Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Что такое биологическая обратная связь?





 

Биологическая обратная связь (БОС) основана на допущении, что если человеку дать четкую информацию (обратную связь) о его внутренних физиологических процессах, то он научится их контролировать. Например, на запястье закрепляют датчик часто­ты сердечных сокращений (это может быть датчик мышечного напряжения, датчики электроэнцефалограммы, принцип неизме­нен), информация от которого доступна клиенту - современные приборы дают ее даже в виде увлекательных компьютерных игр, где, пока ваш пульс соответствует норме, космический корабль уворачивается от выстрелов или что-то подобное, детям такое нра­вится. Внимательно следя за информацией от датчика, клиент дол­жен научиться (ему не говорят как, - просто «научиться») делать так, чтобы сигнал все время был «в зеленой зоне». На это уходит от 5 до 15 сеансов (как правило). Если вам кажется, что это похоже на выработку условного рефлекса, то так оно и есть...

В работе А.С. Горева [11] исследовался вопрос о возмож­ности использования биологической обратной связи для разви­тия навыков релаксации (а ведь именно излишнее и постоянное перенапряжение считается одним из сопутствующих симптомов гиперактивности!) у детей 7-8 и 9-10 лет, которых сравнивали со взрослыми. Показателями качественной релаксации выступа­ли сдвиги на ЭЭГ (повышение согласованности по дистантным связям) и повышение эффективности кратковременного запоми­нания. А.С. Горев показал, что для детей 7-8 лет БОС-тренинг малорезультативен, а вот для более старшей группы (9-10 лет) он имеет почти такую же эффективность, как и для взрослых (18-20-летние студенты).

Работа по коррекции СДВГ у детей 6 и 12 лет методом БОС, основанной на ритмах ЭЭГ, велась А.О. Роик и С.А. Исайчевым [37]. Их целью было добиться снижения активности тета-ритма (связанного с поисковым поведением и эмоциональным напря­жением, в основном этот ритм идет из подкорковых структур и гиппокампа) и повышения активности бета-ритма, связанного с работой лобных долей и произвольной регуляцией деятель-

ности. Были достигнуты положительные результаты, особенно у шестилеток - им требовалось меньше сеансов для снижения активности тета-ритма.

Видимые противоречия исследований А.С. Горева и А.О. Роик с С.А. Исайчевым связаны с их разной направленностью: первый автор добивался от детей расслабления телесной мускулатуры, из­меряемой по кожному сопротивлению, а вторая группа исследова­телей - сосредоточения внимания. Между тем, Р.И. Мачинской с соавт. [26] показано, что между 6-7 и 7-8 годами лежит «рубеж» в развитии внимания: дети значимо лучше начинают справляться с заданиями с конфликтной инструкцией, заданиями на серийную организацию движений, пересказ рассказа, копирование фигуры Тейлора (сложная графическая деятельность) и др. При этом «со­средоточиться» и «расслабиться, распределить внимание» (так на­зываемое постпроизвольное внимание - «не думать о белом мед­веде») - это две разные ступени развития внимания, и если пер­вую из них шестилетки уже одолели, то вторая по силам уже более старшей возрастной группе.

В чем проблема? Во-первых, деятельность, в которой клиент учится расслабляться или напрягать внимание, совершенно изо­лирована от его повседневных забот. Ребенку может быть весело играть в космический кораблик, которым он управляет, напрягая и расслабляя мышцы тела, но кто гарантирует, что он перенесет этот навык - произвольно расслабляться - в обычную жизнь. Тем более, при таком кратком курсе обучения.

Во-вторых, несмотря на то, что БОС изучается уже свыше полувека, точные механизмы, позволяющие контролировать не­произвольные процессы (от частоты сокращений сердца до рит­мов мозга), до сих пор неясны.

Итог: в США, где этот метод был разработан, БОС использу­ется при лечении гипертонии, мигрени и тревожности (эти рас­стройства связаны с мышечным перенапряжением), есть опыты использования в лечении невротических расстройств. Но - в ка­честве вспомогательного средства. Заменить собой медикаменты и помощь психолога биологическая обратная связь, увы, не смо­жет, как бы вас ни уверяли в обратном.

 

 

ний, есть ли среди них та часть, которой не достает твоей рыбке. Выбери ее и составь целую картинку».

При помощи описанных в различных разделах пособия ме­тодов, которые прошли апробацию в практике Центра интеллек­туального развития Московского психолого-социального инсти­тута, удается существенно повысить уровень саморегуляции, а также развить другие познавательные процессы (мышление, речь, образы-представления) у детей с гиперактивностью.

 

Заключение

 

Даже краткое знакомство с проблемой гиперактивности по­казывает, что «мода на СДВГ» сыграла с врачами, психолога­ми - да и с родителями непоседливых детей злую шутку. При многообразии методов диагностики, медикаментозного лечения и психологической коррекции четкого понимания - как именно помочь гиперактивному ребенку, чтобы он беспроблемно встро­ился в общество и не чувствовал себя изгоем, нет.

На страницах этого пособия предложен один из подходов -вовсе не претендующий на «единственность» или «уникаль­ность», к психологической, точнее, нейропсихологической кор­рекции СДВГ. Разработанные нами методы прошли апробацию в течение ряда лет в Центре интеллектуального развития МПСИ и других учреждениях и показали свою эффективность. Надеемся, что они пригодятся и вам.

Автор всегда готов к обсуждению, - смотрите сайт www.npsy.ru. пишите!

 

Литература

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возрас­та / Под ред. Цветковой Л.С. - М.: МПСИ, 2001.

2. Афанасенкова Н.В., Яблонская Т.В. Особенности ЭЭГ у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита вни­мания и гиперактивности // Альманах «Новые исследования». -М.: Вердана. - 2009. - № 2 (19). - С. 19-20.

3. Бершедова Л.И. Психологические новообразования кри­тических периодов детства // Сб. материалов международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.И. Божович «Современные проблемы психоло­гии личности: теория и практика». - М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЭК. - 2008. - С. 23-29.

4. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. - СПб.: Речь, 2005.

5. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Ин-т психотерапии, 2003. - 96 с.

6. Василовская Е.А. Возрастные и индивидуально-типологические особенности состояния «передних» функций у младших подростков // Сб. Материалов международной конфе­ренции «Физиология развития человека», Секция 1-2. - М.: Вер­дана. - 2009. - С. 17-18.

7. Волков A.M. и др. Деятельность: структура и регуляция: психологический анализ. -М.: МГУ, 1987.

8. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 5.

9. Выготский Л.С. «Проблемы детской (возрастной) психо­логии», собр. соч. в 6 т., т.4, М.,Педагогика,1983

10. Голдберг Э. Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация. - М.: Смысл, 2003. - 335 с.

11. Горев А.С. Возрастные особенности влияния БОС-тренинга на механизмы произвольной регуляции функциональ­ного состояния (релаксация) // Сб. Материалов международной конференции «Физиология развития человека», Секция 1-2. -М.: Вердана, 2009. - С. 34-35.

12. Грибанов А.В., Подоплекин А.Н., Подоплекин Д.Н. Це-< ребральное энергообеспечение у детей с синдромом дефицита^ внимания и гиперактивности // Альманах «Новые исследова| ния». - М.: Вердана, 2009. - № 2 (19). - С. 31-32.

13. Григал П.П., Дмитрик О.В. Воспроизведение ритма деть ми 6-8 лет // Сб. Материалов международной конференции «Фи| зиология развития человека», Секция 1-2. - М.: Вердана, 2009. -Л С.37-38.

14. Депутат И.С., Старцева Л.Ф., Иорданова Ю.А. Характе­ристика вербального интеллекта у детей младшего школьного возраста с СДВГ // Альманах «Новые исследования». - М.: Вер­дана, 2009. - № 2 (19). - С. 34-35.

15. Досани С. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. Лечить или воспитывать? - М.: Цен-трполиграф, 2010. - 221 с.

16. Ермолаева М.В. «Психология развивающей и коррекци-онной работы с дошкольниками». - М.: МПСИ, 2002.

17. Захарова А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности. / под ред. В.В. Давыдова, И. Лампшера, А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1982.

18. Изард К. Эмоции человека. - СПб.: Питер, 2002.

19. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуля­ции деятельности и поведения. - М.: Наука, 1989.

20. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произволь­ной активности человека // Вопросы психологии. - 1995. - № 1.

21. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспе­вающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М.: РПО, 2001.

22. Кошельков Д.А., Семенова О.А. Особенности произволь­ной регуляции деятельности у детей 5-6 лет с признаками дефи­цита внимания и гиперактивности // Альманах «Новые исследо­вания». - М.: Вердана, 2009. - № 2 (19). - С. 47^8.

23. Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики». - М.: МГУ, 1981.

24. Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции личности в работах Л.И. Божович и в современных исследованиях // Сб.

материалов международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.И. Божович «Совре­менные проблемы психологии личности: теория и практика». -М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 2008. - С. 80-87.

25. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: пси-хокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тре­вожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000.

26. Мачинская Р.И., Крупская Е.В., Семенова О.А., Кошель­ков Д.А. Возрастная динамика управляющих функций и избира­тельного зрительного внимания у детей предшкольного и млад­шего школьного возраста в норме // Сб. материалов III Междуна­родной научно-практической конференции «Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии». -М.-Белгород: ИПЦ Политерра, 2007. - С. 80.

27. Менджерицкий A.M., Серов П.Н., Карантыш Г.В. Ней-ропсихологические и нейрофизиологические корреляты малой мозговой дисфункции и дефицита внимания // Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2009. - № 2 (19). - С. 54-55.

28. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперак­тивные дети: психолого-педагогическая помощь. - СПб.: Речь, 2007.-186 с.

29. Назаренко В.В. Развитие мотивационной сферы совре­менных детей 5-7 лет // Сб. материалов международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.И. Божович «Современные проблемы психологии личности: теория и практика». -М.: МПСИ; Воронеж: НПО МО­ДЭК, 2008.-С. 88-91.

30. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. - М.: Знание, 1986.

31. Политика О.И. Мультимодальный подход в коррекции детей с СДВГ. - СПб.: Речь, 2005.

32. Полонская Н.Н., Яблокова Л.В. Функции программи­рования и контроля и успешность обучения первоклассников / Сб. докладов I Международной конференции памяти А.Р. Лу­рия. Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. - М.: Изд-во МГУ, 1998.

33. Полонская Н.Н., Яблокова Л.В., Ахутина Т.В. Динамика функций программирования и контроля и ее связь с трудностями обучения младших школьников // Вести. Моск. ун-та, Сер. XIV. Психология. - М: Изд. МГУ, 1997. - № 2.

34. Попова О.В., Трухина С.И., Трухин А.Н., Циркин В.И., Шушканова Е.Г. Характеристика психофизиологических пока­зателей подростков 13-14 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2009. - № 2 (19). - С. 63-64.

35. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопр. психологии, 1991.-№5.

36. Психологические проблемы неуспеваемости школьни­ков / под ред. Н.А. Менчинской. - М.: Педагогика, 1971.

37. Роик А.О., Исайчев С.А. Влияние возрастных особен­ностей при использовании психофизиологических методов для коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности // Сб. материалов III Международной научно-практической конфе­ренции «Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии». - М.: Белгород: ИПЦ Политерра, - 2007. С.124-125.

38. Сапожникова Л.С. Некоторые особенности нравственной регуляции поведения младших школьников // Вопр. психологии, 1990.-№4.

39. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002.

40. Студеникин В. М., Балканская С. В., Шелковский В. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: диа­гностика и лечение // Лечащий врач, 2010. - № 1.

41. Сухотина Н.К., Красова А.В. Современные подходы к терапии гиперкинетических расстройств у детей // Журнал кли­нической и социальной психиатрии. - 2006. - № 2. - С. 44-46.

42. Сухотина Н.К., Крыжановская И.Л., Коновалова В.В., Куприянова Т.А. Опыт применения ноотропов при пограничных психических расстройствах у детей // Психиатрия и психофарма­котерапия, 2004. - Т. 6. - № 6.

 

43. Учотова И. Синдром дефицита внимания с гиперактив­ностью: от предрассудков к практической помощи // Heftponews,

2008. - № 6.

44. Феоктистова С.В. Психологические особенности гипе­рактивных детей младшего школьного возраста// Альманах «Но­вые исследования». - М.: Вердана, 2009. - № 2 (19), С. 73-74.

45. Функции лобных долей мозга / под ред. Е.Д. Хомской, А.Р. Лурия. - М.: Наука, 1982.

46. Цветкова Л.С. Афазиология: современные проблемы и.. пути их решения. - М.: МПСИ, 2002.

47. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагно­стики детей, изд. 4-е, исправленное и дополненное. - М.: Педа­гогическое общество России, 2002.

48. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восста­новление интеллектуальной деятельности. - М.: Просвещение,

1995.

49. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: Юристь,1997.

50. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьни­ка.-М.: 1974.

51. Юдина Т.А. Проблема психологической готовности к школе в работах Л.И. Божович // Сб. материалов международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.И. Божович «Современные проблемы психоло­гии личности: теория и практика». - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2008. - С. 78-80.

52. Яблонская Т.В., Суранова И.В. Участие невролога в фор­мировании маршрута коррекционной помощи детям с синдро­мом дефицита внимания с гиперактивностью // Альманах «Но­вые исследования». - М.: Вердана, 2009. - № 2 (19). - С. 80-81.

53. Childhood Symptoms of ADHD Strongly Linked to Adult Risk of Smoking // HealthNewsDigest.com. - October 03, 2005.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.