Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Учитесь говорить правильно и красиво





ПРАКТИКУМ ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ

Учитесь говорить правильно и красиво

«союз»

Санкт-Петербург 1999


ББК 74.3

П42

УДК 371.927


Поварова И.А.

Практикум для заикающихся. - СПб.: СОЮЗ, 1999. -

128 с.

ISBN 5-87852-110-5

Книга представляет собой сборник упражнений, со­ветов и практических рекомендаций по тренировке фона­ционного дыхания, миорелаксации, произношения, дикции, речевого голоса, предназначенных для коррекции заикания. В книге обобщен многолетний опыт работы Отделения патологии голоса и речи СПб НИИ уха, горла, носа и речи в этом направлении.

Книга рассчитана на подростков и взрослых, стра­дающих заиканием, а также логопедов, занимающихся этой проблемой.

Рецензенты: И.А.Смирнова, И.В.Королева

ISBN 5-87852-110-5

© Поварова И.А., 1999

© Гореликов В.А., оформление

обложки,1999 © Издательство «СОЮЗ», 1999


ПРЕДИСЛОВИЕ

Перед вами книга для тех, кто страдает заиканием и хочет избавиться от него.

Заикание относится к одному из самых распространен­ных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем дет­стве и, при отсутствии необходимой помощи, может сохра­няться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении рит­ма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произне­сении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменени­ями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого отмечаются приспособительные измене­ния позы, мимики, артикуляции.

Течение заикания бывает постоянным или волнообраз­ным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответ­ственных "трудных" ситуациях. Это, как правило, официаль­ная обстановка, необходимость выступить перед аудитори­ей, ответить на уроке, экзамене, поговорить по телефону, от­ветить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и многое другое.

Часто возникающие речевые затруднения и неудачи приводят к повышенным затратам нервной энергии, а по­рой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, досады, беспомощнос­ти и другие отрицательные эмоции.

В результате у большинства заикающихся возникает не­вроз, что усиливает заикание и еще больше затрудняет рече­вое общение.


Предисловие


Предисловие


 


Однако, заикающимся людям можно помочь. Логопе­дами разработана методика реабилитации лиц, страдающих этой патологией. Эта методика хорошо отработана и может быть использована как на занятиях под наблюдением лого­педа, так и при самостоятельных занятиях.

Цель данной книги - в простой и доступной форме описать последовательность упражнений, которые надо выполнять для исправления заикания.

В книге обобщен многолетний опыт работы Отделения патологии голоса и речи СПб НИИ уха, горла, носа и речи по коррекции заикания.

Курс лечения в СПб НИИ уха> горла, носа и речи рас­считан на 30 дней. Организация курса подробно описана в Приложении 6.

Методика занятий основывается на принципе целост­ного функционирования всего речевого аппарата.

При этом осуществляются:

• организация фонационного дыхания,

• формирование навыков четкой артикуляции и произ­
несения,

• формирование интонационной выразительности речи,

• стабилизация темпа и ритма речи.

В процессе занятий необходимо контролировать себя и выработать навыки самоконтроля дыхания, артикуляции, темпа, ритма и др. в повседневной жизни.

Занимающиеся осваивают критерии хорошей речи, спо­собы и направления работы по улучшению собственной речи и голоса.

Благодарности

Автор выражает глубокую благодарность всем, кто ока­зал помощь в подготовке книги. Прежде всего рецензентам: И.А.Смирновой, кандидату педагогических наук, доценту, за­ведующей кафедрой логопедии Института специальной пе­дагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка (ИСПиП МУСиР) им. Р. Валленберга; И.В. Короле­вой, кандидату биологических наук, руководителю Отдела физиологии и патологии голоса и речи Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи за полезные замечания и реко­мендации. Большое содействие автору в выполнении насто­ящей работы оказали ведущий научный сотрудник Отдела физиологии и патологии голоса и речи, доктор медицинских наук, профессор Ю.И. Кузьмин и заведующая Отделением патологии голоса и речи, кандидат медицинских наук И.Ф. Григорьева. Наконец, особую признательность выражаю ло­гопеду ЕС. Лопотко.

Все замечания и пожелания по содержанию книги просим присылать по адресу:

198013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, 9,

Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи,

Отделение патологии голоса и речи.


Работаем над проблемой


 


ПОМНИТЕ: очень многое зависит от вас самих, ва­шего упорства и старания.

Приступая к лечению заикания, учтите следующие ре­комендации и старайтесь постоянно ими пользоваться.

• Проанализируйте причины Ваших жизненных труд­
ностей и связанных с этим волнений. Обсудите сложные про­
блемы с профессионалом (психотерапевтом или психологом).
Это можно сделать и в ходе комплексного лечения заикания.

• Не упускайте из виду того, что при желании всегда
можно найти выход из трудного положения, отделив несуще­
ственное от существенного.

• В ходе основного курса и дальнейшего поддержива­
ющего лечения стремитесь к тому, чтобы в повседневной жиз­
ни чувствовать себя спокойно, уверенно и уравновешенно.

• Не считайте заикание основной причиной Ваших жиз­
ненных трудностей.

• Не пытайтесь сделать "секретом" свои речевые осо­
бенности, не скрывайте, что лечитесь от заикания.

• Идите по жизненному пути "без оглядки на заика­
ние" - не изменяйте своих жизненных планов и стремлений
из-за заикания.

• Во время лечения будьте активным, терпеливым, со­
бранным и целеустремленным: только упорная работа в со­
ответствии с рекомендациями специалиста приводит к нор­
мальной речи.

tfr Обратите внимание!

• При лечении заикания, наряду с коррекцией речи ло­
гопедическими приемами, возникает необходимость избавить
пациента от целого ряда невротических проявлений: от рече­
вой неуверенности и "страха речи". Это осуществляют психо­
терапевтическими и медико-психологическими средствами,
а на определенных этапах и с помощью фармакологических
препаратов.

• Лечение невротических проявлений может быть ус­
пешным только в условиях постоянного взаимодействия па-


циента со специалистом-логотерапевтом, так как для дости­жения успеха необходимо видоизменить в благоприятном на­правлении ряд особенностей характера, сформировавшихся на фоне трудностей речевого общения и препятствующих нор­мализации речи.


Секреты общения



 


Глава 2. СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ

Коммуникация (общение) - это обмен информацией и идеями между людьми. Эффективное общение подразуме­вает, что Вас слушают и понимают. Информацию можно передать устно, письменно, через невербальные сигналы (мимика, жест и др.) или через комбинацию этих приемов.

При этом важно, как и что Вы говорите: выбор слов, интонации, жестов оказывает влияние на слушателя.

•ж- Рекомендации

- -л-

• Перед началом разговора нужно четко сформулиро­
вать его цель. Чтобы беседа была эффективной с самого
начала необходимо:

- установить контакт с собеседником;

- создать благоприятную атмосферу для беседы;

- привлечь внимание партнера;

- пробудить интерес к беседе;

- "перехватить" инициативу, если это необходимо.

 

• Успешному ведению беседы способствует понимание
эмоционального состояния собеседника, сопереживание ему.

• Важное значение имеет стиль ведения беседы:

 

- высота, громкость и тембр голоса;

- интонация;

- скорость речи;
-длительность, частота пауз;

- наличие и характер жестов и т. д.


 

• Тон высказываний должен быть ровным и спокойным,
темп и ритм речи умеренным. Пауза - в зависимости от логи­
ки высказывания (в конце предложения или между его смыс­
ловыми отрезками).

• Лучше начинать беседу с приветливого взгляда и дру­
жеского тона, говорить простым, ясным, четким языком. Про­
странное -изложение информации усложняет восприятие
партнером сути высказывания.

Собеседники, как правило, наиболее внимательно выс­лушивают начало разговора. Для создания благоприятной атмосферы выражайте собеседнику одобрение, избегайте критических высказываний и оценок его поведения.

Снять напряженность, которая очень часто присутствует в начале беседы, можно, сказав несколько теплых, приятных фраз.

• Первые фразы, которые Вы адресуете собеседнику,
лучше готовить заранее, чтобы они своей нестандартностью
привлекли внимание к Вам и Вашей идее.

• Настраивайтесь на собеседника, учитывая его про­
фессиональный уровень, жизненный и трудовой опыт, инте­
ресы, особенности мышления и речи.

• Расстояние при общении должно быть достаточным
для того, чтобы хорошо слышать партнера, и таким, чтобы
собеседник не чувствовал напряжения от слишком большой
близости. Это расстояние - индивидуально и зависит от пола,
возраста и других особенностей собеседника.

Разным видам общения соответствует разное простран­ственное положение участников. Наиболее подходящим для делового общения является расстояние между собеседника­ми около метра. Эмоционально близким отношениям благо­приятствует расстояние до полуметра.

• Выразительные движения лица (мимика) и жестику­
ляция дают дополнительную возможность ярче и образнее
донести Ваши мысли и чувства.

Их использование позволяет более верно понимать других людей, контролировать и изменять впечатление, ко­торое Вы производите на партнера.



Глава 2


Секреты общения



 


Легче и приятнее беседовать с тем, у кого оживленное, динамичное выражение лица, активная жестикуляция.

• Эффективность беседы зависит также от умения слу­
шать
партнера:

- Недопустимо прерывать собеседника на полуслове.

- Полезно кивать или наклонять голову для проявления
поддержки, показывая тем самым желание слушать дальше.

- Желательно показать собеседнику ощущение сопере­
живания, уловить эмоциональную окраску и значение его проблем.

- Необходимо "читать" неречевую информацию: пони­
мание жестов и поз партнера позволит осуществить более устой­
чивую обратную связь и точнее увидеть позицию собеседника.

 

• В налаживании контакта большую роль играют усло­
вия беседы - место, время, наличие помех (присутствие по­
сторонних, телефонные звонки, шум и т.д.). Старайтесь обес­
печить максимальный комфорт собеседнику.

• Важны условия зрительного контакта (манера смот­
реть). Оптимальным в большинстве случаев оказывается та­
кой "режим", при котором беседующие то смотрят друг на
друга, то отводят взгляд. Взгляды собеседников встречаются
на меньшее время, чем каждый из них смотрит на другого4*

Приятный партнерам зрительный контакт позволяет выразить и почувствовать внимание, одобрение, произвести благоприятное впечатление.

• Следующие действия не способствуют взаимопони­
манию партнеров:

- Уход от темы разговора, предложенной собеседником.

- Отсутствие реакции: высказывание партнера не на­
ходит никакого словесного или несловесного (в мимике, жес­
тах, позе)ответа.

- Забегание вперед (недослушивание, обдумывание
следующего вопроса во время ответа собеседника).

- Перебивание, нетерпеливое предложение нового
вопроса.


 

- Отсутствие сосредоточенности, нежелание думать
над сказанным.

- Излишняя эмоциональность.

- Противоречивость между собственными высказы­
ваниями (или поведением) и самочувствием.

Глава 2


 


Правило 12. Не спешите с ответом. Сначала обдумай­те высказывание.

Правило 13. При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувству­ете уверенность в речи.

ПравилЬ 14. Постоянно контролируйте себя: не делай­те лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.


Глава 3


Глава 3


Глава 3


Глава 3


Глава 3


Глава 3


Дом, который построил Джек

Вот дом.

Который построил Джек,

А это пшеница,

Которая в темном чулане хранится

в доме,

Который построил Джек. А это веселая птица-синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится в доме, Который построил Джек.

Вот кот.

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

в доме,

Который построил Джек. Вот пес без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится в доме, Который построил Джек.

А вот корова безрогая,



Глава 3

Лягнувшая старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится а доме, Который построил Джек.

А это старуха седая и строгая,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

в доме,

Который построил Джек. А это ленивый и толстый пастух. Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится в доме, Который построил Джек.

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,


Дышим правильно- говорим легко_________ 33

Которая в темном чулане хранится

в доме,

Который построил Джек.

Р. Берне

(перевод С. Маршака)


Разминка между делом



 


Глава 4. РАЗМИНКА МЕЖДУ ДЕЛОМ

4.1. РЕЧЬ И ОСАНКА

Во время речи необходимо сохранять ощущение внеш­ней и внутренней подтянутости.

Добивайтесь правильной осанки. Для этого сидеть или стоять нужно прямо, с расправленными плечами, не напрягая корпус, мышцы руки шеи. Голову держать прямо, без особого напряжения, не опуская вперед и не запрокидывая назад. Та­кое положение тела должно стать естественным и привычным в момент работы над дыханием и голосом. Одним словом, нуж­на осанка раскрепощенного, свободного человека (кста­ти, она не имеет ничего общего с осанкой балетной).

Неправильная осанка, усиливая напряжение мышц, может привести к искажению звучания.

Недостатки в осанке приобретаются в результате длитель­ного и частого повторения неправильных поз и положений тела.

4.2. МЫШЕЧНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ

Научиться произвольно расслаблять мышцы, освобож­даться от избыточного напряжения можно только благодаря постоянному сознательному контролю за их деятельностью. Умение расслабить мышцы называется релаксацией - мы­шечным освобождением.

Навык произвольно расслаблять мускулатуру отраба­тывается путем применения специальных упражнений, кото­рые приучают чувствовать сильное напряжение мышц и за­тем расслабленное их состояние.


<э= Рекомендации

• Необходимо как можно сильнее произвольно напрячь
и затем сразу же максимально расслабить какую-либо груп­
пу мышц (язык, шею, руку и т.д.). При этом важно создать
ощущение контраста между напряженным и свободным их
состоянием.

• Силу напряжения мышц полезно контролировать как
с помощью телесных ощущений во время выполнения упраж­
нений, так и визуально, обращая внимание на область пле­
чевого пояса, шеи, мимических мышц лица. Такой контроль
позволяет легче осуществить переход к глубокому расслаб­
лению, в результате чего вырабатывается свобода действий
и умение управлять мышцами.

• Следует помнить, что нерациональное расслабле­
ние - такое же препятствие для свободных движений, как и
скованность.

• В ходе ежедневных упражнений длительностью 5-7
минут вырабатывается способность пользоваться мускула­
турой речевого аппарата без его перенапряжения.

fk Обратите внимание!

Для получения оптимального результата необходимо:

• снижать тонус мускулатуры в области плеч, шеи, гру­
ди, рук, органов артикуляции;

• ощутить и проконтролировать плавность перехода от
напряженного к расслабленному состоянию;

• запомнить ощущение комфорта и осознанно расслаб­
лять мышцы;

• снижать мышечное напряжение с использованием са­
мовнушения;

• выполнять движения неторопливо, ритмично, не пе­
реутомляясь;

• свободно дышать во время проведения упражнений.



Глава 4


Разминка между делом



 


Упражнения выполняются беззвучно и со звуком. На­чало фонации необходимо приурочить к расслаблению. При этом сначала произносятся протяжно и плавно гласные зву­ки и их сочетания, а затем слоги, слова.

4.3. КОМПЛЕКСНАЯ РЕЛАКСАЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

4.3.1. Упражнения для рук

Упражнение 1. Стоя (сидя). Руки с напряжением вытя­нуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предпле­чья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук.

Упражнение 2. Стоя (сидя). Руки с напряжением мед­ленно развести в стороны, пальцы "растопырить". Поочерёд­но расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно "уронить" вниз, выполнить маятникообразные движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплиту­ду качания.

Упражнение 3. Стоя (сидя). Поднять прямые руки с на­пряжением вверх, затем "бросить" свободно вниз с наклоном корпуса вперед.

Упражнение 4. Сидя. Опереться руками на сидение с усилием, постепенно увеличивая напряжение в плечевом поясе, расслабиться с наклоном корпуса вперед. Затем мяг­ко выпрямиться на стуле.

Упражнение 5. Стоя. Отвести руку в сторону или впе­ред. Упереться ладонью в стену с усилием. Расслабиться. Вернуться в исходное положение.

Упражнение 6. Сидя. Свободно положить руки на ко­лени, ноги слегка расставить. Сжать пальцы в кулак, прижать


к туловищу, с напряжением поднять голову, затем "уронить голову и руки с одновременным наклоном туловища вперед. Выпрямиться на стуле.

Упражнение 7. Стоя. Ноги врозь, руки опущены, паль­цы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и резко опустить с одновременным расслаблением.

Упражнение 8. Стоя. Имитировать руками движения пловца, чередуя попеременное напряжение и расслабление рук.

Упражнение 9. Стоя (сидя). Медленно, с напряжени­ем, поднять одновременно голову и плечи вверх, затем "уро­нить" плечи и голову, расслабиться.

Упражнение 10. Стоя. Свести плечи вперед, медлен­но увеличивая напряжение, затем развести в стороны до со­прикасания лопаток с одновременным расслаблением рук.

Упражнение 11. Стоя (сидя). Пальцы сжать в кулак. Напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча, согнуть в локтях на уровне плеч. Опустить руки. Расслабиться.

Упражнение 12. Стоя (сидя). Поджать с напряжением подушечки пальцев к верхней части ладони (сжать руку в кулак), затем быстро выпрямить и растопырить пальцы. Расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Добиться, что­бы она висела свободно, как плеть. Выполнять попеременно левой и правой рукой или одновременно обеими руками.

4.3.2. Упражнения для туловища

Упражнение 1. Сидя прямо, локти на бедрах. Свобод­но наклониться вперед, голова опущена, расслабиться. Руки свободно падают вниз. В расслабленном положении выпол­нить легкие покачивания корпуса из стороны в сторону.



Глава 4


Разминка между делом



 


Упражнение 2. Стоя. Повороты туловища с круговыми вращениями руками ("мельница").

Упражнение 3. Сидя на краю стула (стоя). Туловище немного наклонить вперед. Свободно размахивать опущен­ными вниз руками, корпусом, плечами.

'Упражнение 4. Стоя. Замирание в позе навытяжку. Пол­ное расслабление всего тела, "провисание" ("тряпичная кукла").

Упражнение 5. Стоя. Имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после ее опускания.

Упражнение 6. Сидя, корпус прямой. На вдохе напрячь мышцы живота и задержаться в этом положении несколько секунд. Выдыхая, максимально расслабиться.

Упражнение 7. Стоя. Скрестить руки, обнять себя за плечи, сжимая их как можно сильнее, затем расслабиться.

Упражнения для ног

Упражнение 1. Лечь на спину. Ногами с усилием упе­реться в стену, затем расслабиться.

Упражнение 2. Сидя. Выпрямить ноги с напряжением (потягивание), затем расслабить.

Упражнение 3. Сидя. Выпрямить напряженные ноги, развести в стороны, уронить расслабленные.

Упражнение 4. Стоя. Пальцами стопы надавливать на пол, чередуя напряжение с расслаблением.

Упражнение 5. Ходьба с высоким подниманием коле­ней и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мыш­цах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги.


Упражнение 6. Сидя. Попеременно напряженно вра­щать по 30-40 секунд ступнями ног. Расслабиться.

Упражнения для шеи

Упражнение 1. Сидя. Опереться на стол согнутыми в локтях руками. Опустить голову на руки и полностью рас­слабиться.

Упражнение 2. Сидя. Медленно поворачивать голову, не поднимая ее, справа налево и слева направо.

Упражнение 3. Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы со­единить в "замок" на затылке, локти и плечи развести в сто­роны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодоле­вая сопротивление рук. Ощутить напряжение, "бросить" руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение.

Упражнение 4. Стоя (сидя). Голову отвести максималь­но назад, руки поднять, локти развести в стороны, ладони зафиксировать на лбу. Медленно произвести наклон головы вперед, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуть­ся в исходное положение, расслабиться.

Глава 4


 


Упражнение 4. Растянуть губы в улыбку с напряжени­ем, затем расслабить губы и вернуть в прежнее положение.

Упражнение 5. Попеременно сжимать с усилием и раз­жимать челюсти и губы. Расслабиться, свободно опустив ниж­нюю челюсть.

Упражнение 6. Медленно опускать и поднимать рас­слабленную нижнюю челюсть без напряжения и утомления, широко открывая рот.

Упражнение 7. Оттянуть язык назад с усилием. Ощу­тить напряжение корня языка, затем расслабить, уложив на дно полости рта.

f^ Обратите внимание!

• При выполнении упражнений следует улавливать кон­
траст между напряжением и расслаблением мышц.

• Овладев релаксацией, Вы научитесь снимать на­
пряжение и усталость, почувствуете себя спокойнее и рас-
крепощеннее.


Глава 5. ТРЕНИРУЕМ "РЕЧЕВЫЕ МЫШЦЫ"

5.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Хорошая дикция - основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специаль­ных упражнений (артикуляционной гимнастики).

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и чет­кой дикции, предотвратить патологическое развитие движе­ний артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

еж- Рекомендации

При выполнении артикуляционных упражнений соблю­дайте следующие правила:

• выполняйте упражнения только перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на двигательные ощущения;


ш



Глава 5


Тренируем "речевые мышцы"



 


избегайте сопутствующих (дополнительных) дви­
жений;

• выполняйте в спокойном темпе, без усилий, стремясь
к плавному и ритмическому выполнению движений;

• переходите к последующим упражнениям только пос­
ле того, как усвоено предыдущее;

• тренируйтесь 2-3 раза в день по 7-10 минут.

5.2. ТРЕНИРОВКА МЫШЦ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

Напряженные мышцы нижней челюсти приводят к "за-жатости" звука. Для речи необходимо их расслабить. В уп­ражнениях следует добиваться эластического расслабления мышц, в результате которого нижняя челюсть свободно и легко опускается вниз, как бы под собственной тяжестью и не пре­пятствует произнесению звуков.

с?- Рекомендации

При выполнении упражнений:

• голову держать прямо, не опуская и резко не подни­
мая ее;

• челюсть опускать без рывков и избыточного напря­
жения;

• каждое упражнение проводить ритмично, фиксировать
в положении на счет 1-5.

Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней че­люсти не напряжены.

Упражнение 1. Открыть рот и закрыть (следить, чтобы в открытый рот могли поместиться 3 пальца, поставленные на ребро между верхними и нижними зубами).

Упражнение 2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед,^ вернуть в исходное положение.


Упражнение 3. Выполнять боковые движения нижней челюсти, затем принять исходное положение. Повторить.

Упражнение 4. Круговые движения нижней челюсти.

Упражнение 5. Открыть рот с одновременным выд­вижением нижней челюсти вперед, вернуться в исходное положение.

Упражнение 6. Нижними зубами закусить верхнюю губу и, наоборот, подержать на счет 1-5, затем расслабить.

Упражнение 7. Рот открыт. Представить, что на подбо­родке подвешен груз, который надо поднять вверх, поднимая подбородок и напрягая мускулы под ним, затем расслабить. Принять исходное положение.

Упражнение 8. Сжать с усилием челюсти, напрячь мышцы шеи и челюсти (запомнить это ощущение), рассла­бить их и открыть рот.

Упражнение 9. Имитировать жевание с закрытым и от­крытым ртом.

Упражнение 10. Выполнять движения нижней челюс­тью вперед-назад с одновременными наклонами головы впе­ред-назад.

Упражнение 11. Выполнять движения нижней челюс­тью попеременно вправо и влево с одновременным поворо­том головы в ту же сторону.

Упражнение 12. Коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча.

Упражнение 13. Коснуться подбородком груди.



Глава 5


Тренируем "речевые мышцы"



 


Упражнение 14. Запрокинуть голову назад, выдвигать и убирать подбородок. Темп движений медленный.

Упражнение 15. Поставить локти рук на стол, сложить ладони одну на другую, упереться подбородком в ладони, давить подбородком, открывая рот, на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

5.3. ТРЕНИРОВКА ГУБ

Излишняя суетливость или неподвижность губ приво­дит к "смазанности и невнятности" речи, их правильная рабо­та обеспечивает точное произнесение и влияет на формиро­вание речевого звучания.

Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней че­люсти не напряжены.

Упражнение 1. Поочередно поднимать и опускать вер­хнюю и нижнюю губу; максимально обнажать верхние и ниж­ние зубы.

Упражнение 2. Оттягивать уголки рта в стороны, вниз, затем вытягивать губы вперед хоботком. Сначала имитация, затем произнесение звуков и - у- о- а.

Упражнение 3. Утрированно имитировать произнесе­ние звуков п — 6.

Упражнение 4. Многократно произносить сочетания губных согласных мб, бм, пм, мп и губно-зубных ем, мв, бе, вб и др.

Упражнение 5. Легкое массажирование верхними зу­бами нижней губы, затем нижними губами - верхней губы.


Упражнение 6. Движение вытянутыми губами влево-вправо.

Упражнение 7. Присасывающее движение губ. Упражнение 8. Вытягивать губы вперед воронкой.

Упражнение 9. Рот закрыть, напрячь губы на счет 1-5, расслабить губы, открыть рот.

Упражнение 10. Натягивать губы на зубы при слегка открытом рте.

Упражнение 11. Произносить сочетания гл, гн, кл, кн, дл, дн, тл, тн, ел, вн с длительным звучанием второго со­гласного звука, в течение которого верхняя губа должна под­ниматься все выше и выше.

Упражнение 12. Аналогично произносить сочетания кс, гз, бз, дз, вз, но с оттягиванием нижней губы вниз.

Упражнение 13. Произносить сочетания мвз-мвз-мвз, обратить внимание на более длительную протяженность зву­ков в, з.

Упражнение 14. Произносить звукосочетания с энергич­ной работой губ: птка-птка-птка, бдга-бдго-бдгу-бдгз— бдги.

Упражнение 15. Вибрация губ (подражание "фыркаю­щей" лошади). Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не начнут вибрировать. Сначала выполнять беззвучно, потом произносить "тпр".



Глава 5


Тренируем "речевые мышцы"



 


5.4. ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ЯЗЫКА

Язык часто бывает малоподвижным и вялым, что при­водит к потере разборчивости речи, ее невнятности. При вы­полнении упражнений следует добиваться свободных и це­ленаправленных движений языка, губы и челюсти должны быть неподвижными.

Упражнение 1. Расслабление и распластывание язы­ка в форме "лопаты", при этом язык лежит на нижней губе.

Упражнение 2. Выполнение предыдущего упражнения с поднятием языка к верхней губе.

Упражнение 3. Поднять боковые края языка к верхним коренным зубам до образования по центру желобка.

Упражнение 4. Поднять узкий (широкий) язык вверх, опустить его вниз, "крестообразные движения"; скольжение кончика языка по твердому небу в форме крючка. Губы и че­люсти неподвижны.

Упражнение 5. Быстро высовывать язык наружу, затем подтягивать за нижние зубьг. Губы и челюсти неподвижны.

Упражнение 6. Движение широким языком вперед-на­зад по верхней губе, а затем по верхним зубам с голосом ("бол­тушка").

Упражнение 7. Удерживать широкий и узкий язык на нижней и верхней губе, за верхними и нижними зубами.

Упражнение 8. Сильно надавливать кончиком языка на нижнюю десну, твердое небо.

Упражнение 9. Пощелкивать языком (присасывать язык к небу и оттягивать вниз, чтобы получился щелчок).


Упражнение 10. Покусывать кончик языка по всей по­верхности.

Упражнение 11. Произносить звуки и-е (фиксировать кон­чик языка у нижних зубов), о-у-ы (оттянуть язык глубоко в рот).

Упражнение 12. Частое постукивание кончика языка о верхние зубы и десну типа выстукивания текста телеграф­ным ключей: ло-ло-лолл, лу-лу-лулл, ла-ла-лалл; ро-ро-рорр, ру-ру-рурр, ра-ра-рарр.

Упражнение 13. Многократно произносить сочетания согласных звуков, в артикуляции которых принимает участие язык: ркт, крт, ртк, дрт, ткр, клт, глт, лгт, при, рли, ждр, штр, фкт, гбд, кпт, бгд, тчк, кчт, кшт.

Упражнение 14. Круговое движение языком между гу­бами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.

5.5. ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ГЛОТКИ И МЯГКОГО НЕБА

Упражнение 1. Позевывать с открытым и закрытым ртом. Упражнение 2. Произвольно покашливать.

Упражнение 3. Имитировать полоскание горла жидко­стью с запрокинутой головой.

Упражнение 4. Надувать щеки при зажатом носе.

Упражнение 5. Произносить звуки с позевыванием: и, е, я, ю.

Упражнение 6. Делать активный выдох с "выкашлива-нием" гласных э, а, о, у.


Тренируем "речевые мышцы"



 


Упражнение 7. Произносить сочетания кп, гб, птк, бдг. Упражнение 8. Медленно произносить звуки к, г, т, д. Упражнение 9. Проглатывать маленькие порции воды.

Упражнение 10. Петь в высоком регистре гласные звуки и их сочетания с постепенным затуханием и усиле­нием звука.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.