Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И все мы вереницей идем за Синей птицей





Свое особенное значение первые дни каждой осени имеют в жизни, пожалуй, двух человеческих “общностей”: учащихся средней школы и театральных деятелей. Сборы трупп и открытия новых сезонов нередко совпадают с Днем знаний или непосредственно примыкают к нему. А значит, мы имеем сегодня все основания к тому, чтобы объединить тему школы с темой кулис и вернуться к разговору о детском театре и театре для детей, который уже поднимался на страницах нашей газеты в начале июня (ЛГ, № 23 – 24, 2003). Необходим ли сегодня специализированный детский театр или достаточно того, что театры для взрослых будут включать в свой репертуар постановки для детей? В чем особенность детских спектаклей? Должны ли они в первую очередь выполнять просветительскую, воспитательную функцию? Обо всем этом мы предложили подумать и поразмышлять известным деятелям нашей сцены, в результате чего получился своеобразный заочный “круглый стол”.

И еще одно примечательное вводное обстоятельство. В первых же фразах своего выступления патриарх российской режиссуры Борис Покровский вспомнил о Наталье Сац. А именно в день выхода этого номера газеты – 27 августа 2003 года – исполняется 100 лет со дня рождения этой уникальной женщины, одного из замечательных мастеров, стоявших у истоков создания отечественного детского театра как такового. Так что поводов к тому, чтобы этот разговор состоялся сегодня, хоть отбавляй…

Борис ПОКРОВСКИЙ, художественный руководитель и главный режиссер Камерного музыкального театра. Детский театр обязательно нужен! Такой, как театр Наталии Сац, – в его основе лежала очень мудрая идея.

Татьяна АУГШКАП, актриса Театра им. Маяковского. Ну, конечно, детские театры нужны, просто необходимы. Театры для детей – это так замечательно!

Борис МОРОЗОВ, главный режиссер Театра Российской армии. Разумеется, детские театры нужны – такие, как ТЮЗ, Музыкальный театр им. Н.И. Сац, Театр кукол им. С.В. Образцова.

Марк РОЗОВСКИЙ, художественный руководитель Театра “У Никитских ворот”. Необходимо и то, и другое. Специализированные детские театры существуют во всех цивилизованных странах мира, а у нас они стали исчезать. И это плодит дикарей в нашем обществе. Что касается театров для взрослых, то их, конечно, никто не может обязать включать в репертуар спектакли для детей. Но я думаю, что все серьезные художники на определенном этапе творческой деятельности обращаются к детской тематике, пытаются обогатить репертуар театров, в которых работают, за счет спектаклей для детей. И это прекрасно. Но детский спектакль всегда спектакль целенаправленный. В нем важно учитывать особенности детской психологии, детского восприятия. Это обязательно должны иметь в виду все, кто работает с детьми и для детей.

Валерий БЕЛЯКОВИЧ, художественный руководитель Театра на Юго-Западе. Я думаю, обычные театры должны взять на себя функцию специализированных детских театров. Особые драматические театры для детей, так называемые ТЮЗы, просто не нужны. Недаром Генриетта Яновская в своем театре отказалась от этой идеи. Детские театры, как правило, немного ущемленные. Постановки в них не отличаются высоким качеством, игра актеров порой недостаточно профессиональна. Театры для взрослых могут ставить детские спектакли на более высоком уровне.

Марк РОЗОВСКИЙ. В наше время “взрослые” театры зачастую включают в репертуар постановки для детей и для того, чтобы за счет них поправить свое материальное положение. Это хорошо, если детский спектакль получается удачным, качественным, интересным. Если же для “взрослого” театра детский спектакль чисто коммерческая затея, цель которой набрать побольше детей и родителей в зал и потом играть спустя рукава низкокачественный спектакль, то это просто ужасно. Ребенок любит в театре Театр. Ему хочется игры ума и фантазии, которая дышит правдой. Ребенок приемлет любой разгул формы, любую заумь и абсурд, если поверит в их естество. Ребенок жаждет действия, конфликта, трюков и эффектов – зрелища, одним словом. Он не терпит скуки! Он свободен и непосредственен в своем восприятии искусства.

Борис МОРОЗОВ. Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только еще лучше. Эта фраза, наверное, кажется сейчас банальной и избитой, но от этого она не становится менее верной и важной. Конечно, детский театр выполняет просветительскую, воспитательную функцию. Но ведь это функция любого театра. В спектаклях для детей на первый план выдвигается другое. Они прежде всего должны познакомить ребенка с театром, дать ощущение живой сопричастности театральному миру, научить любить его. Я часто говорю своим артистам, занятым в постановках для детей: у каждого из нас был первый поход в театр! Вспомните его, вспомните свои ощущения от знакомства с театром, задумайтесь над тем, как сильно повлиял первый увиденный вами спектакль на ваше отношение к театру, на вашу судьбу. От того, как театр войдет в душу маленького человека, зависит очень многое. Особенно сейчас, когда дети постоянно видят насилие и кровь по телевизору, когда они не отрываясь сидят за компьютером. В таких условиях каждый детский спектакль – это борьба за театрального зрителя.

Борис ПОКРОВСКИЙ. Каждый театр просто обязан ставить спектакли для детей. Я до сих пор помню, как в детстве родители водили меня в Большой, Малый театр, в Театр Станиславского, во МХАТ на удивительную “Синюю птицу”. Уже само присутствие в этих помещениях приносит радость, облагораживает и воспитывает. Детей ни в коем случае нельзя лишать этого.

Валерий БЕЛЯКОВИЧ. Никакой принципиальной разницы между детскими и взрослыми спектаклями нет. Конечно, то, что для детей нужно играть так же, как для взрослых, только немного лучше, общеизвестно. И функции детского спектакля ничем не отличаются от функций любой театральной постановки. Театр должен выполнять эстетическую, воспитательную функцию и т. д.

Татьяна АУГШКАП. Хотя бы один-два детских спектакля должны быть в каждом театре обязательно. Когда в Театре Маяковского ставили новый спектакль для детей “Тайна старого шкафа” (я была продюсером этого проекта), то задействованные в этой постановке люди стремились просто создать красивую семейную сказку. Сказку, от которой получат удовольствие и дети, и их родители. Нам хотелось, чтобы дети и родители сблизились, чтобы у них появились общие приятные впечатления, чтобы им было что вспомнить, обсудить. Думаю, это главное в детском спектакле. Что касается актеров, то им с детьми приятно работать. На детском спектакле они могут побаловаться, поимпровизировать в свое удовольствие.

Борис ПОКРОВСКИЙ. Детский театр должен быть особенным, своеобразным. И дело тут не только в репертуаре. Речь идет о воспитании целого поколения приличных людей, которые не грабят и не убивают друг друга. Моральный уровень нашей страны сейчас очень низок, и изменить это может только повышение уровня культуры. Нужно знать русские сказки, басни, произведения Гоголя, Пушкина, нужно знать историю нашей страны. Именно детский театр и должен знакомить маленького человека со всем этим, показывать ему сокровища культуры. И не просто показывать. Театр должен заразить детей удовольствием от восприятия культуры. Они не должны смотреть спектакль издали, отстраненно. Ребенка нужно увлечь. В нашем театре есть спектакль “Сергей Сергеевич Прокофьев – детям”, на нем детям рассказывают о великом композиторе, о его музыке, и они фактически принимают участие во всем происходящем на сцене. Только при таком соучастии детям будет приятно воспринимать культуру. А вместе с культурой они воспримут и совесть. Им будет стыдно драться с девчонками, употреблять наркотики, убивать. Они просто не смогут заниматься всем этим. К этому и должен стремиться детский театр, детский спектакль.

Константин РАЙКИН, художественный руководитель театра “Сатирикон”. Культура и дети, а следовательно, и театр и дети – вопрос крайней важности. Высказывая свое мнение на эту тему, хочу разделить детскую аудиторию на две возрастные категории, потому что считаю это принципиально важным. Если речь идет о детях среднего и старшего школьного возраста (от 12 до 17 лет), то почти в каждом театре существует большой репертуар, который могут и должны смотреть эти дети. Приведу пример “Сатирикона” – “Ромео и Джульетта”, “Квартет”, “Кьоджинские перепалки”, “Шантеклер”. Сколько себя помню, я, как и многие из нас, всегда ходил на хорошие взрослые спектакли в хорошие театры. Это часть биографии любого культурного ребенка. Я имею в виду городского жителя, у которого есть возможность посещать театры.

Вторая наша забота – это маленькие дети, и дошкольники, и младший школьный возраст. И, конечно, здесь нужны специальные детские спектакли. Это необходимо, но необходимость эта приходит в противоречие с материальным положением театров. При сегодняшнем финансировании муниципальных театров и театров федерального подчинения (недавно введен налог с прибыли, и театры имеют еще меньше денег) выпустить и играть хороший детский спектакль практически невозможно. По двум причинам: спектакль должен быть ярким, зрелищным, костюмным, праздничным – это всегда дорого; цены на билеты должны быть низкими. Детский спектакль стал крайне невыгодным. Нельзя упрекать театры за то, что они не любят детей. Мы их любим, но мы должны сегодня выжить. А государство, заботясь о своих маленьких гражданах, должно подумать о специальном финансировании детского репертуара. Только так можно решить эту проблему.

Марк РОЗОВСКИЙ. Важность просветительской и воспитательной функции детского театра активно декларировалась в советский период. Сейчас дети ушли от советских идеологем, не выносят прямолинейной агитки. Деятели искусства, к счастью, отказались от всего этого. Но это не значит, что воспитательная функция детских спектаклей утратила свою важность. Просто воспитание идет другим путем, оно связано с искусством: с игрой фантазии, с импровизацией – со всем тем, что так любят дети, на что они охотно откликаются. Догматическая театральная поделка советских времен сейчас недопустима. Зато появилась другая крайность – спектакли-слепки с клипово-мультипликационной первоосновы. Они тоже, как правило, имеют только внешние признаки искусства и лишены его основной характеристики – человечности. Только если в спектакле присутствует истинная человечность, глубина, психологизм, ребенок, который насмотрелся клипов и мультиков, придя в зрительный зал, окажется во власти живого театра, актера. Но такие случаи, увы, очень редки. Сейчас мы также сталкиваемся с этаким опережением детского сознания – под лозунгом “наши дети – интеллектуалы”, “наши дети – продвинутые” происходит вредное предложение театров типа “пусть смотрят взрослые спектакли”! Но “Гамлет” в 5-м классе – нонсенс! Детям надо вернуть детское. Именно потому, что они шныряют по Интернету, не зная Андерсена, – на наших глазах и с нашим участием вырастают маленькие идиоты. Зло и добро в их бессознании спутаны, их обкраденное детство очень быстро становится основой дальнейшего пустотного существования. И это приводит к духовной катастрофе в масштабах страны.

Опыта серьезного воздействия театрального искусства на детей мы сейчас почти не встречаем. Мир взрослых вообще часто остается глухим к детскому миру. А он требует пристального внимания. Сердце ребенка грандиозно по масштабам своих переживаний, оно полно страстей не менее глубоких и всеобъемлющих, чем страсти героев шекспировских пьес. Взрослые порой просто не могут постичь этого. А дети не могут сами разобраться в своих переживаниях, в своих проблемах. Отсюда детские самоубийства, которые так часто происходят в нашей стране в последнее время. Отсюда рост детской преступности. От духовной неразвитости, от пустоты, которая их окружает, дети хватаются за оружие. За эти страшные, но отнюдь не случайные трагедии придется рано или поздно отвечать родителям, взрослым, всему обществу.

Борис ПОКРОВСКИЙ. Мне рассказывали, что сейчас в театрах ребята иногда даже пьянствуют – под креслами после спектаклей находят пустые бутылки. Так вот со сцены и должны идти идеи, которые отучат детей от всего этого. Школа, к сожалению, с этой задачей справиться не может. Тем большая ответственность ложится на детские театры, на спектакли для детей. Театр должен увлекать людей к хорошей, чистой жизни. В наше время это особенно важно. А между тем мы видим, что детские театры закрываются или перестраиваются на юношескую аудиторию по чисто материальным причинам: с детей ведь нельзя взять большие деньги за билеты. Думаю, что на эту проблему должно обратить внимание государство, в частности, Министерство культуры. Забота о воспитании, просвещении молодого поколения – его прямая обязанность.

Марк РОЗОВСКИЙ. Театр вполне способен предотвратить катастрофу, сгладить противоречия в детской душе. О том, как достичь этого, отлично сказал К.С. Станиславский, который принес в Художественный театр идею “Синей птицы” – одного из лучших спектаклей для детей, который с огромным успехом идет на сцене уже почти 100 лет. Рассказывая своим актерам, каким он хочет видеть этот спектакль, Станиславский говорил: “Наша задача – передать непередаваемое”. Если это “непередаваемое”: тайна искусства, символов, поэтика, даже мистика – придет в душу ребенка, захватит ее, взволнует, возвысит, то в детской душе просто не останется места для насилия и агрессии.

Борис МОРОЗОВ. Ставить или нет детские спектакли – этот вопрос каждый театр решает самостоятельно. Но я все-таки считаю, что детские спектакли необходимы везде. В любом театре нужны спектакли для детей, причем желательно, чтобы постановки были рассчитаны на разные возрастные группы. В нашем театре есть спектакли для самых маленьких – например, музыкальный спектакль “Доктор Айболит”; ребята постарше приходят на такие постановки, как “Удивительный волшебник страны Оз”. Кстати, в новом сезоне я приглашаю всех маленьких зрителей в театр Российской армии.

Константин РАЙКИН. Несколько соображений по поводу организации посещений театров (и музеев, и выставок). С моей точки зрения, коллективные, так называемые целевые, посещения никогда не приносят пользы. Так же и целевые спектакли никогда не бывают хорошими. Этому есть объяснение: драматургия внутренних отношений, которая существует в коллективе, всегда пересиливает драматургию на сцене и мешает восприятию спектакля. То же происходит и с другими видами искусства. Неоднократно я наблюдал чудовищную картину коллективных посещений Русского музея в Петербурге, Третьяковской галереи или Пушкинского музея. Дети во главе с экскурсоводом проносятся по залам, даже не меняя тона и темы разговора, начатого на улице. В их сознании ничего не остается.

Лучше всего, когда дети посещают театры и музеи небольшими группами в несколько человек или в одиночку по собственным интересам, или с родителями. Тогда это посещение никогда не будет бессмысленным, для галочки в реестре “мероприятий”

Татьяна АУГШКАП. К сожалению, сегодня у родителей часто остается мало времени на общение с детьми. Я это по себе знаю. Я актриса, мой муж тоже актер. Естественно, всяких забот, дел всегда много. Заниматься с сыном у нас просто нет времени. Мы и видим-то его только рано утром да вечером перед сном. А театр дает возможность общения. Мой сын на спектакли ходит с большим удовольствием. Вот сейчас хочет посмотреть постановки по мотивам произведений Гоголя. Так через театр и с классикой нашей литературы познакомится. Это, кстати, тоже немаловажно. Сейчас дети читают мало: компьютер, интернет их от книг уводят. Да к тому же они в книгах и не все поймут. А в детском спектакле все проще, доступнее, в нем все рассчитано на детскую психологию, на детское восприятие. Театр эмоционально заряжает. В нем все интересно, живо, в нем есть непосредственное общение с актером, есть совершенно особая атмосфера. Для детишек 5 – 6 лет это очень важно.

Ирина МИЛЕНИНА, художественный руководитель московского “Сказочного театра”. Я думаю, что детские спектакли в театрах для взрослых не нужны (МХАТ и Малый театр, может быть, исключение). Чисто детский театр, как правило, работает для детей лучше. Ведь в нем работают люди, которые всю свою жизнь решили посвятить детям. А “взрослые” актеры, которые мечтают сыграть Шекспира или Чехова, играют на детских спектаклях – спектаклях “для горшечников”, как они их называют между собой, – спустя рукава. Поэтому и детские спектакли в театрах для взрослых часто бывают низкого уровня. В специализированных детских театрах все совсем не так. Здесь обычно актеры на спектакле выкладываются полностью. Я всегда говорю актерам нашего театра перед началом представления: играйте так, как будто вы вышли на сцену в последний раз, как будто это ваш последний спектакль. Это, конечно, трудно, но зато мы чувствуем ответную реакцию зала, всегда очень благожелательную. Дети – самая благодарная аудитория. Детский театр должен прежде всего разбудить детскую душу. Это главное. Когда пробуждается душа, то и просвещение приходит.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.