Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Охрана земель населенных пунктов с особым эколого-правовым статусом





Одним из элементов правового режима земель населенных пунктов является придание населенному пункту либо его части особого эколого-правового статуса. Данный статус может включать в себя две разновидности. Первая касается земель, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению, в связи с чем не подлежат использованию (ограничиваются в использовании) в качестве места размещения жилых, общественно-деловых и иных зданий и сооружений по причине несоответствия установленным законодательством требованиям. Такие земли могут переводиться в земли запаса для их консервации. Порядок использования таких земель, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях иных работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия. [401]

Другая разновидность данного направления охраны земель предполагает установление особого режима охраны уникальных почв посредством ведения Красной книги почв РФ и Красной книги почв субъектов РФ. Почвы, представляющие по своим характеристикам особую ценность для Российской Федерации или субъекта РФ, подлежат внесению в такие книги, с установлением режима особой охраны и выведению из активного хозяйственного использования. В обоих указанных выше случаях выявление таких «нестандартных» земельных участков в составе земель населенных пунктов может потребовать как проведения ряда единовременных природоохранных мероприятий (например, мероприятий по дезактивации загрязненных земель), так и повлечь придание территории особого эколого-правового статуса, с отражением этих изменений в документах государственного кадастра недвижимости и документах государственной регистрации прав на недвижимость, а также возложением на собственников или иных правообладателей таких земельных участков определенных обязанностей и ограничений.

В последнем случае, если органы публичной власти посчитают, что территория (часть территории) населенного пункта отвечает предусмотренным в законе признакам уникальной природной территории, либо территории, в границах которой состояние окружающей среды характеризуется как экологическая катастрофа, то соответствующим решением данной территории может быть придан особый эколого-правовой статус («позитивный» для ООПТ или «негативный» для зоны экологического бедствия).

Под землями, занятыми особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) в населенных пунктах нами понимаются земельные участки (в том числе занятые водными объектами) в пределах их границ, имею­щие особое природоохранное, оздоровительное, рекреационное, истори­ко-культурное и иное ценное значение. Придание статуса ООПТ части территории населенного пункта (равно как и включение населенного пункта в состав крупной ООПТ) влечет за собой ряд правовых последствий. Учитывая главную задачу земель населенных пунктов как категории земель в земельном фонде России – служить пространственным операционным базисом для размещения жилой, промышленной, общественно-деловой и иной застройки, в числе таких последствий необходимо отметить изменения возможностей по застройке этой территории. Это означает, что при расположении ООПТ в границах населенных пунктов устанавливаются границы зон охраны, в пределах которых запрещается или ограничивается градостроительная, хозяйственная и иная деятельность, причиняющая вред ООПТ, окружающей среде в целом или ухудшающая их состояние и нарушающая целостность и сохранность.

При этом возникает «конкуренция» двух правовых режимов: экологического и градостроительного. Часть населенного пункта, на которой располагается ООПТ, не переходит в категорию особо охраняемых территорий и объектов, оставаясь категорией земель населенных пунктов, и образуя субкатегорию (территориальную зону) особо охраняемых территорий.

Сведения о местоположении земельного участка в границах ООПТ подлежат обязательному включению в правоустанавливающий документ. В целях создания новых и расширения существующих ООПТ органы публичной власти вправе принимать решения о резервировании земель, которым впоследствии будет придан статус особо охраняемых природных территорий, с последующим их изъятием в государственную (муниципальную) собственность путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

По критерию практики взаиморасположения ООПТ и населенных пунктов, мы предлагаем различать три варианта. В первом случае ООПТ располагаются исключительно в границах населенного пункта (памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады). Во втором случае ООПТ могут располагаться как в границах населенного пункта, так и включать в свой состав несколько сельских населенных пунктов (национальные парки, природные парки, заказники). В третью группу следует включить ООПТ, которые не находятся в границах населенных пунктов, а, наоборот, включают в свои границы одно или несколько городских и сельских населенных пунктов (заповедники, курорты). В данном случае следует подчеркнуть, что прямого запрета на создание таких ООПТ в границах населенного пункта федеральное и региональное законодательство не содержат, однако практика развития системы ООПТ обычно идет по такому пути.

По критерию особенностей создания и управления можно выделить несколько групп ООПТ в населенных пунктах. В первую следует включить национальные парки, природные парки, заказники, дендрологические парки и ботанические сады (наименее распространенная категория ООПТ в городах). Среди них выделяется национальный парк «Лосиный остров» в городе Москве, а также находящиеся там же ООПТ регионального значения – природный парк «Москворецкий», природно-исторический парк «Останкино», комплексный заказник «Петровско-Разумовское», а также ландшафтные заказники – «Крылатские холмы», «Теплый стан» и ряд других.

К числу задач упомянутых садов и парков в пределах границ населенных пунктов относятся: экологическая (охрана естественных экосис­тем), рекреационная (обеспечение туризма и отдыха населения) и научная (разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологическо­го просвещения). Разновидностью последней является задача создания специальных кол­лекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения расти­тельного мира, присущая дендрологическим паркам и ботаническим садам.

В качестве примера расположения последних категорий ООПТ в границах населенных пунктов приведем дендрологические сады Волго-Донского судоходного канала и Всероссийского НИИ агролесомелиорации (ВНИАЛМИ), расположенные в границах города Волгограда; Главный ботанический сад Академии наук РФ, Ботанический сад МГУ (город Москва) и т.д.

Во вторую группу входят памятники природы - небольшие уникальные участки земли (водного пространства), создаваемые с целью их сохранения в естественном состоянии для настоящего и будущего поколений людей. Памятники природы создаются по решению органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ. В отличие от национальных парков или ботанических садов, специальных органов управления ими не создается.

Органы местного самоуправления вправе создавать в городах и других населенных пунктах свои категории ООПТ (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие). Однако они не вправе осуществлять «опережающее нормотворчество», то есть принимать свои акты о создании ООПТ местного значения до разработки закона субъекта РФ, определяющего порядок их создания, что нередко случается на практике.

Так, в декабре 1998 г. органами местного самоуправления г. Волгограда территория островной системы Сарпинский-Голодный была признана особо охраняемой природной территорией местного значения с установлением категории «охраняемые природные ландшафты».

Довольно специфическое место в системе ООПТ занимают лечебно-оздоровительные местности и курорты. Лечебно-оздоровительные местности – это территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Наличие таких территорий в границах населенных пунктов встречается редко.

Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Курорт редко составляет часть населенного пункта. Как правило, границы курорта и населенного пункта совпадают, либо населенный пункт входит в состав территории эколого-курортного региона. В последнем случае управленческие отношения в таких населенных пунктах могут иногда приобретать свою специфику (например, как в случае с курортным регионом Кавказских Минеральных Вод).

Соотношение специфики правового режима ООПТ и населенных пунктов наиболее наглядно прослеживается на примере курорта и национального парка. Курорт как особо охраняемая природная территория может находиться в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или органа местного самоуправления. Однако не следует смешивать курорты с теми городами, которые расположены в пределах их территории. Если город (или курортный поселок) включается в состав курорта, то на его территории будет действовать правовой режим земель населенных пунктов за исключением определенных экологических и градостроительных особенностей, вытекающих из признания данной территории особо охраняемой природной территорией - курортом. Если курорт находится в составе населенного пункта, занимая его незначительную часть, то за пределами территории курорта и его охранных зон действует обычный правовой режим земель населенных пунктов.

Образование в определенной местности ООПТ с включением в ее состав городских и сельских населенных пунктов также влечет изменения правового режима использования данных территорий, в частности, данное обстоятельство влияет на режим их застройки. При создании курорта на территории входящих в его состав населенных пунктов генеральными планами и Правилами землепользования застройки закладывается строительство инженерной и транспортной инфраструктуры, не характерной для иных населенных пунктов (именно это мы наблюдаем после признания г. Сочи горноклиматическим курортом). Аналогично решается и вопрос о застройке такой территории. Земельные участки в таких местностях будут преимущественно отводиться под строительство домов отдыха, санаториев и т.д. Соответственно, предусмотрено принудительное изъятие за выкуп земельных участков у граждан и юридических лиц, необходимых для строительства таких объектов.

Включение земельного участка в состав такой категории ООПТ федерального значения, как национальный парк, также ведет к изменению правового режима земель соответствующей территории. Например, при включении в состав национального парка городского или сельского населенного пункта, земельные участки могут у собственников и пользователей не изыматься (п.4 ст. 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»), однако приватизация таких земельных участков, а равно и находящихся на них зданий, сооружений, помещений запрещена (п.5 ст. 16).

На территории национального парка в расположенных в его границах населенных пунктах могут быть введены определенные ограничения на застройку территории (в случае, если соответствующая функциональная зона предусматривает размещение иных объектов). Обязательно вводятся запреты на предоставление садовых и дачных участков, а также строительство дорог, трубопроводов, линий электропередачи и иных хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков. С дирекцией национального парка должны согласовываться любые строительные мероприятия (расширение, строительство новых объектов и т.д.) на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации. Более подробно такие вопросы могут регулироваться Положением о конкретном национальном парке. Вокруг национального парка создаются охранные зоны, в которых права собственников, владельцев, пользователей земельных участков могут быть также ограничены.

При создании национального (или природного) парка в границах города происходит наложение двух типов зонирования: градостроительного зонирования, определяемого Правилами землепользования и застройки, и функционального зонирования территории национального (природного) парка, регламентированного Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. (данные парки имеют сложную внутреннюю структуру). При этом особого противоречия между данными видами зонирования нет, и функциональное (внутреннее) зонирование национального (природного) парка дополняет и конкретизирует параметры и виды использования данной территории, предусмотренные градостроительным регламентом. Если же национальный парк расположен вне границ населенных пунктов на землях категории особо охраняемых природных территорий и объектов, то для него градостроительный регламент не устанавливается, а градостроительное зонирование не проводится (ч.6 ст.36 ГрадК РФ).

Таким образом, создание ООПТ в границах городского или сельского населенного пункта ведет к установлению на этой территории определенного эколого-правового режима, сочетающего экологические, земельные и градостроительные характеристики. Общий смысл такого режима заключается в установлении ограничений по застройке (градостроительное законодательство), хозяйственному использованию (экологическое законодательство), приобретению прав на землю, оборотоспособности земельных участков, которым придан статус ООПТ и их охранных зон (земельное законодательство).

Актуальной и не решенной проблемой развития системы ООПТ в городах остается наличие в их границах тысяч промышленных, транспортных и коммунальных объектов, автостоянок, гаражей и т.д. Это означает несоответствие реальной ситуации (наличие в границах ООПТ субъектов хозяйственной деятель­ности, противоречащих статусу территории) и тре­бований законодательства, прямо запре­щающих хозяйственную деятельность, не соответству­ющую статусу ООПТ. По поводу данной проблемы в научной литературе было предложено несколько возможных вариантов решения:

1) внести ряд изменений и дополнений в экологическое законодательство, разрешив хозяйственную деятельность в границах ООПТ (в этом случае возможно увеличение числа объектов, не соответствующих статусу ООПТ);

2) выведение за границы ООПТ объектов, не соот­ветствующих их статусу, с обустройством на их месте озелененных территорий (такое решение будет являться слишком финансово затратным для городских бюджетов);

3) произвести корректировку границ ООПТ в целях исключения из их состава объектов, не соответствующих статусу (для этого будет необходимо изменить существующую императивную норму закона о запрете корректировки границ ООПТ, влекущее уменьшение их пло­щади);

4) перепрофилирование отдельных объектов с це­лью организации рекреационной, культурно-оздоро­вительной и иной правомерной деятельности (для этого требуется согласие и инициатива собственников имущества).[402]

Совершенно иную специфику имеет придание части населенного пункта или территории с расположенными на ней несколькими населенными пунктами другой разновидности особого эколого-правового режима территории - статуса зоны экологического бедствия. Смысл создания данной зоны заключается в восстановлении деградировавших экологических систем и значительному ограничению хозяйственной деятельности.

Правовой статус ООПТ и зон экологического бедствия обладает рядом схожих и отличных черт. Сходство правового статуса ООПТ и зон экологического бедствия состоит в том, что совершение деяния на их территории является квалифицирующим признаком в ряде составов УК РФ (например, см. ч.2 ст. 250 УК РФ). Одинаковы и цели установления особого статуса территории – обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Существенные отличия между этими территориями в задачах, стоящих перед ними. ООПТ создаются для полной или частичной консервации отдельных экосистем для настоящего и будущих поколений и изучения уникальных природных территорий; зоны экологического бедствия - для восстановления нарушенных экосистем. В связи с этим, доступ иностранных граждан в пределы особо охраняемых природных территорий не запрещен (и даже поощряется), в то время как для въезда в зону экологического бедствия им необходимо специальное разрешение.[403]

Увеличению потребности в образовании зон экологического бедствия как важнейшего направления охраны окружающей среды способствует тот факт, что состояние природы России продолжает оставаться напряженным. В настоящее время площадь экологически неблаго­получных районов составляет 2 миллиона квадратных километров, что рав­няется 10-15 % всего земельного фонда России. На этих территориях при­мерно в 300 населенных пунктах (включая такие крупные города, как Уфа и Нижний Новгород) проживает около 60 млн. человек, а примерно треть заболеваний их жителей обусловлена экологическими факторами. Почти во всех российских городах с населением свыше 1 млн. человек экологическое неблагополучие оценивается как «наиболее высокое» и «очень высокое». Не менее 60% городов с населением 0,5-1 млн. человек характеризуются острой экологической ситуацией.[404]

В то же время, в состав критериев, служащих основанием для отнесения какой-либо территории к зоне экологического бедствия, представляется нецелесообразным включать лишь исключительно показатели здоровья населения, поскольку далеко не всегда представляется возможным однозначно указать причину плохого состояния здоровья населения, воздействие на которое оказывают и иные, неэкологические факторы (алкоголизм, некачественное питание и т.д.). Следовательно, показателей качества окружающей среды вполне достаточно для получения объективного критерия отнесения территории к разряду зон экологического бедствия.[405]

Ранее экологическое законодательство выделяло две разновидности зон экологического неблагополучия: зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия. В соответствии со ст.57 Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., система территорий экологического неблагополучия включает только зоны экологического бедствия.

Зоны экологического бедствия - это такие участки территории России, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубо­кие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за со­бой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Существует ряд объективных причин, тормозящих как ранее, так и сейчас процесс объявления отдельных территорий зонами экологического бедствия:

Во-первых, это отсутствие федерального закона о зонах экологического бедствия, содержащего четкое правовое регулирование механизма создания таких зон и особенностей правового статуса этих территорий;

Во-вторых, оздоровление неблагополучных территорий должно предположительно происходить, в первую очередь, за счет средств федерального бюджета, бюджетов других уровней, а также средств непосредственных виновников деградации окру­жающей среды. Однако представительные органы власти всех уровней, и, в первую очередь Государственная Дума Федерального Собрания РФ не стремятся предусматривать в бюджетах дополнительные статьи расходов, которые будут весьма значительны.

В-третьих, неясны правовые последствия придания территории статуса зоны экологического бедствия. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. лишь наметил контуры механизма оздоровления зон экологического неблагополучия, но закон о них не был принят. Не содержит соответствующих правовых норм и новый Закон об охране окружающей среды. Поэтому до сих пор ни одной территории не придан статус зоны экологического бедствия. Практика охраны окружающей среды на таких экологически неблагополучных территориях пошла тремя путями.

Во-первых, путем принятия постановлений Правительства РФ о разработке специальной федеральной целевой программы восстановления определенной территории с экологически неблагополучной обстановкой (Братск) или установлением перечня первоочередных мероприятий (Череповец).

Во-вторых, путем разработки специальной экологической программы по реабилитации радиационно загрязненных участков территории, финансируемой за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов.

В-третьих, наряду с принятием указанных программ, социальная защита граждан, пострадавших от экологических катастроф, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г., который распространяет свое действие на территории, пострадавшие от аварии и подвергшиеся радиационному загрязнению. В рамках этих территорий выделяются зоны с особым правовым режимом, что влечет ряд юридических последствий. Так, ограничивается или запрещается деятельность, отрицательно влияющая на состояние окружающей среды; в административном (а не судебном) порядке назначаются социальные пособия и компенсации пострадавшим за вред, причиненный катастрофой и т.д.

Таким образом, фактически (по правовым последствиям) часть территории страны, пострадавшей вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, является зоной экологического неблагополучия (зоной экологического бедствия), однако юридически указанный в законе «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. статус на нее не был распространен. Наиболее перспективным путем решения этой сложной и запутанной проблемы является принятие Федерального закона о зонах экологического бедствия.

Представляется, что в проекте данного закона следует провести разграничение зон экологического неблагополучия на зоны федерального, регионального и местного значения. Логика такого подхода очевидна: если существуют особо охраняемые природные территории трех видов (федеральные, региональные, местные), то учитывая диалектическую взаимообусловленность особой охраны двух крайних проявлений (очень хорошего и очень плохого) экологических систем, следует закрепить существование и трех видов зон экологического неблагополучия. В самом деле – ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС и создание биосферного заповедника – это есть уникальные разовые ситуации, в то время как экологическая ситуация вокруг крупных свалок или прудов накопителей – это типичная экологическая проблема местного значения, связанная с ухудшением (по сравнению с нормой) воздействия человека на экологические системы и их ответной негативной реакции на здоровье человека. И если курорт местного значения видится законодателю как нечто само собой разумеющееся, то почему не создать зону экологического неблагополучия местного значения? И почему такие земли не могут находиться в муниципальной собственности?

В свете изложенного очевидна и потребность внесения изменений в ст. 7 ЗК РФ, которыми должна быть определена новая категория земель в земельном фонде России - «земли экологического неблагополучия» (по аналогии с землями особо охраняемых территорий и объектов), что позволит повысить эффективность экологического законодательства в данной сфере.

При этом представляется, что субъекты РФ не обязаны ждать разработки данного федерального закона, а вправе принимать свои законы о зонах экологического неблагополучия. Такой закон мог бы, например, установить новую категорию экологического неблагополучия – «зона повышенного загрязнения», то есть территории, степень экологического неблагополучия на которых достаточно высока, хотя оно и не достигло критического уровня.[406] Создание такой региональной территории может предшествовать появлению федеральной зоны экологического бедствия, хотя это и не является обязательным.

Следует обратить внимание на тот факт, что под чрезвычайными обычно понимают не столько экологические, сколько чрезвычайные природные и техногенные катастрофы, связанные с взрывами газопроводов, пожарами, землетрясениями, засухами и т.д., в ликвидации которых участвует МЧС РФ. Необходимо четко представлять сходство и различие между чрезвычайной ситуацией, подведомственной МЧС РФ, и чрезвычайной ситуацией, влекущей создание зоны экологического бедствия, а, следовательно, различать функции МЧС РФ и функ­ции органа по охране окружающей среды, которые отражают совершенно разные сферы общественных отно­шений.

Сходство между указанными чрезвычайными ситуациями состоит в том, что в обоих случаях происходит нарушение устойчивости природных территорий, ликвидировать которое невозможно без осуществления жестких административных мероприятий, которые могут повлечь ограничения прав и свобод граждан (например, в сфере землепользования). Кроме того, в обоих случаях происходят отрицательные изменения состояния окружающей среды, т.е. одинаков результат воздействия определенных факторов на экосистемы. Однако принципиальным различием между ними является характеристика того процесса, который привел к этому результату:

Во-первых, отличие по времени возникновения чрезвычайной ситуации. Обычно чрезвычайные ситуации и бедствия возникают в результате краткосрочных катастроф и стихийных бедствий; возникновение экологического бедствия связано с накоплением экологичес­ких последствий, т.е. с устойчивым воздействием антропогенных факторов. Как и из любого правила есть исключения: авария на Чернобыльской АЭС.

Во-вторых, отличие по средствам ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Для ликвидации чрезвычайной ситуации МЧС РФ предпринимаются экстренные меры, в то время как для ликвидации зоны экологического бедствия этого недостаточно. Необходима коренная перестройка хозяйственной деятельности с целью создания новой хозяйственно-экономической модели с целью прекращения неблагоприятных воздействий на состояние окружающей среды, обеспечение условий для реализации прав проживающего в зоне населения и принятие мер, направленных на постепенное оздоровление окружающей среды. Поэтому для ликвидации зоны экологического бедствия необходимы сроки, сопоставимые со сроками ее возникновения.

В-третьих, отличие по методам управления ликвидацией чрезвычайной ситуации. При ликвидации чрезвычайных ситуаций применяются преимущественно административные методы. Преодоление последствий в зоне экологического бедствия невозможно без применения экономических стимулов, поскольку на данной территории решаются экономические проблемы, включая перепрофилирование «экологически грязных» производств.

В-четвертых, по правовому статусу территории. Придание территории статуса зоны экологического бедствия происходит путем принятия нормативного правового акта федерального органа государственной власти с установлением границ и особенностей правового режима на основании заключения государственной экологической экспертизы. Придание особого правового статуса территории, где произошла чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера не производится.

Указанные выше различия привели к тому, что Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» окончательно разграничил правовое положение рассматриваемых зон. Согласно п.1 ст.57 данного закона, порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия, которое пока отсутствует. Напротив, защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также иными нормативно-правовыми актами (п. 2).

Чрезвычайные экологические ситуации следует отличать и от «чрезвычайного положения». Чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей (ст. 1 Федерального конституционного закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»).[407]

Соотношение указанных правовых категорий заключается в следующем. Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю, и их устранение невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся, в числе прочих, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных работ (ст. 3).

Следовательно, само по себе возникновение чрезвычайной ситуации может повлечь либо установление правового режима «чрезвычайной ситуации», либо в случае повышенной опасности для жизнедеятельности населения режима «чрезвычайного положения», при котором экологические права (равно как и ряд других) могут быть правомерно ограничены (ч.3 ст. 56 Конституции России). Порядок установления и прекращения режима чрезвычайного положения, сроки действия, характер ограничений прав граждан и многие другие вопросы детально регламентированы указанным Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении».

Понятие экологического бедствия не следует отождествлять и с категорией «общественного бедствия», которую упоминает ст. 63 УК РФ. Категория общественного бедствия является мало разработанной в теории и практике, и обычно упоминается в контексте ситуаций, связанных с нарушением обычного течения жизни и возникновении угроз безопасности населения.

Наконец, следует обратить внимание не только на региональный или федеральный государственный уровень проблем создания экологически неблагополучных территорий, но и на необходимость расширения международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Дело в том, что возникновение в отдельно взятом населенном пункте, регионе или целом государстве экологически неблагополучных зон может быть связано с действиями других государств, примером чему может служить война в Ираке весной 2003 г. и связанные с ней экологические последствия для иракских (и не только иракских) городов и агломераций.[408] Одним из вариантов снижения таких негативных экологических последствий могла бы быть разработка и внедрение в практику новой категории международного права окружающей среды – «территории экологического бедствия». Такая территория может располагаться в пределах одного или нескольких государств и обладать определенным международным эколого-правовым статусом.

По решению ООН и по согласованию с соответствующим государством (государствами), а также при участии всего международного сообщества мог бы быть предусмотрен перечень мер по восстановлению деградированных экосистем такого государства. Реальным является и создание механизма финансирования реализации этих программ. Представляется, что государства, обладающие оружием повышенной экологической опасности (взрывные устройства повышенной мощности, боеприпасы, содержащие в себе радиоактивные вещества, боеприпасы зажигательного действия большой площади и т.п.) должны производить финансовые отчисления в специальный фонд, расходуемый на реализацию эколого-восстановительных программ на территории экологического бедствия вне зависимости от национальных границ.

Идеологической мотивировкой к возложению обязательности денежных отчислений этих стран является их повышенная ответственность перед международным сообществом как государств, обладающих оружием повышенной экологической опасности. Реализация такой стратегии позволит нормализовать экологическую ситуацию в любой стране мира, включая Россию. Однако представляется, что создание такого механизма международного сотрудничества в области создания экологически неблагополучных территорий с особым статусом если и возможно в отдаленном будущем, то лишь после отсутствующей пока глубокой теоретической проработки.


Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Населенный пункт – часть территории России, имеющая наименование, сосредоточенную застройку и служащая местом проживания людей, подразделяемая на городские и сельские населенные пункты. Существующая классификация видов населенных пунктов нуждается в совершенствовании. Актуальной проблемой в данной сфере общественных отношений является несовпадение границ административно-территориальных образований, муниципалитетов и городских населенных пунктов, что влечет ряд проблем в теории и на практике. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации может стать дальнейшая разработка правовой конструкции «городская агломерация», предложенная представителями градостроительной науки.

Земли населенных пунктов – категория земель в земельном фонде России, являющаяся пространственно-операционным базисом для размещения жилых, производственных, общественно-деловых, рекреационных и иных объектов жизнеобеспечения населения в соответствии с требованиями градостроительного, экологического и земельного законодательства, отделенная установленными границами от земель иных категорий.

2. Действующее законодательство и существующая практика изменения границ населенных пунктов не предусматривает выплаты компенсаций гражданам и юридическим лицам – правообладателям земельных участков (в части увеличения ставки земельного налога при включении их участков в границы города), а также органам местного самоуправления, чья территория сокращается в результате расширения городских населенных пунктов (в части уменьшения размера получаемого земельного налога и арендной платы, а также стоимости муниципальных земельных участков и иных природных ресурсов). Внесение соответствующих изменений в ст.84 ЗК РФ позволит усилить гарантии прав и законных интересов граждан и юридических лиц; обеспечит укрепление экономических основ местного самоуправления; создаст стимул для более рационального освоения городских территорий.

3. Юридическое значение границ населенных пунктов заключается в том, что они отделяют категорию земель населенных пунктов от всех остальных категорий земель. Внутри границ категории земель населенных пунктов могут быть только земли населенных пунктов. Су







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.