложносочинённое предложение, состоящее из 2 частей

Б – сложноподчинённое предложение, состоящее из 2 частей

В – первая часть осложнена однородными сказуемыми

Г – 1 – запятая между однородными членами

Д – 3 – запятая между частями сложносочинённого предо.

Е – 2, 3 – выделение придаточной части

Ж – 4 – обособление определения, выраженного прич. об.

ТЕСТ 2. Союзы и союзные слова в СПП

ЗАДАНИЕ 1

Укажите сложноподчинённые предложения с союзными словами:

1) Гувернантка беспокойно оглядывалась, как бы приготавливаясь к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей. (Л.Т.)

2) Однако братец ваш мне друг и говорил, что вами выгод тьму по службе получил. (А.Гр.)

3) Вот парк с пустынными окошками, где сонных трав печальна зыбь, где поздно вечером с лягушками перекликаться любит выпь. (Н.Гум.)

4) Я жил у одного старого урядника, которого любил за добрый нрав, а особенно за хорошенькую дочку Настю. (М.Л.)

5) Николай Иванович Миллер тотчас же послал тревожную записку своему батальонному командиру подполковнику Свиньину в которой просил его как можно скорее приехать в дворцовую караульню и всеми мерами пособить совершившейся страшной беде. (Н.Л.)

 

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте знаки препинания, обведите союзы, подчеркните союзные слова как члены предложения:

1) Лиза вышла из лесу перебралась через поле прокралась в сад и опрометью побежала в ферму где Настя ожидала её. (А.П.)

2) Оставаться на даче одному когда опустел парк и роща когда закрылись ставни окон Ольги казалось ему решительно невозможно. (И.Г.)

 

ТЕСТ 3. СПП с придаточным определительным

 

ЗАДАНИЕ 1

Укажите СПП с определительными придаточными:

1) А он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которого начиналась его самостоятельная жизнь. (И.Г.)

2) Лыжин стоял и думал о том, что вот он, Лыжин, уедет рано или поздно опять в Москву... (А.Ч.)

3) Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать, и там проститься с нею в последний раз. (А.П.)

 

ЗАДАНИЕ 2

Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания:

Совершенная праздность (1) эти поцелуи среди белого дня (2) с оглядкой и страхом (3) как бы кто не увидел (4) жара (5) запах моря (6) и постоянное мелькание перед глазами праздных (7) нарядных (8) сытых людей (9) точно переродили его. (А.Ч.)

А – СПП, состоит из 3 частей

Б – СПП, состоит из 2 частей

В – в состав СПП входит определительное придаточное

 

Г – придаточная часть присоединяется союзным словом как бы

Д – первая часть осложнена обособленным несогласованным определением

Е – 1, 5, 7, 8 – запятые между однородными членами

Ж – 3, 4 – выделение придаточной части, ставятся запятые

3 – 6 – запятая не ставится, т. к. однородные члены соединены одиночным союзом И

И – 9 – выделение сравнительного оборота, ставится запятая

 

ТЕСТ 4. СПП с придаточным изъяснительным

 

 

ЗАДАНИЕ 1

Укажите СПП с изъяснительными придаточными:

1) Ничего в спокойной наружности его не говорило о том напряжении чувств, гул которого, подобно гулу огромного колокола, бьющего над головой, мчался во всём его существе оглушительным нервным стоном. (А.Г.)

2) Но с этого времени она только и думала о том, как увидеть своего племянника женатым и понянчить маленьких внучков. (Н.Г.)

3) Не верь мне, друг, когда в избытке горя я говорю, что разлюбил тебя. (А.Т.)

4) Раздумывая, я был теперь крайне недоволен собой за то, что оборвал разговор с гостиницей. (А.Г.)

5) Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры... (А.Ч.)

 

ЗАДАНИЕ 2

 

Укажите ложные высказывания:

А – изъяснительные придаточные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства, состояния

Б – без изъяснительного придаточного главная часть теряет смысл

В – изъяснительное придаточное не может присоединяться с помощью союзных слов

Г – изъяснительное придаточное относится только к глаголам

 

ТЕСТ 5. СПП с придаточными времени и места

 

ЗАДАНИЕ 1

Расставьте недостающие знаки, обозначьте придаточные и их тип:

1) За всё время пока он живёт в Дялиже любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. (АЛ.)

2) Я находился в том состоянии чувств и души когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. (А.П.)

3) Вслед за ним сын его приехал верхом и вместе с ним вошёл в столовую где стол был уже накрыт. (А.П.)

 

ЗАДАНИЕ 2

Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания:

Поутру (1) когда чуть дымилось озеро (2) трёхмачтовый корабль (3) будто (4) висел в воздухе (5) как на дивных голландских картинах (6) что подарил Борис Голицын. (А.Т.)

А – СПП, состоит из 3 частей

Б – СПП, состоит из 2 частей

В – 1-ая часть – главная – разрывается придаточным

Г – последняя часть присоединяется союзным словом

Д – вторая часть – придаточное времени

Е – последняя часть – придаточное изъяснительное

Ж – 1, 2 – выделение придаточной части

3 – 3, 4 – выделение вводного слова

И – 5, 6 – выделение придаточной части

К – 5 – запятая перед союзом КАК при обособлении сравнительного оборота Л – 6 – отделение придаточной части

ТЕСТ 6. СПП с придаточными причины, цели, следствия

 

ЗАДАНИЕ 1

Выделите придаточные части, укажите их тип:

1) Бабка поставила Сашу около своего огорода и приказала ей стеречь, чтобы не зашли гуси. (А.Ч.)

2) Старик закашлялся и засуетился, чтобы дать внучке гостинца, но ничего не нашёл и только махнул рукой. (А.Ч.)

3) Чтобы идти в Дубечню, я встал рано утром, с восходом солнца. (А.Ч.)

 

4) В гимназии у меня было непобедимое отвращение к греческому языку, так что меня должны были взять из четвёртого класса. (А.Ч.)

5) Чтобы утешить бедного Савельича, я дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одной копейкою. (А.П.)

6) Сему последнему примеру последовали и прочие, так что Ибрагим получил приглашений по крайней мере на целый месяц. (А.П.)

 

ЗАДАНИЕ 2

Укажите места постановки запятых:

1) Они (1) чтоб дать мне время оправиться (2) и привыкнуть к новому знакомству (3) стали говорить между собою (4) обходясь со мною (5) как с добрым соседом (6) и без церемоний. (А.П.) ______________________________

2) Я вздохнул ещё глубже (1) и поскорее поспешил проститься (2) потому (3) что я ехал (4) по весьма важному делу (5) и сел в кибитку. (Н.Г.) ______________________________

 

ТЕСТ 16. СПП: обобщение

 

ЗАДАНИЕ 1

Вставьте пропущенные буквы. Исправьте пунктуационную ошибку, обоснуйте своё решение.

Когда солнце скрылось за мельниц.., и в раскрытые окна пове..ло прохладой, Лефорт подал руку восьм..пудовой мельн..лихе, фрау Шимельпфенинг, и пош..л с нею в мену..те. (А.Т.)

 

ЗАДАНИЕ 2

Вставьте пропущенные буквы. Исправьте пунктуационную ошибку, обоснуйте своё решение.

Быть может, оттого что, ставши рабочим, я уже вид..л нашу городскую жизнь только с её изнанк.., почти каждый день мне преходилось делать открытия, приводившие меня просто в отча..ние. (АЛ.)

 

ЗАДАНИЕ 3

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) С тех пор, как вечный судия мне дал всеведение пророка, в очах людей читаю я страницы злобы и порока. (М.Л.)

2) Она была неохотницей до церемоний, и, когда у Ивана Никифоровича была лихорадка, она сама своими руками вытирала его с ног до головы скипидаром и уксусом. (Н.Г.)

 

Задания по литературе:

Творчество М.Ю. Лермонтова

Изучить следующие темы:

· Биография Лермонтова

· Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова

· М.Ю.Лермонтов. «Смерть Поэта». Отрывок выучить наизусть

Погиб поэт!- невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь... Он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

А вы, надменные потомкиИзвестной подлостью прославленных отцов,Пятою рабскою поправшие обломкиИгрою счастия обиженных родов!Вы, жадною толпой стоящие у трона,Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда - всё молчи!..Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата,И мысли, и дела он знает наперед.Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь,И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!

 

· М.Ю.Лермонтов. «Парус», «Молитва».

Особая эмоциональная ёмкость художественного образа. Образ и символ. Романтизм Лермонтова. Анализ одного из стихотворений (по плану).

· Творческий практикум. Сочинение-размышление по стихотворению «Роль символов в творчестве Лермонтова»

· М.Ю.Лермонтов «Родина» («Люблю отчизну я, но странною любовью!..»). Анализ стихотворения письменно по плану. Стихотворение выучить наизусть.

· Прочитать роман «Герой нашего времени»

· Составить цитатную характеристику Печорина

· Сравнительная характеристика Печорина и Онегина

 

 

Сложноподчинённое предложение (СПП)







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.