Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Комплект оценочных средств для проверки уровня сформированности компетенций





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине: ТОПОГРАФИЯ

 

Направление подготовки

05.03.06 «Экология и природопользование»

 

Профиль подготовки

«Экология»

 

 

Комсомольск-на-Амуре, 2016 г.


РАЗРАБОТАНО

И.о. декана ЕГФ Н.Г. Романова

 

СОГЛАСОВАНО

 

Учебно-методическое управление

Начальник О.Ю. Назьмова

 

 

Естественно-географический

факультет

И. о. декана ЕГФ Н.Г. Романова

 

 

Заведующий кафедрой

безопасности жизнедеятельности и

естественных наук Н.М. Чернявская

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и естественных наук

протокол № ___ от «___»_____________20___ г.

 

 

Введено впервые

 

Рабочая программа дисциплины составлена на основании ФГОС ВО направления подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование» и учебного плана ФГБОУ ВО «АмГПГУ»

Пояснительная записка

Цель курса «Топография» – дать общие и специальные знания о топографических картах, их содержании и методах создания, возможностях применения для решения прикладных экологических задач, способах топографической съемки местности, выработать методические и практические навыки полевых измерений и камеральной обработки пространственной информации.

 

Задачи:

– дать представление о Земле как небесном теле, имеющем определенные размеры и форму, знания о методах создания карт;

– научить студентов пользоваться топографическими картами и решать по ним наиболее распространенные задачи;

– познакомить с технологией производства полевых топографических измерений и их обработкой;

– создать базу для более глубокого изучения и использования на старших курсах топографо-геодезических и аэрокосмических материалов, применяемых в экологических исследованиях.

 

Результаты освоения дисциплины

Компетенции обучающегося и их дескрипторы, формируемые в результате освоения дисциплины (ПК – профессиональные компетенции):

1. ПК-14 - владение знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии.

ПК-14.4 - владение знаниями об основах социально-экономической географии и картографии.

2. ПК-16 - владение знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии.

ПК-16.3 - владение знаниями в области картографии.

3. ПК-20 - владение методами геохимических и геофизических исследований, общего и геоэкологического картографирования, обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации, методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации.

ПК-20.2 - владение методами общего и геоэкологического картографирования.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

– современные теоретические основы и принципы развития топографического картографирования в России и за рубежом;

– основные методы создания и обновления топографических карт;

– виды топографической и аэрокосмической съемок;

– методы геодезических измерений и определения координат точек местности;

уметь:

– «читать» топографическую карту, включая определение координат и восстановление пространственной информации по условным знакам;

– применять топографический метод исследования в профессиональной деятельности;

владеть:

– навыками, методами и приемами топографических измерений;

– навыками применения топографического метода исследования в практической деятельности;

– навыками анализа топографической информации.

Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

Данная дисциплина является дисциплиной по выбору блока Б1.В. ДВ (Б1.В.ДВ.5.2).

 

1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.

 

Вид учебной работы Всего часов Семестр
 
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинары (с)    
Практические    
Лабораторные    
Контрольные работы    
Самостоятельная работа студентов    
Курсовая работа (проект)    
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) зачет зачет
  1. Содержание дисциплины

 

Кол-во часов Форма обучения, вид занятия, раздел, тема и краткое содержание
  Очная форма обучения
  Лекции
  Семестр 5
  Раздел 1. «Введение»
  Тема «Топография, ее предмет и задачи, связь с другими науками». Топография – геодезическая служба России. Документы, регламентирующие работы по созданию топокарт и топопланов.
  Раздел 2. «Топографическое изучение поверхности Земли»
  Тема «Фигура и размеры Земли». Эллипсоид Красовского, его размеры и ориентировка. Горизонтальная проекция. Современные способы определения размеров земного эллипсоида. Основные линии и точки земного эллипсоида. Картографическая (градусная) сетка, ее назначение и изображение на разных картах. Географические координаты. Воспроизведение местности на рисунке, аэрофотоснимке, снимке из космоса, плане местности.
  Раздел 3. «Топографические карты и планы»
  Тема «Сущность топографической карты, ее свойства и области применения». Использование топокарт для изучения местности: при первоначальном ознакомлении с территорией и ее детальным изучении, для выявления некоторых взаимосвязей и зависимостей географического характера, для создания производных карт, а также в качестве основы для фиксации материалов наблюдений. Особенности плана местности, его отличие от карты.
  Раздел 4. «Математические элементы топографических карт»
  Тема «Масштаб топографических карт». Масштаб длин и площадей. Виды масштабов. Измерение расстояния и площадей по топографической карте.
  Тема «Элементы топокарты». Элементы, используемые для измерения географических координат объектов по топокарте и нанесение на карту объектов по их координатам.
  Тема «Геодезическая основа топографических карт». Поперечно-цилиндрическая проекция отечественных топокарт. Прямоугольная (километровая) сетка Гаусса-Крюгера. Прямоугольные координаты. Оцифровка линий километровой сетки на листе топокарты. Определение прямоугольных координат по карте и нанесение на карту точек по координатам.
  Тема «Система плоских полярных координат». Углы направлений: азимуты, дирекционный угол, румбы. Зависимость между углами через магнитное склонение, сближение меридианов и поправку направления. Прямой и обратный углы направления. Элементы топокарты, используемые для измерения и вычисления углов направления.
  Раздел 5. «Географическое содержание топографических карт»
  Тема «Особенности условных обозначений». Типы условных знаков: масштабные (площадные, контурные), линейные, внемасштабные знаки; надписи, буквенные и цифровые пояснения. Признаки выделения групп условных знаков, их количество и наименование. Однотипность обозначений для отечественных топокарт. Изображение водных объектов, рельефа естественной и различных групп культурной растительности на топокартах.
  Тема «Изображение объектов на топографических картах». Изображение населенных пунктов, промышленности, сельского хозяйства, средств связи и объектов культуры, путей сообщения.
  Раздел 6. «Геодезические измерения»
  Тема «Создание геодезической опорной сети». Опорные пункты и геодезические знаки. Пункты высотной сети. Создание мировой геодезической сети. Линейные измерения на местности.
  Раздел 7. «Съемки местности»
  Тема «Виды съемок местности». Плановые съемки. Высотные съемки. Планово-высотные съемки. Аэрофототопографическая съемка. Космические съемки.
  Лабораторные занятия
  Раздел 4. «Математические элементы топографических карт»
  Тема «Решение задач с масштабом». Перевод одного вида масштаба в другой. Определение величины, точности и предельной точности масштаба. Вычисление масштаба по измеренным отрезкам на карте и на местности. Построение линейного масштаба.
  Тема «Измерение длин и площадей по топокарте». Измерение расстояний по прямой между двумя объектами, изм курвиметром по дороге между объектами, длины отрезка водотока (реки или ручья) малым раствором циркуля – измерителя, площади участка местности, используя палетку из параллельных линий.
  Тема «Измерение географических координат». Значение рамок топокарты. Правила проведения дополнительных параллелей и меридианов. Измерение географических координат объекта. Определение объекта по его географическим координатам.
  Тема «Измерение прямоугольных координат». Особенности оцифровки линий координатной сетки на листах топокарт. Правила пользования километровой сеткой для измерения прямоугольных координат. Измерение прямоугольных координат объекта. Определение объекта по его прямоугольным координатам.
  Тема «Измерение и вычисление углов направлений по топографической карте». Измерение углов направлений по топокарте. Соотношение основных углов направлений через вспомогательные углы. Использование схем вспомогательных углов для вычисления основных. Вычисление азимута магнитного по азимуту истинному, азимута магнитного по дирекционному углу, азимута истинного обратного, румба истинного прямого.
  Тема «Решение задач с горизонталями». Определение абсолютной высоты двух точек и вычисление превышения второй точки над первой, крутизны, экспозиции и формы склона. Оконтуривание бассейна водотока (или лощины) на топокарте.
  Раздел 5. «Географическое содержание топографических карт»
  Тема «Характеристика объектов и территории по топокарте». Характеристика единичных объектов по топокарте. Комплексное описание территории.
  Раздел 6. «Геодезические измерения»
  Тема «Изучение геодезических приборов». Устройство компаса и правила работы с ним. Вычисление цены (размера) шага. Составление абриса участка. Правила работы с нивелирной рейкой, барометром.
  Раздел 7. «Съемки местности»
  Тема «Знакомство с аэро- и космическими снимками». Свойства аэрофотоснимков. Топографическое и тематическое дешифрирование снимков. Прямые и косвенные дешифровочные признаки основных топографических объектов. Понятие о комбинированном и стереотопографическом методе создания топокарт. Использование материалов аэрофотосъемки для составления карт и географического изучения территории. Исследование и картирование Земли при помощи летательных космических аппаратов. Виды и диапазоны съемки, многозональная космическая съемка. Использование космических снимков в народном хозяйстве, в науках о Земле, в картографии для составления карт и атласов.
  Практические работы учебным планом не предусмотрены
  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Обучающихся

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает следующие виды деятельности:

- конспектирование учебной литературы;

- проработку учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

- изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельное изучение;

- выполнение расчетно-графических работ;

- подготовку к контрольным работам, зачету.

 

Содержание самостоятельной работы обучающихся

 

Кол-во часов Разделы, темы, вынесенные на самостоятельную подготовку, тематика контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и др   Формы и методы контроля
  Раздел 1. «Введение»  
  Тема «История развития топографии в мире и России». Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку. Проверка конспекта
  Раздел 4 «Математические элементы топокарт» Проверка конспекта
  Тема «Географические координаты». Проработка учебного материала. Устный опрос, проверка домашнего задания, терминологический диктант
  Тема «Прямоугольные координаты». Проработка учебного материала. Подготовка к контрольной работе. Устный опрос, проверка домашнего задания, терминологический диктант
  Тема «Углы направлений». Проработка учебного материала. Устный опрос, проверка домашнего задания, терминологический диктант
  Подготовка к контрольной работе Контрольная работа
  Раздел 5. «Географическое содержание топографических карт»  
  Тема «Условные знаки топокарт». Вычерчивание основных групп условных знаков топографических карт Расчетно-графическая работа
  Раздел 7. «Съемки местности»  
  Тема «Наземные (плановые, высотные, планово-высотные) съемки местности». Теодолитная съемка. Буссольная съемка. Глазомерная съемка с планшетом. Геометрическое нивелирование. Тригонометрическое (геодезическое) нивелирование. Физическое (барометрическое) нивелирование. Изучение методики проведения съемок и камеральной обработки полевых измерений. Устный опрос, проверка навыков работы с приборами

Примерный вариант контрольной работы

1. Определите географические координаты объектов:

мост (1713)

колодец (6809)

2. Определите объект по его прямоугольным координатам:

х=6 068 500

y=4 311 900

3. Сделать переход от азимутов к румбам:

А=1610, А=170, А=2680, А=1150

4. Вычислить азимут истинный, если известны азимут магнитный 50 и склонение -80

5. Измерить крутизну склона. Определить его экспозицию и форму:

высота (6812)

брод (6810)

 

4.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Технологическая карта

5 семестр

 

Содержание работы Сроки выполнения Форма отчётности Критерии оценивания Кол-во баллов
  Решение задач по топокарте «Морозовск» В течении семестра Выполненные задания Каждая задача оценивается в 2 балла: 2 балла - если задача решена верно; 1 балл - если основные расчеты верны, но есть ошибки в определении квадрата, объекта и др.; 0 – если задача решена не верно  
  Построение профиля по топокарте 3 неделя Выполненное задание 2 балла - верно выполнены расчеты масштабов и построена линия профиля; 1 балл - верно выполнены или расчеты масштабов, или верно построена линия профиля; 0 баллов – если все выполнено не верно  
  Конспект по теме: «История развития науки топография» 5 неделя Конспект 1 балл за соответствие каждому требованию: содержательность, логичность, обращение к цитированию (с наличием библиографического списка)  
  Контрольная работа по темам: «Масштаб», «Координаты» 7 неделя Письменная работа Каждое правильно выполненное задание оценивается в 2 балла  
  Конспект по теме: «Дистанционные съемки местности» 10 неделя Конспект 1 балл за соответствие каждому требованию: содержательность, логичность, обращение к цитированию (с наличием библиографического списка  
  Контрольная работа по темам: «Углы направлений», «Рельеф», «Условные знаки топокарт» 14 неделя Письменная работа Каждое правильно выполненное задание оценивается в 2 балла  
  Самостоятельная работа «Условные знаки топокарт» 16 неделя Выполненное задание Всего 9 групп знаков (104 знака). За каждую правильно выполненную группу 2 балла.  
  Зачет По расписанию      
ИТОГО:        

 

Разные формы работы – 80 баллов

Зачетное задание – 20 баллов

Минимальное количество баллов для зачета - 65 баллов

 

4.2. Контрольно-измерительные материалы для измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся по дисциплине

4.2.1. Примерные задания к зачету

Шкала и критерии оценивания:

На зачете студент отвечает вопросы к зачету (0 – 6 баллов), тест (0-10 баллов) и решает 2 задачи (0-4 балла).

Правильный ответ на любой из вопросов оценивается в 3 балла (всего 6 баллов). За каждый правильно выполненный тест 1 балл (всего 10 баллов). Правильное решение задачи оценивается в 2 балла (всего 4 балла).

На зачете студент может набрать от 0 до 20 баллов.

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Главные понятия топографии. Сущность и особенности топографических карт.

2. Различия между топографическим планом и картой.

3. Форма Земли. Геоид и общеземной эллипсоид. Сущность проекции Гаусса-Крюгера.

4. Последовательность разграфки и номенклатуры отечественных топографических карт.

5. Факторы и виды картографической генерализации. Анализ генерализации изображения компонента географической оболочки от крупного масштаба к мелкому

6. Математические элементы топокарт.

7. Способы измерения длин и площадей по топокорте.

8. Измерение географических и прямоугольных координат, нанесение на карту объектов по координатам.

9. Измерение и вычисление углов направлений по топокарте.

10. Построение горизонталей по высотным отметкам

11. Сравните картографической содержание топографических карт суши и шельфа. Раскройте принципиальные отличия.

12. Методы изучения рельефа по топографической карте.

13. Масштаб топокарт.

14. Основные виды топографической съемки.

15. Значение разных видов съемок в автоматизированном сборе пространственной информации.

Примерный перечень задач к зачету

1. Измерить географические координаты пасеки (6712).

2. Вычислить азимут магнитный если известны дирекционный угол 1170, склонение -60 и сближение меридианов - 20.

 

Примерный вариант зачетного задания

Вопросы

1. Форма Земли. Геоид и общеземной эллипсоид. Сущность проекции Гаусса-Крюгера.

2. Масштаб топокарт.

Тест

1.Была допущена ошибка при обозначении географических координат…

а) 500 в.д. 100 с.ш. в) 1350 з.д. 400 с.ш.

б) 900 в.д. 950 с.ш. г) 1200 з.д. 50 ю.ш.

2. По какому азимуту нужно двигаться, чтобы попасть от родника у села Мысина в точку «180,4 м»?

а) 900 в) 3150

б) 2700 г) 1200

3. Какому направлению соответствует направление А-В на карте Латинской Америки?

 
 


а) северо-восток

б) запад

в) север

г) северо-восток

 

4. К группе мелкомасштабных карт относится карта масштаба

а) 1:2 000 в) 1:200 000

б) 1:20 000 000 г) 1:20 000

5. Один километр местности изображается отрезком длиной в один сантиметр на карте масштаба

а) 1:10 000

б) 1:1 000 000

в) 1:1 00 000

г) 1:10 000 000

6.Угол между северным направлением географического (истинного) меридиана и направлением на предмет, отсчитанный по ходу часовой стрелки, называют

а) истинным азимутом

б) дирекционным углом

в) магнитным азимутом

г) обратным азимутом

7.Какое из утверждений является верным?

а) Полярный радиус Земли больше экваториального

б) Длина любого меридиана больше длины экватора

в) Экваториальный радиус Земли больше полярного

г) Длины меридианов и параллелей равны

8. Какова действительная протяжѐнность маршрута, если на карте масштаба 1:120 000 она составляет 5 см?

а) 600 м

б) 6 км

в) 60 км

г) 6 600 м

9. Определите по карте расстояние на местности по прямой от школы до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Ответ: __________ м.

10. Определите по карте азимут, по которому надо идти от школы до дома лесника. Ответ запишите цифрами.

Ответ: ______ градусов.

Задачи

1. Измерить географические координаты объекта (топокарта «Морозовск», школа (2114)).

2. Измерить длину реки Соленая от истока (2202) до моста (2700) (топокарта «Морозовск»).

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине: ТОПОГРАФИЯ

 

Направление подготовки

05.03.06 «Экология и природопользование»

 

Профиль подготовки

«Экология»

 

 

Комсомольск-на-Амуре, 2016 г.


РАЗРАБОТАНО

И.о. декана ЕГФ Н.Г. Романова

 

СОГЛАСОВАНО

 

Учебно-методическое управление

Начальник О.Ю. Назьмова

 

 

Естественно-географический

факультет

И. о. декана ЕГФ Н.Г. Романова

 

 

Заведующий кафедрой

безопасности жизнедеятельности и

естественных наук Н.М. Чернявская

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и естественных наук

протокол № ___ от «___»_____________20___ г.

 

 

Введено впервые

 

Рабочая программа дисциплины составлена на основании ФГОС ВО направления подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование» и учебного плана ФГБОУ ВО «АмГПГУ»

Пояснительная записка

Цель курса «Топография» – дать общие и специальные знания о топографических картах, их содержании и методах создания, возможностях применения для решения прикладных экологических задач, способах топографической съемки местности, выработать методические и практические навыки полевых измерений и камеральной обработки пространственной информации.

 

Задачи:

– дать представление о Земле как небесном теле, имеющем определенные размеры и форму, знания о методах создания карт;

– научить студентов пользоваться топографическими картами и решать по ним наиболее распространенные задачи;

– познакомить с технологией производства полевых топографических измерений и их обработкой;

– создать базу для более глубокого изучения и использования на старших курсах топографо-геодезических и аэрокосмических материалов, применяемых в экологических исследованиях.

 

Результаты освоения дисциплины

Компетенции обучающегося и их дескрипторы, формируемые в результате освоения дисциплины (ПК – профессиональные компетенции):

1. ПК-14 - владение знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии.

ПК-14.4 - владение знаниями об основах социально-экономической географии и картографии.

2. ПК-16 - владение знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии.

ПК-16.3 - владение знаниями в области картографии.

3. ПК-20 - владение методами геохимических и геофизических исследований, общего и геоэкологического картографирования, обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации, методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации.

ПК-20.2 - владение методами общего и геоэкологического картографирования.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

– современные теоретические основы и принципы развития топографического картографирования в России и за рубежом;

– основные методы создания и обновления топографических карт;

– виды топографической и аэрокосмической съемок;

– методы геодезических измерений и определения координат точек местности;

уметь:

– «читать» топографическую карту, включая определение координат и восстановление пространственной информации по условным знакам;

– применять топографический метод исследования в профессиональной деятельности;

владеть:

– навыками, методами и приемами топографических измерений;

– навыками применения топографического метода исследования в практической деятельности;

– навыками анализа топографической информации.

Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

Данная дисциплина является дисциплиной по выбору блока Б1.В. ДВ (Б1.В.ДВ.5.2).

 

1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.

 

Вид учебной работы Всего часов Семестр
 
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинары (с)    
Практические    
Лабораторные    
Контрольные работы    
Самостоятельная работа студентов    
Курсовая работа (проект)    
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) зачет зачет
  1. Содержание дисциплины

 

Кол-во часов Форма обучения, вид занятия, раздел, тема и краткое содержание
  Очная форма обучения
  Лекции
  Семестр 5
  Раздел 1. «Введение»
  Тема «Топография, ее предмет и задачи, связь с другими науками». Топография – геодезическая служба России. Документы, регламентирующие работы по созданию топокарт и топопланов.
  Раздел 2. «Топографическое изучение поверхности Земли»
  Тема «Фигура и размеры Земли». Эллипсоид Красовского, его размеры и ориентировка. Горизонтальная проекция. Современные способы определения размеров земного эллипсоида. Основные линии и точки земного эллипсоида. Картографическая (градусная) сетка, ее назначение и изображение на разных картах. Географические координаты. Воспроизведение местности на рисунке, аэрофотоснимке, снимке из космоса, плане местности.
  Раздел 3. «Топографические карты и планы»
  Тема «Сущность топографической карты, ее свойства и области применения». Использование топокарт для изучения местности: при первоначальном ознакомлении с территорией и ее детальным изучении, для выявления некоторых взаимосвязей и зависимостей географического характера, для создания производных карт, а также в качестве основы для фиксации материалов наблюдений. Особенности плана местности, его отличие от карты.
  Раздел 4. «Математические элементы топографических карт»
  Тема «Масштаб топографических карт». Масштаб длин и площадей. Виды масштабов. Измерение расстояния и площадей по топографической карте.
  Тема «Элементы топокарты». Элементы, используемые для измерения географических координат объектов по топокарте и нанесение на карту объектов по их координатам.
  Тема «Геодезическая основа топографических карт». Поперечно-цилиндрическая проекция отечественных топокарт. Прямоугольная (километровая) сетка Гаусса-Крюгера. Прямоугольные координаты. Оцифровка линий километровой сетки на листе топокарты. Определение прямоугольных координат по карте и нанесение на карту точек по координатам.
  Тема «Система плоских полярных координат». Углы направлений: азимуты, дирекционный угол, румбы. Зависимость между углами через магнитное склонение, сближение меридианов и поправку направления. Прямой и обратный углы направления. Элементы топокарты, используемые для измерения и вычисления углов направления.
  Раздел 5. «Географическое содержание топографических карт»
  Тема «Особенности условных обозначений». Типы условных знаков: масштабные (площадные, контурные), линейные, внемасштабные знаки; надписи, буквенные и цифровые пояснения. Признаки выделения групп условных знаков, их количество и наименование. Однотипность обозначений для отечественных топокарт. Изображение водных объектов, рельефа естественной и различных групп культурной растительности на топокартах.
  Тема «Изображение объектов на топографических картах». Изображение населенных пунктов, промышленности, сельского хозяйства, средств связи и объектов культуры, путей сообщения.
  Раздел 6. «Геодезические измерения»
  Тема «Создание геодезической опорной сети». Опорные пункты и геодезические знаки. Пункты высотной сети. Создание мировой геодезической сети. Линейные измерения на местности.
  Раздел 7. «Съемки местности»
  Тема «Виды съемок местности». Плановые съемки. Высотные съемки. Планово-высотные съемки. Аэрофототопографическая съемка. Космические съемки.
  Лабораторные занятия
  Раздел 4. «Математические элементы топографических карт»
  Тема «Решение задач с масштабом». Перевод одного вида масштаба в другой. Определение величины, точности и предельной точности масштаба. Вычисление масштаба по измеренным отрезкам на карте и на местности. Построение линейного масштаба.
  Тема «Измерение длин и площадей по топокарте». Измерение расстояний по прямой между двумя объектами, изм курвиметром по дороге между объектами, длины отрезка водотока (реки или ручья) малым раствором циркуля – измерителя, площади участка местности, используя палетку из параллельных линий.
  Тема «Измерение географических координат». Значение рамок топокарты. Правила проведения дополнительных параллелей и меридианов. Измерение географических координат объекта. Определение объекта по его географическим координатам.
  Тема «Измерение прямоугольных координат». Особенности оцифровки линий координатной сетки на листах топокарт. Правила пользования километровой сеткой для измерения прямоугольных координат. Измерение прямоугольных координат объекта. Определение объекта по его прямоугольным координатам.
  Тема «Измерение и вычисление углов направлений по топографической карте». Измерение углов направлений по топокарте. Соотношение основных углов направлений через вспомогательные углы. Использование схем вспомогательных углов для вычисления основных. Вычисление азимута магнитного по азимуту истинному, азимута магнитного по дирекционному углу, азимута истинного обратного, румба истинного прямого.
  Тема «Решение задач с горизонталями». Определение абсолютной высоты двух точек и вычисление превышения второй точки над первой, крутизны, экспозиции и формы склона. Оконтуривание бассейна водотока (или лощины) на топокарте.
  Раздел 5. «Географическое содержание топографических карт»
  Тема «Характеристика объектов и территории по топокарте». Характеристика единичных объектов по топокарте. Комплексное описание территории.
  Раздел 6. «Геодезические измерения»
  Тема «Изучение геодезических приборов». Устройство компаса и правила работы с ним. Вычисление цены (размера) шага. Составление абриса участка. Правила работы с нивелирной рейкой, барометром.
  Раздел 7. «Съемки местности»
  Тема «Знакомство с аэро- и космическими снимками». Свойства аэрофотоснимков. Топографическое и тематическое дешифрирование снимков. Прямые и косвенные дешифровочные признаки основных топографических объектов. Понятие о комбинированном и стереотопографическом методе создания топокарт. Использование материалов аэрофотосъемки для составления карт и географического изучения территории. Исследование и картирование Земли при помощи летательных космических аппаратов. Виды и диапазоны съемки, многозональная космическая съемка. Использование космических снимков в народном хозяйстве, в науках о Земле, в картографии для составления карт и атласов.
  Практические работы учебным планом не предусмотрены
  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Обучающихся

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает следующие виды деятельности:

- конспектирование учебной литературы;

- проработку учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

- изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельное изучение;

- выполнение расчетно-графических работ;

- подготовку к контрольным работам, зачету.

 

Содержание самостоятельной работы обучающихся

 

Кол-во часов Разделы, темы, вынесенные на самостоятельную подготовку, тематика контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и др   Формы и методы контроля
  Раздел 1. «Введение»  
  Тема «История развития топографии в мире и России». Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку. Проверка конспекта
  Раздел 4 «Математические элементы топокарт» Проверка конспекта
  Тема «Географические координаты». Проработка учебного материала. Устный опрос, проверка домашнего задания, терминологический диктант
  Тема «Прямоугольные координаты». Проработка учебного материала. Подготовка к контрольной работе. Устный опрос, проверка домашнего задания, терминологический диктант
  Тема «Углы направлений». Проработка учебного материала. Устный опрос, проверка домашнего задания, терминологический диктант
  Подготовка к контрольной работе Контрольная работа
  Раздел 5. «Географическое содержание топографических карт»  
  Тема «Условные знаки топокарт». Вычерчивание основных групп условных знаков топографических карт Расчетно-графическая работа
  Раздел 7. «Съемки местности»  
  Тема «Наземные (плановые, высотные, планово-высотные) съемки местности». Теодолитная съемка. Буссольная съемка. Глазомерная съемка с планшетом. Геометрическое нивелирование. Тригонометрическое (геодезическое) нивелирование. Физическое (барометрическое) нивелирование. Изучение методики проведения съемок и камеральной обработки полевых измерений. Устный опрос, проверка навык<





Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.