|
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТАРЦИИ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКАСтр 1 из 8Следующая ⇒ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТАРЦИИ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД № 405» ГОРОДА ДОНЕЦКА
«Корректурные таблицы как одно из средств экономического воспитания детей дошкольного возраста» Учебно - методическое пособие
Донецк, 2017 г. Утверждено на заседании педагогического совета муниципального дошкольного образовательного учреждения «ЯСЛИ – САД № 405 ГОРОДА ДОНЕЦКА» (протокол № 2 от 24.02.2016г.)
Согласовано с Методическим кабинетом отдела образования администрации Калининского района г. Донецка (протокол № 7 от 27.04.2016г.) Рецензенты: Котова Л.Н. – методист дошкольного отдела ДРИДПО Гараева С.В. - старший воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 212 Г. ДОНЕЦКА». Шевченко Н.А. – и.о.заведующего МДОУ «ЯСЛИ – САД № 21 Г. ДОНЕЦКА» Составители: Михайличенко Т.П. Заведующий МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА». Кладиева Э.А. Старший воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА», специалист высшей категории, имеет звание «Старший воспитатель». Гармаш И.П. Воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА», специалист высшей категории. Зюкина Г.Ш. Воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА», имеет звание «Воспитатель – методист».
Данное пособие содержит материалы по ознакомлению детей дошкольного возраста с экономическими понятиями с использованием принципа корректурных таблиц Н.Гавриш. Представленные конспекты занятий по экономическому воспитанию с использованием корректурных таблиц и разнообразный практический материал по экономике (сказки, схемы, раздаточный и наглядный материал) поможет педагогам ДОУ организовать работу по социализации дошкольников, обеспечить деятельностный подход, реализовать работу в трёх направлениях: педагоги – дети – родители. Методическое пособие может быть полезно педагогам – практикам дошкольных образовательных учреждений, которые работают в профильных группах экономического направления с детьми старшего дошкольного возраста Содержание
Раздел I Экономическое воспитание – современный вектор в дошкольном образовании 1.1. Теоретическая база экономического образования и воспитания дошкольников…………………………………………………… 6 1.2. Пути реализации экономического образования при организации учебно-воспитательного процесса…………………………………………….. 9
Раздел II Корректурные таблицы как одно из средств познавательной активности детей 2.1. Использование корректурных таблиц в экономическом воспитании дошкольников…………………………………………………………………..15 2.2. Алгоритм работы по экономическим корректурным таблицам, составленным по принципу корректурныхтаблиц Н.Гавриш…………………………………………………………....................17 2.3. Пример реализации алгоритма работы по корректурным таблицам, имеющим экономическую основу по теме «Семейная экономика»………………………………………………………………………20 Раздел III Практический материал работы по тематическим блокам экономического содержания. 3.1. Тематический блок - «Семейная экономика»……………..........24 3.2. Тематический блок - «Потребности»…………………….......... 28 3.3. Тематический блок - «Валюта»………………………………….33 3.4. Тематический блок – «Ресурсы»………………………………....37
Приложения Сказки экономического содержания v Сказки к блоку «Потребности» …………………………………………42 v Сказки к блоку «Валюта. Деньги»………………………………………46
Литература ……………………………...........................................................50
Введение Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования и Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (далее Программа) ориентируют нас: - на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, - всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, - формирование основ базовой культуры личности, - подготовке к жизни в современном обществе, обучению в школе. Для реализации этих направлений педагоги ищут различные пути, формы и методы, позволяющие обеспечить системно-деятельностный подходв образовании дошкольников. Одним из таких путей является использование технологий развивающего обучения, которые обогащены экономическими содержанием. На сегодняшний день социально-экономическая ситуация в Донецкой Республике, разностороннее воспитание и образование дошкольников, в том числе и экономическое, приобретают особое значение. Появляется необходимость в формировании нового экономического мышления детей, соответствующего изменённым условиям жизни. Актуальность данной темы обусловлена значимостью подготовки ребёнка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических процессах, необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Вопросами экономического воспитания детей в разных аспектах занимались социологи, философы, экономисты, психологи и педагоги. Проблемами вхождения личности в социальную жизнь занимались - Л.С.Выготский, О.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн.Степенью влияния трудового воспитания – З.Зайченко, Г.Могилевская; содержанием и методикой экономического воспитания детей – И.Барило, Л.Горина, Н.Грама, Р.Жадан, В. Кондратьев. Изучению отдельных экономических понятий хозяйственной деятельности посвящены труды - П.Матвеева, М.Ибрагимова. Формированию экономической грамотности у детей дошкольного возраста, подготовке педагогов к экономическому воспитанию детей уделяли внимание - Р.Жадан и Г.Григоренко. В трудах Ж.-Ж. Руссо и И.Г.Песталоцци отображены идеи по воспитанию детей, которые имеют самое непосредственное отношение к экономическому воспитанию: обучение ремеслу с детских лет, умение трудиться, овладение практическими навыками, которые дают человеку независимость, жизненность. В различных научных исследованиях, направленных на усовершенствование экономического воспитания детей в разных возрастных группах, наиболее разработанными являются проблемы формирования нравственных качеств: заботливости, экономности, рациональности, бережливости, воспитания уважения к традиционным ценностям. Наилучший результат усвоения экономических знаний, может быть достигнут только через приобретение детьми первичного экономического опыта, формирование которого происходит при участии детей в разнообразных видах деятельности, что является личностно-ориентированным подходом и обеспечивает системно-деятельностное обучение, т.е. позволяет ребёнку находиться в постоянном поиске, делать выводы, анализировать, решать проблемные ситуации, задания, проводить поисково-исследовательскую деятельность. Анализ изученной психолого-педагогической литературы по данной теме показал, что проблема содержания экономического воспитания дошкольников весьма сложна и неоднозначна. Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применим к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития. Поэтому экономическое воспитание в дошкольном образовании – это целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированного на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и морально-экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально-экономического поведения.
Раздел I Й блок «Семейная экономика» Й этап: (подготовительный) § Знакомство с теоретическим материалом с использованием наглядности (карточки, картинки, схемы) § Проведение занятий по темам: «Семья», «Взаимоотношения в семье», «Что такое Семейный бюджет, его составляющие, динамика (расход-доход),«Как правильно вести домашнее хозяйство» § Изготовление моделей семейного бюджета, карточек «Доход», «Расход». Й этап:(основной) § Расширение и углубление знаний с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки, где дети учатся ориентироваться на листе бумаги (над, под, слева, справа), устанавливаются разноплановые связи. Й блок «Потребности» Й этап: (подготовительный) § Проведение занятий по темам: «Потребности: человека, животных, растений», «Общие потребности». § Изготовление карточек «Возможности», «Основные – неосновные потребности», «Потребности девочек и мальчиков; взрослых и детей; школьников и дошкольников» § Составление морфологических таблиц «Потребности животных», «Потребности растений» § Проведение опытов, экспериментов с растениями. Й этап:(основной) § Использование интеллектуально-сопроводительной карточки с заданиями экономического содержания. § Решение проблемных ситуаций. Й блок «Ресурсы» Й этап: (подготовительный) § Проведение интегрированных занятий по темам: «Природные ресурсы», «Капитальные ресурсы», «Трудовые ресурсы». § Изготовление морфологических таблиц: «Чей инструмент», «Кому, что нужно для работы», «Кем быть?» Й этап:(основной) ü Использование интеллектуально-сопроводительной карточки с заданиями экономического содержания: - по сказкам: «Белоснежка и семь гномов», «Колосок»; - по произведениям: С. Маршак «Как печатали вашу книгу», А.Барков и Р.Сурьянинов- «Откуда пришла книга», С. Маршак «Откуда стол пришёл?», «От зёрнышка до хлебушка». Й блок «Валюта» Й этап: (подготовительный) ü Проведение интегрированных занятий по темам: «Бартер. Что это?», «Где рождаются деньги?», «Где хранят деньги?», «Валюта – деньги разных стран» ü Изготовление детской валюты – «Улыбчики», книги «Валюта». ü Пополнение детской библиотеки «Со сказочными героями в мир экономики». Й этап:(основной) ü Использование интеллектуально-сопроводительной карточки с заданиями экономического содержания: -назвать, что изображено в нижнем ряду в 1-ой клеточке слева и др., - предложи, используя рисунок, возможный бартер с товарищем в группе. СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ. ДОХОД - РАСХОД.
Конспект занятия «Семья. Семейный бюджет. Доход - Расход» (с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки) Программное содержание: «Познавательное развитие»: - дать детям знания о понятии«Семейный бюджет», его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия); - углубить представления о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение), показать многообразие доходов; - формировать познавательную активность дошкольников, побуждать к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы; - совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги. «Речевое развитие» - продолжать развивать речь как средство общения; - учить (по плану и образцу) рассказывать о содержании сюжетной картины. «Социально-коммуникативное развитие»: - воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий, членам своей семьи; - воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. «Художественно-эстетическое развитие»: - развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать сюжетные картинки.
Материалы: гном Эконом, фишки ЗП, ЗМ, С, ПБ, ПД; картинки с изображением семьи, простые карандаши, интеллектуально-сопроводительная карточка «Семья. Семейный бюджет. Доход - Расход»
Ход занятия Сюрпризный момент Воспитатель: приносит в группу гнома эконома. - Как вы думаете, что это значит? (мы будем изучать с гномом Экономом экономику) Давайте вспомним стихотворение о гноме Экономе. Я весёлый, добрый гном, Добрый гном Эконом. С вами рядом я живу, С экономикой дружу, Люблю денежки считать, И хозяйство возглавлять. Пословицы о труде. Маленькое дело, лучше большого безделья. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Труд кормит, а лень портит… 11. Работа с таблицами. Воспитатель задаёт детям вопрос: - Как вы думаете, семейный бюджет это только – доход? Есть пословица - «Доход не бывает без хлопот». Укажите, в какой клеточке изображена схема Дохода, а в какой схема Расхода. - Прочитайте, что написано в клеточке № 8. Подчеркните, каким должен быть Доход? Почему? В последнем нижнем ряду изображён цветок. Давайте прочитаем, что написано на его лепестках (доброта, вера, надежда, истина…) относятся ли эти слова к семье, семейному бюджету? - В одном ряду с цветочком расположена клеточка под №…? Что там изображено? (скрипичный ключ и ноты) Это значит, что сейчас у нас музыкальный номер. Песня «Экономическая» Воспитатель сообщает детям, что занятие подошло к концу. Гном Эконом благодарит детей за трудолюбие, за внимание и правильно выполненные задания. Итоги занятия.
Конспект занятия «Потребности человека» (с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки «Потребности человека»)
Программное содержание: «Познавательное развитие»: - формировать представления о потребностях человека; -учить выделять основные потребности человека; - понимать разницу понятий «хочу» и «могу»; - развивать воображение, самостоятельность мышления. «Речевое развитие» - ввести в активный словарь детей понятие «Потребности»; - развивать связную речь. «Социально-коммуникативное развитие»: - воспитывать трудолюбие, желание заниматься любимым делом.
Материалы: гном Эконом, простые карандаши, сказка К.И.Чуковского «Телефон»; фишки, интеллектуально-сопроводительная карточка «Потребности человека».
Ход занятия. Сюрпризный момент В гости к детям пришёл гном Эконом и принёс сказку К.Чуковского «Телефон».
У меня зазвонил телефон. — Кто говорит? — Слон. — Откуда? — От верблюда. — Что вам надо? — Шоколада… А потом позвонил Крокодил И со слезами просил: — Мой милый, хороший, Пришли мне калоши, И мне, и жене, и Тотоше… А потом позвонили зайчатки: — Нельзя ли прислать перчатки? А потом позвонили мартышки: — Пришлите, пожалуйста, книжки! Беседа с детьми. Воспитатель спрашивает у детей - что попросил слон? (крокодил, зайчатки, мартышки) А что попросили бы вы? Гном Эконом говорит детям, что все желания детей, высказывания героев сказки - можно назвать одним словом «Потребности». Беседа с детьми. Воспитатель спрашивает у детей - что заказал сын маме? Как вы считаете, всё, что он заказал, относится к основным потребностям человека? Итог занятия. Воспитатель сообщает детям, что всё закончилось хорошо, всех спасли, и все возвратились домой, отправились на прогулку по родным местам; может, светит яркое солнце, а может неожиданно начались дожди. - Найдите глазками, в какой клеточке изображены эти природные явления: дорисуй предметы, которые помогут удовлетворить потребности человека (зонтик, солнцезащитные очки…) - Итак, ребята, мы узнали, что потребности у людей очень разнообразные и одну из них очень трудно заменить другой. Конспект занятия «Деньги. Валюта» (с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки «Валюта») Программное содержание: «Познавательное развитие»: - формировать у детей представление о деньгах, их видах; - продолжать знакомить с денежными единицами разных стран; - уточнить понятие «Бартер»; - развивать логическое мышление, воображение, внимание и память. «Речевое развитие» - ввести в активный словарь детей понятие «Деньги. Валюта», «отчеканили»; - развивать связную речь. «Социально-коммуникативное развитие»: - воспитывать бережное отношение к деньгам, культуру обращения с ними.
Материалы: гном Эконом, простые карандаши, кошелёк с разными купюрами и монетами, портфель со сказками: «Красная Шапочка», «Бременские музыканты», «Серебряная монета», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Ивасик-Телесик», Мена», «Золотой ключик или приключения Буратино», интеллектуально-сопроводительная таблица «Валюта». Ход занятия.
Сюрпризный момент В гости к детям пришёл гном Эконом с кошельком и портфелем с книгами («Красная Шапочка», «Бременские музыканты», «Серебряная монета», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Ивасик-Телесик», «Золотой ключик или приключения Буратино», Мена») Гном Эконом показывает кошелёк и спрашивает у детей – как они думают, что там находится? (деньги) - Какие они? (бумажные, металлические, разного номинала) - А какие бывают деньги, нам помогут узнать эти сказки (показывает книжки со сказками) 2. Воспитатель открывает сказку «Серебряная монета» и читает отрывок из неё: «Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки, чистенькая, светленькая, покатилась и зазвенела. Ару! Теперь я пойду гулять по белу свету! И монетка покатилась дальше!...» Воспитатель уточняет у детей, как они думают, а где монетку отчеканили? (на монетном дворе; на специальном заводе по изготовлению денег – там чеканят монеты и печатают денежные знаки) Работа с карточкой. Воспитатель предлагает детям рассмотреть, что изображено в клеточке № 1, и указать стрелочкой, где рождаются деньги. Работа с карточкой. Воспитатель говорит, что деньги разных стран называются – «Валюта». Предлагает провести линии от сказочных героев к валюте той страны, где живут сказки. - Слева от клеточки № 4 (клеточка № 3) изображены купюры разных стран, раскрасьте их нужным цветом. - Назовите, что изображено под клеточкой № 3? Как вы думаете, чья стоимость купюр выше? Поставьте знаки больше, меньше, равно. - Какие деньги были у Буратино? (золотые монеты) - А какие деньги у других сказочных героев? (купюры). Давайте сравним, какие деньги удобнее в обращении? Из чего они изготовлены? Справа от клеточки № 5, рассмотрите, какие деньги изображены? Соедините стрелочкой, из какого материала их изготовили. Работа с карточкой. Воспитатель предлагает придумать и предложить, используя рисунок в клеточке № 8, возможный бартер с товарищами в группе. - В последнем ряду, в клеточке слева, изображён кроссворд. Давайте его решим: 1-американская валюта, 2-денежная единица любой страны, 3-валюта Германии. - Справа от клеточки № 9, находится клеточка, под каким номером? (№ 10) Какой товар, изображённый в клеточке, стоит дороже? Почему? Итог занятия. Воспитатель подводит итог и говорит, что сегодня мы рассмотрели все сказки от гнома Эконома, узнали много интересного о деньгах, валюте. - Так для чего нужны деньги? (чтобы жить, отдыхать, учиться, покупать одежду, еду и т.д.) Чтобы на всё хватало, деньги надо экономить, знать цену всем вещам, всем товарам. Гном Эконом благодарит детей за правильно выполненные задания, дарит детям сказки, забирает портфель и прощается.
Конспект занятия «Ресурсы» «Природные. Трудовые. Капитальные» (с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки «Ресурсы») Программное содержание: «Познавательное развитие»: - закрепить понятие «Ресурсы», их разнообразие (природные, трудовые, капитальные); - уточнить представление об использовании ресурсов, их рациональном использовании; - развивать логическое мышление, воображение, внимание и память. «Социально-коммуникативное развитие»: - воспитывать бережное отношение к ресурсам; умение экономично и разумно решать проблемные ситуации, которые возникают.
Материалы: гном Эконом, простые карандаши, полезное ископаемое – уголь, картинки с изображением профессий и орудий труда, альбом «Донбасс – мой край родной», интеллектуально-сопроводительная карточка «Ресурсы».
Ход занятия. Сюрпризный момент Гном Эконом принёс детям альбом «Донбасс – мой край родной» и предлагает рассмотреть его. Беседа с детьми. - Как называется наш край? (Донбасс) - В каком городе мы живём? (Донецк) Наш родной город Донецк очень красивый зелёный город – обладатель удивительного лесного пояса, скверов, занимающих площадь между жилыми массивами, и садов внутри кварталов! - Какие растения растут в городе? Есть ли водоёмы? - Чем же славится наш край – Донбасс? (больше всего он славится углём) В Донбассе под землёй большие запасы каменного угля. Донецк – это уголь, Донецк – это сталь, Донецк – это люди, Смотрящие вдаль. (Гном Эконом напоминает детям, что слово «запасы» означает «ресурсы») Залежи угля нам создала природа, значит это - «Природные ресурсы». - Что ещё относится к природным ресурсам? (солнце, воздух, вода, земля, растения и животные) Работа с карточкой. Воспитатель просит детей, в клеточке № 1 обозначить буквами, что относится к природным ресурсам (В-вода, З-земля, Р-растения, Ж-животные). - Без природы жизнь невозможна. Природа без человека обойтись может, а человек без природы – нет. Мы пользуемся всем, что дала нам природа бесплатно и называем «дары природы». - Найдите глазками клеточку № 2. Рассмотрите, что там изображено и соедините пары картинок правильно: река – рыба, лес – горы, гора – полезные ископаемые, поле – грибы. - Под клеточкой № 1 находится клеточка, под каким номером? (№ 3) - Что там изображено? (полезные ископаемые) - Обведите, какое полезное ископаемое находится в нашем крае? (уголь) Работа с карточкой. Воспитатель даёт задание: внизу, под клеточкой № 2 изображено предприятие по добыче угля. Как оно называется? Как вы догадались? Перечислите шахты, которые есть в Донецке (им. Горького, им. Засядько, шахта Заперевальная и др.) Во многих местах в глубине земли находится уголь, и он нам говорит: «Я хитёр – не возьмёшь меня шахтёр! Ты – вверху, я – в глубине, Как ты спустишься ко мне?» А шахтёр ответил: «Ты хитёр и я хитёр! Я тебя добуду, шахту строить буду!» Необходимо найти клеточку в 3 ряду слева. Кто там изображён? (люди разных профессий) Назовите их. Все профессии важны, все профессии нужны. Гном Эконом напоминает, что всё это – «Трудовые ресурсы». - Укажите стрелочкой, люди какой профессии добывают уголь. Как она называется? На помощь сильным и смелым людям – шахтёрам добывать уголь приходят машины: угольный комбайн, транспортерная лента, отбойный молоток. Что это? (орудия труда). «Машины на помощь шахтёру Ползут, грохоча и пыля. И словно под тяжестью танка Дрожит под комбайном земля» - А у людей других профессий есть орудия труда? Беседа с детьми. Профессия шахтёра очень трудная и опасная. Каждый день днём и ночью шахтёры спускаются в шахту и стараются, как можно больше дать людями угля. «Трудом добытый из глубин, Что даст нам уголь чёрный? Тепло в квартиры. Он даст заводам – силу для машин, Большое пламя горнам. Даст пароходам плавный ход, Движенье паровозам» А также из угля путём чудесных превращений получают таблетки, разноцветные краски, духи, стекло, нитки, мех и др. Работа с карточкой. В 4 ряду слева находится клеточка, под каким номером? (№7). Нужно обозначить буквой «У» то, что люди имеют благодаря добытому углю, его чудесным превращениям. В Донецке есть не только шахты, но и фабрики, заводы, много других предприятий. Найдите клеточку № 8. Соедините линией – какое предприятие - что производит. Итог занятия. Как много интересного и увлекательного мы сегодня узнали о нашем любимом городе, где живут и работают люди разных профессий. И недаром наш город называют краем тружеников. Пусть каждый из вас, когда вырастет, выберет себе любимое дело, которое будет украшать и развивать наш город!
Лиса, заяц и петух. (русская народная сказка) Цели: закрепить представления о свойствах природных ресурсов, которые необходимо учитывать при их использовании; формировать отрицательное отношение к равнодушию, злу. Краткое содержание. «Жили – были лиса и заяц. Лиса построила себе избушку ледяную, а зайка – лубяную. Пришла весна, у лисы ледяная избушка растаяла, а у зайки как стояла, так и стоит. Лиса выгнала его из лубяной избушки. Идет зайчик и плачет. По дороге встретил собаку, волка, медведя, но никто ему не смог помочь. Повстречал петушка. Он выслушал зайчика и выгнал лису из лубяной избушки». Материал: ширма, кукольный театр «Лиса, заяц и петух». Экономическая категория: рациональное использование природных материалов. Вопросы: - Почему заяц построил лубяную избушку? - Почему лиса построила дом изо льда? - Из каких материалов дома самые прочные? Социально-нравственные качества: практичность, доброта, готовность помочь, отзывчивость, смелость, равнодушие, злобность. Вопросы: - Почему лиса выгнала зайчика из его избушки? - Кто откликнулся на буде зайчика? - Каким образом петух помог зайчику? Вывод: - заяц правильно использовал природные ресурсы и построил дом лубяной. Он знал, что такой дом простоит долго. Заяц был добрым, этим воспользовалась злая лиса и выгнала его из дому; - лиса была не практичная, она не знала из каких материалов надо строить дом. Вот и построила дом изо льда, который растаял; - помог зайчику умный, смелый петушок.
«Сивка-бурка» (русская народная сказка) Цели: формировать представление о взаимосвязи потребностей и возможностей; Объяснить, что настойчивость, обязанность помогают добиться успехов в любом деле Краткое содержание. «У старика было три сына: два умных да Иван- дурак. Отец наказал им, что, когда он умрет, каждый из них должен переночевать у него на могиле. Когда он умер, два старших сына побоялись идти к нему на могилу и отправили вместо себя Ивана. Узнал об этом отец и подарил Ивану Сивку-бурку. Издал в скорее царь приказ: кто сорвет портрет царевны с дома через много бревен, за того и отдаст свою дочь. Братья уехали посмотреть, кто станет срывать портрет. Иван пошел в поле, позвал Сивку-бурку. В одну ушко залез-напился, наелся, в другое вылез-приоделся, стал красным молодцем и поехал портрет срывать. Лишь на третий раз сорвал Иван портрет да ширинку царевны и ускакал. Через несколько дней царь устроил бал. Царевна всем пиво подносила. В углу сидел Иван. Увидела у него царевна свою ширинку, обрадовалась. Царь выдал ее замуж за Ивана». Материал: иллюстрации к сказке. Экономические категории: Потребности, возможности Вопросы: - Зачем Иван поехал к царю? - Почему царь выдал дочь за Ивана? - Какие возможности были у Ивана с Сивкой-буркой? - А у братьев? Социально-нравственные качества: обязательность, настойчивость, целеустремленность. Вопросы: - Почему Иван выполнил наказ отца? - Сразу ли Иван сорвал портрет царевны? Вывод: Иван выполнил обязательство перед отцом, за что получил коня. Благодаря своей настойчивости женился на царевне.
Братья Гримм «Бременские музыканты» Цели: уточнить сформированные представления потребностях в жилье и возможностях их удовлетворения; развивать сообразительность, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения. Краткое содержание. «Встретились осел, собака, кот, петух и пошли в город Бремен чтобы сделаться уличными музыкантами. По дорогу их настигла ночь. Петух и кот в забрались на дерево и увидели в дали свет. Свет горел в доме, в котором жили разбойники. Стали звери между собой судить да рядить, как выгнать разбойников из дома. Осел поставил передние ноги на окно, собака прыгнула к ослу на спину, кот взобрался на собаку, а петух взлетел и сел коту на голову. Закричали звери разными голосами и ворвались в дом, разбойники испугались, убежали в лес и больше не когда здесь не появлялись. Осел, собака, кот, петух поели и легли спать, а потом им и уходить не захотелось» Материал: иллюстрации к сказке. Экономические категории: Потребности, возможности Вопросы: - Зачем звери выгнали разбойников из дома? - Каким образом они заняли дом? - Какие потребности (интересы) были у петуха, собаки, осела, кота? - Были ли такие же потребности у разбойников? - Что будет с ними? Где они будут жить? - Без каких потребностей нельзя прожить? Социально-нравственные качества: сообразительность, умение дружить, уверенность в своих силах. Вопросы: - Как звери напугали разбойников? - Почему разбойники испугались? - Стали ли звери уличными музыкантами? Вывод: когда звери ушли от своих хозяев, у них появилось потребность приобретении жилья. Обсудив свои возможности и проявив сообразительность, они завладели домом разбойников.
К.И. Чуковский «Телефон» Цели: расширить представления о разнообразии потребностей, прививать доброе отношение к живому миру. Краткое содержание. «Три ночи звонили дедушке Корнею звери и птицы: слон просил для сына шоколад, крокодил – калоши, зайчатки – перчатки, мартышки – книжки, а потом звонили – медведь, цапли, свинья, олень, газели, кенгуру. А потом позвонил носорог – попросил спасти бегемота, который провалился в болото. Всем помогал дедушка Корней и давал добрые советы» Материал: фланелеграф с материалом к сказке. Экономические категории: потребности и возможности. Вопросы: - Почему Чуковскому звонили звери и птицы? - Какие потребности были у зверей? - Почему носорог попросил помочь бегемоту? - Какие из всех потребностей были самыми главными? Социально – нравственное качество: доброта. Вопрос: - Почему К. Чуковский помогал зверям и птицам? Вывод: звери и птицы видели в К.Чуковском доброго, отзывчивого человека, который мог бы им помочь. У каждого были свои потребности. Но не всегда у дедушки Корнея была возможность удовлетворить все их потребности (пример с медведем, крокодилом).
v Сказки к блоку «Валюта. Деньги» К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха» Цели: формировать представление о рациональной трате денег при совершении покупок развевать умение рассчитывать, предвидеть выгоду; воспитывать чувство сострадания героям сказок, терпевшим сострадание. Краткое содержание: «Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар и купила самовар. Пригласила друзей к чаю. Приводили к ней гости – тараканы, букашки, блошки, бабушка пчела, бабочки красавицы, приносили к ней подарки. Веселились, пили, ели. Вдруг откуда ни возьмись, появился Паук и захотел погубить Муху. Все гости испугались, по углам разбежались, некто не откликнулся на просьбу о помощи. Друг откуда-то летит маленький Комарик, подлетает к Пауку, сабля вынимает и ему на всем скаку голову срубает. Муху за руку берет и предлагает выйти за него замуж. Веселится народ Муха за муж идет за лихого, удалого, молодого Комара» Материал: иллюстрация к сказке. Экономические категории: покупка, выгода, базар. Вопросы: - Почему Муха - Цокотуха купила самовар? - Почему Комар спас Муху? Социально-нравственные качества: доброта, смелость – трусость. Вопросы: - Для чего Муха пригласила гостей? - Почему Комар не испугался Паука? Вывод: Муха была хорошей хозяйкой. Когда нашла денежку, то рационально истратила ее – купила самовар, да такой, который долго служить будет ей и ее друзьям. Смелый Комар женился на красавице Мухе да в приданое получил самовар и много друзей. Он действовал бескорыстно, но в результате оказался в выигрыше.
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» Цель: подвести к пониманию смысла выражения «равноценный обмен» (справедливый, выгодный). Краткое содержание: «Девочка Женя со своей семьёй пошла в лес собирать ягоды. Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится. Встретила Женя старичка Боровичка. Предложил старичок ей обменять кувшинчик на дудочку. Как только дудочка заиграла, из-под листиков выглянули ягоды. Отдала Женя кувшинчик, а ягоды собрать не во что. Побежала она к старичку Боровичку, отдала ему дудочку, забрала свой кувшинчик, а ягоды опять спрятались под листики. Так бегала она несколько раз. Рассердился на нее старичок, сказал, что она лентяйка, и не дал ей больше дудочки. Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что ее дожидаются папа, мама и маленький Павлик, стала собирать ягоды. Набрала полный кувшинчик» Материал: иллюстрация к сказке. Экономические категории: равноценный обмен. Вопросы: - Для чего Жене нежна была дудочка? - Зачем старичок Боровичок попросил за дудочку кувшинчик? - Почему старичок рассердился на Женю? - К какому решению пришла в итоге Женя? Социально-нравственные качества: чувства справедливости, старательность. Вопрос: - Почему старик предложил обменять кувшинчик на дудочку? Вывод: Женя не хотела искать ягоды под каждым листиком, поэтому она согласилась с предложением старичка обменять кувшинчик на дудочку. Оказалось, что необходимо иметь и дудочку и кувшинчик. Женя не смогла разрешить эту проблему. Взяла и сама собрала полный кувшинчик ягод.
Г.Х. Андерсен «Серебряная монетка» Цели: формировать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах; понимание ценностей денежных знаков в определенной стране. Краткое содержание: «Серебряная монетка - чистенькая, светленькая, ее только что отчеканили, и она пошла, гулять по свету. Отправилась за границу и оказалась последней родной монеткой в кошельке путешественника. Прошло много не<
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|