|
Упражнения для органов артикуляцииУпражнение 1. Попеременно высовывать узкий напряженный язык ("жалом") и широкий расслабленный ("лопатой"). Упражнение 2. С усилием упереть кончик языка в верхние зубы, затем расслабить, уложив на дно полости рта. Губы и зубы разжать, рот приоткрыть. Упражнение 3. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удержать позу на счет 1-5. Глава 4
Упражнение 4. Растянуть губы в улыбку с напряжением, затем расслабить губы и вернуть в прежнее положение. Упражнение 5. Попеременно сжимать с усилием и разжимать челюсти и губы. Расслабиться, свободно опустив нижнюю челюсть. Упражнение 6. Медленно опускать и поднимать расслабленную нижнюю челюсть без напряжения и утомления, широко открывая рот. Упражнение 7. Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка, затем расслабить, уложив на дно полости рта. f^ Обратите внимание! • При выполнении упражнений следует улавливать кон • Овладев релаксацией, Вы научитесь снимать на Глава 5. ТРЕНИРУЕМ "РЕЧЕВЫЕ МЫШЦЫ" 5.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Хорошая дикция - основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. еж- Рекомендации При выполнении артикуляционных упражнений соблюдайте следующие правила: • выполняйте упражнения только перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на двигательные ощущения; ш Глава 5 Тренируем "речевые мышцы"
• избегайте сопутствующих (дополнительных) дви • выполняйте в спокойном темпе, без усилий, стремясь • переходите к последующим упражнениям только пос • тренируйтесь 2-3 раза в день по 7-10 минут. 5.2. ТРЕНИРОВКА МЫШЦ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ Напряженные мышцы нижней челюсти приводят к "за-жатости" звука. Для речи необходимо их расслабить. В упражнениях следует добиваться эластического расслабления мышц, в результате которого нижняя челюсть свободно и легко опускается вниз, как бы под собственной тяжестью и не препятствует произнесению звуков. с?- Рекомендации При выполнении упражнений: • голову держать прямо, не опуская и резко не подни • челюсть опускать без рывков и избыточного напря • каждое упражнение проводить ритмично, фиксировать Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены. Упражнение 1. Открыть рот и закрыть (следить, чтобы в открытый рот могли поместиться 3 пальца, поставленные на ребро между верхними и нижними зубами). Упражнение 2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед,^ вернуть в исходное положение. Упражнение 3. Выполнять боковые движения нижней челюсти, затем принять исходное положение. Повторить. Упражнение 4. Круговые движения нижней челюсти. Упражнение 5. Открыть рот с одновременным выдвижением нижней челюсти вперед, вернуться в исходное положение. Упражнение 6. Нижними зубами закусить верхнюю губу и, наоборот, подержать на счет 1-5, затем расслабить. Упражнение 7. Рот открыт. Представить, что на подбородке подвешен груз, который надо поднять вверх, поднимая подбородок и напрягая мускулы под ним, затем расслабить. Принять исходное положение. Упражнение 8. Сжать с усилием челюсти, напрячь мышцы шеи и челюсти (запомнить это ощущение), расслабить их и открыть рот. Упражнение 9. Имитировать жевание с закрытым и открытым ртом. Упражнение 10. Выполнять движения нижней челюстью вперед-назад с одновременными наклонами головы вперед-назад. Упражнение 11. Выполнять движения нижней челюстью попеременно вправо и влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону. Упражнение 12. Коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча. Упражнение 13. Коснуться подбородком груди. Глава 5 Тренируем "речевые мышцы"
Упражнение 14. Запрокинуть голову назад, выдвигать и убирать подбородок. Темп движений медленный. Упражнение 15. Поставить локти рук на стол, сложить ладони одну на другую, упереться подбородком в ладони, давить подбородком, открывая рот, на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться. 5.3. ТРЕНИРОВКА ГУБ Излишняя суетливость или неподвижность губ приводит к "смазанности и невнятности" речи, их правильная работа обеспечивает точное произнесение и влияет на формирование речевого звучания. Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены. Упражнение 1. Поочередно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу; максимально обнажать верхние и нижние зубы. Упражнение 2. Оттягивать уголки рта в стороны, вниз, затем вытягивать губы вперед хоботком. Сначала имитация, затем произнесение звуков и - у- о- а. Упражнение 3. Утрированно имитировать произнесение звуков п — 6. Упражнение 4. Многократно произносить сочетания губных согласных мб, бм, пм, мп и губно-зубных ем, мв, бе, вб и др. Упражнение 5. Легкое массажирование верхними зубами нижней губы, затем нижними губами - верхней губы. Упражнение 6. Движение вытянутыми губами влево-вправо. Упражнение 7. Присасывающее движение губ. Упражнение 8. Вытягивать губы вперед воронкой. Упражнение 9. Рот закрыть, напрячь губы на счет 1-5, расслабить губы, открыть рот. Упражнение 10. Натягивать губы на зубы при слегка открытом рте. Упражнение 11. Произносить сочетания гл, гн, кл, кн, дл, дн, тл, тн, ел, вн с длительным звучанием второго согласного звука, в течение которого верхняя губа должна подниматься все выше и выше. Упражнение 12. Аналогично произносить сочетания кс, гз, бз, дз, вз, но с оттягиванием нижней губы вниз. Упражнение 13. Произносить сочетания мвз-мвз-мвз, обратить внимание на более длительную протяженность звуков в, з. Упражнение 14. Произносить звукосочетания с энергичной работой губ: птка-птка-птка, бдга-бдго-бдгу-бдгз— бдги. Упражнение 15. Вибрация губ (подражание "фыркающей" лошади). Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не начнут вибрировать. Сначала выполнять беззвучно, потом произносить "тпр". Глава 5 Тренируем "речевые мышцы"
5.4. ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ЯЗЫКА Язык часто бывает малоподвижным и вялым, что приводит к потере разборчивости речи, ее невнятности. При выполнении упражнений следует добиваться свободных и целенаправленных движений языка, губы и челюсти должны быть неподвижными. Упражнение 1. Расслабление и распластывание языка в форме "лопаты", при этом язык лежит на нижней губе. Упражнение 2. Выполнение предыдущего упражнения с поднятием языка к верхней губе. Упражнение 3. Поднять боковые края языка к верхним коренным зубам до образования по центру желобка. Упражнение 4. Поднять узкий (широкий) язык вверх, опустить его вниз, "крестообразные движения"; скольжение кончика языка по твердому небу в форме крючка. Губы и челюсти неподвижны. Упражнение 5. Быстро высовывать язык наружу, затем подтягивать за нижние зубьг. Губы и челюсти неподвижны. Упражнение 6. Движение широким языком вперед-назад по верхней губе, а затем по верхним зубам с голосом ("болтушка"). Упражнение 7. Удерживать широкий и узкий язык на нижней и верхней губе, за верхними и нижними зубами. Упражнение 8. Сильно надавливать кончиком языка на нижнюю десну, твердое небо. Упражнение 9. Пощелкивать языком (присасывать язык к небу и оттягивать вниз, чтобы получился щелчок). Упражнение 10. Покусывать кончик языка по всей поверхности. Упражнение 11. Произносить звуки и-е (фиксировать кончик языка у нижних зубов), о-у-ы (оттянуть язык глубоко в рот). Упражнение 12. Частое постукивание кончика языка о верхние зубы и десну типа выстукивания текста телеграфным ключей: ло-ло-лолл, лу-лу-лулл, ла-ла-лалл; ро-ро-рорр, ру-ру-рурр, ра-ра-рарр. Упражнение 13. Многократно произносить сочетания согласных звуков, в артикуляции которых принимает участие язык: ркт, крт, ртк, дрт, ткр, клт, глт, лгт, при, рли, ждр, штр, фкт, гбд, кпт, бгд, тчк, кчт, кшт. Упражнение 14. Круговое движение языком между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении. 5.5. ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ГЛОТКИ И МЯГКОГО НЕБА Упражнение 1. Позевывать с открытым и закрытым ртом. Упражнение 2. Произвольно покашливать. Упражнение 3. Имитировать полоскание горла жидкостью с запрокинутой головой. Упражнение 4. Надувать щеки при зажатом носе. Упражнение 5. Произносить звуки с позевыванием: и, е, я, ю. Упражнение 6. Делать активный выдох с "выкашлива-нием" гласных э, а, о, у. Тренируем "речевые мышцы"
Упражнение 7. Произносить сочетания кп, гб, птк, бдг. Упражнение 8. Медленно произносить звуки к, г, т, д. Упражнение 9. Проглатывать маленькие порции воды. Упражнение 10. Петь в высоком регистре гласные звуки и их сочетания с постепенным затуханием и усилением звука. Упражнение 11. Распластывать язык при широко открытом рте так, чтобы передняя часть его прилегала к нижним резцам, а корень и задняя часть были опущены (позиция типа "показать горло врачу"). 5.6. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ Упражнение 1. Опустить углы рта вниз при закрытом рте. Упражнение 2. Растянуть углы рта в стороны (в "улыбку") и расслабить. Улыбаться с закрытым и открытым ртом. Упражнение 3. Нахмурить брови, расслабить. Упражнение 4. Поднять брови, расслабить. Упражнение 5. Прищурить один глаз, затем другой. Упражнение 6. Зажмурить глаза, расслабить. Упражнение 7. Надуть щеки, втянуть щеки, перекачивать роздух из одной щеки в другую попеременно, как при полоскании. Упражнение 9. Воспроизвести свист. Упражнение 10. Максимально оскалить зубы. Упражнение 11. Опустить верхнюю губу на нижнюю. Упражнение 12. Натянуть нижнюю губу на верхнюю. Упражнение 13. Опустить и оттопырить (вывернуть) нижнюю губу с обнажением десен. Упражнение 14. Попеременно максимально обнажать верхние и нижние зубы. Упражнение 15. Втянуть углы рта и почмокать губами. Упражнение 16. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и расслабить. Упражнение 17. Пошевелить ноздрями, как бы раздувая их. Упражнение 18. Наморщить лоб, расслабить. Упражнение 19. Следить глазами за двигающимся по кругу пальцем. Упражнение 8. Набрать воздух под нижнюю губу, под верхнюю губу. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|