|
Сложноподчинённое предложение (СПП)Стр 1 из 2Следующая ⇒ Сложноподчинённое предложение (СПП) ТЕСТ 1. Понятие о сложноподчинённом предложении
ЗАДАНИЕ 1 Укажите СПП, подчеркните их грамматические основы, выделите главные и придаточные части: 1) Пьер хорошо знал эту большую, разделённую колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. (Л.Т.) 2) Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. (А.П.) 3) Ели мы, маляры, очень много и спали крепко, и только почему-то по ночам сильно билось сердце. (А.Ч.)
ЗАДАНИЕ 2 Укажите правильные варианты характеристики предложения расстановки знаков препинания: Я взглянул на часы (1) сказал (2) что разболелась голова (3) ушёл (4) оставив доктора допивать вино. (А.Г.) А – сложносочинённое предложение, состоящее из 2 частей Б – сложноподчинённое предложение, состоящее из 2 частей В – первая часть осложнена однородными сказуемыми Г – 1 – запятая между однородными членами Д – 3 – запятая между частями сложносочинённого предо. Е – 2, 3 – выделение придаточной части Ж – 4 – обособление определения, выраженного прич. об. ТЕСТ 2. Союзы и союзные слова в СПП ЗАДАНИЕ 1 Укажите сложноподчинённые предложения с союзными словами: 1) Гувернантка беспокойно оглядывалась, как бы приготавливаясь к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей. (Л.Т.) 2) Однако братец ваш мне друг и говорил, что вами выгод тьму по службе получил. (А.Гр.) 3) Вот парк с пустынными окошками, где сонных трав печальна зыбь, где поздно вечером с лягушками перекликаться любит выпь. (Н.Гум.) 4) Я жил у одного старого урядника, которого любил за добрый нрав, а особенно за хорошенькую дочку Настю. (М.Л.) 5) Николай Иванович Миллер тотчас же послал тревожную записку своему батальонному командиру подполковнику Свиньину в которой просил его как можно скорее приехать в дворцовую караульню и всеми мерами пособить совершившейся страшной беде. (Н.Л.)
ЗАДАНИЕ 2 Расставьте знаки препинания, обведите союзы, подчеркните союзные слова как члены предложения: 1) Лиза вышла из лесу перебралась через поле прокралась в сад и опрометью побежала в ферму где Настя ожидала её. (А.П.) 2) Оставаться на даче одному когда опустел парк и роща когда закрылись ставни окон Ольги казалось ему решительно невозможно. (И.Г.)
ТЕСТ 3. СПП с придаточным определительным
ЗАДАНИЕ 1 Укажите СПП с определительными придаточными: 1) А он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которого начиналась его самостоятельная жизнь. (И.Г.) 2) Лыжин стоял и думал о том, что вот он, Лыжин, уедет рано или поздно опять в Москву... (А.Ч.) 3) Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать, и там проститься с нею в последний раз. (А.П.)
ЗАДАНИЕ 2 Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания: Совершенная праздность (1) эти поцелуи среди белого дня (2) с оглядкой и страхом (3) как бы кто не увидел (4) жара (5) запах моря (6) и постоянное мелькание перед глазами праздных (7) нарядных (8) сытых людей (9) точно переродили его. (А.Ч.) А – СПП, состоит из 3 частей Б – СПП, состоит из 2 частей В – в состав СПП входит определительное придаточное
Г – придаточная часть присоединяется союзным словом как бы Д – первая часть осложнена обособленным несогласованным определением Е – 1, 5, 7, 8 – запятые между однородными членами Ж – 3, 4 – выделение придаточной части, ставятся запятые 3 – 6 – запятая не ставится, т. к. однородные члены соединены одиночным союзом И И – 9 – выделение сравнительного оборота, ставится запятая
ТЕСТ 4. СПП с придаточным изъяснительным
ЗАДАНИЕ 1 Укажите СПП с изъяснительными придаточными: 1) Ничего в спокойной наружности его не говорило о том напряжении чувств, гул которого, подобно гулу огромного колокола, бьющего над головой, мчался во всём его существе оглушительным нервным стоном. (А.Г.) 2) Но с этого времени она только и думала о том, как увидеть своего племянника женатым и понянчить маленьких внучков. (Н.Г.) 3) Не верь мне, друг, когда в избытке горя я говорю, что разлюбил тебя. (А.Т.) 4) Раздумывая, я был теперь крайне недоволен собой за то, что оборвал разговор с гостиницей. (А.Г.) 5) Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры... (А.Ч.)
ЗАДАНИЕ 2
Укажите ложные высказывания: А – изъяснительные придаточные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства, состояния Б – без изъяснительного придаточного главная часть теряет смысл В – изъяснительное придаточное не может присоединяться с помощью союзных слов Г – изъяснительное придаточное относится только к глаголам
ТЕСТ 5. СПП с придаточными времени и места
ЗАДАНИЕ 1 Расставьте недостающие знаки, обозначьте придаточные и их тип: 1) За всё время пока он живёт в Дялиже любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. (АЛ.) 2) Я находился в том состоянии чувств и души когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. (А.П.) 3) Вслед за ним сын его приехал верхом и вместе с ним вошёл в столовую где стол был уже накрыт. (А.П.)
ЗАДАНИЕ 2 Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания: Поутру (1) когда чуть дымилось озеро (2) трёхмачтовый корабль (3) будто (4) висел в воздухе (5) как на дивных голландских картинах (6) что подарил Борис Голицын. (А.Т.) А – СПП, состоит из 3 частей Б – СПП, состоит из 2 частей В – 1-ая часть – главная – разрывается придаточным Г – последняя часть присоединяется союзным словом Д – вторая часть – придаточное времени Е – последняя часть – придаточное изъяснительное Ж – 1, 2 – выделение придаточной части 3 – 3, 4 – выделение вводного слова И – 5, 6 – выделение придаточной части К – 5 – запятая перед союзом КАК при обособлении сравнительного оборота Л – 6 – отделение придаточной части ТЕСТ 6. СПП с придаточными причины, цели, следствия
ЗАДАНИЕ 1 Выделите придаточные части, укажите их тип: 1) Бабка поставила Сашу около своего огорода и приказала ей стеречь, чтобы не зашли гуси. (А.Ч.) 2) Старик закашлялся и засуетился, чтобы дать внучке гостинца, но ничего не нашёл и только махнул рукой. (А.Ч.) 3) Чтобы идти в Дубечню, я встал рано утром, с восходом солнца. (А.Ч.)
4) В гимназии у меня было непобедимое отвращение к греческому языку, так что меня должны были взять из четвёртого класса. (А.Ч.) 5) Чтобы утешить бедного Савельича, я дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одной копейкою. (А.П.) 6) Сему последнему примеру последовали и прочие, так что Ибрагим получил приглашений по крайней мере на целый месяц. (А.П.)
ЗАДАНИЕ 2 Укажите места постановки запятых: 1) Они (1) чтоб дать мне время оправиться (2) и привыкнуть к новому знакомству (3) стали говорить между собою (4) обходясь со мною (5) как с добрым соседом (6) и без церемоний. (А.П.) ______________________________ 2) Я вздохнул ещё глубже (1) и поскорее поспешил проститься (2) потому (3) что я ехал (4) по весьма важному делу (5) и сел в кибитку. (Н.Г.) ______________________________
ТЕСТ 16. СПП: обобщение
ЗАДАНИЕ 1 Вставьте пропущенные буквы. Исправьте пунктуационную ошибку, обоснуйте своё решение. Когда солнце скрылось за мельниц.., и в раскрытые окна пове..ло прохладой, Лефорт подал руку восьм..пудовой мельн..лихе, фрау Шимельпфенинг, и пош..л с нею в мену..те. (А.Т.)
ЗАДАНИЕ 2 Вставьте пропущенные буквы. Исправьте пунктуационную ошибку, обоснуйте своё решение. Быть может, оттого что, ставши рабочим, я уже вид..л нашу городскую жизнь только с её изнанк.., почти каждый день мне преходилось делать открытия, приводившие меня просто в отча..ние. (АЛ.)
ЗАДАНИЕ 3 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1) С тех пор, как вечный судия мне дал всеведение пророка, в очах людей читаю я страницы злобы и порока. (М.Л.) 2) Она была неохотницей до церемоний, и, когда у Ивана Никифоровича была лихорадка, она сама своими руками вытирала его с ног до головы скипидаром и уксусом. (Н.Г.)
Задания по литературе: Творчество М.Ю. Лермонтова Изучить следующие темы: · Биография Лермонтова · Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова · М.Ю.Лермонтов. «Смерть Поэта». Отрывок выучить наизусть Погиб поэт!- невольник чести - Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде... и убит! Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь... Он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. А вы, надменные потомкиИзвестной подлостью прославленных отцов,Пятою рабскою поправшие обломкиИгрою счастия обиженных родов!Вы, жадною толпой стоящие у трона,Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда - всё молчи!..Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата,И мысли, и дела он знает наперед.Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь,И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
· М.Ю.Лермонтов. «Парус», «Молитва». Особая эмоциональная ёмкость художественного образа. Образ и символ. Романтизм Лермонтова. Анализ одного из стихотворений (по плану). · Творческий практикум. Сочинение-размышление по стихотворению «Роль символов в творчестве Лермонтова» · М.Ю.Лермонтов «Родина» («Люблю отчизну я, но странною любовью!..»). Анализ стихотворения письменно по плану. Стихотворение выучить наизусть. · Прочитать роман «Герой нашего времени» · Составить цитатную характеристику Печорина · Сравнительная характеристика Печорина и Онегина
Сложноподчинённое предложение (СПП) Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|