|
Раздел 1. Управление и общество
Тема 1.1. Научный подход к управлению Предмет и задачи курса, содержание курса. Научный подход. Определение понятий управление и менеджмент. Менеджмент как наука и искусство, вид практической деятельности человека, система управления в организации. Функциональные области менеджмента: маркетинг, финансовый менеджмент, операционный и производственный менеджмент, управление человеческими ресурсами, информационный менеджмент. Инфраструктура менеджмента, уровни аппарата управления и их функции. Интеграционные процессы в менеджменте. Стратегический менеджмент и инновационный менеджмент. Конкуренция и ее влияние на менеджмент. Менеджер и его функции в организации. Характеристика элементов менеджмента. Предпринимательство и его функции. Понятие организации. Характеристика организации как системы и ее основные подсистемы. Миссия и цели организации. Схема входа-выхода. Простое уравнение выполненной работы. Принцип обратной связи.
Тема 1.2. Модель обучения Модель обучения взрослых. Стили обучения. Как управлять обучением и определять приоритеты в обучении. Менеджер – работник умственного труда – как основной капитал в деятельности организации. Управление временем и рабочей нагрузкой менеджера. Роль менеджмента в карьере и жизни. Структура учебного плана основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 080200.62 «Менеджмент». Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский менеджмент. История и особенности российского менеджмента. Отличие подходов, используемых в США, Европе и Японии, к менеджменту компаний. Национальные различия и менеджмент.
Тема 1.3. Система общества и управление обществом Понятие системы, общества и его подсистемы: социальная культурная, политическая, экономическая. Функции подсистем. Иерархия экономической системы: общество, регион, отрасль, компания, фирма. Управление обществом. Природа государства и власти. Инструменты управления. Распространенные в обществе заблуждения.
Тема 1.4. Общественное развитие Методы интеграции в обществе. Модели общества. Процессы эволюции в обществе. Цивилизации и процессы становления общества. Циклы социально-экономических систем. ХХ-ый век и современное состояние общества. Модели экономик. Национальные особенности российского общества.
Раздел 2. История развития управленческой мысли
Тема 2.1. Становление научного подхода к управлению Развитие управленческой мысли в «доисторический» период. Возникновение теории и практики управления. Школы менеджмента (в различных классификациях). Подходы в менеджменте (в различных классификациях). «Технократическая» школа менеджмента. Принципы научного управления Фредерика Тейлора. Г. Гантт и промышленная демократия. Генри Форд и массовое производство. Фрэнк и Лилиан Гилбреты, управление трудовыми движениями. «Административная» школа и А. Файоль. У. Шухарт и контроль качества. Школа «человеческих отношений» и Элтон Мэйо.
Тема 2.2. Концепции менеджмента переходного периода Математический этап развития в менеджменте, становление исследования операций. Л.В. Канторович, Дж. Данциг, Т. Купманс и математическое программирование. Теория очередей. Теория принятия решений. Методы сетевого планирования. Групповые технологии и гибкие производственные системы, С.П. Митрофанов. Компьютерный этап развития менеджмента. Управление запасами. Управление проектами. Планирование материальных потребностей (MRP). Системы CIM, CAD/CAM. Массовое производство в сфере услуг, феномен Макдональдса. Модель производственной стратегии Гарвардской школы бизнеса.
Раздел 3. Современные концепции управления организацией
Тема 3.1. Японская модель управления «Японское чудо»? Производственная система компании Тойота (TPS): история развития, ее составляющие и современное состояние. Т. Оно и становление TPS. Развитие TPS до национального и мирового уровня. Концепция Кайдзэн. Особенности японской модели управления персоналом. Японское качество и Э. Деминг.
Тема 3.2. Концепции управления качеством. Основные взгляды на вопросы управления качеством: Э.Деминг, Дж.Джуран, Ф.Кросби, К.Исикава, А.Фейгенбаум, Т.Тагути. Сравнение их подходов. Национальные общества и премии. Международные стандарты качества. Качество как средство конкурентной и неконкурентной борьбы. Всеобщее управление качеством.
Тема 3.3. Концепции реструктуризации организаций. Синхронное производство и теория ограничений Э. Голдрата. Реинжиниринг бизнес-процессов М. Хаммера. Бережливое производство Дж. Вумека. Изменения в организациях. Цели и задачи изменений в организации, управление изменениями (процессный подход). Организационное преобразование бизнеса: новое осмысление, реструктуризация, оживление, обновление и их элементы.
Тема 3.4. Современные тенденции в развитии общества и в управлении. Информатизация общества и инновационная экономика. Ошибки менеджеров ведущих корпораций. Мнения гуру менеджмента. Перспективные принципы управления. Интегрированные производственные системы. Развитие организационных структур. Социализация и современное управление. Обеспечение качества. Человеческий капитал и знания – ключевые факторы изменений. Цепочка создания стоимости компании: закупки, производство, сбыт. Структурирование компаний. Звенья операционной деятельности и их оценка. Функциональные области менеджмента и их оценка. Реактивная и проактивная роли менеджеров среднего звена. Факторы, определяющие производительность работника умственного труда в организации.
Практические (семинарские) занятия
Наименование тем практических (семинарских) занятий и их трудоемкость представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Практические занятия и их трудоемкость
Лабораторные занятия.
Не предусмотрены.
Курсовое проектирование
Не предусмотрено.
2.3.6 Самостоятельная работа студента
Виды самостоятельной работы, темы самостоятельной работы и ее трудоемкость приведены в таблице 2.3.1
Таблица 2.3.1 Виды самостоятельной работы студентов и их трудоемкость
Перечень тем для самостоятельного изучения теоретического материала приведен в таблице 2.3.3 Таблица 2.3.3 Темы теоретического материала (ТМ) для самостоятельного изучения и их трудоемкость
Литература для выполнения ТМ (основная: [1-3], дополнительная: [2,3,5-11] указана в перечне рекомендуемой литературы.
2.3.7. Интерактивные формы обучения по дисциплине
Таблица 2.4. Часы занятий в интерактивной форме
В процессе освоения материала дисциплины используются следующие образовательные технологии: 1. Проблемное обучение, нацеленное на развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся, и предполагающее последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися взаимосвязанных задач для исследования управленческой проблемы в учебной ситуации, при разрешении которой от обучающихся требуется активная исследовательская и творческая деятельность. 2. Дифференцированное обучение, нацеленное на создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей, и предполагающее усвоение материала программы дисциплины на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного, определенного ФГОС. 3. Активное (контекстное) и интерактивное обучение, нацеленное на организацию активной учебной деятельности, которая активизирует мыслительную деятельность будущих бакалавров при усвоении нового учебного материала и реализации уже имеющихся знаний: · неимитационные (дискуссии, проблемные мини-лекции); · имитационные неигровые (решение управленческих задач, анализ конкретной учебной ситуации, действия по сценарию задания); · имитационные игровые (моделирование будущего состояния деятельности компании и стратегии компании); 4. Развитие стратегического мышления, нацеленное на организацию внутренне мотивированной творческой учебно-профессиональной деятельности и предполагающее решение инновационных задач в области управления интеллектуальной собственностью и управления качеством инновационных проектов.
Образовательные технологии, применяемые при освоении материала дисциплины, реализуются в следующих активных и интерактивных формах: · проведение дискуссии по результатам выполнения задания; · применение техник групповой работы (деление на малые группы, круговой сбор идей, мозговой штурм (мозговая атака)); · обсуждение вариантов решения рассматриваемой управленческой проблемы в учебной ситуации, предложенной преподавателем. · обсуждение отчетов по результатам выполнения заданий на практических занятиях с заслушиванием предложений по разрешению проблемы от обучающихся.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ материалы по ДИСЦИПЛИНе
3.1. Основная литература
1. [339.138(075) С40] Сироткин, В. Б. (зав. каф.). Концепции современного менеджмента: учебное пособие/ В. Б. Сироткин; С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. приборостроения. - 2-е изд.. - СПб.: РИО ГУАП, 2005. - 200 с. Количество экз. в библ. – 146. 2. [330.3(075) С40] Сироткин, В. Б. (зав. каф.). Эволюция внешней среды бизнеса на Западе и в России: учебное пособие/ В. Б. Сироткин; С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. приборостроения. - СПб.: ГОУ ВПО "СПбГУАП", 2006. - 118 с.. Количество экз. в библ. – 147 3. [005.01 С40 005] Сироткин, В. Б. (зав. каф.). Теории и практики менеджмента: идеи, ожидания и результаты: монография/ В. Б. Сироткин; С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. приборостроения. - СПб.: ГОУ ВПО "СПбГУАП", 2012. - 326 с. Количество экз. в библ. - 47
3.2. Дополнительная литература 1. [658.012(075) М50] Менеджмент: учебник/ М. М. Максимцов, А. В. Игнатьева, М. А. Комаров и др.; Ред. М. М. Максимцов, М. А. Комаров. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 360 с. Количество экз. в библ. – 20 2. [005.4(075) К 53] Кнышова, Е. Н.. Менеджмент: учебное пособие/ Е. Н. Кнышова. - М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2008. - 302 с. Количество экз. в библ. – 48 3. [005.1(075) Г41] Герчикова, И. Н.. Менеджмент: учебник для вузов/ И. Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - VIII, 511 с. Количество экз. в библ. – 47 4. [658.012(075) В 38] Веснин, В. Р.. Менеджмент: учебник/ В. Р. Веснин. - 3-е изд. перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2007. - 504 с. Количество экз. в библ. – 7 5. [338(075) И90] История менеджмента: Учебное пособие/ А. Г. Поршнев, Д. В. Валовой, А. А. Беляев и др.; Гос. акад. упр. им. С. Орджоникидзе. - М.: Инфра-М, 1997. - 253 с.. Количество экз. в библ. – 12
Количество экз. в библ. – 45
Количество экз. в библ. – 3
Количество экз. в библ. – 3
[334.72 К73] Коттер Дж. Лидерство Мацуситы: Уроки выдающегося предпринимателя XX века. / Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Альпина Паблишерз, 2011. 254 с.
3.3. Периодическая литература (журналы)
1. Журнал «Эксперт» (http://expert.ru/). 2. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» (http://www.dis.ru/). 3. Журнал «Топ-менеджер» (http://tomanage.ru/library/magazines/top-manager/).
Информационные ресурсы
1. www.rbc.ru – РосБизнесКонсалтинг. 2. http://www.gks.ru – Сайт Роскомстата. 3. http://tomanage.ru/ - сайт сообщества toManage 4. http://www.iteam.ru/ - портал iTeam, технологии корпоративного управления.
Для доступа к электронным ресурсам ГУАП (http://lib.aanet.ru/) необходима авторизация по номеру читательского билета). Доступ в ЭБС «Лань» осуществляется по договору № 695-7 от 30.11.2011. Доступ в ЭБС «ZNANIUM» осуществляется по договору № 186-ЭБС от 08.02.2012.
Таблица 3.1. Возможность доступа студентов к электронным фондам
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|