Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Республиканской олимпиады школьников





Школьный этап

Республиканской олимпиады школьников

По БИОЛОГИИ

Учебного года

Комплект заданий для учеников 11 классов

 

 

Уважаемый участник Олимпиады!

Вам предстоит выполнить теоретические (письменные) и тестовые задания.

Выполнение теоретических (письменных) заданий целесообразно организовать следующим образом:

- не спеша, внимательно прочитайте задание и определите, наиболее верный и полный ответ;

- отвечая на теоретический вопрос, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;

- если Вы отвечаете на задание, связанное с заполнением таблицы или схемы, не старайтесь детализировать информацию, вписывайте только те сведения или данные, которые указаны в вопросе;

- особое внимание обратите на задания, в выполнении которых требуется выразить Ваше мнение с учетом анализа ситуации или поставленной проблемы. Внимательно и вдумчиво определите смысл вопроса и логику ответа (последовательность и точность изложения). Отвечая на вопрос, предлагайте свой вариант решения проблемы, при этом ответ должен быть кратким, но содержать необходимую информацию;

- после выполнения всех предложенных заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов и решений.

Выполнение тестовых заданий целесообразно организовать следующим образом:

- не спеша, внимательно прочитайте тестовое задание;

- определите, какой из предложенных вариантов ответа наиболее верный и полный;

- обведите кружком букву, соответствующую выбранному Вами ответу;

- продолжайте таким образом работу до завершения выполнения тестовых заданий;

- после выполнения всех предложенных заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов;

- если потребуется корректировка выбранного Вами варианта ответа, то неправильный вариант ответа зачеркните крестиком, а новый выбранный ответ обведите кружком.

Предупреждаем Вас, что:

при оценке тестовых заданий, где необходимо определить один правильный ответ, 0 баллов выставляется как за неверный ответ, а также, если участником отмечены несколько ответов (в том числе правильный), или все ответы;

- при оценке тестовых заданий, где необходимо определить все правильные ответы, 0 баллов выставляется, если участником отмечено большее количество ответов, чем предусмотрено в задании (в том числе правильные ответы) или все ответы.

Задание теоретического тура считается выполненным, если Вы вовремя сдаете его членам жюри.

Максимальная оценка - 102 балла.

Время на выполнение заданий - 3 час.

Желаем вам успеха!

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 50 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

В какой микроскоп можно увидеть внутреннее строение митохондрий?

а) световой;

б) электронный;

в) бинокулярный;

г) школьный.

2. У эукариот, в отличие от прокариот, имеется:

а) плазматическая мембрана;

б) рибосомы;

в) цитоплазма;

г) комплекс Гольджи.

3. К сапротрофным бактериям относятся:

а) туберкулезная палочка;

б) железобактерии;

в) молочно-кислые бактерии;

г) цианобактерии.

4. Назовите признак, характерный для растений и грибов:

а) автотрофное питание;

б) гетеротрофное питания;

в) неограниченный рост;

г) наличие хитиновой клеточной стенки.

5. Из камбия образуются:

а) покровные ткани;

б) первичные проводящие ткани;

в) вторичные проводящие ткани;

г) кора и сердцевина.

6. Наряду с корневым давлением, всасыванию и поднятию воды способствует:

а) стеблевое давление;

б) испарение;

в) выделение ферментов;

г) активный транспорт.

7. К видоизмененным подземным побегам относят:

а) корнеплоды моркови;

б) корневища пырея;

в) корневые отпрыски малины;

г) воздушные корни орхидей.

8. Мужской гаметофит цветковых растений представлен:

а) двумя архегониями и эндоспермом;

б) двумя архегониями;

в) семью клетками;

г) вегетативной и генеративной клетками

9. Формула цветка редьки:

а)*Ч5Л5Т5П1;

б)*Ч5Л5Т∞П1;

в) Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1;

г)*Ч4Л4Т6П1.

Наличие хлоропластов; 2) наличие целлюлозной клеточной стенки; 3) наличие дифференцированных тканей; 4) способность к фотосинтезу; 5) наличие органов.

а) только 1, 3;

б) только 2, 5;

в) только 3, 5;

г) 2, 3, 4, 5.

2. Нисходящий ток веществ осуществляется:

Гаметы образуются путем мейоза; 2) гаметы имеют гаплоидный набор хромосом; 3) яйцеклетка развивается в архегонии; 4) один спермий оплодотворяет яйцеклетку, другой - синергиду; 5) генотип потомков объединяет генетическую информацию обоих родителей.

а) 1, 2, 5;

б) 1, 3, 6;

в) 2, 3, 5;

г) 1, 2, 4;

д) 2, 5, 6.

4. Представители типа Круглые черви обладают следующими признаками:

Условные рефлексы характеризуются следующим: 1) рефлекторные дуги временны, замыкаются в переднем мозге; 2) рефлекторные дуги постоянны, замыкаются в спинном мозге и в стволе; 3) являются врожденными; 4) видоспецифичны; 5) индивидуальны.

а) только 1, 3;

б) только 1, 5;

в) 1,3, 5;

г) 2, 3, 5;

д) 3, 4, 5.

Какие процессы происходят в профазе 1-го деления мейоза? 1) конъюгация гомологичных хромосом; 2) кроссинговер 3) выстраивание хромосом вдоль экватора; 4) расхождение гомологичных хромосом; 5) расхождение хроматид.

а) только 1, 2;

б) только 1, 4;

в) 1, 2, 3;

г) 2, 3, 4;

д) 2, 3, 5.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.У сосны и ели проводящую функцию в ксилеме выполняют трахеиды.

2. На поверхности клеток эпидермиса откладывается вещество лигнин, препятствующее испарению воды.

3. Эндосперм покрытосеменных растений имеет диплоидный набор хромосом.

4. Сбрасывание листьев растениями осенью является фотопериодической реакцией.

5. Половое размножение малярийного плазмодия происходит в самке малярийного комара.

6. Первыми вторично полостными животными являются круглые черви.

7. К насекомым с полным превращением относятся жуки, мухи и комары.

8. Внутреннее ухо впервые появилось у млекопитающих животных.

9. Центры чихания, кашля, слюноотделения расположены в продолговатом мозге.

10. Глюкоза и жирные кислоты всасываются в тонком кишечнике в кровь.

11. Поджелудочная железа и печень являются железами смешанной секреции.

12. Вторичную структуру белка образуют пептидные и водородные связи.

13. В подготовительный период энергетического обмена синтезируется две молекулы АТФ.

14. Одномембранными органоидами являются пластиды, комплекс Гольджи и лизосомы.

15. Появление у здоровых родителей детей, больных гемофилией – пример комбинативной изменчивости.

16. Выделение кислорода у растений происходит в световую фазу фотосинтеза.

17. Конъюгация и кроссинговер происходят в профазу первого деления мейоза.

18.Все ферменты имеют белковую природу.

19. По классификации В.И. Вернадского почва относится к косному веществу биосферы.

20. Примером ароморфоза является появление плода у цветковых растений.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Задание 1. (мах. 3 балла). На рисунке изображены три зародышевых листка гаструлы (1-3). Какие системы органов и ткани из них формируются?(А-Е). А) нервная система; Б) опорно-двигательная система; В) кровь; Г) эпителий кожи; Д) пищеварительная система; Е) органы дыхания.

Системы органов и тканей А Б В Г Д Е
Зародышевый листок            

Задание 2. [мах. 3 балла]. Установите соответствие между характерными признаками (1-6) и отделом растений (А,Б).

  Признак Отдел  
  1. Не имеют корней 2. Отсутствует флоэма и ксилема 3. В жизненном цикле доминирует спорофит 4. В жизненном цикле доминирует гаметофит 5. Имеют корневище и придаточные корни 6. Имеют настоящие проводящие ткани. А) Моховидные Б) Папоротниковидные  
Признак            
Отдел            
                   

Задание 3. [мах. 3 балла]. Установите соответствие между признаком (1-6) и типом мышечной ткани (А -В).

  Признак Тип мышечной ткани  
  1. Состоит из одноядерных клеток веретеновидной формы 2. Сокращается медленно 3. Сокращается быстро 4. Входит в состав внутренних органов 5. Сокращается непроизвольно 6. Сокращается произвольно А) Гладкая Б) Поперечнополосатая      
Признак            
Тип ткани            
                   

Задание 4. [мах. 3 балла]. Определите последовательность процессов, происходящих в интерфазной клетке (А-Е). А) мРНК через ядерные поры перемещается в цитоплазму; Б) с рибосомой соединяется тРНК, начинается процесс трансляции; В) происходит сборка белок-синтезирующей системы: мРНК и рибосомы; Г) образование в рибосоме пептидных связей и удлинение белковой молекулы; Д) генетическая информация по принципу комплементарности переписывается с ДНК на мРНК; Е) прекращение синтеза при достижении рибосомой стоп-кодона.

           
           

 

Школьный этап

республиканской олимпиады школьников

По БИОЛОГИИ

Учебного года







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.