Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблемно-аналитические жанры





Новостная журналистика

Когда говорят о журналистике информационной (новостной), то ее своеобразие видят прежде всего в оперативности сообщений о новых событиях. Журналист-информатор стремится первым донести до читателя те сведения, которые определяются как "новость прессы". Вспомним, что новость – это творчески преобразованные факты с расчетом на их восприятие аудиторией, то есть так соорганизованные, чтобы неожиданное, сенсационное сочеталось со значимым, помогающим в социальной ориентации.

Наряду с этим гносеологическим понятием существует и онтологическое понятие новости, где она определяется как нечто, что интересно большей части сообщества и что было неизвестно ей прежде. Здесь прежде всего важны ощутимая своевременность происшествий или высказанных мнений, их явная близость аудитории, драматизм, выход на общечеловеческую тематику и экстраординарность. Это, в конечном итоге, и служит для журналиста принципом отбора новостей. Поэтому он обязан заранее планировать или хотя бы предвидеть результаты своей деятельности по отбору «новости для прессы».

Чтобы можно было верно судить о событии, журналист стремится ответить на шесть главных вопросов: что именно произошло, кто, где, когда, как и по какой причине совершил действие или оказался в плену обстоятельств. Эти традиционные вопросы сформулировал еще в I веке римский оратор Марк Фабий Квинтилиан. И до сих пор журналисты всего мира пользуются этой простой, но очень емкой информационной формулой.

Целью обращения к аудитории с новостными материалами могут быть: оповещение о произошедшем или готовящемся факте, событии, явлении, ориентирование в социальной и политической обстановке, включение читателя в активную жизнь общества, побуждение его к коррекции своих мыслей и поступков.

В отечественной науке выделяются следующие основные виды новостей: событие, происшествие, мероприятие, итоги деятельности, планирование. Западные исследователи предлагают иную дифференциацию. Они выделяют семь категорий: новость, несущая определенное значение-смысл – социальный, экономический, политический, человеческий; новость-«драма»; новость-«сюрприз»; новость о личности; скандальная новость, в том числе и криминальная; новость о масштабном событии; близость события к потребителю новости.

Основное место в системе публицистических жанров западными теоретиками журналистики нынче отводится сообщениям информационного характера, а сама система массовой информации понимается прежде всего как средство распространения новостей, а не идей. Комментарий, а уж тем более полемика и публицистика для современной системы средств массовой коммуникации в странах, где пресса складывалась как источник коммерческой информации остаются незатребованными. Так происходило в Голландии, Великобритании, США, Канаде, Австралии...

В других же странах, где победе капитализма предшествовала длительная политическая борьба, журналистика превращалась в поле литературно-политической полемики. Поэтому Италия, Испания, Германия, Франция, Россия и ряд других восточно-европейских стран считают приоритетными в развитии интеллектуальные издания, опирающиеся на аналитическую журналистику.

Так сложились два направления в перспективном развитии средств массовой коммуникации. Ярко выраженное сегодня стремление к американизации прессы сказывается прежде всего на развитии новостной журналистики. "Новость прессы" – особый литературный продукт, который пользуется огромным спросом в постиндустриальном обществе, где информация становится главным товаром. Если в индустриальном обществе завершающегося века основными ценностями были труд и капитал, то в информационном обществе начинающегося века ими становятся информация и знания. Кстати, теоретики информационного общества утверждают, что уже не частная или общественная собственность будет определять структуру общества, – новые классы сформируются, по их мнению, на основе знания и определенного уровня образования.

Информационная функция средств массовой коммуникации включает в себя четыре обязательных компонента: во-первых, нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом, во-вторых, удовлетворение общих интересов и любознательности, в-третьих, информационное обеспечение инновационных процессов, обучение и самообразование и, в-четвертых, поиск советов, необходимой информации для принятия решений.

Доступность и разнообразие информации, получаемой по современным каналам массовой коммуникации, приводят, с одной стороны, к значительной однородности культурно-информационного пространства, а с другой – к огромному разнообразию этой информации, из которой человек может выбирать то, что отвечает его ориентациям. Если общество будущего действительно таково, то роль журналиста в нем будет сведена к простому ретранслятору фактов: передача информации без каких-либо комментариев.

Но с другой стороны, журналист рисует перед своей аудиторией определенную картину мира, отбирая и выстраивая в определенной последовательности факты. В этом смысле новостная журналистика несет в себе и воспитательную функцию, ориентируя человека не только в выборе духовных ценностей, но и формируя в его сознании смысл жизни. Причем человеку, жизнь которого связана с однообразной работой, подчинением бюрократии, социальной изоляцией и низким уровнем солидарности средства массовой коммуникации предлагают картины мира, далеко не во всем согласующиеся с его реальным жизненным миром. И это, как ни парадоксально, помогает ему расслабиться и отвлечься от своих каждодневных проблем.

Строгий анализ происходящих в мире событий позволяет правильно и своевременно отобрать из множества фактов те, которые становятся "новостью прессы". Среди главных требований, предъявляемых к этому виду товара, – оперативность, краткость, компактность и точность. Западные исследователи выделяют больший ряд факторов, определяющих факт как новость: частота повторяемости, масштабность, ясность смысла, адаптированность (), согласованность с ожиданиями аудитории, сенсационность, динамизм (непрерывное развитие некогда начавшегося события), комбинированность (сочетание серьезности и развлекательности), причастность к событиям ведущих государств мира, отражение жизни «звезд» политики или культуры, персонификация (жизнь личности или тех, кто персонифицирует определенное социальное или политическое явление), ожидаемая негативность последствий события, – только так журналист может заинтересовать своим сообщением аудиторию. Первые шесть из названных факторов считаются наиболее важными в современной новостной журналистике.

Распространение электронных средств вновь приводит мир к состоянию племенного общества – "общества уха", – где доминирующим средством передачи информации была речь.

Основными жанровыми моделями новостной журналистики сегодня считаются заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, репортаж, некролог. Каждая из этих моделей, отвечая основным жанрообразующим признакам новостной журналистики, имеет специфические черты, заключающиеся в умении представлять новость через обмен репликами, показывать наглядные особенности происшедшего, воссоздавать события или прояснять ситуацию.

 

Художественная публицистика

Полнота создаваемых образов, яркость конкретных деталей сюжета и композиции, психологизм часто демонстрируют стремление автора к худо­жественной типизации. «Фоновые» функции развернутых деталей, выра­зительных черт характера, сюжетно-бытовых живописных сцен вырастают до самостоятельных единиц отражения действительности, сочетаясь со стремле­ни­ем автора использовать образное мышление и образно-экспрессивную лексику. Эти признаки позволяют исследователям вычленить группу худо­жественно-публицистических жанров, в которых образы проявляют не просто индивидуальные особенности человека, а черты, характерные для наших современников в целом. Художественная публицистика как бы стоит на стыке собственно художественной литературы и научной, социально-политической прозы.

Поскольку художественный метод отражения действительности заклю­чается в безграничном применении авторской фантазии, вымысла, которые дают необходимую для творца свободу создания художественного образа и выявления через него правды жизни в целом, то в журналистике используют­ся лишь некоторые его элементы, связанные, прежде всего, типизацией образа, образно-экспрессивной лексикой, применением услов­ностей при реконструкции событий. Публицистика ограничивает создаваемый образ прав­дой факта, заменяя вымысел домыслом, содержащим в себе авторские допущения, смоделированные на основе реальных фактов.

Принято вычленять три жанровые подгруппы художественной публи­цистики: очерковая публицистика, сатирическая публицистика, философская публицистика. Они различаются, прежде всего, по способу отображения действительности. Сущность очерковой журналистики во многом предопре­делена синтезом репортажного, наглядно-образного, и исследовательского, аналитического, начал. Доминирование одного из них, в свою очередь, предопределяет преимущественно-художественную или преимущественно-теоретическую концепцию отображения предмета. Сатирическая публицис­тика нацелена на осмеяние определенных человеческих пороков. Характер публицистического осмеяния действительности создает определенные жанро­вые подвиды сатирической публицистики: добродушный смех – порождает юмор, а смех обличительный – сатиру. И, наконец, философская публицис­тика являет собой попытку актуализации общественно значимого социально-политического или культурного феномена как повода для отражения в журналистике его содержательных характеристик, важных для осознания момента, и личностно-персонифицированных раздумий о закономерности его развития.

Одним из предметов отражения художественной публицистики стано­вится человеческая индивидуальность. Через призму человеческой индивиду­аль­ности, возведенной до образно-символьного прочтения, публицист может рассмотреть любое проявление действительности, ситуативно выражающееся в актуальной проблеме. Типизируя личность, создавая образно-символьное прочтение реальных фактов, событий, явлений, художественная публицис­тика выходит на новый уровень авторского обобщения действительности. Документализация художественной литературы пока еще стала предме­том специального изучения теоретиков журналистики. И все же это совсем не новое в отечественной публицистике явление не раз уже ста­новилось предметом споров в литературоведческих трудах. Безусловно, эта группа публицистических жанров сродни жанрам биографичес­кой прозы, основанных, также как и литературно-художественные, на монтаже документов личного происхождения и глубоко личностной их интерпретации.

Предметом анализа публициста становится внутренний мир, система ценностей, привычек, установок человека, его мировоззрение и восприятие окружающей действительности. Через глубоко личностные ощущения, через внутренний мир журналист пытается показать напряженность ситуации, сложившейся во внешнем мире. Автор исследует пристрастия человека, необычные возможности личности, высокие профессиональные качества героя, его физиологические особенности, примеры служения нравственным ценностям, преданности идеалам или человеческие пороки.

Ни в коем случае журналисту не следует выдвигать на первый план одно лишь желание представить героя перед аудиторией во всей наготе своего внутреннего мира, – главная его цель в том, чтобы заявить о своей нравственной позиции, о своем понимании добра и зла через оценку личности героя.

Как созидающая личность журналист противится абсолютной иден­ти­фикации индивида с обществом, поддерживает его эмоциональный отказ «следовать вместе со всеми» и желание развивать собственные творческие потенции. Ибо реальная основа понятия «внутренней свободы» как раз и обозначает личное пространство, в котором человек имеет возможность оставаться самим собой. В индустриальную эпоху технологическая реальность вторгается в это личное пространство и сводит его на «нет». С помощью аналитической журналистики читатель получает возможность попытаться разобраться в происходящем, в процессах внутреннего и внешнего мира, что помогает ему снять эмоциональное напряжение, избежать стрессов, вызванных непомерной нагрузкой на нервную систему.

Все это журналист иллюстрирует примерами из жизни героя, приот­крывая занавес над интимнейшими ее сторонами. Понятно, что искренность и фактическая достоверность такого материала могут быть определены только ее автором. Только он имеет право окончательно решить вопрос о разумной достаточности материала, в данном случае – о воплощении смысла событий в цельном образе внутреннего мира, души героя.

В конечном итоге перед читателем предстает теоретизированная фан­тазия, отличительными признаками которой становятся относительная не­досказанность, фрагментарность, принцип монтажа, стилевой синкретизм. Система доказательств, если таковая присутствует, конструируется из цитат, чье авторство определено поколенческой, мировоззренческой при­надлеж­ностью героя, а весь внешний мир рассматривается исключительно через призму его внутренних переживаний.

Основными жанровыми моделями художественной публицистики, отражающей человеческую индивидуальность, справедливо полагаются очерк (портретный, путевой или проблемный), публицистический рассказ, житейская история, легенда, исповедь.

Часто предметом отражения художественной публицистики становятся нелепости жизни, находящие воплощение в комическом отображении действительности. В основе комического лежит противоречие между новым и старым, нарождающимся и отмирающим. Комическая ситуация вовсе не исключает резкого осуждения тех явлений, которые вызывают смех, выявляя несоответствие между тем, чем должна быть жизнь по мнению публициста, и ее случайной, нелепой или недостойной формой проявления. Вопрос о комическом в числе других вопросов эстетики еще в древности привлек к себе внимание философов. Так еще в IV веке до нашей эры Аристотель указывал на внутреннюю несообразность как причину комического характера явлений и определял комедию как воспроизведение худших людей. В сатирической публицистике наблюдаются все оттенки и разновидности комического: юмор, ирония, сарказм, сатира.

Юмор – наиболее жизнеутверждающая и сложная по оттенкам форма комического. В нем серьезное высказывается с усмешкой, в незначительном и даже ничтожном всегда просматривается важное и глубокое. Юмористи­чес­кий смех лишь подчеркивает несовершенство отражаемого жизненного явления.

Ирония – более резкая, чем юмор, отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние в иносказательной форме – придает художествен­но-публицистическому изображению особую окраску, своеобразно раскрывая неудовлетворенность автора окружающим миром. Это – художественный принцип, из которого исходит публицист, стремящийся с особой остротой подчеркнуть всю серьезность, порой даже трагичность положений и ситуаций.

Сарказм – еще более едкая, язвительная, обличающая, горькая насмешка. В отличие от иронии, сарказм использует прямую форму насмешки, внешне соответствующую ее сути: если сущность иронии в иносказании, в тонком намеке, то в сарказме главное – крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в гневное негодование.

Сатира – наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира и человеческие пороки вид комического. Она не оставляет надежды на исправление критикуемых жизненных явлений. Отличительные признаки сатиры – подчеркнутая тенденциозность, сознательное заострение жизненных проблем, смелое нарушение пропорций в изображаемых явлениях. Поэтому сатирический образ всегда условен, герой для автора – прежде всего носитель опасного общественного зла.

Основные модели сатирических жанров художественной публицистики, использующих эти приемы комического отражения действительности – фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, эпитафия, анекдот, шутка, афоризм, публицистическая сказка, сатирический комментарий.

Целями обращения к аудитории с юмористическими и сатирическими произведениями могут служить поддержание жизненного тонуса, обогащение эмоциональных реакций, психологический тренинг, побуждение к искорене­нию зла и активизация влияния на социальные процессы.

Стремление человека к истине, создание абстракций высших уровней и объединение их в различные концептуальные схемы находит свое вопло­щение в художественно-публицистическом творчестве. Понимание, как длительный и сложный процесс, включающий в себя интерпретацию, реинтерпретацию, конвергенцию, дивергенцию, конверсию и ряд других операций, формирует предмет отражения философской публицистики – личностно-персонифицированные раздумья о закономерности развития общества.

Содержанием этой жанровой подгруппы становятся размышления о смысле бытия, о развитии общества, о жизни и смерти, о познании истины, о добре и зле, обсуждающиеся в рамках особой духовной деятельности, которую со времен античности принято называть философией, и выража­ющие глубоко личное индивидуальное знание о бытии, отличающееся крити­ческо-творческим отношением к миру и прежней системе взглядов на мир.

Будучи аналитической по сути, философская публицистика не ставит перед собой цель проанализировать актуальную проблему, требующую неотложного решения. Ее интересы сосредоточены на глобальных пробле­мах общественного бытия, которые не могут быть решены одномоментно. Ведущей здесь стала разработка бытия триады "человек, человечество, человечность" – поистине глобальная проблема настоящего и будущего.

И рассматривается она, прежде всего, через нравственные категории, моральный уровень современного общества. Поэтому к этой жанровой под­груп­пе чаще всего обращаются философы, культурологи, искусствоведы, историки, – одним словом, специалисты в области общественных наук.

Глубина проникновения в материал и широта освещения действи­тельности целиком зависят от способности публициста воспринимать духовные ценности общества, от уровня его научного мировоззрения, вклю­чаю­щего в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естествен­ной и искусственной средой обитания.

Публицист афиширует свой субъективизм, стремление постигнуть гло­баль­ность происходящего, показать социально-психологический срез общест­ва. И в этой всеохватности ядром, своеобразной линзой преломления фактов становится сам автор материала. Никакие силы не могут заставить читателя продолжить чтение, как только он поймет, что его собственный интеллект превышает интеллект публициста.

Восприятие духовных ценностей носит творческий характер. Каждый по-своему осмысливает, интерпретирует воссозданные автором образы и чувства. Любой человек переживает духовные ценности через призму собственного опыта, но это всегда творческая работа души и ума человека. Философская публицистика становится особым видом деятельности двух взаимосвязанных творческих личностей – автора и читателя.

Уровень образования и общей культуры каждой из этих двух личностей непосредственно влияет на возникновение специфического диалога, одновре­мен­ного духовного потребления и духовного творчества.

Цели обращения к аудитории с философско-просветительскими текстами многообразны. Здесь и прояснение существа явления, и расширение поля социальной активности читателя, и побуждение к воссозданию ассоциатив­ного ряда и сопоставлению интерпретаций, и интеллектуальное, эмоциональ­ное, нравственное обогащение. Исследователи выделяют среди основных жанровых моделей философской публицистики философско-публицисти­ческую сказку, публицистический рассказ, проповедь и эссе.

В последнее время усиливается тенденция к смешению, к взаимопроник­но­вению жанров.

 

ПРИМЕРЫ ЖАНРОВ

Заметка

Интернет

 

Маргарита Стюарт

Покажите мне единорога!

 

В ЮАР более 9000 частных заповедников-ферм, в которых можно и охотиться, и просто наблюдать за животными и дикой природой. Здесь обитают 29 разных видов антилоп, а также все представители так называемой «большой пятерки» – слон, африканский буйвол, носорог, лев и леопард. Но как приблизиться ко льву и не быть съеденным? Почему опасно фотографироваться с бегемотом? Об этом корреспонденту «АиФ. Европа» рассказал Брюс ЛИТТЛ, владелец одного из южноафриканских частных заповедников.

 

Не говорите льву «кис-кис»

Охота и туризм в Африке – дело, конечно, не из самых безопасных, но риска здесь все же не больше, чем находиться в качестве пешехода на дорогах Стамбула или автоводителя в Лондоне. Для охотника важно знать повадки того животного, на которого он собирается охотиться. Например, буйвол будет убегать от вас по кругу. А так как бегает он все равно быстрее, то в один не самый прекрасный момент может оказаться прямо у вас за спиной. Вы себе не представляете, сколько вполне опытных охотников пострадало из-за элементарного незнания психологии животных. Для туристов существуют свои рекомендации. С одной стороны, животные, конечно, уже привыкли к виду машин с людьми и не воспринимают их как прямую угрозу, но ручными они от этого не стали и общаться не горят желанием. К сожалению, далеко не все это понимают. Не надо «кис-кискать» льву или пытаться пожать лапу бабуину. Это к хорошему не приведет.

Кстати, львы не самые опасные животные в саванне. Есть определенные приемы, позволяющие приблизиться к ним и наблюдать, не подвергая себя опасности. Самое главное – соблюдать дистанцию и не вторгаться на его территорию.

Слонов лучше всего наблюдать вблизи водопоя. Выбрать дерево потолще, погуще и повыше, залезть на него – и можно любоваться на слонов в свое удовольствие. Но важно помнить, что у слонов превосходное обоняние, и лучше, чтобы они вас не учуяли. А вот чтобы приблизиться к жирафам, придется лечь на землю и катиться к ним, как сосиска. Таким способом можно подобраться почти к самым их ногам. С четырехметровой высоты вы будете казаться настолько маленьким, что жирафу даже связываться с вами не захочется. Но, несмотря на свою репутацию мирных животных, жирафы вовсе не так уж безобидны. Если разозлить, лягнет так, что мало не покажется. Ударом копыта жираф может и льва в нокаут отправить. Кстати, только те львы отваживаются охотиться на жирафов, которые на этом, так сказать, специализируются.

 

Осторожно – злой бегемот!

Очень опасным животным считается гиппопотам. На его совести самое большое количество трагических случаев в Африке. Люди непосвященные даже представить себе не могут, насколько этот толстяк может быть проворным. Поэтому приближаются к нему безо всяких предосторожностей – ну, лежит там что-то колодой… Подходят почти вплотную и начинают фотографировать. Нельзя этого делать! Также нельзя становиться между бегемотом и водой и бегемотом и его семейством. Единственное спасение от прущего на вас гиппопотама – прятаться в густых кустах, туда он не полезет.

А вот кому совсем нельзя доверять – это крокодилу. Это, наверное, единственное животное на земле, которое не поддается ни приручению, ни вообще каким-либо нежным чувствам. Крокодил весь окружающий мир воспринимает как потенциальную еду. Его желудок способен переварить даже железо. Кроме того, если любой другой хищник нападает только тогда, когда голоден, то крокодил атакует вне зависимости от полноты желудка. Они вообще сразу ничего не едят, а оставляют добычу под водой, пока она не дойдет до нужной кондиции. Так что уложить подвернувшуюся жертву «про запас» для крокодила – это святое.

Кстати, у леопарда почти такая же способность выживать, как и у крокодила. Он может есть все что угодно – от муравьев до полусгнившего мяса и овощей. Это потрясающее животное. Я видел своими глазами, как самец затаскивал на дерево молодого жирафа. А жираф уже при рождении весит больше ста килограмм.

Как-то я подвез группу туристов к львиному прайду как раз в то время, когда самец оделял своей любовью львиц. Я счел, что они больше увлечены друг другом и на людей вряд ли обратят внимание. Но ошибся. Льву вскоре наскучили ласки его жен, и он, желая показать, что на сегодня сеанс любви закончен, отошел от них и улегся в тени нашей машины, привалившись к правому заднему колесу. Полтора часа я со своими позеленевшими от страха туристами сидел, боясь шелохнуться, пока лев не ушел восвояси.

 

Африканская галантность

Бывает немало забавных случаев, связанных с различиями в африканской и европейской культурах. Например, в Африке спрашивать женщину о возрасте считается очень даже приличным, а уж сказать, что женщина выглядит старше своих лет, – это верх воспитанности. Когда я вожу группы туристов, часто со мной отправляется ассистент – местный житель. Я не раз ему объяснял, что не надо интересоваться возрастом туристок и уж тем более делать им на этот счет комплименты. Как-то среди туристов были отец с дочерью. Девушка была очень хорошенькой, и мой помощник не выдержал. Сначала чернокожий кавалер поинтересовался, чем занимается ее муж, а когда услышал в ответ, что это отец, не преминул радостно отметить, что она, дескать, выглядит старше своего папы. Мне потом еще долго пришлось уверять бедную девочку, что ей всего лишь сделали комплимент.

Пожелания туристов, надо сказать, тоже не раз ставили меня в тупик. Если самая частая просьба – показать «большую пятерку», то самая странная и при этом далеко не самая редкая – это показать… ЕДИНОРОГА!

 

Помощники и вредители

Я люблю природу и диких животных, вырос среди них и рассматриваю легальную охоту исключительно как средство для поддержания природного баланса. Ну что толку, если в той или иной провинции разведется слишком много, например, слонов? Они просто уничтожат все вокруг и нанесут вред другим обитателям саванны. А вот браконьерство, которое в Африке цветет пышным цветом, – это дело другое. Я верю, что правительство делает что может, но ни средств, ни людей для этого не хватает. Уж очень обширные и специфические здесь территории. Но тех, кого поймали на браконьерстве, ждут нешуточные штрафы, вплоть до заключения под стражу. Если человек без наличия соответствующей лицензии охотился на носорога, находящегося под охраной государства, то несколько лет за решеткой обеспечены. Но не только браконьеры наносят ущерб. Посмотрите, что, сделали промышленники с озером Виктория! Я считаю что, если деятельность человека нанесла вред дикой природе, к ней и относиться надо как к вредительской. И таких бизнесменов надо заставлять самих восстанавливать баланс природы за их же счет, а не выделять средства из государственной казны.

Туристы, приезжая в Африку, прежде всего хотят красивой экзотической сказки, которую мы им и показываем. То, что они видят, весьма далеко от нашей реальной жизни здесь. Мало кто из туристов готов хоть на несколько дней поменяться местами с жителем африканской саванны или даже города. По большому счету, европейцы до сих пор воспринимают Африку как колонию, даже если и бывшую.

Сейчас очень модно устраивать всяческие акции «в помощь Африке». То, что Африканскому континенту поддержка очень нужна, – это бесспорно. Проблема только в том, что очень часто материальная помощь из Европы или Америки не доходит до тех, кто в ней действительно нуждается. Поэтому правы те организации и компании, которые очень пристально отслеживают, куда и на что были потрачены их средства. Самая прямая польза – от посещения африканских деревень врачами и учителями. Эти люди действительно самоотверженно трудятся в непривычных для них условиях. Поп– и кинозвезды тоже немало делают для нашего континента. Хотя порой бывает обидно, когда некоторые из них не столько помогают, сколько поднимают вокруг этого шум, делая себе рекламу. Настоящее сострадание и помощь никогда громкими не бывают.

Литературная Газета

Ульяна Махкамова

Канонизированный флотоводец

Аналитические жанры

 

Владимир Шемшученко

 

Высокие цены на нефть

 

Что происходит сейчас в далекой от нас Южной Америке? На этот и другие вопросы в интервью Ирине Шегловой отвечает политолог Владимир Филин.

 

В Боливии, Аргентине, Венесуэле, Эквадоре, Перу к власти приходят деятели, проводящие социалистическую политику в распределении собственности, финансов и социальных благ. Бразилию, например, сейчас возглавляет президент, названный в СМИ президентом социалистической ориентации – Луиш Лулу. В Венесуэле при Уго Чавесе жизнь людей улучшилась. В то же время Венесуэла и Боливия остаются странами с очень большой долей частной собственности. В Венесуэле уровень жизни богатых граждан выше, чем в Лондоне или Париже. Притом, что Чавес не инициирует никаких преследований людей по признаку наличия у них собственности. Можно ли сделать вывод, что в настоящее время на американском континенте идет процесс формирования государств, где проводится смешанная экономическая политика, политика с элементами социализма по китайскому варианту?

– Занимаясь бизнесом в Южной Америке, я достаточно хорошо знаю ситуация в Бразилии и Колумбии, несколько хуже – в Боливии и Венесуэле. В других странах я тоже иногда бываю. На мой взгляд, страны Южной Америки нуждаются в дифференцированной оценке. Я разделил бы их на две группы. Первая – это Аргентина, Чили, Уругвай, отчасти Бразилия. Вторая группа – Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу и Боливия и, может быть, Парагвай.

Страны первой группы во многих отношениях напоминают Южную Европу 15-20-летней давности. Не только чисто внешне, но и по действующей экономической и политической динамике. В этих странах левые и левоцентристские силы, находящиеся у власти, весьма мало отличаются от испанских, португальских, французских или греческих социалистов, или, например, от Романо Проди. В том смысле, что с их приходом никаких социальных революций не произошло, резких поворотов во внешней политике тоже не происходит.

Взять Бразилию. С одной стороны, в этой стране, особенно на востоке и северо-востоке, страшная нищета, очень высокий уровень преступности и коррупции. Иллюстрацией этих проблем стал недавний криминальный мятеж в Сан-Паулу, который я мог наблюдать своими собственными глазами.

Но, с другой стороны, Бразилия, в первую очередь ее юг, юго-восток и Амазония, – это очень динамично развивающаяся страна. При этом динамика базируется не на экспорте природных ресурсов, как у нас или в соседних странах, а на инвестициях и внедрении передовых технологий в обрабатывающую промышленность и сельское хозяйство.

Так, буквально за несколько лет южные штаты Бразилии заняли лидирующие позиции в мире по производству и экспорту мяса птицы, свинины и говядины. Или, например, многого стоит решение энергетических проблем за счет производства этанола из сахарного тростника. Более того, в Бразилии успешно развивают ядерную энергетику, биотехнологии, авиационную и космическую отрасли. Причем эта страна охотно импортирует и адаптирует высокие технологии из-за рубежа, включая бывший СССР.

Экономический подъем Бразилии в значительной степени обусловлен политической стабильностью и предсказуемостью. Действительно, президент Лулу считается левым. Однако в октябре предстоят выборы и, возможно, новым главой государство станет нынешний мэр Рио-де-Жанейро – правоцентрист. Однако на деловой климат это вряд ли сколько-нибудь серьезно повлияет. Не повлияет это и на внешнюю политику Бразилии, кстати, вполне самостоятельную, но не конфронтационную в отношении США.

Венесуэла – это совсем другой случай. Высокие мировые цены на нефть позволяют президенту Уго Чавесу финансировать социальные программы, образование, здравоохранение, позволяют вести активную внешнюю политику. Но что станет со страной, когда времена дорогой нефти закончатся? Здесь я, честно говоря, пессимист. Ведь кроме нефтянки в Венесуэле практически ничего больше всерьез не развивается.

Боливия имеет большие запасы нефти, олова, золота, серебра, т.е. страна очень богатая. До сих пор здесь хозяйничали многонациональные и транснациональные корпорации. При этом 18% доходов шло Боливии, а 82% прибыли уходило этим корпорациям. Сейчас Президент Боливии Эво Моралес подписал декрет о национализации боливийской нефти и газа. Однако известно, что за последние 30-40 лет это уже третья попытка национализации. Все они, в конце концов, сменяются периодом приватизации публичной собственности. Значит ли это, что и в данном случае речь идет об очередном переделе латиноамериканских энергетических ресурсов и иной собственности между отдельными течениями «золотого миллиарда»?

Видимо, да. Я глубоко уважаю президента Боливии, лично знаю многих в нынешнем руководстве этой страны. Это заслуженные, достойные люди. Но они не могут не считаться с реальностью. А реальность такова, что страна живет за счет экспорта газа в Бразилию и Аргентину, других полезных ископаемых на внешний рынок, а также кокаина. Поэтому смысл происходящего в Боливии следует искать не столько в декларируемых лозунгах, сколько в том, какие элитные группы будут контролировать финансовые потоки от экспорта.

В этой связи не могу не обратить внимание на то, что недавний декрет Эво Моралеса по газодобыче больше всего затронул компании из Бразилии, Аргентины и Западной Европы, а не из США. Нам в Сан-Паулу это обидно, но в то же время это весьма показательно.

Как Вы объясните сравнительно спокойную реакцию США на то, что происходит у них под боком? Теперь кроме Кубы они получили кольцо стран с недружественными режимами. Складывается впечатление, что США больше интересует контроль над территориями СССР, чем политический и экономический контроль над Латинской Америкой.

– А чем недружественные режимы могут реально угрожать интересам США? По кому больше всего ударили шаги руководства Боливии в газовой сфере, я только что сказал. Венесуэла, несмотря на жесткую критику администрации Буша и угрозы прекратить экспорт нефти, безукоризненно выполняет все свои договорные обязательства в этой области и является одним из крупнейших экспортеров «черного золота» в Соединенные Штаты. Кроме того, Уго Чавес ведь не всегда был врагом США. При демократической администрации Клинтона у него были весьма сносные отношения с Вашингтоном.

Или такой момент. На недавнем референдуме о доверии Чавесу группа международных наблюдателей не обнаружила нарушений. В отличие, кстати, от последних президентских выборов на Украине и Белоруссии. Между тем, возглавлял этих наблюдателей в Венесуэле никто иной, как бывший президент США, видный деятель Демократической партии Джимми Картер. С чего это вдруг такая объективность у американских демократов? И куда она в таком случае девается на просторах бывшего СССР?

Итак, у нас остается социалистическая (в отличие от Венесуэлы и Боливии) Куба, подвергнутая многолетней блокаде. Здесь, как мне кажется, американцы ждут ухода Фиделя Кастро в расчете на то, что его преемники рано или поздно изменят политический курс, наведут мосты с кубинской диаспорой в Майами, начнут своего рода «перестройку» с понятными нам перспективами.

 

Комментарий – Однако

Татьяна Ратькина

Свое особенное значение первые дни каждой осени имеют в







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.