|
Игры на развитие моторной ловкостиГОРЯЧИЙ МЯЧ Цель: развитие внимания, скорости реакций, моторной ловкости. Возраст: 4-5лет. Форма проведения: групповая. Материал: мячик с колокольчиком внутри. Ход игры: Дети становятся в круг, очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка. Другие варианты игры строятся на изменении расположения детей. Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверху, либо, наклонившись, через ноги. Также можно построить детей зигзагом. ТАНЕЦ ШЛЯПЫ Цель: развитие внимания, моторной координации. Возраст: 4-5 лет. Форма проведения: групповая. Материал: шляпа, аудиокассета в записью музыкального произведения. Ход игры: Дети садятся в круг, при первых же звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая ее на голову соседа. Когда музыка прервется, участник, на голове которого оказалась шляпа, должен показать какое-нибудь движение, а все остальные дети — повторить его. Затем игра продолжается. В этой игре шляпа, по сути, является «отвлекающим маневром», так как дети с удовольствием наряжают соседа, забывая про музыку. Если дети стесняются по одному выполнять движения, можно предложить ребенку, на котором остановилась музыка, выбрать себе партнера и станцевать с ним. ГУСЕНИЦА Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности. Возраст: 5-6 лет. Форма проведения: групповая. Материал: мячики по количеству играющих. Ход игры: Детям предлагается стать, положив руки друг другу на плечи. Первый ребенок держит мячик в вытянутых руках, остальные зажимают мячики между своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча строго запрещается. Образовавшаяся «гусеница» должна пройти по определенному маршруту, который указывает взрослый или первый ребенок. Взрослый должен регулировать скорость движения «гусенички», чтобы предотвратить падения детей. ХОДИМ В ШЛЯПАХ Цель: тренировка вестибулярного аппарата, развитие моторной ловкости. Возраст: 4-14 лет. Форма проведения: групповая. Материал: мешочки с песком весом до 500 г. Ход игры: Каждому ребенку на голову кладут мешочек с песком — «шляпу». Ведущий (взрослый) проверяет, правильная ли осанка у детей, а затем дает сигнал к ходьбе. Дети ходят, стараясь не уронить «шляпу». Выигрывает тот, кто за определенное время ни разу не уронил «шляпу». Игру можно усложнить, разложив на пути детей различные предметы, через которые надо переступать, а также предложив станцевать или пройти по канату. Эта игра особо рекомендуется расторможенным детям, у которых способность к концентрации и самоконтролю развита слабо. Само игровое правило стимулирует к сосредоточению на своих достижениях, контролю над ними. Комментарий: Следует обратить внимание и на то, что у таких детей плохо развита мотивация к достижениям, они редко доводят что-либо начатое до конца. Поэтому на первых этапах игры можно предложить детям походить «в шляпах» какое-либо фиксированное время, постепенно его увеличивая. Также можно подобрать индивидуальные способы развития целеустремленности. РЫБАКИ И РЫБКА Цель: развитие моторной ловкости. Возраст: старше 6-ти лет. Форма проведения: групповая. Ход игры: Выбирают двух «рыбок», остальные дети становятся парами лицом друг к другу в две линии и берут друг друга за руки, образуя, таким образом, «сеть». Рыбка должна проползти под сетью, которая задевает спину, щекочет, постукивает по ней. Выползшая из «сети» «рыбка» дожидается вторую «рыбку», а затем они становятся «сетью». Прикосновения сети должны быть приятными, они не должны быть болезненными. Игры на развитие регуляции поведения ФЛАЖОК Цель: преодоление двигательного автоматизма у гипер- и гипоактивных детей. Регулирование поведения в коллективе. Возраст: 4-7 лет. Форма проведения: групповая. Ход игры: Дети ходят по комнате под музыку. Когда ведущий поднимает флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать. ЗАПРЕТНЫЙ НОМЕР Цель: преодоление двигательного автоматизма, психомышечная тренировка. Возраст: 4-7 лет. Форма проведения: групповая. Ход игры: Играющие становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа. Перед этим выбирается одно какое-то число, которое нельзя произносить, вместо него играющий хлопает в ладоши соответствующее количество раз. ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ Цель: преодоление двигательного автоматизма, психомышечная тренировка. Возраст: 4-7 лет. Форма проведения: групповая. Ход игры: Дети становятся в две шеренги друг против друга. Вторая шеренга выполняет движения, противоположные первой: если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает и т. д. ПОЖАЛУЙСТА! Цель: преодоление двигательного автоматизма, регулирование поведения. Возраст: 4-7 лет. Форма проведения: групповая. Ход игры: Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий показывает разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается — выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например: улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. п. ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ Цель: преодоление двигательного автоматизма. Регулирование поведения. Возраст: 4-7 лет. Форма проведения: групповая. Ход игры: Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения рук, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. УЛИТКА Цель: развитие выдержки и самоконтроля. Возраст: 5-6 лет. Форма проведения: групповая. Ход игры: Дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним. Чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны. Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых есть конфликтные, агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции. Игры на развитие мелкой моторики ЗАМОК Цель: развитие мелкой моторики, самомассаж. Возраст: 3-4 года. Форма проведения: индивидуальная. Ход игры: Ведущий читает стихотворение, а дети выполняют определенные движения, разученные заранее. На двери висит замок. (Движения типа «буравчик».) Кто открыть его бы мог? (Дети быстро соединяют пальцы в «замок», это движение повторяется несколько раз.) Потянули... (Руки, соединенные «замком», вытягивают вправо, затем влево.) Покрутили... (Руки, соединенные «замком», вытягивают вперед, затем к себе.) Постучали... (Пальцы в «замке», ладошками «аплодируют» несколько раз.) И — открыли! (Пальцы разъединяют, ладони держат на весу параллельно друг другу.) Комментарий: Такие имитационные игры, в основе которых лежат детские стихи, потешки, сопровождаемые движениями, можно придумывать самостоятельно, так как почти любое детское стихотворение имеет в своей основе ритмический рисунок, легко перекладываемый на движения. ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ Цель: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности Возраст: 5-7 лет. Форма проведения: индивидуальная. Ход игры: Ребенок выполняет движения по тексту стихотворения: УТРЕЧКО Утро настало. (Ладони скрещены, пальцы сжаты.) Солнышко встало. («Солнышко с лучиками».) Эй, братец Федя, разбуди соседа! (Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения.) Вставай, Большак! Вставай, Указка! Вставай, Середка! Вставай, Сиротка! И крошка-Митрошка! (Большой и указательный пальцы правой руки по очереди щелкают по кончикам пальцев левой руки, начиная с большого.) Привет, Ладошка! (Щелчок в центр ладони.) Все потянулись и проснулись!. (Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.) При повторении игры руки меняются. ВЫШЛИ ПАЛЬЦЫ ТАНЦЕВАТЬ Раз, два, три, четыре, пять. (Свободное выбрасывание пальчиков из кулачка.) Вышли пальцы танцевать. (Хлопки в ладоши то правая, то левая рука сверху.) Большой пустился в пляс. (Круговые движения больших пальцев вокруг друг друга.) Указательный — в припляс. (Подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста.) Средний пальчик — поклонился. (Средние пальцы сгибаются и выпрямляются.) Безымянный — притаился. (Четвертый палец одной руки прячется в ладонь другой руки.) А мизинец молодец! Цепь сомкнул, удалец! (Обе руки скреплены в замок.) Как же дальше танцевать? Надо цепь нам разорвать. (Тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы.) ВО ДВОРЕ Встретились два котенка: мяу-мяу (постучать мизинцами друг о друга); Встретились два щенка: гав-гав (постучать безымянными пальцами); Встретились две лошадки: и-го-го (постучать средними пальцами); Встретились два гуся: га-га-га, га-га (постучать указательными пальцами); Встретились два быка: му-му-му (соединить большие пальцы); Вот какие у меня рога (сделать «рожки» обеими руками).
2.10. Релаксационные игры и упражнения63 Тело и психика ребенка дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно развиваются. Изменения в сфере общения требуют от ребенка усилий по налаживанию контактов в совместной деятельности с взрослым и сверстниками. Чрезмерные нагрузки на организм и психику современного ребенка велики, поэтому включение в его жизнедеятельность релаксационных упражнений способствует развитию навыков саморегуляции, снятию утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками, укреплению здоровья ребенка. Таким образом, эти игры и упражнения проводятся при, наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или предупреждения писхоэмоционального напряжения, которое может быть вызвано характером учебной деятельности. Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый, резкий звуковой сигнал (гонг). Игры не должны повторяться (может быть, изредка), чтобы детям было интересно. Поэтому в арсенале педагогов их должно быть много. ВСЕ СПЯТ Цель: расслабление мышц. Ход игры: В комнату входит ведущий и видит... На дворе встречает он Тьму людей, и каждый спит: Тот как вкопанный стоит, Тот, не двигаясь, идет, Тот стоит, раскрывши рот. Ведущий подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки и тормоша, но все бесполезно: дети не просыпаются.
____________________________ 63 Некоторые релаксационные игры приведены в разделах «Коррекция эмоциональной сферы...» и «Коррекция трудностей поведения и характера в дошкольном и младшем школьном возрасте». В данном разделе возраст играющих — 4-8 лет, форма игры — как индивидуальная, так и групповая. КАЧЕЛИ Цель: расслабление мышц. Ход игры: Ребенок стоя качается на качелях. Выразительные движения: ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Тяжесть тела переносится с одной ноги на другую. ПЕТРУШКА ПРЫГАЕТ Цель: расслабление мышц. Ход игры: Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Колени, корпус и руки мягкие, расслабленные, голова опущена. АУТОТРЕНИНГ ВОЛШЕБНЫЙ СОН Цель: снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов. Ход игры: Дети ложатся на пол, на ковер. Руки немного согнуты в локтях, лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги немного разведены в стороны. Ведущий обращается к детям: «Сейчас, когда я начну читать стихи и заиграет тихая, спокойная музыка, вы закроете глаза и начнется игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему и будете все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и.повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!» Внимание... Наступает «Волшебный сон»... Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем... (2 раза) Сном волшебным засыпаем... Дышится легко... ровно... глубоко... Наши руки отдыхают... Ноги тоже отдыхают... Отдыхают... засыпают... (2 раза) Шея не напряжена И рас-сла-а-аб-ле-на... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... (2 раза) Дышится легко... ровно... глубоко... Напряженье улетело... И расслаблено все тело... (2 раза) Греет солнышко сейчас... Руки теплые у нас... Жарче солнышко сейчас... Ноги теплые у нас... Дышится легко... ровно... глубоко... Губы, теплые и вялые, Но нисколько не усталые... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... (2 раза) Нам понятно, что такое... Состояние покоя... (2 раза)»
Долгая пауза (до конца медленной музыки). Начинает звучать бодрая, веселая музыка. Дети продолжают лежать с закрытыми глазами. Ведущий обращается к детям: «Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали... Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепко кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!»
СОН НА БЕРЕГУ МОРЯ Цель: снятие психомоторного напряжения. Ход игры: Дети слушают шум моря (аудиозапись). Ведущий говорит детям, что им всем снится один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). Пауза. Ведущий сообщает, по какому сигналу дети проснутся (по счету, когда заиграет дудочка и т. п.). Пауза. Звучит сигнал. Дети спокойно встают. ПЕРЕДАЙ МЯЧ Цель: снять излишнюю двигательную активность. Ход игры: Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей. ШТАНДЕР 64 Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания. Возраст: 7-10 лет. Ход игры: Водящий подбрасывает вверх мяч и выкрикивает имя одного из играющих. Последний ловит мяч на лету или поднимает его с земли и старается попасть им в кого-либо из убегающих. Поймав мяч на лету, игрок имеет право крикнуть: «Штандер!» — и тогда все замрут и можно будет спокойно прицелиться в запятнать ближнего. Запятнанному назначают штрафные очки или же он выбывает из игры. Пойманный в воздухе мяч дает и другое право: поймавший может не испытывать судьбу (за промах ему тоже начислят штрафное очко), а тут же бросить мяч вверх и выкрикнуть имя кого-либо из играющих.
_________________ 64 Володченко В. Ю., Юмашев В. Б. Выходи играть во двор. —М.: Молодая гвардия. 1984 г. ЗМЕЯ Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия. Возраст: 6-9 лет. Форма проведения: групповая. Ход игры: Для этой игры нужны два добровольца, которые будут капитанами команд. Сначала капитаны выбирают себе по одному из играющих, подходят к нему и говорят: «Я змея, змея, змея, хочешь стать моим хвостом?» Если играющий согласен стать хвостом, то он должен пролезть между ног у капитана, встать сзади него, и взять его за талию. Потом капитан с «хвостом» подходит к другому игроку и предлагает то же самое. Выигрывает тот капитан, чей хвост оказывается длиннее. РИФЫ Цель: снятие напряжения, развитие раскрепощенности. Возраст: 8-12 лет. Форма проведения: групповая. Ход игры: Нужны две команды и водящий в одной из них, готовый валяться на песке (команда Б). Что он и делает, ложась на живот, лицом вниз, с закрытыми глазами, располагая ноги и руки в соответствие с указаниями игроков другой команды (А). Игроки из А кладут пять камешков (рифов) рядом с водящим, где хотят, не касаясь его, так, чтобы он не услышал, где они их положили, и отходят. Дальше игроки команды В стараются объяснить своему водящему, где эти камешки, чтобы он сумел встать на ноги, не коснувшись ни одного из них (миновав все рифы). Игроки команды А следят за неприкосновенностью (в буквальном смысле) камешков. Игру можно усложнять, увеличивая количество и размеры камешков. РИСУЕМ ДВИЖЕНИЯ Цель: релаксация и развитие координации. Возраст: 3-7 лет. Форма проведения: индивидуальная и групповая. Ход игры: Ребенок воспроизводит действия с воображаемыми объектами. «Красим забор»: движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево. «Погладим котенка»: плавные поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой. «Курочка пьет водичку»: локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед. «Музыканты»: движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах. «Солим суп»: локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения. ЗНАКОМСТВО С ПАЛЬЧИКАМИ Цель: релаксация и развитие координации. Возраст: 3-7 лет. Форма проведения: индивидуальная и групповая. Ход игры: Пять да пять — родные братцы, Так все вместе и родятся. Если вскапываешь грядку — Держат все одну лопатку. Не скучают, а играют Вместе все в одни игрушки. А зимою всей гурьбою Дружно прячутся в теплушки. Вот такие «пять да пять»! Угадайте, как их звать? (Пальцы) Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик резать стал, Ну а этот — взял и съел, Оттого и потолстел. ПОЧЕСАТЬ СПИНКУ Цель: снять напряжение, повысить групповую сплоченность, релаксация перед упражнением, в котором нужна концентрация внимания. Возраст: 7-10 лет. Форма проведения: групповая. Ход игры: Детей просят встать в два больших круга так, чтобы каждый из них оказался напротив ученика из другого — внешнего или внутреннего круга... Теперь дети из внешнего круга должны одновременно повернуться направо. Теперь пусть повернутся направо и все те, кто стоит во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника. Все начинают делать друг другу приятный и бодрящий массаж. Дети должны растирать ладонями плечи стоящих перед ними учеников. Когда одна пара завершит массаж, те двое сделают такой же массаж двоим следующим — стоящим перед ними. И так далее по кругу, пока массаж; не «вернется» к тем, кто его начал.
ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА И СОЛДАТ Цель: релаксация. Возраст: 7-10 лет. Форма проведения: групповая. Ход игры: Детей просят встать так, чтобы вокруг каждого было свободное место, полностью выпрямиться и вытянуться в струнку, как солдат, застыть в этой позе, как одеревеневший, и не двигаться. Теперь нужно наклониться вперед и расставить руки, чтобы они болтались как тряпки, стать таким же мягким и подвижным, как тряпичная кукла. Затем следует слегка согнуть колени и почувствовать, как кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными... Теперь снова нужно показать солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд). Затем опять стать тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова солдат... (10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой... Надо просить детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились. Теперь нужно встряхнуть руками, как будто хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней... ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОБЛАКЕ Цель: упражнение на релаксацию, дает детям возможность успокоиться и настроиться на работу. Возраст: 7-10 лет. 1 Форма проведения: индивидуальная и групповая. Ход игры: Детям предлагается сесть поудобнее и закрыть глаза, два-три раза глубоко вдохнуть и выдохнуть... «Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.) Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный». Комментарий: В качестве сопровождения желательно использовать спокойную инструментальную музыку. СЛУШАЙ КОМАНДУ Цель: успокоение и организация возбужденных детей. Возраст: 4-7 лет. Форма проведения: групповая. Ход игры: Дети под музыку идут друг за другом по кругу. Когда музыка прекращается, все останавливаются, слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра заканчивается, когда группа перестает хорошо слушать и точно выполнять задание. СМОТРИ НА РУКИ! Цель: успокоение и организация возбужденных детей. Возраст: 4-7 лет. Форма проведения: групповая. Ход игры: Дети стоят друг за другом, первый — командир. Во время спокойного марша по кругу командир показывает различные движения рук, остальные дети повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения. КТО ЗА КЕМ? Цель: успокоение и организация возбужденных детей. Возраст: 4-7 лет. Форма проведения: групповая. Ход игры: По комнате расставлены в случайном порядке стулья. Звучит музыка. Один ребенок, которого вызвал ведущий, ходит между стульями и, услышав остановку в музыке, садится на ближайший стул. Ведущий вызывает другого, и тот повторяет действия предыдущего ребенка. Когда все дети сядут на стулья, можно поиграть в следующую игру.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|