Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Субъект, актор – управление архитектуры





Дата Негативные Нейтрально-негативные Описание действия Нейтрально- позитивные Позитивные
    В (общественность) Статья специа-листа управле-ния архитекту-ры («Сургутская трибуна» от …)    
  В (общественность)   Статьи главного архитектора («Сургутская трибуна» от …)    

 

В рабочей таблице по действиям СурГУ по отношению к управлению архитектуры (УА) составим рабочую таблицу, например, митинга в поддержку строительства молодежного комплекса. Проанализируем число и степень их позитивности/негативности в адрес УА.

Рабочая таблица 12

Дневник наблюдения

Субъект, актор – управление архитектуры

Дата Негативные Нейтрально-негативные Описание действия Нейтрально- позитивные Позитивные
  Ф (УА),     Брифинг (акто-вый зал СурГУ)    
    В (УА), Статья ректора СурГУ («Север-ный университет» от…)    
      Митинг (площадь перед университетом 18.09.04.) Ф (УА)    

 

7. Обработка результатов наблюдения по действиям (акциям) управления архитектуры «чужие» и университета, и общественности «свои». Для этого используем кодировочный бланк.

 

Кодировочный бланк

Общественность в адрес управления архитектуры Управление архитектуры в адрес общественности
Тип акций Тип акций
вербальный физический вербальный физический
Негативные Нейтрально-негативные Негатив-ные Нейтрально-негативные Негативные Нейтрально-негативные Негатив-ные Нейтрально-негативные
               
               

 

8. Подсчет результатов заполнения кодировочного бланка и проведение аналитических сравнений всех акторов. Анализ действий по временным интервалам с помощью кодировочного бланка. Определение заинтересованных сторон в дискуссии о застройке и эффективность их действий.

Точно также осуществляется сбор информации об отношении неких субъектов к вашему департамента, бизнесу, компании, кандидату в депутаты. Например, анализируя динамику негативных высказываний в адрес кандидата можно определить согласование действий со стороны других участников предвыборной борьбы, образование коалиций.

Ивент-анализ – эффективный инструмент анализа информационной политики. На его основе можно сделать вывод о готовящейся атаке со стороны того иного СМИ. Например, с его помощью можно отследить эскалация критики, агрессии, когда отдельные сообщения, отдельные высказывания, отдельные статьи выстраиваются в преднамеренную систему акций со стороны того или иного субъекта.

 

Задание 1

Прочитайте статью М.Ю.Мартынова «Фаллический символ в центре Сургута: архитектурный китч или административная прихоть?». Классифицируйте его и внесите в рабочую таблицу ивент-анализа. Какие приемы использовал автор для дискредитации официальных планов застройки ядра центра города?

Задание 2

Сделайте подборку публикаций в прессе о ходе дискуссии по застройке ядра центра города Сургута. Используя текст статьи М.Ю. Мартынова «Зачем Сургуту расширяться?», составьте рабочую таблицу, кодировочный бланк и подготовьте аналитическое сравнение позиций субъектов дискуссии на основе ивент-анализа.

 

Методика когнитивного картирования

Разновидностью инвент-анализа в исследовании массовых коммуникаций выступает когнитивное картирование. При анализе массовых коммуникаций большую роль играет позиция отдельных авторов. Это субъективное измерение массовых коммуникаций, измерение личностного фактора в коммуникационных процессах.

Данный метод базируется на составлении особого операционного кода, на основе которого можно сравнивать мышление авторов различных коммуникационных сообщений, анализировать, как тот или иной воспринимает проблему. Когнитивное квотирование позволяет выявлять познавательные базовые конструкции, в которых происходит осознание действительности тем или иным автором (жесткость или конформизм, склонность обращаться к историческому опыту или научному прогнозу).

Центральным понятием при использовании данного метода выступает карта: графическое изображение причинных связей между переменными (стрелки и точки). Карты могут быть индивидуальные и групповые.

Этапы когнитивного квотирования:

1. Формирование информационной базы и отбор материалов. Выступления, речи, интервью, автобиографии. Проблемой здесь иногда является то, что текст, приписываемый, например, политическому деятелю, на самом деле – результат работы спичрайтеров, которые иногда так вживаются в образ, что абсолютно точно копируют стиль речи своего хозяина.

2. Выявление основных понятий, которыми оперирует автор, связь и плотностьл между ними. Уровень значимости каждой из тем фиксируется в соответствии с количеством причинно-следственных связей.

3. Количественные подсчеты, характеризующие особенность графической схемы.

4. Интерпретация результатов. Выделение ключевых понятий авторской логики. Самое простое здесь: а) общая оценка логичности, способность выразить мысль; б) построение текста – ра-циональное и твердое или неуверенное; в) аргументированность; г) эмоциональность, образность.

5. Соответствие текста жанру. Наличие основных понятий и связей. Для этого необходимо указать тип карты: обозрение или проблема, критика, поддержка.

6. Широта связей основных понятий. Вывод о симметричности или асимметричности текста (на основе соотношения количества причинно-следственных связей у развернутого и неразвернутого понятия).

7. Степень, глубина разработки понятий. Например, первое понятие охватывает только два уровня. Второе – ключевое гораздо глубже – до 5 уровней и т.д.

8. Количество обратных связей. Например, небольшое количество обратных связей говорит о низком эмоциональном уровне текста и т.д.

 

Задание 1

Прочитайте статью М.Ю. Мартынова «Миграция или колонизация?» Составьте примерную карту, которая легла в ее основу.

Задание 2

Осуществите самостоятельно когнитивное картирование статьи М.Ю. Мартынова «Основы православной культуры в системе образования».

Качественные исследования массовых коммуникаций,

Основанные на использовании метода интервьюирования

 

Ряд качественных методов исследований массовых коммуникаций основан на использовании интервьюирования. К таким методам относится: углубленное интервью, экспертный опрос и «фокус-группа».

Углубленные интервью

Интервью – это структурированная беседа. Его используют не только социологи, но и психологи, журналисты и даже врачи. В отличие от журналистского интервью, исследовательское интервью, во-первых, проводится, как правило, с несколькими респондентами, во-вторых, поскольку предполагается использование его результатов в обобщенном виде, то оно более формализовано, предполагает одинаковые, заранее сформулированные вопросы, которые задаются нескольким опрашиваемым.

Вопросы анкеты для формализованного интервью составляются по той же теме и по тем же самым правилам, что и вопросы для массового опроса. Но ответы, как правило, подразумеваются открытые. Кроме того, в ходе интервью возможность задавать дополнительные, уточняющие вопросы.

Примерами может служить углубленное интервьюирование специалистов об имидже кандидата, организации, предприятия, или о качестве и эффективности кампании по связям с общественностью, рекламной продукции, листовки, кинофильма, книги, шоу, статьи, телесериала и т.д. В качестве респондентов могут выступать представители политической или бизнес-элиты, ученые, практические работники и т.д. Главное требование к ним – осведомленность о предмете беседы, компетентность.

Ответы на вопросы фиксируются на бумаге или с помощью магнитофона, о чем опрашиваемый должен быть поставлен в известность, т.е. у него важно спросить разрешения записывать ответы.

В успешном осуществлении углубленного интервью большую роль играет поведение самого интервьюера. Важно организовать встречу, суметь заранее договориться об интервью. И очень важно в ходе самого интервью суметь расположить собеседника, а также выбрать правильно стиль разговора.

Экспертный опрос

Экспертный опрос – это опрос группы специалистов в какой-либо области. Например, в качестве экспертов при оценке влияния сцен насилия на подростков могут выступать психологи, врачи, педагоги; при анализе художественных достоинств телесериала – специалисты в области художественного творчества; при изучении имиджа фирмы – представители делового мира и т.д.

Как метод социологического исследования в связях с общественностью экспертный опрос особенно эффективен для оценки возможностей средств пропагандистского или рекламного воздействия на аудиторию, а также для оценки самой аудитории и особенностей ее реакции на информационное воздействие. В качестве экспертов также используются специалисты, компетентные в той или иной сфере.

Иногда экспертный опрос относят к количественным методам исследования, поскольку для него, также как и для массового опроса, подготавливается анкета и, затем опрашивается значительное число респондентов, например, – несколько десятков. Анализ результатов, также осуществляется в обобщающей форме.

Но, все-таки, на наш взгляд, несмотря на эти внешние сходства с количественным исследованием, экспертный опрос имеет боль-ше общего сходства с интервьюированием, т.е. – с качественным исследованием. Дело в том, что эксперты, по большей части высказывают оценочные суждения, оценивая не свои мотивы поведения, а мотивы поведения групп людей и влияния на них массовой коммуникации.

Экспертный опрос проводится в двух формах индивидуальных или групповых.

При индивидуальном опросе исследователь формирует проблему в виде вопросов анкеты и каждый из подобранных экспертов независимо друг от друга формулируют свои размышления и выводы. Достоинством этой формы является то, что исключается феномен группового давления.

Однако недостатком индивидуального экспертного опроса является то, что уровень компетентности разных экспертов может быть различен, а поскольку результаты такого опроса используются в обобщенном виде, мнение более компетентных экспертов могут оказаться неучтенными.

Эти недостатки несколько нивелируются при групповой форме опроса. Групповая форма экспертного опроса, известна как процедура «круглого стола» или «мозгового штурма».

В случае «круглого стола» проблема обсуждается совместно всеми экспертами и по итогам дискуссии вырабатывается единая аналитическая записка. Задача – не генерирование новых идей, а максимальный учет существующих.

«Мозговой штурм» – представляет собой, в первую очередь, генерирование новых идей, способных генерировать новые идеи, пути, способные решить проблему. Предполагает разделение ролей участников. Эксперты высказывают идеи. Аналитики вырабатывают идеи. Критики формулируют их оценку, определяют недостатки, слабые места, но должна стать разрушительной, поскольку новые идеи всегда недостаточно доказательны.

Общим недостатком группового экспертного опроса является феномен «группового давления».

Избежать недостатков индивидуального и группового экспертных опросов (возможной некомпетентности и «группового давления») позволяет их сочетание путем использования технологии опроса, называемого методом Дельфи. Этапы такого опроса следующие:

1. Эксперты в индивидуальном порядке описывают причины протекающих процессов, анализируют их возможные альтернативы и формулируют прогноз.

2. Информация тщательно анализируется исследователем, обобщается и представляется в виде единой аналитической записки, в которой представляются все оценки и суждения, высказанные экспертами.

3. Аналитическая записка предлагается экспертам для дальнейшей оценки и критики.

Данная операция проводится в несколько туров (от 2 до 4).

Фокус-группа

Фокус-группа – форма группового интервью. Основоположником этого метода считается Р. Мертон, но настоящий «бум» начался с 80-х гг.

Для участия в фокус-группе подбирается группа, моделирующая генеральную совокупность, но, конечно, не являющаяся репрезентативной. Численность 8–10 человек. Достаточно малой, чтобы быть управляемой, но достаточно большой, чтобы обеспечить достаточный охват мнений. Как правило, работа опрашиваемых в фокус-группе оплачивается. Общая стоимость проведения фокус-группы может колебаться от 100 до 1 000 долларов.

Проводит фокус-группу не один человек, а небольшой коллектив исследователей. В нее, как правило входит: постановщик задачи, разрабатывающий программу и методический инструментарий; модератор – ведущий, непосредственно осуществляющий опрос фокус-группы; аналитик, наблюдающий за ходом фокус-группы и анализирующий ее результаты. Особая роль отводится именно модератору, ведущему, от искусства которого, в наибольшей мере зависит успех опроса. Он должен выбрать правильный тон, стиль разговора и точно определить собственную позицию. Ошибочные позиции, которые модератор может занять в ходе работы: активный, пассивный, попустительствующий, влияющий, плохо слушающий, много знающий.

Сам ход фокус-группы напоминает что-то среднее между интервью и «круглым столом». Для обсуждения предлагается проблема, затем – вопросы, подготовленные исследователем и раскрывающие проблему.

Значение методики фокус-группы в том, что она позволяет глубже понять мотивацию поведения людей под влиянием массовых коммуникаций. Здесь исследователь лицом к лицу встречается с потребителями – объектом влияния массовых коммуникаций.

Примеры тематики фокус-группы:

· отношение избирателей к предвыборным публикациям или всего населения какого-либо пункта, территории, либо избирателей из числа разных социальных групп: нефтяники, строители, бюджетники и др.;

· отношение населения к местным теле-, радиокампаниям, местным газетам и т.д.;

· реклама кампании (товара, услуг, кандидата), социальная реклама глазами потребителей.

Желательно сопровождать работу фокус-группы иллюстративным, наглядным материалом, предлагаемым участникам. Например, просмотр ролика рекламы; просмотр фильма; знакомство со статьей, карикатурами, листовками и т.д.

В ходе работы фокус-группы возможно иерархическое структурирование группы, например, выдвижение лидеров, разбивка опрашиваемых на группы. В прежних исследованиях это считалось недопустимым, поскольку все участники должны иметь равные возможности для высказываний, сегодня допускается. Возможна конкуренция за лидерство. Каждая группа представляет собой микрокосм, развивается и модератор управляет этим развитием.

В процессе работы фокус-группы ответы участников фиксируются, записываются и затем анализируются.

Большое значение имеет оборудование помещения. Желательно иметь, помимо комнаты заседания, комнату наблюдения, отделенную односторонне прозрачной стеной, где за ходом работы фокус-группы могут наблюдать аналитик или заказчик. Впрочем, фокус-группу можно проводить и в обычном, и специально оборудованном помещении.

Состав участников фокус-группы может быть относительно постоянным – он может привлекать не к одному, а к ряду исследований. Но, согласно рекомендациям зарубежных специалистов, этот состав, опрашиваемых в фокус-группе все-таки целесообразно периодически заменять. Дело в том, что опрашиваемые через какое-то время становятся профессионалами, угадывая желаемые исследователями ответы и теряя непосредственность.

 

Задание 1

Познакомьтесь с интервью «Сибирь: от провинции к региону, от евразийской к арктической цивилизации». Подготовьте вопросы для интервью, позволяющие получить материал для пиар-кампании по формированию мифообраза города, поселка, региона.

Задание 2

Подготовьте и проведите углубленные интервью политических деятелей, руководителей отделений политических партий региона на тему: «Оценка политическими деятелями политических позиций средств массовых информаций Российской Федерации, а также – ситуации и перспектив партийных СМИ».

Задание 3

Подготовьте и проведите экспертный опрос на тему: «Проблема соблюдения этических норм СМИ».

 

Задание 4

Подготовьте и проведите фокус-группу на тему: «Политическая реклама в период выборов глазами студентов».







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.