Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 6. ПРИЕМЫ САМОМАССАЖА В УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ





6.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

При выраженном напряжении мышц артикуляционного аппарата (спастические состояния) нужно использовать при­емы массажа, направленные на его расслабление. Расслаб­ление мышц шеи, лица и губ производится путем поверхнос­тного поглаживания.

от» Рекомендации

• Кожа массируемых частей тела и руки должны быть
чистыми.

• Все движения следует проводить по рекомендуемым
направлениям.

• Массируемые мышцы должны быть расслаблены.

• Массаж делать медленно, плавно.

• Массаж следует комбинировать с миогимнастикой.

• Продолжительность массажа не должна превышать
2-3 минут в один прием.

• Движения осуществлять выпрямленной ладонью,
большой палец отведен, остальные слегка согнуты. Прила­
гаемое усилие не должно вызывать смещение кожи.

• Каждое движение повторять 4-6 раз.

• Массаж не рекомендуется проводить при ОРЗ, высо­
кой температуре, высыпаниях на коже.


Приемы самомассажа в устранении заикания 51 6.2. РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ ШЕИ

Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.

Упражнение 1. Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз в области горла переменно то правой, то левой рукой.

Упражнение 2. Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечных впадин (одновременные движения обеих рук).

Упражнение 3. Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку (кончики пальцев обеих рук касаются друг друга), затем руки медленно скользят по боковой части шеи до подмышечных впадин.

6.3. РАССЛАБЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ

И ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

МЕТОДОМ ПОГЛАЖИВАНИЯ

Движения выполняются в замедленном темпе. Направ­ление движений:

• От середины лба к вискам.

• От середины лба до ушных раковин.

• От бровей до волосистой части головы.

• От спинки носа к ушной раковине.

• От середины верхней губы до ушных раковин.

• От линии лба вниз через лицо к шее.

• От мочек уха по щекам к крыльям носа.

• От середины верхней губы на подбородок.

• Поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз (расхо­
дящимися движениями от середины лба - и снова к середине).



Глава 6


Приемы самомассажа в устранении заикания



 


По верхней губе от углов рта к середине.

• По нижней губе от углов рта к середине.

• Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к
углам рта.

• Легкое постукивание губ.

6.4.'РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ ЯЗЫКА

Упражнение 1. Вибрация двумя указательными паль­цами обеих рук под углами челюсти (в течение 15 секунд).

Упражнение 2. Похлопывание, поглаживание, вибра­ция (в течение 15 секунд) языка деревянным шпателем, ко­торый накладывается на кончик языка.

6.5. ВИБРАЦИОННЫЙ (ПОСТУКИВАЮЩИЙ) МАССАЖ СО ЗВУКОМ

Упражнение 1. Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам и одновременно "тянуть" на выдохе сонорный согласный "м". Повторить 4-6 раз.

Упражнение 2. Постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки носа к ушам и одновре­менно вслух "тянуть" на выдохе поочередно сонорные "/и" или "н". Повторить 4-6 раз.

Упражнение 3. Постукивать кончиками пальцев од­ной руки верхнее надгубное пространство и одновременно "тянуть" вслух на выдохе щелевой согласный "в". Повто­рить 4-6 раз.

Упражнение 4. Постукивать кончиками пальцев одной руки пространство под нижней губой и одновременно "тянуть" вслух на выдохе согласный "з". Повторить 4-6 раз.


Упражнение 5. Постукивать кончиками пальцев одной или обеих рук по верхней части грудной клетки и одновре­менно "тянуть" вслух на выдохе щелевой согласный "ж" или сонорный "/и". Повторить 4-6 раз.

Упражнение 6. Постукивать ребрами ладоней обеих рук боковую часть грудной клетки, начиная с нижней части и вверх, и одновременно тянуть вслух на выдохе сонорный "м". Повторить 4-6 раз.

Упражнение 7. Постукивать кончиками пальцев одной руки область нижнебрюшных мышц одновременно с постуки­ванием другой рукой области поясницы. Во время постукива­ния тянуть на выдохе сонорный V. Повторить 4-6 раз.


Волшебный мир звуков



 


Глава 7. ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ

7.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Когда мы говорим, то ставим перед собой определен­ные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того, чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логичес­кой выразительности речи. Логическая выразительность -важнейшее условие любого вида речи.

Сюда входят:

Интонация -чередование повышения и понижения
голоса в зависимости от смысла фразы (вопрос, утвержде­
ние, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический
рисунок.

В вопросительных предложениях голос повышается, причем повышение голоса приходится на то слово, в кото­ром заключена суть вопроса. Голос к концу фразы понижает­ся при утвердительной интонации (сообщение).

Логическое ударение - выделение главного по смыс­
лу слова во фразе. Выделяется - это значит произносится с
большей силой и длительностью, чем остальные слова в пред­
ложении. Логическим центром может быть любое слово в
предложении, в зависимости от того, что хочет подчеркнуть
говорящий.

Логическая пауза - деление фразы на смысловые
отрезки. Каждый речевой такт (синтагма) отделяется от дру­
гого остановками различной длительности и наполненности,


которые в текстах упражнений обозначаются символами, со­впадающими, как правило, со знаками препинания:

- пауза короткая по длительности для добора возду­
ха - знак "запятая"<, >;

- пауза между речевыми тактами - знак "косая чер­
та" < / >;

- пауза между предложениями более длительная -
знак "две косые черты" < // >;

- пауза для обозначения смысловых и сюжетных кус­
ков - знак "три косые черты" < /// >.

Важно не только понять значение пауз, но, самое глав­ное, приучить себя делать фактические остановки. Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предло­жений, небольших текстов, стихотворений.

7,2. ИНТОНАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Основным элементом упражнений 1-5 (по системе В.В. Емельянова) является отработка "скользящей" восходящей (Т) и нисходящей (4) интонации с характерным "переломом" голоса из грудного в головное звучание (регистр) и наоборот.

Условные обозначения:

• У - низкое грудное звучание;

• у - высокое головное звучание;

• Т - повышение тона голоса;

I - понижение тона голоса.

Упражнение 1. При произнесении последовательнос­ти гласных звуков воспроизведите удивленный вопрос - не­доумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нис­ходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом.



Глава 7


Волшебный мир звуков



 


       
   


Упражнение 2. Произнесите сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, груд­ным голосом, как будто вы рассказываете "страшную сказку".

Упражнение 3. Произнесите легкий высокий звук, за­тем, не прерывая выдох, передайте голосом нисходящую интонацию с этим же звуком. Запомните характер звучания.

Повторите упражнение.

По аналогии выполните упражнение с другими гласны­ми звуками.

Упражнение 4. В непрерывной линии звучания выде­лите интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими зву­ками.


Упражнение 5. Соедините навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков.

а) образец:

б) образец:


Варианты сочетаний (двусложные с глухими согласны­ми звуками):

Варианты сочетаний (трехсложные с глухими и звонки­ми звуками):

и так далее по аналогии с звуками к -г, т - д, п - б.

Упражнение 6. Произнесите междометие "о" с разной интонацией.

• удивленно,

• радостно,

• испуганно.



Глава 7


Волшебный мир звуков



 


Смоделируйте ситуации, в которых Вас о чем-то про­сят, и отвечайте "да"

• восторженно,

• спокойно и благожелательно,

• категорическим тоном,

• вопросительно,

• задумчиво,

• скорбно,

• дерзко,

• иронически,

• с сожалением.

Упражнение 7. Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.

"Открой дверь!"- гневно, грустно, радостно, высоко­
мерно, раздраженно, подавленным тоном.

"Пришла!" - с радостью, тревогой, с презрением, с
ехидством.

"Молодец!"- восхищенно, удивленно, насмешливо, уг­
рожающе.

Упражнение 8. Читая простые повествовательные предложения, понижайте голос к концу фразы.

Ночью полил дождь.

У дороги шумели тополя.

Тиха украинская ночь, и др.

Произнесите предложения с большим чувством.

Хорошо зимой в лесу! Пусть сильнее грянет буря! До чего красив закат! и др.

Тренируйте голос на вопросительной интонации. Повы­шайте голос на выделенных словах.


Сколько тебе лет? Ты живешь в новом доме? У вас есть телефон? Где ты работаешь? и др.

Упражнение 9. Прочитайте предлагаемые фразы в со­ответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.

Снег пошел

- Спрашивайте, удивляясь-?!

- Восхищайтесь, радуясь -!

- Огорчаетесь смене погоды.

- Уточняете -?

- Радостно сообщаете друзьям -!

Мы пойдем в зоопарк

- Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоо­
парк или в парк на аттракционы -?

- Уточняете, кто пойдет в зоопарк -?

- Спрашиваете о том, пойдете ли в зоопарк -?

Упражнение 10. Читайте реплики литературных пер­сонажей, передавая интонацией и тоном душевное состоя­ние героя, отмеченное автором:

• надменное негодование

"Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чис­тое мутить питье мое с песком и илом?",

• лесть и подобострастие

"Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глаз­ки! Рассказывать, так, право, сказки!",

высокомерие

"Да что мне Лев?! Да мне ль его бояться?",



Глава 7


Волшебный мир звуков



 


           
   
 
 
 
   

Выберите скороговорки и разыграйте варианты диало­га: утверждая, сомневаясь, споря и восхищаясь. Упражнение 14. Предлагаемые ниже тексты разыграй­те, как маленькие сценические диалоги, используя средства интонационной выразительности:

Сказала тетя: - Фи, футбол! (с пренебрежением) Сказала мама: - Фу, футбол! (с отвращением) Сестра сказала: - Ну, футбол! (разочарованно) А я ответил: - Во, футбол! (восторженно).

• сожаление, укоризна

"А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь".

Упражнение 11. Тренируйтесь над переносом логичес­кого ударения с одного слова на другое. Предложение произ­носите столько раз, сколько в нем слов. В каждом варианте фразы делайте ударение только на одном слове и каждый раз на разном.

Вы_мне утром звонили? - (Я).

Вы мне утром звонили? - (Вам).

Вы мне утром звонили? - (Нет, вечером).

Вы мне утром звонили? -(Звонил).

Аналогичное упражнение проведите с утвердительным предложением.

Моя книга на столе.

Самостоятельно составьте предложения и отрабаты­вайте их.

Упражнение 12. Прочитайте предлагаемые послови­цы, выделяя голосом указанные обороты.

Кто хочет много знать - тому надо мало спать! Кто хочет много знать - тому надо мало спать! Тьма свету не любит, злой доброго не терпит. Всем известно: красна речь - слушанием.

Упражнение 13. Читайте предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реп­лики собеседника, отвечает ему.


а) реплика

вопрос - сомнение:

Яблоко от яблони недалеко

падает?

Около кола - колокола?

Около кола - колокола?

б) реплика
вопрос - удивление:

От топота копыт пыль по

полю летит?

Съел молодец тридцать три

пирога с пирогом, да все с

творогом?

в) реплика
утверждение - восхищение:

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка!


ответная реплика

утверждение (Да, действительно так!)

Яблоко от яблони недалеко

падает.

Около кола — колокола.

Около кола - колокола.

ответная реплика утверждение и восхищение

От топота копыт пыль по

полю летит.

Съел молодец тридцать три

пирога с пирогом, да все с

творогом.

ответная реплика сомнение (недоверие)

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка?



Глава 7


Волшебный мир звуков



 


- Спят ли волки?

- Спят, спят.

- Спят ли пчелки?

- Спят, спят.

- А лисички?

- Спят, спят.

- А синички?

- Спят, спят.

 

- Яму копал?

- Копал.

- Б яму упал?

- Упал.

- В яме сидишь?

- Сижу.

- Лестницу ждешь?
-Жду.

-Яма сыра?

- Сыра.

- Как голова?

- Цела.

- Значит живой?

- Живой.

- Ну, я пошел домой.

 

- Что будем делать?

- Мне только уложить волосы.

- Как вы хотите, на бигуди или феном?

- Только феном.

- Тогда нужно вымыть голову.

- Ну вот и все... Вам нравится?
-Да, очень. Спасибо большое.

- Квартира Борисовых?
-Да.

- Кухонный гарнитур ждете?

- Да, жду.


.; - Куда поставить, в кухню?

'<.. - Нет, пока не надо, там ремонт. Оставьте здесь, в

< коридоре.

]. - Как хотите! Мешать проходу не будет?

-А вы поплотнее к стенке придвиньте.

£ - Вы меня извините, пожалуйста. Когда нас знакоми-

ли, я плохо расслышал ваше имя.

- Охотно повторю, коллега. Мельников Петр Петрович.
's - Посмотрите, я правильно записал?

- Совершенно правильно.

.. - Мне, пожалуйста, тетради. Общие. Пять штук. Два

блокнота.

- Какие блокноты?

- Вот эти, в синей обложке. Потом пачку бумаги.

- Так. Блокноты, бумага. Что еще?

- Стержни для ручки. Десять штук.

 

- Короткие, длинные?
-Длинные, черные.
-Все?

- Кажется, все. Нет, еще линейку.

- Пожалуйста. Три рубля двадцать копеек.

- Платить вам?

- Нет, в кассу, пожалуйста.

Упражнение 15. Прочитайте шутливое стихотворение разным тоном: первые две строчки каждого четверостишья -с сожалением, грустью; а последние две - мечтательно, с преувеличенным восторгом.

- Эх, - вздыхали рыбаки, -
Это разве судаки?
Раньше вытащишь, бывало,
Хвост, бывало, в полруки!

- Эх, - вздыхали судаки, -
Раньше были червяки...



Глава 7


 


Червяком одним, бывало, Наедались полреки!

- Эх, - вздыхали червяки, -Раньше врали рыбаки!.. Мы пoqлyшamь их, бывало, Сами лезли на крючки!








ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.