Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Упражнения для органов артикуляции





Упражнение 1. Попеременно высовывать узкий напря­женный язык ("жалом") и широкий расслабленный ("лопатой").

Упражнение 2. С усилием упереть кончик языка в вер­хние зубы, затем расслабить, уложив на дно полости рта. Губы и зубы разжать, рот приоткрыть.

Упражнение 3. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удержать позу на счет 1-5.



Глава 4


 


Упражнение 4. Растянуть губы в улыбку с напряжени­ем, затем расслабить губы и вернуть в прежнее положение.

Упражнение 5. Попеременно сжимать с усилием и раз­жимать челюсти и губы. Расслабиться, свободно опустив ниж­нюю челюсть.

Упражнение 6. Медленно опускать и поднимать рас­слабленную нижнюю челюсть без напряжения и утомления, широко открывая рот.

Упражнение 7. Оттянуть язык назад с усилием. Ощу­тить напряжение корня языка, затем расслабить, уложив на дно полости рта.

f^ Обратите внимание!

• При выполнении упражнений следует улавливать кон­
траст между напряжением и расслаблением мышц.

• Овладев релаксацией, Вы научитесь снимать на­
пряжение и усталость, почувствуете себя спокойнее и рас-
крепощеннее.


Глава 5. ТРЕНИРУЕМ "РЕЧЕВЫЕ МЫШЦЫ"

5.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Хорошая дикция - основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специаль­ных упражнений (артикуляционной гимнастики).

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и чет­кой дикции, предотвратить патологическое развитие движе­ний артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

еж- Рекомендации

При выполнении артикуляционных упражнений соблю­дайте следующие правила:

• выполняйте упражнения только перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на двигательные ощущения;


ш



Глава 5


Тренируем "речевые мышцы"



 


избегайте сопутствующих (дополнительных) дви­
жений;

• выполняйте в спокойном темпе, без усилий, стремясь
к плавному и ритмическому выполнению движений;

• переходите к последующим упражнениям только пос­
ле того, как усвоено предыдущее;

• тренируйтесь 2-3 раза в день по 7-10 минут.

5.2. ТРЕНИРОВКА МЫШЦ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

Напряженные мышцы нижней челюсти приводят к "за-жатости" звука. Для речи необходимо их расслабить. В уп­ражнениях следует добиваться эластического расслабления мышц, в результате которого нижняя челюсть свободно и легко опускается вниз, как бы под собственной тяжестью и не пре­пятствует произнесению звуков.

с?- Рекомендации

При выполнении упражнений:

• голову держать прямо, не опуская и резко не подни­
мая ее;

• челюсть опускать без рывков и избыточного напря­
жения;

• каждое упражнение проводить ритмично, фиксировать
в положении на счет 1-5.

Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней че­люсти не напряжены.

Упражнение 1. Открыть рот и закрыть (следить, чтобы в открытый рот могли поместиться 3 пальца, поставленные на ребро между верхними и нижними зубами).

Упражнение 2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед,^ вернуть в исходное положение.


Упражнение 3. Выполнять боковые движения нижней челюсти, затем принять исходное положение. Повторить.

Упражнение 4. Круговые движения нижней челюсти.

Упражнение 5. Открыть рот с одновременным выд­вижением нижней челюсти вперед, вернуться в исходное положение.

Упражнение 6. Нижними зубами закусить верхнюю губу и, наоборот, подержать на счет 1-5, затем расслабить.

Упражнение 7. Рот открыт. Представить, что на подбо­родке подвешен груз, который надо поднять вверх, поднимая подбородок и напрягая мускулы под ним, затем расслабить. Принять исходное положение.

Упражнение 8. Сжать с усилием челюсти, напрячь мышцы шеи и челюсти (запомнить это ощущение), рассла­бить их и открыть рот.

Упражнение 9. Имитировать жевание с закрытым и от­крытым ртом.

Упражнение 10. Выполнять движения нижней челюс­тью вперед-назад с одновременными наклонами головы впе­ред-назад.

Упражнение 11. Выполнять движения нижней челюс­тью попеременно вправо и влево с одновременным поворо­том головы в ту же сторону.

Упражнение 12. Коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча.

Упражнение 13. Коснуться подбородком груди.



Глава 5


Тренируем "речевые мышцы"



 


Упражнение 14. Запрокинуть голову назад, выдвигать и убирать подбородок. Темп движений медленный.

Упражнение 15. Поставить локти рук на стол, сложить ладони одну на другую, упереться подбородком в ладони, давить подбородком, открывая рот, на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

5.3. ТРЕНИРОВКА ГУБ

Излишняя суетливость или неподвижность губ приво­дит к "смазанности и невнятности" речи, их правильная рабо­та обеспечивает точное произнесение и влияет на формиро­вание речевого звучания.

Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней че­люсти не напряжены.

Упражнение 1. Поочередно поднимать и опускать вер­хнюю и нижнюю губу; максимально обнажать верхние и ниж­ние зубы.

Упражнение 2. Оттягивать уголки рта в стороны, вниз, затем вытягивать губы вперед хоботком. Сначала имитация, затем произнесение звуков и - у- о- а.

Упражнение 3. Утрированно имитировать произнесе­ние звуков п — 6.

Упражнение 4. Многократно произносить сочетания губных согласных мб, бм, пм, мп и губно-зубных ем, мв, бе, вб и др.

Упражнение 5. Легкое массажирование верхними зу­бами нижней губы, затем нижними губами - верхней губы.


Упражнение 6. Движение вытянутыми губами влево-вправо.

Упражнение 7. Присасывающее движение губ. Упражнение 8. Вытягивать губы вперед воронкой.

Упражнение 9. Рот закрыть, напрячь губы на счет 1-5, расслабить губы, открыть рот.

Упражнение 10. Натягивать губы на зубы при слегка открытом рте.

Упражнение 11. Произносить сочетания гл, гн, кл, кн, дл, дн, тл, тн, ел, вн с длительным звучанием второго со­гласного звука, в течение которого верхняя губа должна под­ниматься все выше и выше.

Упражнение 12. Аналогично произносить сочетания кс, гз, бз, дз, вз, но с оттягиванием нижней губы вниз.

Упражнение 13. Произносить сочетания мвз-мвз-мвз, обратить внимание на более длительную протяженность зву­ков в, з.

Упражнение 14. Произносить звукосочетания с энергич­ной работой губ: птка-птка-птка, бдга-бдго-бдгу-бдгз— бдги.

Упражнение 15. Вибрация губ (подражание "фыркаю­щей" лошади). Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не начнут вибрировать. Сначала выполнять беззвучно, потом произносить "тпр".



Глава 5


Тренируем "речевые мышцы"



 


5.4. ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ЯЗЫКА

Язык часто бывает малоподвижным и вялым, что при­водит к потере разборчивости речи, ее невнятности. При вы­полнении упражнений следует добиваться свободных и це­ленаправленных движений языка, губы и челюсти должны быть неподвижными.

Упражнение 1. Расслабление и распластывание язы­ка в форме "лопаты", при этом язык лежит на нижней губе.

Упражнение 2. Выполнение предыдущего упражнения с поднятием языка к верхней губе.

Упражнение 3. Поднять боковые края языка к верхним коренным зубам до образования по центру желобка.

Упражнение 4. Поднять узкий (широкий) язык вверх, опустить его вниз, "крестообразные движения"; скольжение кончика языка по твердому небу в форме крючка. Губы и че­люсти неподвижны.

Упражнение 5. Быстро высовывать язык наружу, затем подтягивать за нижние зубьг. Губы и челюсти неподвижны.

Упражнение 6. Движение широким языком вперед-на­зад по верхней губе, а затем по верхним зубам с голосом ("бол­тушка").

Упражнение 7. Удерживать широкий и узкий язык на нижней и верхней губе, за верхними и нижними зубами.

Упражнение 8. Сильно надавливать кончиком языка на нижнюю десну, твердое небо.

Упражнение 9. Пощелкивать языком (присасывать язык к небу и оттягивать вниз, чтобы получился щелчок).


Упражнение 10. Покусывать кончик языка по всей по­верхности.

Упражнение 11. Произносить звуки и-е (фиксировать кон­чик языка у нижних зубов), о-у-ы (оттянуть язык глубоко в рот).

Упражнение 12. Частое постукивание кончика языка о верхние зубы и десну типа выстукивания текста телеграф­ным ключей: ло-ло-лолл, лу-лу-лулл, ла-ла-лалл; ро-ро-рорр, ру-ру-рурр, ра-ра-рарр.

Упражнение 13. Многократно произносить сочетания согласных звуков, в артикуляции которых принимает участие язык: ркт, крт, ртк, дрт, ткр, клт, глт, лгт, при, рли, ждр, штр, фкт, гбд, кпт, бгд, тчк, кчт, кшт.

Упражнение 14. Круговое движение языком между гу­бами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.

5.5. ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ГЛОТКИ И МЯГКОГО НЕБА

Упражнение 1. Позевывать с открытым и закрытым ртом. Упражнение 2. Произвольно покашливать.

Упражнение 3. Имитировать полоскание горла жидко­стью с запрокинутой головой.

Упражнение 4. Надувать щеки при зажатом носе.

Упражнение 5. Произносить звуки с позевыванием: и, е, я, ю.

Упражнение 6. Делать активный выдох с "выкашлива-нием" гласных э, а, о, у.


Тренируем "речевые мышцы"



 


Упражнение 7. Произносить сочетания кп, гб, птк, бдг. Упражнение 8. Медленно произносить звуки к, г, т, д. Упражнение 9. Проглатывать маленькие порции воды.

Упражнение 10. Петь в высоком регистре гласные звуки и их сочетания с постепенным затуханием и усиле­нием звука.

Упражнение 11. Распластывать язык при широко от­крытом рте так, чтобы передняя часть его прилегала к ниж­ним резцам, а корень и задняя часть были опущены (позиция типа "показать горло врачу").

5.6. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ

Упражнение 1. Опустить углы рта вниз при закрытом рте.

Упражнение 2. Растянуть углы рта в стороны (в "улыб­ку") и расслабить. Улыбаться с закрытым и открытым ртом.

Упражнение 3. Нахмурить брови, расслабить. Упражнение 4. Поднять брови, расслабить. Упражнение 5. Прищурить один глаз, затем другой. Упражнение 6. Зажмурить глаза, расслабить.

Упражнение 7. Надуть щеки, втянуть щеки, перекачи­вать роздух из одной щеки в другую попеременно, как при полоскании.


Упражнение 9. Воспроизвести свист. Упражнение 10. Максимально оскалить зубы. Упражнение 11. Опустить верхнюю губу на нижнюю. Упражнение 12. Натянуть нижнюю губу на верхнюю.

Упражнение 13. Опустить и оттопырить (вывернуть) нижнюю губу с обнажением десен.

Упражнение 14. Попеременно максимально обнажать верхние и нижние зубы.

Упражнение 15. Втянуть углы рта и почмокать губами.

Упражнение 16. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и расслабить.

Упражнение 17. Пошевелить ноздрями, как бы разду­вая их.

Упражнение 18. Наморщить лоб, расслабить.

Упражнение 19. Следить глазами за двигающимся по кругу пальцем.


Упражнение 8. Набрать воздух под нижнюю губу, под верхнюю губу.








ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.