Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В доиндустриальных и индустриальном обществах





 

Каждый исторический тип общества, имел свои средства коммуникации или специфические особенности накопления, передачи и хранения информации. Каждому типу общества соответствует специфический тип социальной коммуникации. В качестве таковых можно выделить:

1) табуативный, общинно-коллективистский тип коммуникации, характерный для первобытного общества;

2) классово-кастовый, существовавший в доиндустриальных, аграрных обществах;

3) массовая коммуникация, возникшая в индустриальном обществе;

4) глобальная коммуникация, появившаяся в современном постиндустриальном обществе.


Табуативный, общинно-коллективистский тип коммуникации

Предчеловеческое общество – первобытное стадо – возникает, примерно, 700 тыс. лет назад. Как мы уже знаем, коммуникации были необходимым условием его формирования сознания и возможности социального способа передачи информации.

Однако для возникновения подлинно человеческого общества требовалось еще одно условие: формирование действительно человеческих отношений взамен тех, которые бытовали в стаде. И здесь также решающую роль играла коммуникация.

Определяющим фактором поведения в стаде являлся половой и пищевой инстинкты. В стаде доминирующее положение занимают наиболее сильные в физическом отношении самцы. Они подавляют особей более развитых в интеллектуальном отношении, способных к производственной деятельности, накоплению и передаче информации.

Тем самым, под угрозу ставилось само существование первобытного коллектива. Выживали те коллективы, которые обеспечивали подавление, обуздание зоологических инстинктов. Исследователи называют это грегарно-индивидуальным отбором (грегарный означает стадный).

Обуздание инстинктов произошло благодаря возникновению системы запретов, получивших название табу. Решающим табу стал запрет брака внутри первобытного коллектива. Это устраняло конфликты и привело к появлению первого действительно человеческого общества – рода. Родовое общество возникает 50–40 тыс. лет назад.

Система табу предполагала существование устойчивой социальной коммуникации, транслирующей систему жестких запретов или «трансляцию разрешительно-запретительной матрицы социума» (Л.Н. Федотова). Система табу – исторически первая форма социальной коммуникации.

Фактически, возникновение системы табу, запретов означало формирование праморали и пракультуры. Культура всегда связана с ограничением животных, зоологических инстинктов, а само общество возникало как ограничение свободы.

Сегодня владельцы СМИ и многие журналисты в погоне за прибылью выступают против ограничений в трансляции информации, например, введения цензуры. Такие запреты, действительно, ведут к ограничению свободы СМИ. Однако следует помнить, что пропаганда абсолютной свободы, в том числе в отношении СМИ, снятие запретов ведет к деградации общества, возвращению его в первобытно-стадное состояние с преобладанием животных инстинктов. Коммуникация может, как противостоять этой тенденции, так и способствовать ей.

Остается выяснить, каким был механизм передачи информации, в том числе системы запретов, в первобытном обществе.

Как полагает Л.Н. Федотова, вожак стаи племени был «персональным накопителем эмпирической информации»[6]. Вожак определял, что можно, а что нельзя делать, когда сеять, когда охотиться.

Представляется, что такое предположение неверно. Этнографы указывают на неразвитость в первобытном обществе личностности, персональности. Поэтому, хотя индивидуальный опыт имеет большое значение, но основным информационным накопителем стало коллективное сознание. Его носителем выступали традиции и обычаи. Именно они определяли хозяйственную жизнь первобытного коллектива и отношения между его членами.

Поддержка обычаев, традиций носило коллективный характер, основывалась на коллективной памяти, обеспечивая общинно-коллективистский тип коммуникации. Причем обычаи, традиции контролировали поведение и вожака коллектива.

В первобытном обществе можно обнаружить не только межличностную коммуникацию, но и зачатки публичной и массовой. Например, язык танца, или наскальная живопись. Наскальная живопись, своего рода, первобытные граффити, возможно, являлась не только выражением эмоционального мира первобытного художника, но и средством передачи прагматичной информации, например, о приемах охоты.

 

Классово-кастовый тип коммуникации

Этот тип коммуникаций возникает в III тыс. л. до н.э. в доиндустриальных обществах, начиная уже с первых цивилизаций. К ним относятся, например, цивилизации Древнего Востока.

Для доиндустриального общества характерно разделение людей на большие неравноправные группы – классы.

Классы возникали вследствие развития производительных сил, распада родового строя, выделения отдельных семей, появления неравенства и эксплуатации. Появляется социальная иерархия (пирамида), верхние этажи которой занимает правящая верхушка – царский дом, жрецы, воины, чиновники, а нижние – крестьяне и рабы.

Соответственно, возникает и новый тип коммуникации. Функциональная направленность коммуникации кардинально изменилась. В первобытном обществе она предназначалась для всего родового коллектива. Теперь коммуникации классово дифференцируются.

Возникают два вида коммуникаций в одном обществе. Коммуникация первого вида носит вертикальный характер и выполняет функцию управления низшими сословиями со стороны правящего класса. Второй тип коммуникаций – горизонтальный – обеспечивает консолидацию самого правящего класса.

В качестве средств коммуникаций активную роль, помимо традиций, обычаев начинают играть религия, искусство[7].

В древних обществах вертикальные коммуникации носили менее устойчивый, иногда даже эпизодический характер. Очевидно, что низшие классы мало были информированы о решениях фараонов, раджей или царей. Коммуникации обеспечивали здесь, главным образом, идеологическое давление.

Основной массив коммуникаций приходился на горизонтальные связи. Достигается высокая степень коммуникационной замкнутости, что наглядно демонстрируют касты Индии. С человеком не своей касты нельзя даже разговаривать, заключать браки и т.д.

Коммуникации связывали, главным образом, членов одной социальной общности – класса, касты, сословия, цеха. Причем способы, средства, содержание коммуникаций внутри каждой такой группы существенно отличалось от коммуникаций в другой группе. В этом их классово-кастовый характер.

Специфическая классово-кастовая коммуникация сложилась в античном обществе.

В античном обществе (Древняя Греция, Древний Рим) рядовым общинникам удалось оградить себя от эксплуататорских поползновений общинной верхушки. Их нельзя стало обращать в рабство, рабы только из числа иностранцев. Появился класс свободных людей – граждан, для которых горизонтальные взаимосвязи играли наиболее важную роль. Они обеспечивали их консолидацию и силу государства – полиса.

Вся жизнь полиса – воспитание, искусство, религия – была направлена на сохранение этих коммуникаций. Они, каналы, обеспечивали трансляцию мифов, объединяющих саму группу вокруг некой системы ценностей и общего образа жизни.

Греки и римляне создали исключительно мощную диалоговую культуру. Основное содержание коммуникации составляла политика. Средства горизонтальной коммуникации между свободными отличались многообразием: народное собрание, разрешение споров в судах, ораторские речи на площадях, совместные обеды и т.д.

Античные авторы, особенно Аристотель и Цицерон, внесли большой вклад в теорию коммуникаций.

В то же время, вертикальная коммуникация между рабовладельцами и рабами практически отсутствует (раб, по определению Аристотеля, – это лишь «говорящее орудие»).

Иная ситуация сложилась в средневековом обществе, формирующемся в Европе примерно с V века. Появившийся тип коммуникации можно назвать – национально-государственным. Его основной чертой является возрастание значения не только горизонтальных, но и вертикальных коммуникаций, связывающих разные слои общества на этажах социальной иерархии.

Причиной этого стали особенности феодализма, характерного для средневековья. Основным зависимым классом являлось крестьянство. И хотя оно тоже эксплуатировалось, но составляло единую нацию со своими сеньорами, помещиками. Образуется единая нация, имеющая общий язык, культуру.

Условием существования такого общества выступало строгое соблюдение социальной регламентации, в первую очередь, разделения на сословия. Жестко соблюдалось предписанное поведение каждому человеку того или иного сословия. Поддержание этой регламентации уже не могло основываться только на насилии, как в древних обществах. Большую роль начинают играть средства духовного управления, в первую очередь, религия. Это означало резкое усиление роли вертикальной коммуникации.

Основным каналом, осуществлявшим коммуникацию, была церковь. Религиозные предписания, транслируемые на все общества, являлись догматами. Их нарушения наказывались.

На Западе в эпоху Средневековья католическая церковь из-за ее широчайшей организации была основным и долговременным масс-медиа – и только она была способна передавать одни и те же сообщения через политические границы. Эта уникальная способность давала Ватикану неограниченную власть по отношению к враждующим европейским королям и князьям.

Именно в средневековом обществе впервые имела место технологическая революция, оказавшая огромное воздействие на развитие коммуникаций – появляется книгопечатание.

Тем не менее, на всем протяжении Средневековья сохраняют свое значение и устные сообщения. Сохраняются народные собрания в крестьянской среде, ведущей общинный образ жизни. Кроме того, в ряде городов продолжало существовать управление на принципах веча – схода горожан. Активно используются устные речи, в частности, проповеди, наиболее известной из которых является речь папы Урбана II, провозгласившего начало крестовых походов.

Следующий тип коммуникаций возникает в индустриальном или буржуазном обществе, формирующемся в Европе, начиная с XVII в. в эпоху Нового времени в результате буржуазных революций, а затем распространяющегося в остальном мире. Это тип массовой коммуникации.

В учебной литературе в качестве основной черты, отличающей коммуникацию буржуазного общества, называют новые технологические возможности, позволившие поднять уровень интенсивности коммуникаций на небывалую высоту. Действительно, газеты, кино, телеграф, телефон, журналы, радио, телевидение — все это способно нести одно и то же сообщение миллионам — становятся основным инструментом массификации в индустриальном обществе. Но эта черта не основная.

Во-первых, буржуазные революции ликвидировали сословный строй. Люди получают политическое равенство и политические свободы. Соответственно, одной из политических свобод стала свобода слова. Это дало мощный толчок развитию политической коммуникации. Участие в политике сделалось достоянием каждого человека. Массовизация политики приводит к массовизации коммуникации, стремящейся отразить палитру политической жизни.

Но, главное, поскольку существует только политическое равенство, а социально-экономические различия и противоречия в обществе сохраняются на высоком уровне, возникает потребность в использовании коммуникации в качестве средства трансляции идеологии, т.е. средства социального управления, превращающегося в манипулирование.

Во-вторых, поскольку капитализм абсолютно все превращает в товар, в товар превращается и информация. Информация становится капиталом, а ее продажа – выгодным бизнесом.

Но выгодным она является только в случае своего тиражирования, на чем основано все капиталистическое производство. Это превращает информацию в массовый товар или – в массовую информацию.

Массовый характер производства информации формирует массовидного потребителя информации. Возникает само понятие массы как феномена рыночного потребительского общества.

 

Массовые коммуникации







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.