|
Учитесь говорить правильно и красивоСтр 1 из 9Следующая ⇒ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ Учитесь говорить правильно и красиво «союз» Санкт-Петербург 1999 ББК 74.3 П42 УДК 371.927 Поварова И.А. Практикум для заикающихся. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 128 с. ISBN 5-87852-110-5 Книга представляет собой сборник упражнений, советов и практических рекомендаций по тренировке фонационного дыхания, миорелаксации, произношения, дикции, речевого голоса, предназначенных для коррекции заикания. В книге обобщен многолетний опыт работы Отделения патологии голоса и речи СПб НИИ уха, горла, носа и речи в этом направлении. Книга рассчитана на подростков и взрослых, страдающих заиканием, а также логопедов, занимающихся этой проблемой. Рецензенты: И.А.Смирнова, И.В.Королева ISBN 5-87852-110-5 © Поварова И.А., 1999 © Гореликов В.А., оформление обложки,1999 © Издательство «СОЮЗ», 1999 ПРЕДИСЛОВИЕ Перед вами книга для тех, кто страдает заиканием и хочет избавиться от него. Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и, при отсутствии необходимой помощи, может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции. Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных "трудных" ситуациях. Это, как правило, официальная обстановка, необходимость выступить перед аудиторией, ответить на уроке, экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и многое другое. Часто возникающие речевые затруднения и неудачи приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, досады, беспомощности и другие отрицательные эмоции. В результате у большинства заикающихся возникает невроз, что усиливает заикание и еще больше затрудняет речевое общение. Предисловие Предисловие
Однако, заикающимся людям можно помочь. Логопедами разработана методика реабилитации лиц, страдающих этой патологией. Эта методика хорошо отработана и может быть использована как на занятиях под наблюдением логопеда, так и при самостоятельных занятиях. Цель данной книги - в простой и доступной форме описать последовательность упражнений, которые надо выполнять для исправления заикания. В книге обобщен многолетний опыт работы Отделения патологии голоса и речи СПб НИИ уха, горла, носа и речи по коррекции заикания. Курс лечения в СПб НИИ уха> горла, носа и речи рассчитан на 30 дней. Организация курса подробно описана в Приложении 6. Методика занятий основывается на принципе целостного функционирования всего речевого аппарата. При этом осуществляются: • организация фонационного дыхания, • формирование навыков четкой артикуляции и произ • формирование интонационной выразительности речи, • стабилизация темпа и ритма речи. В процессе занятий необходимо контролировать себя и выработать навыки самоконтроля дыхания, артикуляции, темпа, ритма и др. в повседневной жизни. Занимающиеся осваивают критерии хорошей речи, способы и направления работы по улучшению собственной речи и голоса. Благодарности Автор выражает глубокую благодарность всем, кто оказал помощь в подготовке книги. Прежде всего рецензентам: И.А.Смирновой, кандидату педагогических наук, доценту, заведующей кафедрой логопедии Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка (ИСПиП МУСиР) им. Р. Валленберга; И.В. Королевой, кандидату биологических наук, руководителю Отдела физиологии и патологии голоса и речи Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи за полезные замечания и рекомендации. Большое содействие автору в выполнении настоящей работы оказали ведущий научный сотрудник Отдела физиологии и патологии голоса и речи, доктор медицинских наук, профессор Ю.И. Кузьмин и заведующая Отделением патологии голоса и речи, кандидат медицинских наук И.Ф. Григорьева. Наконец, особую признательность выражаю логопеду ЕС. Лопотко. Все замечания и пожелания по содержанию книги просим присылать по адресу: 198013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, 9, Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, Отделение патологии голоса и речи. Работаем над проблемой
ПОМНИТЕ: очень многое зависит от вас самих, вашего упорства и старания. Приступая к лечению заикания, учтите следующие рекомендации и старайтесь постоянно ими пользоваться. • Проанализируйте причины Ваших жизненных труд • Не упускайте из виду того, что при желании всегда • В ходе основного курса и дальнейшего поддержива • Не считайте заикание основной причиной Ваших жиз • Не пытайтесь сделать "секретом" свои речевые осо • Идите по жизненному пути "без оглядки на заика • Во время лечения будьте активным, терпеливым, со tfr Обратите внимание! • При лечении заикания, наряду с коррекцией речи ло • Лечение невротических проявлений может быть ус циента со специалистом-логотерапевтом, так как для достижения успеха необходимо видоизменить в благоприятном направлении ряд особенностей характера, сформировавшихся на фоне трудностей речевого общения и препятствующих нормализации речи. Секреты общения
Глава 2. СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ Коммуникация (общение) - это обмен информацией и идеями между людьми. Эффективное общение подразумевает, что Вас слушают и понимают. Информацию можно передать устно, письменно, через невербальные сигналы (мимика, жест и др.) или через комбинацию этих приемов. При этом важно, как и что Вы говорите: выбор слов, интонации, жестов оказывает влияние на слушателя. •ж- Рекомендации - -л- • Перед началом разговора нужно четко сформулиро - установить контакт с собеседником; - создать благоприятную атмосферу для беседы; - привлечь внимание партнера; - пробудить интерес к беседе; - "перехватить" инициативу, если это необходимо.
• Успешному ведению беседы способствует понимание • Важное значение имеет стиль ведения беседы:
- высота, громкость и тембр голоса; - интонация; - скорость речи; - наличие и характер жестов и т. д.
• Тон высказываний должен быть ровным и спокойным, • Лучше начинать беседу с приветливого взгляда и дру Собеседники, как правило, наиболее внимательно выслушивают начало разговора. Для создания благоприятной атмосферы выражайте собеседнику одобрение, избегайте критических высказываний и оценок его поведения. Снять напряженность, которая очень часто присутствует в начале беседы, можно, сказав несколько теплых, приятных фраз. • Первые фразы, которые Вы адресуете собеседнику, • Настраивайтесь на собеседника, учитывая его про • Расстояние при общении должно быть достаточным Разным видам общения соответствует разное пространственное положение участников. Наиболее подходящим для делового общения является расстояние между собеседниками около метра. Эмоционально близким отношениям благоприятствует расстояние до полуметра. • Выразительные движения лица (мимика) и жестику Их использование позволяет более верно понимать других людей, контролировать и изменять впечатление, которое Вы производите на партнера. Глава 2 Секреты общения
Легче и приятнее беседовать с тем, у кого оживленное, динамичное выражение лица, активная жестикуляция. • Эффективность беседы зависит также от умения слу - Недопустимо прерывать собеседника на полуслове. - Полезно кивать или наклонять голову для проявления - Желательно показать собеседнику ощущение сопере - Необходимо "читать" неречевую информацию: пони
• В налаживании контакта большую роль играют усло • Важны условия зрительного контакта (манера смот Приятный партнерам зрительный контакт позволяет выразить и почувствовать внимание, одобрение, произвести благоприятное впечатление. • Следующие действия не способствуют взаимопони - Уход от темы разговора, предложенной собеседником. - Отсутствие реакции: высказывание партнера не на - Забегание вперед (недослушивание, обдумывание - Перебивание, нетерпеливое предложение нового
- Отсутствие сосредоточенности, нежелание думать - Излишняя эмоциональность. - Противоречивость между собственными высказы Глава 2
Правило 12. Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание. Правило 13. При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи. ПравилЬ 14. Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем. Глава 3 Глава 3 Глава 3 Глава 3 Глава 3 Глава 3 Дом, который построил Джек Вот дом. Который построил Джек, А это пшеница, Которая в темном чулане хранится в доме, Который построил Джек. А это веселая птица-синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится в доме, Который построил Джек. Вот кот. Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится в доме, Который построил Джек. Вот пес без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится в доме, Который построил Джек. А вот корова безрогая, Глава 3 Лягнувшая старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится а доме, Который построил Джек. А это старуха седая и строгая, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится в доме, Который построил Джек. А это ленивый и толстый пастух. Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится в доме, Который построил Джек. Вот два петуха, Которые будят того пастуха, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Дышим правильно- говорим легко_________ 33 Которая в темном чулане хранится в доме, Который построил Джек. Р. Берне (перевод С. Маршака) Разминка между делом
Глава 4. РАЗМИНКА МЕЖДУ ДЕЛОМ 4.1. РЕЧЬ И ОСАНКА Во время речи необходимо сохранять ощущение внешней и внутренней подтянутости. Добивайтесь правильной осанки. Для этого сидеть или стоять нужно прямо, с расправленными плечами, не напрягая корпус, мышцы руки шеи. Голову держать прямо, без особого напряжения, не опуская вперед и не запрокидывая назад. Такое положение тела должно стать естественным и привычным в момент работы над дыханием и голосом. Одним словом, нужна осанка раскрепощенного, свободного человека (кстати, она не имеет ничего общего с осанкой балетной). Неправильная осанка, усиливая напряжение мышц, может привести к искажению звучания. Недостатки в осанке приобретаются в результате длительного и частого повторения неправильных поз и положений тела. 4.2. МЫШЕЧНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ Научиться произвольно расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного напряжения можно только благодаря постоянному сознательному контролю за их деятельностью. Умение расслабить мышцы называется релаксацией - мышечным освобождением. Навык произвольно расслаблять мускулатуру отрабатывается путем применения специальных упражнений, которые приучают чувствовать сильное напряжение мышц и затем расслабленное их состояние. <э= Рекомендации • Необходимо как можно сильнее произвольно напрячь • Силу напряжения мышц полезно контролировать как • Следует помнить, что нерациональное расслабле • В ходе ежедневных упражнений длительностью 5-7 fk Обратите внимание! Для получения оптимального результата необходимо: • снижать тонус мускулатуры в области плеч, шеи, гру • ощутить и проконтролировать плавность перехода от • запомнить ощущение комфорта и осознанно расслаб • снижать мышечное напряжение с использованием са • выполнять движения неторопливо, ритмично, не пе • свободно дышать во время проведения упражнений. Глава 4 Разминка между делом
Упражнения выполняются беззвучно и со звуком. Начало фонации необходимо приурочить к расслаблению. При этом сначала произносятся протяжно и плавно гласные звуки и их сочетания, а затем слоги, слова. 4.3. КОМПЛЕКСНАЯ РЕЛАКСАЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА 4.3.1. Упражнения для рук Упражнение 1. Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук. Упражнение 2. Стоя (сидя). Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы "растопырить". Поочерёдно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно "уронить" вниз, выполнить маятникообразные движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду качания. Упражнение 3. Стоя (сидя). Поднять прямые руки с напряжением вверх, затем "бросить" свободно вниз с наклоном корпуса вперед. Упражнение 4. Сидя. Опереться руками на сидение с усилием, постепенно увеличивая напряжение в плечевом поясе, расслабиться с наклоном корпуса вперед. Затем мягко выпрямиться на стуле. Упражнение 5. Стоя. Отвести руку в сторону или вперед. Упереться ладонью в стену с усилием. Расслабиться. Вернуться в исходное положение. Упражнение 6. Сидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать пальцы в кулак, прижать к туловищу, с напряжением поднять голову, затем "уронить голову и руки с одновременным наклоном туловища вперед. Выпрямиться на стуле. Упражнение 7. Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и резко опустить с одновременным расслаблением. Упражнение 8. Стоя. Имитировать руками движения пловца, чередуя попеременное напряжение и расслабление рук. Упражнение 9. Стоя (сидя). Медленно, с напряжением, поднять одновременно голову и плечи вверх, затем "уронить" плечи и голову, расслабиться. Упражнение 10. Стоя. Свести плечи вперед, медленно увеличивая напряжение, затем развести в стороны до соприкасания лопаток с одновременным расслаблением рук. Упражнение 11. Стоя (сидя). Пальцы сжать в кулак. Напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча, согнуть в локтях на уровне плеч. Опустить руки. Расслабиться. Упражнение 12. Стоя (сидя). Поджать с напряжением подушечки пальцев к верхней части ладони (сжать руку в кулак), затем быстро выпрямить и растопырить пальцы. Расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Добиться, чтобы она висела свободно, как плеть. Выполнять попеременно левой и правой рукой или одновременно обеими руками. 4.3.2. Упражнения для туловища Упражнение 1. Сидя прямо, локти на бедрах. Свободно наклониться вперед, голова опущена, расслабиться. Руки свободно падают вниз. В расслабленном положении выполнить легкие покачивания корпуса из стороны в сторону. Глава 4 Разминка между делом
Упражнение 2. Стоя. Повороты туловища с круговыми вращениями руками ("мельница"). Упражнение 3. Сидя на краю стула (стоя). Туловище немного наклонить вперед. Свободно размахивать опущенными вниз руками, корпусом, плечами. 'Упражнение 4. Стоя. Замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего тела, "провисание" ("тряпичная кукла"). Упражнение 5. Стоя. Имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после ее опускания. Упражнение 6. Сидя, корпус прямой. На вдохе напрячь мышцы живота и задержаться в этом положении несколько секунд. Выдыхая, максимально расслабиться. Упражнение 7. Стоя. Скрестить руки, обнять себя за плечи, сжимая их как можно сильнее, затем расслабиться. Упражнения для ног Упражнение 1. Лечь на спину. Ногами с усилием упереться в стену, затем расслабиться. Упражнение 2. Сидя. Выпрямить ноги с напряжением (потягивание), затем расслабить. Упражнение 3. Сидя. Выпрямить напряженные ноги, развести в стороны, уронить расслабленные. Упражнение 4. Стоя. Пальцами стопы надавливать на пол, чередуя напряжение с расслаблением. Упражнение 5. Ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги. Упражнение 6. Сидя. Попеременно напряженно вращать по 30-40 секунд ступнями ног. Расслабиться. Упражнения для шеи Упражнение 1. Сидя. Опереться на стол согнутыми в локтях руками. Опустить голову на руки и полностью расслабиться. Упражнение 2. Сидя. Медленно поворачивать голову, не поднимая ее, справа налево и слева направо. Упражнение 3. Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в "замок" на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, "бросить" руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение. Упражнение 4. Стоя (сидя). Голову отвести максимально назад, руки поднять, локти развести в стороны, ладони зафиксировать на лбу. Медленно произвести наклон головы вперед, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуться в исходное положение, расслабиться. Глава 4
Упражнение 4. Растянуть губы в улыбку с напряжением, затем расслабить губы и вернуть в прежнее положение. Упражнение 5. Попеременно сжимать с усилием и разжимать челюсти и губы. Расслабиться, свободно опустив нижнюю челюсть. Упражнение 6. Медленно опускать и поднимать расслабленную нижнюю челюсть без напряжения и утомления, широко открывая рот. Упражнение 7. Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка, затем расслабить, уложив на дно полости рта. f^ Обратите внимание! • При выполнении упражнений следует улавливать кон • Овладев релаксацией, Вы научитесь снимать на Глава 5. ТРЕНИРУЕМ "РЕЧЕВЫЕ МЫШЦЫ" 5.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Хорошая дикция - основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. еж- Рекомендации При выполнении артикуляционных упражнений соблюдайте следующие правила: • выполняйте упражнения только перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на двигательные ощущения; ш Глава 5 Тренируем "речевые мышцы"
• избегайте сопутствующих (дополнительных) дви • выполняйте в спокойном темпе, без усилий, стремясь • переходите к последующим упражнениям только пос • тренируйтесь 2-3 раза в день по 7-10 минут. 5.2. ТРЕНИРОВКА МЫШЦ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ Напряженные мышцы нижней челюсти приводят к "за-жатости" звука. Для речи необходимо их расслабить. В упражнениях следует добиваться эластического расслабления мышц, в результате которого нижняя челюсть свободно и легко опускается вниз, как бы под собственной тяжестью и не препятствует произнесению звуков. с?- Рекомендации При выполнении упражнений: • голову держать прямо, не опуская и резко не подни • челюсть опускать без рывков и избыточного напря • каждое упражнение проводить ритмично, фиксировать Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены. Упражнение 1. Открыть рот и закрыть (следить, чтобы в открытый рот могли поместиться 3 пальца, поставленные на ребро между верхними и нижними зубами). Упражнение 2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед,^ вернуть в исходное положение. Упражнение 3. Выполнять боковые движения нижней челюсти, затем принять исходное положение. Повторить. Упражнение 4. Круговые движения нижней челюсти. Упражнение 5. Открыть рот с одновременным выдвижением нижней челюсти вперед, вернуться в исходное положение. Упражнение 6. Нижними зубами закусить верхнюю губу и, наоборот, подержать на счет 1-5, затем расслабить. Упражнение 7. Рот открыт. Представить, что на подбородке подвешен груз, который надо поднять вверх, поднимая подбородок и напрягая мускулы под ним, затем расслабить. Принять исходное положение. Упражнение 8. Сжать с усилием челюсти, напрячь мышцы шеи и челюсти (запомнить это ощущение), расслабить их и открыть рот. Упражнение 9. Имитировать жевание с закрытым и открытым ртом. Упражнение 10. Выполнять движения нижней челюстью вперед-назад с одновременными наклонами головы вперед-назад. Упражнение 11. Выполнять движения нижней челюстью попеременно вправо и влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону. Упражнение 12. Коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча. Упражнение 13. Коснуться подбородком груди. Глава 5 Тренируем "речевые мышцы"
Упражнение 14. Запрокинуть голову назад, выдвигать и убирать подбородок. Темп движений медленный. Упражнение 15. Поставить локти рук на стол, сложить ладони одну на другую, упереться подбородком в ладони, давить подбородком, открывая рот, на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться. 5.3. ТРЕНИРОВКА ГУБ Излишняя суетливость или неподвижность губ приводит к "смазанности и невнятности" речи, их правильная работа обеспечивает точное произнесение и влияет на формирование речевого звучания. Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены. Упражнение 1. Поочередно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу; максимально обнажать верхние и нижние зубы. Упражнение 2. Оттягивать уголки рта в стороны, вниз, затем вытягивать губы вперед хоботком. Сначала имитация, затем произнесение звуков и - у- о- а. Упражнение 3. Утрированно имитировать произнесение звуков п — 6. Упражнение 4. Многократно произносить сочетания губных согласных мб, бм, пм, мп и губно-зубных ем, мв, бе, вб и др. Упражнение 5. Легкое массажирование верхними зубами нижней губы, затем нижними губами - верхней губы. Упражнение 6. Движение вытянутыми губами влево-вправо. Упражнение 7. Присасывающее движение губ. Упражнение 8. Вытягивать губы вперед воронкой. Упражнение 9. Рот закрыть, напрячь губы на счет 1-5, расслабить губы, открыть рот. Упражнение 10. Натягивать губы на зубы при слегка открытом рте. Упражнение 11. Произносить сочетания гл, гн, кл, кн, дл, дн, тл, тн, ел, вн с длительным звучанием второго согласного звука, в течение которого верхняя губа должна подниматься все выше и выше. Упражнение 12. Аналогично произносить сочетания кс, гз, бз, дз, вз, но с оттягиванием нижней губы вниз. Упражнение 13. Произносить сочетания мвз-мвз-мвз, обратить внимание на более длительную протяженность звуков в, з. Упражнение 14. Произносить звукосочетания с энергичной работой губ: птка-птка-птка, бдга-бдго-бдгу-бдгз— бдги. Упражнение 15. Вибрация губ (подражание "фыркающей" лошади). Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не начнут вибрировать. Сначала выполнять беззвучно, потом произносить "тпр". Глава 5 Тренируем "речевые мышцы"
5.4. ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ЯЗЫКА Язык часто бывает малоподвижным и вялым, что приводит к потере разборчивости речи, ее невнятности. При выполнении упражнений следует добиваться свободных и целенаправленных движений языка, губы и челюсти должны быть неподвижными. Упражнение 1. Расслабление и распластывание языка в форме "лопаты", при этом язык лежит на нижней губе. Упражнение 2. Выполнение предыдущего упражнения с поднятием языка к верхней губе. Упражнение 3. Поднять боковые края языка к верхним коренным зубам до образования по центру желобка. Упражнение 4. Поднять узкий (широкий) язык вверх, опустить его вниз, "крестообразные движения"; скольжение кончика языка по твердому небу в форме крючка. Губы и челюсти неподвижны. Упражнение 5. Быстро высовывать язык наружу, затем подтягивать за нижние зубьг. Губы и челюсти неподвижны. Упражнение 6. Движение широким языком вперед-назад по верхней губе, а затем по верхним зубам с голосом ("болтушка"). Упражнение 7. Удерживать широкий и узкий язык на нижней и верхней губе, за верхними и нижними зубами. Упражнение 8. Сильно надавливать кончиком языка на нижнюю десну, твердое небо. Упражнение 9. Пощелкивать языком (присасывать язык к небу и оттягивать вниз, чтобы получился щелчок). Упражнение 10. Покусывать кончик языка по всей поверхности. Упражнение 11. Произносить звуки и-е (фиксировать кончик языка у нижних зубов), о-у-ы (оттянуть язык глубоко в рот). Упражнение 12. Частое постукивание кончика языка о верхние зубы и десну типа выстукивания текста телеграфным ключей: ло-ло-лолл, лу-лу-лулл, ла-ла-лалл; ро-ро-рорр, ру-ру-рурр, ра-ра-рарр. Упражнение 13. Многократно произносить сочетания согласных звуков, в артикуляции которых принимает участие язык: ркт, крт, ртк, дрт, ткр, клт, глт, лгт, при, рли, ждр, штр, фкт, гбд, кпт, бгд, тчк, кчт, кшт. Упражнение 14. Круговое движение языком между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении. 5.5. ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ГЛОТКИ И МЯГКОГО НЕБА Упражнение 1. Позевывать с открытым и закрытым ртом. Упражнение 2. Произвольно покашливать. Упражнение 3. Имитировать полоскание горла жидкостью с запрокинутой головой. Упражнение 4. Надувать щеки при зажатом носе. Упражнение 5. Произносить звуки с позевыванием: и, е, я, ю. Упражнение 6. Делать активный выдох с "выкашлива-нием" гласных э, а, о, у. Тренируем "речевые мышцы"
Упражнение 7. Произносить сочетания кп, гб, птк, бдг. Упражнение 8. Медленно произносить звуки к, г, т, д. Упражнение 9. Проглатывать маленькие порции воды. Упражнение 10. Петь в высоком регистре гласные звуки и их сочетания с постепенным затуханием и усилением звука.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|