Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Карта «Культурных ассоциаций»





(Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово.2000.)

 

Страна Культурные ассоциации
  Австрия Вальс, мирная страна, кофе со сливками, балы
  Бельгия Кружева, пиво, коровы, Рубенс, Шарль де Костер
  Великобритания Туман, Шекспир, замки, чай, джентльмен, Робин Гуд, футбол
  Германия Пиво и сосиски, пунктуальность, Гитлер, «Мерседес», война
  Греция Мифы и боги, античность, оливки, сиртаки, морепродукты
  Испания Коррида, фламенко, быки, сиеста, Сальвадор Дали
  Дания Гамлет, сказки, печенье, Андерсен, гадкий утенок
  Италия Спагетти, пицца, Папа Римский, макароны, сыр
  Норвегия Викинги, скалы, сельдь, снег, холод, фьорды
  Россия Зима, береза, матрешка, водка, сказка, икра, балет, янтарь, калина, хоккей, культура
  Финляндия Сауна, Санта-Клаус, водка, тишина, зима, лосось
  Франция Мода, вино, духи, революция, любовь, свобода, «Шанель № 5», шампанское, кухня
  Чехия Славяне, Ян Гус, люстры, башни, целебные источники, Кафка
  Швейцария Часы, банки, курорты, шоколад, точность
  Швеция «АББА», Карлсон, «Электролюкс», викинги, «Вольво», хоккей
  Югославия Война, Дракула (вампир)

Анкета по оценке содержания тренинга межкультурных коммуникаций (авторская разработка С. 3. Гуриевой)

1. Что побудило вас принять участие в данном тренинге? Все ли было понятно в содержании тренинга?

Да Нет

Если «нет», то что именно?

2. Какие части программы были наиболее полезными, интересными?

3. Какие части программы были наименее полезными?

4. Дайте оценку тренинга в целом:

 

         
отлично хорошо удовлетворительно плохо очень плохо

Ваш комментарий:...

Ваши предложения и пожелания по улучшению программы тре­нинга:...

Спасибо за участие в тренинге!

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 12

Тест культурно-ценностных ориентации

(Лурье С. В. Психологическая антропология. История, современное состояние, перспективы. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003; Поче­бут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005; Kluckhohn F., Strodlbeck F. L. Variation in Value Orientations. Evenston, III, Elmsford, New York: Row Peterson and соmp., 1961.)

 

Тест разработан JI. Г. Почебут на основе теории Ф. Клакхон и Ф. Стродбека. Тест культурно-ценностных ориентации предназна­чен для определения основных тенденций формирования и станов­ления изучаемой культуры.

Ф. Клакхон и Ф. Стродбек рассматривали личность как набор ценностных ориентации. Они определяли культурно-ценностные ориентации как сложные, определенным образом сгруппированные принципы, которые придают направленность разнообразным по­токам человеческого мышления и деятельности в ходе решения об­щечеловеческих проблем. Эти ориентации закладываются в период социализации ребенка в рамках конкретной культурной традиции. Ценностные детерминанты культуры и ценностные детерминанты личности как члена этой культуры рассматривались ими как иден­тичные. Авторы разработали три основных положения:

1. Люди в любой культуре могут решить ограниченное количе­ство общечеловеческих проблем.

2. Набор доступных решений ограничен, но каждое решение в той или иной культуре может иметь различные приоритеты.

3. Все возможные решения проблем разработаны в каждой куль­туре, но одно из решений предпочитается людьми данной культуры чаще других.

Авторы выделили 5 основных общечеловеческих проблем, на решение которых нацелена каждая культура:

1. Отношение человека к времени.

2. Отношение человека к природе и «сверхприродному».

3. Отношение людей к человеческой натуре.

4. Отношение человека к другим людям.

5. Направленность деятельности человека.

Исходя из этих положений, нами был составлен тест культурно-ценностных ориентации.

Текст

Инструкция. Выберите, пожалуйста, в каждом утверждении тот ответ, который наиболее точно, по вашему мнению, описывает куль­турную ориентацию вашего народа. При этом постарайтесь вспом­нить, чему вас учили ваша семья, школа, религия. Просьба при от­вете не руководствоваться вашими современными взглядами в том случае, если они отличаются от того, чему вас учили.

1. Время.

A. В моей культуре люди считают прошлое (традиции, исто­рию) важнейшим фактором принятия решений.

Б. В моей культуре люди считают настоящее (сегодня и толь­ко сегодня) важнейшим фактором принятия решений.

B. В моей культуре люди считают будущее (то, что произой­дет) важнейшим фактором принятия решений.

2. Природа.

A. В моей культуре люди обычно считают себя жертвами при­родных сил, они уверены, что природа не может быть по­ставлена под контроль человека.

Б. В моей культуре люди обычно считают, что они живут в гар­монии с природой, человек есть продолжение, а не проти­вопоставление природе и «сверхприродному».

B. В моей культуре люди обычно считают, что они управляют многими природными силами, природа должна быть по­ставлена на службу человеку.

3. Человеческая натура.

A. В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать плохие поступки.

Б. В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать как плохие, так и хоро­шие поступки.

B. В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать хорошие поступки.

4. Взаимоотношения.

A. В моей культуре люди считают наследство и происхождение самым основным во взаимоотношениях между людьми.

Б. В моей культуре люди считают большую семью самым ос­новным в своих взаимоотношениях.

B. В моей культуре люди считают индивидуальность, само­бытность личности самым основным в своих взаимоот­ношениях.

5. Деятельность.

A. В моей культуре люди полагают, что существование само по себе достаточно для жизни.

Б. В моей культуре люди полагают, что рост и развитие лич­ности является самой важной целью в жизни.

B. В моей культуре люди полагают, что практическая деятель­ность и достижение совершенства — лучшая цель жизни.

На основе теста Л. Г. Почебут составлена классификация трех ти­пов культур. Первый тип — традиционная культура (ТК) — характе­ризуется ориентацией людей на прошлое, приверженностью тради­циям, интересом к истории своей страны. Люди этой культуры воспринимают природу как вечную тайну бытия, как неразрешимую загадку, отгадать которую они не стремятся. Человек рассматривает­ся как существо, зависимое от ближайшего социального окружения. Большое значение придается семейным связям, традиционности род­ственных ролевых отношений, религиозным ориентациям. В такой культуре не допускается внутренняя свобода человека. За его действиями, поступками и даже мыслями осуществляется постоянный стро­гий надзор со стороны сообщества. Процедура принятия решений проходит коллективно, а результат решения зависит от старших по возрасту. Деятельность человека строго регламентирована. За успехи в работе и творческое отношение к делу человека, как правило, воз­награждают не сразу, а через какое-то время.

Второй тип — современная культура (СК) — характеризуется ори­ентацией людей на настоящее, на современные им события. Люди ста­раются жить в гармонии с природой, беречь ее, интересуются экологи­ческими вопросами. Человеческая натура понимается как противоречивое явление. Ценности этой культуры сосредоточены на человеке, его правах, призвании, развитии его способностей, самореа­лизации и самоактуализации. Отношения между людьми обычно фор­мализованы, четко определены их статусом и ролью в социальной сис­теме. Дружеские отношения складываются медленно и отличаются глубиной и преданностью друг другу. Общество стремится регулиро­вать поведение человека посредством морали, этических норм и пра­вил. В межличностном общении люди обычно сдержаны, стараются соблюдать социальную дистанцию и ролевые предписания. Принятие индивидуального решения осуществляется в процессе согласования взаимных потребностей, интересов и планов на будущее с группой, семьей, трудовым коллективом. За результаты своей деятельности человек в основном стремится получить не материальное, а моральное вознаграждение (слава, признание, успех).

Третий тип — динамически развивающаяся культура (ДРК) — ха­рактеризуется ориентацией людей на будущее, на достижение быс­трых значительных результатов. Люди строят краткосрочные планы и стараются реализовать их как можно 15олее энергично. Для людей данной культуры «время — это деньги». Природа не представляет собой загадки. Поскольку жизнь — это проблема, которую необхо­димо быстро и успешно решить, природа должна подчиниться че­ловеку. Все ее тайны должны быть раскрыты, законы ее развития установлены и описаны. Предназначение человека состоит в управ­лении природой. Человеческая натура свободолюбива. Культивиру­ется индивидуальность, независимость, автономность от социаль­ного окружения. Процесс принятия решения осуществляется самостоятельно. Признается значимость индивидуальных интере­сов и ценностей. В общении люди откровенны, непосредственны, ориентированы не на иерархию, а на равенство ролевых взаимоот­ношений. Социально признанной ценностью является представле­ние обществом равных возможностей для развития каждого члена. Основу общественного контроля составляет не мораль, а законность, неотвратимость наказания и обязательность материального возна­граждения. Внимание людей этой культуры сосредоточено на деле, задании, работе. Человек часто сознательно сам приносит себя в жертву делу, успеху, прогрессу, материальному достатку. Успешная деятельность предполагает, прежде всего, быстрое материальное вознаграждение.

Ключ

 

Номер утверждения ТК СК дрк
  А Б В
  А Б В
  А Б В
  А Б В
  А Б В

Математическая обработка. Необходимо определить процент­ное соотношение ответов респондентов по утверждениям и средних показателей по типам культуры. На этой основе делается вывод о тенденции в принадлежности изучаемой культуры к одному из трех предложенных нами типов. При проведении массовых опросов мож­но получить надежные и репрезентативные данные.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.