Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обучения (по сокращённой программе). Группа





Выходного дня

Практическое занятие №1

Вид: дискуссия

Тема: Нравственность, мораль и этика: понятия и

Практическая значимость их освоения. История этических

Учений. Основные этические категории и ценности (2 часа)

1. Предмет и место этики в структуре философского знания. Задачи этики.

2. Мораль как форма общественного сознания и способ духовно-практического освоения действительности. Исторические формы морали.

3. Нравственность и право: проблема соотношения.

4. История этических учений: основные вехи и представители.

5. Основные этические категории и ценности.

 

Задания для подготовки к дискуссии:

- продумать материал вводной лекции по проблеме;

- проанализировать 2-ю книгу «Никомаховой этики» Аристотеля;

- проанализировать 2-ю главу книги В.С. Соловьёва «Право и

нравственность»;

- изучить соответствующие разделы рекомендованной литературы

(см.: список основной литературы);

- продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие

высказывания классиков:

1) «Нравственность – это разум сердца» (Г. Гейне).

2) «Нравственное – это повиновение свободе…» (Г.В.Ф. Гегель).

3) «Проповедовать мораль легко, обосновывать её – трудно» (А. Шопенгауэр).

4) «Разумное и нравственное всегда совпадают» (Л.Н. Толстой).

5) «Жить можно только тем, за что ты можешь бороться и умереть» (И.А. Ильин).

6) «Право – это искусство добра и справедливости» (Античный афоризм).

7) «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций).

8) «… Моральную силу невозможно создать параграфами закона…» (К. Маркс).

9) «Отнимите свободу, и право становится своим противоположением, т.е. насилием» (В.С. Соловьёв).

10) «Признание жизни каждого человека священной есть первое и единственное основание всякой нравственности» (Л.Н. Толстой).

11) «Я – жизнь, которая хочет жить, я – жизнь среди жизни, которая хочет жить» (А. Швейцер).

 

 

Практическое занятие №2

Вид: коллоквиум

Тема: Особенности и разновидности профессиональной этики

юриста (2 часа)

 

1. История формирования и особенности юридической этики в контексте основных этических категорий и ценностей.

2. Специфические черты и структура профессиональной этики: нравственные основания деятельности юриста, отношений в сфере права и правоприменения и сознания работников правоохранительных органов.

3. Общие нравственные требования к деятельности следователя.

4. Нравственные основы осуществления правосудия,

деятельности прокурорского работника,

нотариуса, юриста фирмы и адвоката.

5. Проблема цели и средств ее достижения в

юридической деятельности.

 

Задания для подготовки к коллоквиуму:

- продумать материал лекции по профессиональной этике юриста;

- проанализировать рекомендованную лектором литературу по теме;

- ответить на следующие вопросы:

1) Как соотносятся общие принципы и нормы морали с профессиональной моралью?

2) В чем проявляются особенности предмета профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов?

3) Раскройте нравственный характер основных целей и задач юридической деятельности.

4) Чем можно объяснить нередкое несовпадение между социально позитивной целью юридической деятельности и ее конкретным результатом?

5) В чём заключается профилактика профессионально-нравственной деформации юристов?

6) Каковы главные идеи А. Ф. Кони в понимании проблемы соотношения права и нравственности?

7) Каковы содержание и значение судебной этики в понимании Д.Н. Плевако, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого и др.?

8) Возможно ли моральное оправдание судебной ошибки?

9) Можете ли Вы дать нравственную оценку, так называемого, права на ошибку в деятельности юриста?

- Проанализировать с этических позиций Федеральный Закон «О

прокуратуре Российской Федерации» (от 17 января 1992 г.);

- осмыслить и прокомментировать «Кодекс этики прокурорского

работника» (Приказ Генпрокуратуры РФ от 17 марта 2010 г.);

- прокомментировать высказывание французского специалиста в области теории права Ж.-Л. Бержеля: правовед "не имеет права быть ни простым клерком, обреченным на рабское, скрупулезное следование всем пунктам существующего регламента, ни волшебником недоучкой, бестолковость которого … становится причиной нелогичных и несправедливых событий".

- Ответить на следующие вопросы:

1. Что является основным источником моральных проблем в

деятельности прокурорского работника?

2. В чем заключается важность для профессии прокурора принципа

личной ответственности?

3. В чем выражаются честность и порядочность прокурорского

работника?

4. Почему законодательство и кодекс профессиональной этики

требуют от нотариуса соблюдения в своей деятельности принципа

независимости?

5. Почему кодекс профессиональной этики регламентирует

поведение нотариуса в личной жизни?

6.Почему закон запрещает нотариусам заниматься самостоятельной

предпринимательской деятельностью и оказывать посреднические услуги при заключении договора?

7. С помощью каких действий и правил юрист фирмы может

проявлять и демонстрировать свое уважение к клиентам и профессиональному сообществу?

- Раскрыть профессиональную необходимость следования

нравственным принципам, зафиксированным в тексте присяги

нотариуса: «Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса

буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить

профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться

принципами гуманности и уважения к человеку».

- Продумать и объяснить положение о том, что соблюдение требований

законодательства является основой деятельности успешной

современной фирмы.

 

3.5. Самостоятельная работа студента

При изучении данной учебной дисциплины могут быть предусмотрены следующие виды самостоятельной работы студентов:

1) чтение и составление конспекта-комментария первоисточника по нравственной философии и профессиональной этике для юристов;

2) подготовка (по желанию студента) творческих работ, докладов, эссе

для вынесения их на обсуждение в ходе практического занятия;

3) подготовка к обсуждению доклада, эссе коллег;

4) подготовка и участие в дискуссии;

5) подготовка к тестированию;

6) анализ этического кодекса предприятия, юридической

фирмы, Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и т.п.;

7) анализ конкретных ситуаций, в том числе профессиональных,

связанных с применением нравственных норм и ценностей;

8) подготовка и участие в студенческих теоретических конференциях

по нравственно-философской проблематике;

9) участие (по желанию) в работе философско-правового клуба «Нравственное измерение права»: заседания по актуальным проблемам, теоретические конференции, выездные мероприятя.

 

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса

Особенности первого раздела курса предполагают, прежде всего, регулярную и целенаправленную работу с первоисточниками нравственно-философского содержания (см.: список дополнительной литературы - №№ 2, 9, 23) Важно подготовиться к подробному их разбору на практических занятиях. Это нужно для того, чтобы за самобытностью различных этико-философских идей и концепций, в конечном счёте, увидеть достаточно строгую совокупность этических знаний и нормативных альтернатив. С этой же целью следует изучать основное учебное пособие (см.: список основной литературы - №3) и другие источники.

 

Освоение материала второго раздела потребует привлечения не только первоисточников (см.: список дополнительной литературы – №№ 26, 30), но и осмысления различных материалов прикладного и профессионального характера с ориентацией на последующее использование их в практической деятельности. Важно подняться до современного уровня понимания таких, к примеру, проблем, как насилие и ненасилие, смертная казнь, терроризм и его последствия и т.п. При этом целесообразно прицельно выделять собственно профессиональные, юридические аспекты этих проблем.

 

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов очно-заочной и заочной форм обучения

Очно-заочная форма обучения предполагает ограничение

количества практических занятий, но значительное усиление

самостоятельной работы. При этом, осваивая особенности прикладной,

профессиональной, юридической этик важно опираться на знание

истории этических учений, содержания категорий этики и нравственных

ценностей.

Студентам заочной формы обучения предстоит самостоятельно

распределить своё время на подготовку к итоговым занятиям,

организовать процесс освоения предмета так, чтобы чувствовать себя

достаточно уверенно. Не менее важно опираться на знание истории

этических учений, содержания категорий этики и нравственных

ценностей. Важным подспорьем в этом плане является освоение

(конспектирование и комментирование) первоисточников (см.: список

дополнительной литературы - №№ 2,9,23,26,30).

Для подготовки к соответствующим практическим занятиям

следует предварительно проработать рекомендованную основную и

дополнительную литературу, в случае необходимости приходить на

еженедельные консультации преподавателей кафедры философских и

социально-экономических дисциплин (к.560), а также знакомиться с

информацией, связанной с деятельностью философско-правового клуба

«Нравственное измерение права» и размещённой на сайте Университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

 

Образовательные технологии

При освоении данной дисциплины используются интерактивные образовательные технологии (не менее 20% аудиторных занятий). Это позволит студентам развивать навыки нравственной оценки своих и чужих поступков с точки зрения норм и ценностей морали, знаний предмета, истории и различных разделов этики, овладеть навыками поведения в коллективе в соответствии с нормами этики и этикета.

 

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
  Лекции Электронная презентация этических концепций и профессиональных кодексов. Коллективная мыследеятельность 5, 3, 2, 2,1 (интерактивные технологии для соответст-вующих форм обучения)  
  Практические занятия Проведение «мозговых атак» и дискуссий по определенным проблемам с обращением к философско-этическим и правовым текстам 7, 5, 3, 3, 1 (интерактивные технологии для соответст-вующих форм обучения)    
Итого     12, 8, 5, 5, 2

 

Важную роль призваны сыграть технология обучения как исследования, технология коллективной мыследеятельности, разбор конкретных ситуаций, адаптированный Case Study, иные информационные технологии. В течение всего периода (до зачёта) студентам предлагаются:

- организация и проведение дискуссий (во время практических занятий) по определенным проблемам с обращением к философско-этическим и правовым текстам;

- подготовка (по желанию) эссе, докладов с презентациями;

- мультимедийные презентации по отдельным темам курса;

- подготовка тезисов выступления с использованием философско-этических и правовых текстов;

- подготовка (по желанию) рефератов, эссе, выступлений на семинаре в форме полемики с тем или иным мыслителем.

 

2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.