Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ТРЕНЕРОВ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ





Рынок тренинговых услуг, на котором в настоящее время уже активно работает и хочет работать большое число психологов, по­нимая, что это сфера престижной и высокооплачиваемой работы, переживает в настоящее время катастрофическую ситуацию. Эта сфера психологической деятельности испытывает крупномасштаб­ный кризис профессионализма. По оценкам компаний, проводив­ших у себя различные тренинги, два из трех являются по меньшей мере неудачными. Это приводит к активному сопротивлению пер­сонала компаний любому обучению, отношению к тренингам как к «забавам» руководства организаций, «натаскиванию» персонала и манипуляциям по отношению к клиентам и коллегам.

Компании-заказчики тренинга, пытаясь обезопасить себя от не­качественных услуг, все чаще прибегают к тендерам, конкурсному отбору тренингов и самих тренеров. Однако агрессивная реклама, весьма профессиональная и многообещающая презентация любых («каких хотите») тренинговых услуг не позволяет объективно оце­нить их качество и уровень подготовки исполнителей. Неудачи в выборе тренеров, безусловно, отражаются на деятельности органи­зации как в материальном, так и в моральном плане. Однако хотелось бы обратить особое внимание не на последствия, а на причи­ны, порождающие, на наш взгляд, эту проблему. Если речь идет о профессиональной ответственности психологов за предлагаемую услугу, то можно утверждать, что в основании часто демонстрируе­мой некомпетентности ведущих тренинговых групп лежит полное отсутствие или низкое качество их методической подготовки.

Вероятно, трудно, да и не нужно обсуждать ситуацию, когда за тренерскую работу берется человек, не прошедший вообще ника­кой методической подготовки. Это порождает лишь закономерный вопрос к профессиональному сообществу: каким образом избежать подобной ситуации? Ответ на него ясен: не давать возможности про­водить занятия без соответствующего обучения. Шаги в этом на­правлении уже делаются Обществом психологов, хотя предстоящий путь кажется нам весьма непростым. Обратимся к другой, более вол­нующей нас стороне вопроса — существующей практике методиче­ской подготовки тренеров.

Один из подходов к подготовке тренеров отражен в рецензируе­мой книге и касается методических рекомендаций для ведущих груп­пы социально-психологического тренинга, часто, впрочем, называе­мого и по-другому: коммуникативный тренинг, тренинг делового общения, эффективных коммуникаций. Актуальность и влияние та­ких книг велики, ведь они для многих неискушенных создают иллю­зию возможности научиться проводить тренинги, опираясь только лишь на книги. Безусловно, книги могут служить сопровождением реаль­ному, «живому» методическому тренингу, быть его дополнением, од­нако научить проводить полноценный тренинг они, конечно, не мо­гут. Попытка овладеть технологией тренинга по книгам, когда до участников не доносится «живое слово, мысли и чувства учителя» и искусство ведения тренинга не передается «из рук в руки», ведет к грубым искажениям понимания сути, цели и задач тренинга.

Последствия слепого принятия таких книг чрезвычайно серьезны еще и потому, что тренер-методолог несет ответственность не только за себя и проводимые лично им группы, но и за подготовленных им будущих тренеров, их группы и за всех, кого обучат, в свою очередь, его ученики. Работа тренера-методиста создает «круги на воде», да­леко выходящие за сферу его сегодняшнего непосредственного воздействия. Его влияние значительно шире и глубже, чем, например, у бизнес-тренера или тренинг-менеджера организации. Именно тре­нер-методист формирует тот круг профессионалов или непрофессио­налов, которые предлагают свои услуги на рынке. Поэтому обсуждаемая книга, полная методических казусов, не имеющая четкой концепции, структуры и содержательной линии, а также, что самое главное, понимания «сверхзадачи» тренинга (из­вестно, что название метода пришло к нам из театральной педаго­гики, где понятие «сверхзадачи» является смыслообразующим), вызывает желание выступить с обсуждением некоторых ее главных положений. По заявлению автора, эта книга предназначена для тех, кто уже прошел курс методической подготовки и провел первые группы. Это особенно обидно, поскольку ее содержание позволяет серьезно усомниться в качестве того профессионального обучения, которое изначально предлагается автором книги будущим психоло­гам. К сожалению, не хватит места и сил обсудить все возникшие вопросы и до конца выразить недоумение, не проходящее при чте­нии практически всей книги. Остановимся только на тех моментах, которые вызывают наибольшие сомнения и разочарование.

Начиная работу тренером, каждый из нас, конечно, задает себе вопросы: зачем я это делаю? Ради чего проводится тренинг? Логич­но, что этот же вопрос ставит и автор книги (с. 18). На него дается кажущийся простым ответ — чтобы это было полезно группе. Но может ли кто-либо, и даже тренер, абсолютно точно знать, что для группы полезно, а что нет? Таким образом, незаметно для себя та­кой ведущий попадает в известную тренерскую «ловушку» — «Я все могу», «Я лучше знаю, что надо группе», начинает чувствовать себя богом, судьей и пророком. Для большинства тренеров ответ на во­прос «Зачем я это делаю?», как правило, лежит в области социально одобряемых мотивов профессиональной деятельности: научит людей общаться, помочь команде или организации в достижении це­лей, решить личные проблемы участников группы и др. Однако, начиная обсуждение методических вопросов, автор книги этого не делает. Им не определены ни цель, ни задачи тренинга, а уж тем бо­лее его «сверхзадача», что является основой работы ответственного, этичного и социально нравственного тренера. Вероятно, прежде чем поставить цель и определить задачи перед группой, надо их поста­вить перед собой.

На наш взгляд, осознание тренером «сверхзадачи» важно для любого вида коммуникативного тренинга, а стремление к ее дости­жению является главной целью ведущего в каждой группе. Скорее всего, это может быть общечеловеческая задача гармонизации меж­личностных отношений. Решение этой «сверхзадачи» позволяет го­товить в методическом тренинге не просто тренеров, которые «тренируют» (с. 15) и манипулируют группой, изо всех сил желая понравиться ей и заказчику, производя на группу «хорошее впечатле­ние» (с 17), а также «набирают очки» (так называемому «набира­нию очков» ведущим автор посвящает целый раздел 1.5), а ведущих группы, осознающих в первую очередь важность личности каждого участника группы и открытого к работе с любыми возникающими в этой группе психологическими трудностями.

Какой бы материал ни излагал автор книги, везде видны опасе­ния ведущего не найти общего языка с группой, а основной мыслью является желание нравиться: «Тренер должен стремиться к тому, чтобы понравиться группе» (с. 33). Ощущается боязнь перед прояв­лениями участниками группы истинных, не всегда позитивных, а ча­сто негативных, чувств: «Стадия агрессии в группе не нужна», впро­чем, как и «вредная» стадия лабилизации, обозначаемая автором труднопроизносимыми для профессионального психолога словами «мордой об стол» (с. 24, 25). Действительно, если стадию лабилиза­ции называть именно так, как ее называет автор и некоторые кри­тикуемые им ведущие групп, то она действительно не нужна и вредна. Но если пони мать сущность лабилизации как процесс, орга­низующий групповую динамику и личностный рост и уметь соиз­мерять меру его воздействия с возможностями каждого человека, то эта стадия является одной из главных для тренинга и задача трене­ра — точно ее понимать и изучать возможности каждого участника группы в этом плане. Кроме этого, возникает еще один закономер­ный вопрос: что делать ведущему, если в ходе тренинга возникают глубокие, некомфортные для него, но вполне естественные эмоцио­нальные проявления и переживания участников группы? Во что бы то ни стало избегать их, чтобы оставить о себе и тренинге приятное во всех отношениях впечатление?

Прослеживается желание, а также и умение сохранить себя и свое здоровье путем минимальных вложений энергии в группу, что по­зволяет легко «работать тренером почти каждый (!!!) день» (с. 7). При этом рекомендуется учиться «весело, легко и быстро», а иногда, как кажется после прочтения текста, и просто быть массовиком-затей­ником (с. 38, 46). Количество описаний тренинга и предлагаемых упражнений на страницах книги как исключительно «веселых» про­цедур поражает. Иногда даже возникает предположение, что имен­но это и является основной, но из-за неудобства перед читателями и профессионалами не обозначенной целью тренинга. Таким обра­зом, автор легко попался в другую известную тренерскую «ловушку» — желание нравиться группе и получать от нее эмоциональную «подпитку» и восхищение.

Все это наводит на мысль, что истинной мотивацией (скорее всего, не осознанной в полной мере) такого ведущего является же­лание произвести впечатление, избежать в тренинге личностных проблем и конфликтов, легко и «весело» прожить тренинговые дни, а значит, понравиться группе и руководству организации, что, со­ответственно, позволит получить следующий заказ (для этого мож­но пригласить в группу директора — см. с. 61) и заработать еще денег.

Описанная выше картина поверхностного подхода к методике проведения тренинга кажется не только безрадостной и удручаю­щей, но и просто неприемлемой. В этой рецензии не обсуждаются многие другие вопросы, возникшие и оставшиеся без ответа после прочтения книги. Например, это отсутствие понимания и осозна­ния достаточно жесткой алгоритмизированной структуры тренин­га, соответствующей идеям создателя этой модели тренинга М. Форверга. Это раскрытие содержательных задач каждого этапа тренинга, а также обоснование подбора игроков на этих этапах (а не назначе­ние игроков по их желанию, как об этом часто говорит автор), вы­деление «активных» и «пассивных» ролей в предлагаемых сценари­ях деловых игр, обсуждение психологической сути и нагрузки этих ролей, а соответственно, и правил анализа игр. Не уделено никако­го внимания методическому разделению процедур анализа дискус­сий и игр, целям и задачам отдельных описываемых игр, упражне­ний и психогимнастик, которые в тренинге несут особую и не всегда простую нагрузку. Автором все они приводятся без всякой система­тизации и психологической интерпретации.

Особый вопрос — это работа с обратной связью в тренинге (па­раграфы 3.1, 3.4). Отношение к обратной связи еще раз показывает желание ведущего спрятаться за вожделенный «позитив» и, без­условно, снижает конструктивность работы тренера, группы и ее от­дельных участников. И уже окончательно изумляют и удивляют рас­суждения автора о «вредности» (!) правила искренности на тренинге (с. 76). Просматривая еще раз книгу, поражаешься количеству не затронутых в нашей рецензии сюжетов и пассажей, которые могли бы быть примером того, как не надо вести тренинг. Утешает только то, что эта книга может являться замечательным пособием для бу­дущих тренеров. Но для этого надо изменить ее название — возмож­но, на «Антитехнологию ведения тренинга».

Полноценный тренинг — это крайне тяжелая и трудная работа, я не веселое времяпрепровождение. Это постоянное преодоление самого себя, человеческих слабостей и амбиций, страхов, некомпе­тентности, неуверенности, агрессивности, защит, предрассудков и стереотипов, нежелания и неумения участников группы быть аутен­тичными и искренними. Это преодоление тренером точно тех же сомнений и переживаний, которые ощущает в себе каждый участ­ник группы. Только после осознания тренером в самом себе всех этих возможных ограничений, можно что-то нести в группу и учить ее, понимая смысл происходящего.

Этот путь каждый ведущий группы проходит, с одной стороны, самостоятельно, ошибаясь и совершенствуясь, заблуждаясь и побеж­дая себя. С другой стороны, тренер всегда ориентируется на опыт своих коллег, и если он думает о долгой жизни в своей профессии, то всегда нуждается в обратной связи. Однако позитивная обратная связь от группы также может являться «ловушкой» — особенно тог­да, когда тренер хочет, чтобы было «легко и весело». Именно поэто­му мы и решились дать обратную связь тренеру от тренера, одно­временно задавая вопрос и себе: «Думаем ли мы о последствиях нашей методической работы!»

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 2

Конструктивные и неконструктивные средства при переговорах (по Р. Фишеру и У. Юри)(Почебут Л.Г.,Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб.:Речь,2002.)

Фазы Конструктивные средства Неконструктивные средства
Первая стадия - подготовка переговоров
Осознание противоречия между сторонами и необходимости переговоров Осознание своих интересов Осознание своей позиции
Осознание цели переговоров Цель - достигнуть соглашения Цель - выиграть, победить
Разведка целей, интересов, позиций, требований другой стороны Открытость для другой стороны, гласность Закрытость, секретность
Ориентация в интересах, позициях другой стороны Оценка возможностей другой стороны и значимости ее интересов Дезориентация другой стороны в своих возможностях. Жесткость требований
Разработка пакета предложений Пакет предложений с учетом интересов другой стороны Пакет требований с учетом только своих интересов. Эгоцентризм позиции
Формирование установки на переговоры Установка на сотрудничество Установка на соперничество, конкуренцию, подавление
Вторая стадия - проведение переговоров
Установление контакта Проявление дружелюбия, открытости. Вербализация состояния Проявление враждебности, закрытости, напряженности
Организация пространства переговоров Круглый стол, деловая дистанция между партнерами Прямоугольный стол, большая дистанция между партнерами
Ориентация в проблеме переговоров Вопросы на понимание интересов. Вербализация ответов. Анализ интересов Дезинформация, дезориентация, скрытность, эгоцентризм
Поиск путей для совместного решения Аргументация. Оценка значимости интересов. Нахождение общих интересов и их согласование. Разработка вариантов решения. Нахождение взаимовыгодного варианта решения. Опора на объективные, законные и справедливые критерии Манипуляция чувствами, интересами и позициями партнера по переговорам. Шантаж, угрозы, давление, внушение, требование уступок, платы за односторонние потери. Предложение единственного варианта решения. Произвол, опора на несправедливые и незаконные критерии. Затягивание переговоров, «посулы», обещания
Принятие решения, подведение итогов Точность формулировок. Доверие к людям, выводам, итогам. Дружелюбие. Удовлетворенность результатом переговоров Неточность формулировок, расплывчатость. Недоверие к людям, выводам, итогам. Враждебность. Неудовлетворенность результатами переговоров

 

15 общих рекомендаций по управлению конфликтом

(Вердебер Р.,Вердебер К. Общение. СПб.: прайм - Еврознак; Издательский дом «Нева»; М.:Олма Пресс,2003.)

1. Постоянное внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться.

2. Доброжелательное, уважительное отношение.

3. Естественность, отражение своих чувств и чувств собеседника.

4. Сочувствие, участие, терпимость к слабостям.

5. Подчеркивание общности интересов, целей, задач. Нахожде­ние в позиции партнера того, с чем можно согласиться.

6. Признание правоты собеседника там, где это действительно так.

7. Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.

8. Обращение к фактам.

9.Лаконичность, немногословность, вербализация основных ключевых мыслей партнера (партнеров).

10.Высказывание вслух и объяснение понимания проблемы, воп­росы партнеру (партнерам) по ее прояснению.

11.Предложение рассмотреть альтернативные решения.

12.Демонстрация заинтересованности в решении проблемы и готовности разделить ответственность за это.

13.Повышение значимости партнера.

14.Поддержание контакта вербальными и невербальными сред­ствами на протяжении всей ситуации общения.

15.В случае агрессивной конфликтной ситуации постараться от­ключиться от нее. Поставить эмоциональный барьер («Защи­та!»).

 

Рекомендации для решения конфликта через сотрудничество

(Вердебер Р.,Вердебер К. Общение.СПб.:прайм - Еврознак; Издательский дом «Нева»; М.:Олма Пресс,2003.)

 

 

1. Признайте наличие проблемы.

2. Опишите конфликт:

ПОВЕДЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧУВСТВА
(Когда ты включаешь музыку...) (Я отвлекаюсь и не могу заниматься) (Испытываю беспокойство и досаду)

 

1. Старайтесь не позволять другому человеку менять тему раз­говора («У всех громкая музыка...»).

2. Предложите разумноерешение на основе общих ценностей («У всех нас бывает время, когда необходимо сосредоточиться...»).

3. Продумайте, что сказать, прежде чем столкнетесь с другим человеком, чтобы выразить просьбу коротко и ясно («Что я должен сказать?»).

 

Вопросы для группового обсуждения на тренинге разрешения конфликтов

(Вердебер Р.,Вердебер К. Общение. СПб.: прайм - Еврознак; Издательский дом «Нева»; М.:Олма Пресс,2003.)

 

1. Опишите эпизод конфликта, недавно пережитого вами. Как вы вели себя и как вел себя другой человек? Каков результат? Как вы себя чувствовали тогда? А сейчас? Можно ли было разрешить конфликт и прийти к лучшему результату?

2. Вспомните недавно пережитый конфликт, который вам уда­лось удачно разрешить. Какого типа был этот конфликт? Каков был стиль вашего поведения? Как вел себя человек, с которым был кон­фликт? В чем ваше поведение соответствует рекомендациям по пре­одолению конфликта? Что бы вы изменили, если бы могли переиг­рать ситуацию?

 

Опросник К. Вилсона

(Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2003.)

 

 

Я отвечаю на вопросы исследования о_______________

(Ф.И.О.)____________________________ _____________

□ Я - менеджер, чье имя указано в заголовке исследования.

□ Менеджер, чье имя указано в заголовке исследования, мой начальник.

□ Я — начальник указанного менеджера.
□ Я — коллега указанного менеджера.

Инструкция. Это исследование направлено на выявление навы­ков и умений, которые необходимы менеджерам для успешного управления людьми и рабочим процессом. Вам необходимо по каж­дому пункту оценить указанного менеджера по 7-балльной шкале, в зависимости от того, в какой степени, по вашему мнению, он об­ладает тем или иным навыком.

По каждому пункту выберите нужный балл от «1» до «7» и зачер­кните соответствующий квадратик.

«1» — утверждение «неверно» или «никогда».

«4» — утверждение «справедливо в некоторой мере» или «иногда».

«7» — утверждение «верно» или «всегда».

Вы можете использовать и другие оценки:

«3» и «2» — промежуточные оценки между средним и крайне низ­ким баллом.

«5» и «6» — промежуточные оценки между средним и крайне вы­соким баллом.

Пожалуйста, пользуйтесь крайними оценками» 1» и «7» только тогда, когда вы полностью уверены в своем выборе.

Будьте внимательны и не пропускайте вопросы. Не торопитесь, так как время не ограничено. Здесь нет правильных или неправиль­ных ответов, и мы вам будем очень благодарны, если вы будете от­вечать на вопросы честно, чтобы результаты исследования были до­стоверными.

Вы можете заметить, что некоторые вопросы исследования похо­жи. Но в действительности нет полностью одинаковых утверждений, хотя различия между ними могут быть небольшими. Причина в том, что разные люди воспринимают мир по-разному, и это очевидное по­вторение обеспечивает логичность и достоверность результатов.

• При заполнении бланка не пользуйтесь чернильными или шариковыми ручками, лучше работать карандашом.

• Квадратики зачеркивайте аккуратно.

• Если вы стираете карандаш резинкой, то делайте это тщательно.

• Не делайте на бланке пометок и записей.

Помните! Цифры в квадратиках от «1» до «7» означают, насколь­ко точно каждое высказывание характеризует менеджера, указан­ного в заголовке исследования.

 

  Вы проявляете искренний интерес к предложениям ваших подчиненных  
  Вы планируете работу коллектива таким образом, чтобы избежать возможных сбоев  
  Вы даете подчиненным возможность тщательно освоить область своей работы  
  Вы доводите до сведения работников, насколько они успешны в выполнении работы  
  Коллектив вам доверяет  
б Вы настаиваете, чтобы все было сделано так, как вы говорите  
  Вы тщательно следите, чтобы работа выполнялась к намеченному сроку  
  Вы заинтересованы в продвижении подчиненных по службе  
  Вы позволяете коллективу самостоятельно планировать рабочий процесс  
  Вы выполняете свои обязательства  
  Вы советуетесь с подчиненными по поводу решения той или иной проблемы  
  Вы наблюдаете за выполнением работы на всех ее этапах  
  Вы уверены в необходимости совместной работы группы  
  Вы считаете, что планирование профессиональной карьеры так же важно, как и планирование рабочего процесса  
  Хорошая организация работы коллектива обеспечивается вашим тщательным планированием  
  Вы отмечаете членов группы, чья работа особенно помогает коллективу достигнуть высоких результатов  
  Подчиненным легко общаться с вами  
  Вы знаете, как выполнять работу и какие ресурсы при этом использовать  
  Вы пользуетесь доверием у вышестоящего руководства  
  Вы вносите изменения в процесс работы в соответствии с пожеланиями подчиненных  
  Вы всегда говорите, насколько хорошо работают члены группы  
  Вы часто напоминаете подчиненным о крайних сроках выполнения работы  
  Вы объясняете, насколько работа каждого члена коллектива важна для достижения общей цели организации  
  Чтобы предотвратить возможные помехи в процессе работы, вы планируете работу заблаговременно  
  Вы позволяете подчиненным работать в любом темпе  
  Вы повышаете голос или наказываете подчиненных за ошибки в выполнении работы  
  Вы приветствуете идеи со стороны подчиненных, даже если они расходятся с вашей точкой зрения  
  Вы высказываете свое истинное мнение по поводу работы подчиненных  
  Вы даете подчиненным возможность чему-либо научиться  
  Вы даете подчиненным возможность сотрудничать друг с другом, так как это повышает эффективность работы  
  Вашему слову можно доверять  
  Вы одобряете попытку группы самостоятельно решить сложную производственную проблему  
  Вы можете ответить на большинство вопросов, касающихся работы данной организации, систем поощрения и наказания  
  Вы оказываете давление на подчиненных, чтобы работа была выполнена в назначенный срок  
  Вы обсуждаете с коллективом поставленные цели, чтобы удостовериться в правильном их понимании  
  Вы поощряете работу в команде  
  Вы искренне хотите, чтобы члены группы свободно высказывали свои мысли  
  Вы искренне заинтересованы в продвижении каждого члена вашего коллектива  
  Вы пытаетесь сплотить группу  
  Подчиненные начинают нервничать, если вы наблюдаете за ними  
  Вы организованы и хорошо планируете работу  
  Вы даете подчиненным возможность высказывать свое мнение и участвовать в принятии решений  
  Вы ставите перед группой такие задачи, которые являются вызовом для нее  
  Вы разрешаете подчиненным самим управлять процессом работы  
  Вы хвалите за хорошую работу  
  Вы хорошо знакомы с информацией об оказываемых организацией услугах или производимых товарах и т. д.  
  Если вы даете обещание, вы его выполняете  
  Вы инструктируете своих подчиненных с целью повысить качество работы  
  Вы тщательно планируете деятельность коллектива  
  Вы часто и честно критикуете работу членов группы  
  Вы расстраиваетесь, когда намеченные цели не достигнуты  
  Вы поощряете высказывание своих идей  
  Вы способствуете развитию у подчиненных чувства, что они успешны в работе  
  Вы тщательно контролируете работу коллектива  
  Вы позволяете подчиненным планировать работу по их усмотрению  
  Вы акцентируете внимание на необходимости в срок выполнять намеченную работу  
  Вы защищаете интересы ваших подчиненных перед вышестоящим руководством  
  Вы считаете, что каждый работник должен знать о своих профессиональных успехах  
  Вы дружелюбны  
  Вы разъясняете подчиненным, насколько важно выполнение каждого задания  
  Вы намеренно советуетесь с подчиненными, чтобы поддержать у них чувство ценности и значимости  
  Вы стараетесь развить сотрудничество между членами группы  
  Вы уверены, что у всех ваших подчиненных есть все необходимые навыки для выполнения данной работы  
  Вы открыты и всегда готовы помочь другому  
  Вы открыто говорите, как вы оцениваете каждого подчиненного 1 234567
  Вы привлекаете подчиненных к решению возникающих проблем  
  Вы фиксируете и контролируете все детали выполняемой работы 1 234567
  Вы хорошо ознакомлены с общими целями организации  
  Выполнение задач, которые вы ставите перед коллективом, дает работникам возможность сделать важный вклад в общее дело  
  Вы хвалите подчиненных за хорошо выполненную работу  
  Вы позволяете подчиненным брать ответственность на себя  
  Вы хотите, чтобы все члены группы ладили между собой  
  Вы хотите, чтобы ваши подчиненные постоянно совершенствовались и могли делать свою карьеру  
  Вы говорите каждому члену группы не только что делать, но и как делать  
  Вы обсуждаете поставленные цели с коллективом  
  Вы считаете, что все необходимо делать вовремя 1 234567
  Вы считаете, что необходимо надавить на подчиненных, чтобы достичь хороших результатов в работе  
  Вы легко справляетесь как с проблемами управления, так и с социальными проблемами  
  Вы честно сообщаете подчиненным мнение и требования вышестоящего руководства  
  За хорошую работу вы выражаете подчиненным свою признательность  
  Вы даете своим подчиненным знать, как вы оцениваете их работу  
  Задачи, которые вы ставите, значимы для группы  
  Вы уделяете внимание предварительному планированию работы  
  Вы просите подчиненных высказывать свои замечания, относящиеся к условиям работы  
  Вы высоко компетентны в технических и организационных аспектах работы  
  Вы стараетесь, чтобы ваши подчиненные имели хорошую профессиональную подготовку  
  Когда подчиненный хорошо работает, вы стараетесь отметить это  
  Подчиненным легко обсуждать с вами профессиональные вопросы  
  Вы настаиваете на окончании работы в намеченные сроки  
  Вы стараетесь, чтобы каждый работник имел шанс научиться чему-либо и профессионально вырасти  
  Вы высказываете свое истинное мнение о том, как группа выполняет работу  
  Вы системно планируете и организуете работу  
  Вы контролируете каждого работника по ходу выполнения всех этапов работы  
  Если цели не достигнуты, вы высказываете свое недовольство  
  Вы позволяете изменять ход выполнения работы на усмотрение коллектива  
  Ваши подчиненные легко могут говорить вам о том, что они думают  
  Вы поощряете подчиненных, если они заслуживают этого  
  Вы ищете способы помочь группе как можно лучше выполнить работу  
  Вы считаетесь компетентным менеджером  
  Вы обсуждаете и комментируете выполнение работы каждым членом группы  

 

 

Мотивация и духовный настрой коллектива

Фокус нашего внимания перемещается на коллектив, которым управляет менеджер, чье имя указано в заголовке опросника. Во­просы касаются непосредственно членов коллектива, их работы и организации в целом.

Инструкция. Пожалуйста, определите, в какой степени, по вашему мнению, справедливо каждое утверждение. Нас интересует именно ваше личное мнение. Поэтому не старайтесь угадать, что ответят другие.

Как и прежде, определите, в какой степени каждое утверждение справедливо и правильно.

 

 

  Сотрудники относятся друг к другу дружелюбно  
  Вашим подчиненным предоставляется возможность продвижения по службе  
  Члены вашего коллектива - компетентные работники  
  Ваши подчиненные считают, что в этой организации у них есть шанс сделать профессиональную карьеру  
  Работа в этой организации стимулирует ваших подчиненных  
  Ваши подчиненные подвергаются постоянному стрессу на работе  
  Подчиненные добросовестно выполняют свои обязанности, так как им нравится работа  
  В общем вашим подчиненным нравится работать в этой организации  
  Большинство ваших подчиненных - это приятные люди  
  Для всех ваших подчиненных существуют благоприятные возможности для продвижения по службе  
  Ваши подчиненные - знатоки своего дела  
  Ваши подчиненные считают, что организация на грани кризиса  
  У ваших подчиненных хорошая зарплата  
  Работа для ваших подчиненных интересна  
  Ваши подчиненные стараются выполнять работу как можно лучше  
  В коллективе хороший моральный настрой  
  Члены коллектива успешно работают вместе  
  У ваших подчиненных возникают трудности при общении с руководством  
  Инициатива работников в этой организации поощряется  
  Большинство ваших подчиненных хорошо знают свое дело  
  Ваши подчиненные чувствуют внимание со стороны организации  
  Работа способствует профессиональному развитию ваших подчиненных  
  Ваши подчиненные прилагают все усилия, чтобы качественно выполнять свою работу  
  Между вами и вашими подчиненными бывают конфликты  
  Вашим подчиненным нравится работать в этой организации  
  Ваши подчиненные помогают друг другу  
  Ваши подчиненные продвигаются по служебной лестнице  
  Ваши подчиненные хорошо подготовлены к профессиональной деятельности в данной области  
  Ваши подчиненные одобряют политику организации  
  Ваши подчиненные находятся в постоянном напряжении  
  Ваши подчиненные заинтересованы работой  
  Большинство ваших подчиненных преданы своему делу  
  Ваши подчиненные удовлетворены работой в этой организации  
  В вашем коллективе развито сотрудничество  
  Ваши подчиненные считают, что у них есть возможность для профессионального роста  
  Ваши подчиненные ощущают давление со стороны руководства  
  Ваши подчиненные очень способны  
  Ваши подчиненные чувствуют заботу организации  
  Ваши подчиненные получают удовлетворение от работы  
  Ваши подчиненные стараются достичь поставленной организацией цели  
  Ваши подчиненные имеют высокую мотивацию  
  Члены вашего коллектива поддерживают друг друга  
  Ваши подчиненные чувствуют свою значимость и сопричастность в достижении общей цели организации  
  Ваши подчиненные - высококвалифицированные работники  
  Ваши подчиненные целиком посвящают себя делу организации  

 

Ключ

Шкала номера вопросов:

1.А-23, 35,43,60, 69,75, 82.

2. В-1, 11,20,27,42,52,66,84.

3. С-2, 15,24,41,49,83,92.

4. D-18, 33,46,68,78, 85, 99.

5. Е-3,29, 48, 63, 86,98.

6. F-4, 21,28,50,65,81,91,100.

7. G-7, 22, 34, 56,76, 89.

8. Н***- 12, 54, 67,74,93.

9. I***-6, 26,40, 51,77,94.

10. J***-9, 25, 44, 55, 71, 95.

11. К-16, 32, 45, 70, 80, 87, 97.

12. L-17, 37,59,88,96.

13. М-13, 30,36, 39,62,72.

14. N - 8, 14, 38, 53, 58, 61, 73, 90.

15. 0-5, 10, 19, 31, 47, 57, 64, 79.

16. Р-105, 114, 122, 131,139.

17. Q-103, 111,120, 128, 137, 144.

18. R- 101, 109, 117, 126, 134, 142.

19. S-102, ПО, 119, 127, 135, 143.

20. Т***-106, 112, 118, 124, 130, 136.

21. U-104, 113,121,129,138.

22. V— 108, 116, 125, 133, 141.

23. W- 107, 115, 123, 132, 140, 145.

 

Как правило, высокая оценка — это хорошая оценка; но в отме­ченных таким образом (***) шкалах высокие оценки являются хоро­шими только тогда, когда они подтверждены высокими оценками в других шкалах первых четырех блоков Цикла менеджерских умений.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВАМ 4-6

Основные командные роли по классификации Р. М. Белбина

(Белбин Р.М. Команды менеджеров. М.: HIPPO, 2003)<







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.