|
Вопрос 1 Учет основных средств.
1. Экономическая группировка основных средств (Классификация основных средств по видам, назначению, собственности). 2. Оценка основных средств. 3. Варианты поступления и выбытия основных средств. Документы по учету основных средств. 4. Характеристика счетов: 01, 02, 07, 08, 91. 5. Учет поступления основных средств (формирование первоначальной стоимости основных средств). 6. Учет списания основных средств (формирование финансового результата от списания основных средств). 7. Учет аренды основных средств. 8. Порядок расчета амортизации основных средств. 3. Экономическая группировка основных средств (Классификация основных средств по видам, назначению, собственности). Основные средства - это часть имущества, используемая организацией в качестве средств труда при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), а также в управленческих целях в течение длительного времени (более 12 месяцев). Основные средства классифицируются по ряду признаков: по видам, назначению и характеру участия в процессе производства, степени использования и по принадлежности, по отраслевому признаку (рис. 1). Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при единовременном выполнении следующих условий: 1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; 2) объект предназначен для использования в течение длительного времени (более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев); 3) организацией не предполагается последующая перепродажа данного объекта; 4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (ред. от 07.07.2016) "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" в бухгалтерском учете к основным средствам не относятся: · предметы, служащие менее 1 года, независимо от их стоимости; Рис. 1. Классификация основных средств по различным признакам · предметы стоимостью ниже лимита, устанавливаемого Минфином России (20 000 руб.), независимо от срока службы, кроме сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным фондам, независимо от их стоимости; · орудия лова; · бензомоторные пилы, сучкорезы, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до 2х лет; · специальные инструменты и специальные приспособления, независимо от их стоимости; · сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным фондам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства независимо от их стоимости; · специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы; · форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы; · временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов; · тара для хранения товарно-материальных ценностей на складах или осуществления технологических процессов, стоимостью в пределах лимита, установленного Минфином России; · предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости; · молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также ездовые и сторожевые собаки, подопытные животные; · многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала; · машины и оборудование, числящиеся как готовые изделия на складах предприятий - изготовителей, снабженческих и сбытовых организаций, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, находящиеся в пути, числящиеся на балансе капитального строительства. Единицей учета основных средств является инвентарный объект. Под инвентарным объектом понимается законченное устройство или объект, а также наличие предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, относящимися к данному объекту, предназначенный для выполнения определенной работы (рис. 2). Рис. 2. Понятие и виды инвентарных объектов Для организации учета и обеспечения контроля сохранности основных средств каждому объекту основных средств (инвентарному объекту) независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается при принятии его к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер. Номер, как правило, состоит из восьми знаков: первые три знака обозначают субсчет, четвертый - группу и последние четыре знака - порядковый номер предмета в группе. По тем субсчетам, по которым не выделены группы, обозначаются нулем. Пример 1. Инвентарный номер 01010001 обозначает: субсчет 010 «Здания»; группа 1 - здания производственного назначения; порядковый номер объекта 0001. Инвентарный номер 01630005 обозначает субсчет 016, группа 3 - хозяйственный инвентарь, порядковый номер предмета - 0005. Присвоенный инвентарному объекту номер должен быть обозначен на нем путем прикрепления металлического жетона, либо нанесен краской или каким-либо иным способом. Исключения составляют такие основные фонды, как многолетние насаждения, капитальные затраты по улучшению земель и т. п. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной организации. Инвентарные номера списанных с бухгалтерского учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании года списания. Объект основных средств, поступивший в организацию в соответствии с договором аренды, может учитываться арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.
4. Оценка основных средств Основные средства могут быть оценены по первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости. По первоначальной стоимости основные средства принимаются к бухгалтерскому учету. Первоначальная стоимость - это сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основного средства, без НДС и иных возмещаемых налогов. Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к учету. В бухгалтерском учете изменение первоначальной стоимости допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств. Остаточная стоимость - разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией. По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе. Восстановительная стоимость - стоимость основных средств в современных условиях, при современных ценах и технике, это стоимость, по которой оцениваются основные средства после проведения переоценки. Пример 2. Цена приобретения оборудования 10 тыс. руб. Затраты на транспортировку — 1 тыс. руб., затраты на монтаж — 0,5 тыс. руб. Норма амортизации = 12 %. С начала эксплуатации прошло 6 лет. Определите первоначальную и остаточную стоимость ОПФ. Решение Первоначальная стоимость ОПФ = 10 + 1 + 0,5 = 11,5 тыс. руб. Остаточная стоимость ОПФ = 11,5 – 0,12*11,5*6 = 11,5 – 8,28 =3,22 тыс. руб.
5. Варианты поступления и выбытия основных средств. Документы по учету основных средств. Все операции по движению основных средств должны оформляться оправдательными документами, утвержденными постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. №7 (таблица 1).
Таблица 1. – Документы по учету основных средств (Утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. №7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств") Информацию о наличии, использовании и движении объектов основных средств, необходимую для использования внутренними и внешними пользователями, получают в системе счетов бухгалтерского учета. В соответствии с этим бухгалтерский учет должен обеспечить: – правильное отражение в документах и регистрах синтетического и аналитического учета наличия и движения основных средств, контроль за их сохранностью; – контроль за правильностью начисления и учета амортизации и результатов реализации и прочего выбытия основных средств; – контроль за отражением в учетных регистрах фактических затрат на восстановление основных средств; – контроль за своевременностью и полнотой отражения операций, связанных с инвестициями в основные средства; – обеспечение объективной информации для заполнения бухгалтерской отчетности.
Основные средства могут поступать в организацию различными способами (рис. 3). Рис. 3. Источники и способы поступления основных средств Выбывать основные средства могут по следующим направлениям: продажа, передача в качестве вклада в уставный капитал другой организации, списание в виду морального и физического износа, ликвидация, мена, безвозмездная передача (рис. 4). Рис. 4. Направления и способы выбытия объектов основных средств 6. Характеристика счетов: 01, 02, 07, 08, 91. Синтетический учет движения основных средств ведется с применением следующих счетов: · счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, в запасе, в аренде и на консервации. Счет активный, инвентарный, сальдо дебетовое показывает наличие основных средств по первоначальной стоимости. По дебету счета отражается ввод в эксплуатацию новых объектов основных средств или увеличение первоначальной стоимости имеющихся основных средств в результате переоценки, по кредиту - остаточная стоимость выбывающих основных средств; · счет 02 «Амортизация основных средств» предназначен для обобщения данных о накопленной амортизации за время эксплуатации объектов основных средств. Счет пассивный, по кредиту счета отражается сумма накопленной амортизации, с дебета счета сумма амортизации списывается при выбытии объекта основных средств. Аналитический учет по счету 02 «Износ основных средств» ведется по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств. · счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» предназначен для отражения фактических затрат на приобретение, строительство и изготовление объектов основных средств. Счет активный, калькуляционный. По дебету счета отражается сумма затрат, формирующих первоначальную стоимость основных средств, с кредита счета списывается сумма затрат при вводе объекта в эксплуатацию. Сальдо дебетовое (если есть) показывает сумму незавершенного строительства. Аналитический учет по счету 08 ведется по каждому приобретаемому или создаваемому объекту. · счет 07 «Оборудование к установке» предназначен для обобщения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования (включая оборудование для мастерских, опытных установок и лабораторий), требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструируемых) объектах. Этот счет используется организациями-застройщиками. К оборудованию, требующему монтажа, также относится оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, к полу, междуэтажным перекрытиям и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. В состав этого оборудования включаются контрольно- измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе устанавливаемого оборудования. По дебету счета отражается приобретение оборудования от поставщиков, учредителей и др. С кредита счета списывается стоимость оборудования при передаче его в монтаж. Сальдо дебетовое (если есть) показывает стоимость недопоставленного оборудования; · счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» предназначен для отражения НДС по приобретенным основным средствам с целью последующего его возмещения из бюджета; · счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для определения финансового результата от выбытия основных средств. Счет пассивный, по дебету счета отражаются остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств, суммы расходов, понесенных при его продаже или ликвидации (списании), сумма НДС от выручки от продажи объекта; по кредиту отражается выручка от продажи объекта основных средств и прочие доходы, полученные от выбытия объектов основных средств. Путем соотнесения дебетового и кредитового сальдо определяется финансовый результат - если сальдо кредитовое, то оно означает прибыль от выбытия объекта основных средств, если сальдо дебетовое, то оно означает убыток от выбытия (ликвидации) объекта основных средств;
· счет 83 «Добавочный капитал» предназначен для отражения информации о результатах переоценки основных средств. Счет пассивный, по кредиту счета отражается сумма дооценки стоимости основных средств в результате переоценки и сумма амортизационных отчислений по уцененным объектам, по дебету счета отражается сумма уценки основных средств и сумма переоцененных амортизационных отчислений при дооценке основных средств.
7. Учет поступления основных средств (формирование первоначальной стоимости основных средств). При получении в собственность основных средств в бухгалтерском учете на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражаются вложения во внеоборотные активы. При вводе основных средств в эксплуатацию формируется первоначальная стоимость объектов основных средств, учитываемая в дальнейшем на счете 01 «Основные средства». Ввод в эксплуатацию осуществляется на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя организации. Далее в бухгалтерии составляют Акт приема-передачи основных средств по формам: ф. №ОС-1, ф. №ОС-1а (для ввода в эксплуатацию зданий и сооружений), ф. №ОС-1б (при одновременном вводе в эксплуатацию нескольких объектов основных средств). Принятые объекты учитывают в инвентарных карточках по формам: ф. №ОС-6, ф. №ОС-6а (для группы объектов). Инвентарная книга по форме ф. №ОС-6б предназначена для учета на малых предприятиях. Таблица 2. – Корреспонденция счетов по учету поступления основных средств
Окончание табл. 2 Пример 3. Организация приобрела вязальную машину стоимостью 11 800 руб. (включая НДС). Затраты, связанные с монтажом, составили 2 360 руб. (включая НДС). Объект основных средств – вязальная машина передана в эксплуатацию. Определите балансовую стоимость объекта основных средств и отразите ситуацию бухгалтерскими проводками.
Балансовая стоимость объекта = 10 000 (Д08) + 2 000 (Д08) = 12 000 (отражается проводкой Д01 К08) Пример 4. Организация приобрела объект ОС покупной стоимостью 94 400 руб. (включая НДС). Стоимость доставки по счету подрядчика 7 080 руб. (включая НДС).Объект ОС принят на баланс организации. Счета поставщика и подрядчика оплачены. Определите первоначальную стоимость объекта основных средств по счету 08, отразите ситуацию бухгалтерскими проводками, составьте схемы счетов.
Балансовая стоимость объекта = 80 000 (Д08) + 6 000 (Д08) = 86 000 (отражается проводкой Д01 К08)
Пример 5. Организация приобрела объект ОС, требующий монтажа, покупной стоимостью 141 600 руб. (включая НДС). Стоимость доставки по счету подрядчика 11 800 руб. (включая НДС). Монтаж осуществлен подрядчиком, стоимость работ за монтаж 35 400 руб. (включая НДС). Объект ОС принят на баланс организации. Счета поставщика и подрядчиков оплачены. Определите первоначальную стоимость объекта основных средств по счету 08, отразите ситуацию бухгалтерскими проводками, составьте схемы счетов.
Балансовая стоимость объекта = 130 000 (Д08) + 30 000 (Д08) = 160 000 (отражается проводкой Д01 К08)
Пример 6. Организация приобрела объект ОС, требующий монтажа, покупной стоимостью 236 000 руб. (включая НДС). Стоимость доставки по счету подрядчика 12 980 руб. (включая НДС). Монтаж осуществлен хозяйственным способом: начислена заработная плата 12400 руб., взносы в социальные внебюджетные фонды – по тарифу, стоимость материалов 14600 руб. Объект ОС принят на баланс организации. Определите первоначальную стоимость объекта основных средств по счету 08, отразите ситуацию бухгалтерскими проводками, составьте схемы счетов.
Балансовая стоимость объекта 241 720 руб.
Пример 7. Получен объект ОС в качестве вклада в уставный капитал. Согласованная стоимость объекта 186700 руб. Объект ОС принят на баланс. Определите первоначальную стоимость объекта основных средств по счету 08, отразите ситуацию бухгалтерскими проводками, составьте схемы счетов.
Пример 8. Получен безвозмездно объект ОС. Экспертная оценка составила 98500 руб. Объект ОС принят на баланс. Определите первоначальную стоимость объекта основных средств по счету 08, отразите ситуацию бухгалтерскими проводками, составьте схемы счетов.
Балансовая стоимость объекта 98 500 руб.
Пример 9. Получен объект ОС в качестве вклада в уставный капитал. Согласованная стоимость объекта 210 000 руб. Затраты по монтажу объекта: заработная плата 18 600 руб., взносы в социальные внебюджетные фонды – по тарифу, материалы 23 000 руб. Объект ОС принят на баланс. Определите первоначальную стоимость объекта основных средств по счету 08, отразите ситуацию бухгалтерскими проводками, составьте схемы счетов.
Балансовая стоимость объекта 257 180 руб.
8. Учет списания основных средств (формирование финансового результата от списания основных средств). Основные средства выбывают из организации в случаях: 1) списания по причине непригодности к дальнейшему использованию; 2) продажи на сторону; 3) безвозмездной передачи; 4) передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации; 5) сдачи имущества в аренду, лизинг; 6) реализации по договорам мены и т. д. Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета выбытие основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и расходов. По дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» отражается списание остаточной стоимость и затраты, связанные с выбытием, а по кредиту - сумма износа, выручка от продажи, стоимость оприходованных ценностей. Для списания основных средств к счету 01 открывают субсчет 01-В «Выбытие основных средств». Потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки». Доходы и расходы от списания отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов. Для целей налогообложения доходы и расходы от ликвидации основных средств включаются в состав внереализационных. При этом учет расходов от ликвидации производится единовременно (кроме случаев получения убытков). Организация определяет прибыль (убыток) от реализации или выбытия амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода). При этом прибыль, полученная налогоплательщиком, подлежит включению в состав доходов от реализации в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества. А убыток отражается в аналитическом учете как прочие расходы организации равными долями. Выбытие основных средств оформляется унифицированными первичными документами. При списании объекта за непригодностью необходимо оформить Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных) по форме №OC-4 или №ОС-4б (если списывается группа объектов). Если производится списание автотранспортных средств оформляют Акт о списании по форме №ОС-4а. Если основное средство было продано, передано в счет вклада в уставный капитал или передано на безвозмездной основе - Акты о списании не составляются. Такого рода передача оформляется Актами приемки-передачи основных средств (форма №ОС-1, №ОС-1а, №ОС-1б). Таблица 3. Хозяйственные операции по учету выбытия основных средств Пример 9. Организация списывает объект ОС первоначальной стоимостью 125 000 руб., амортизация на момент списания 98%. Стоимость демонтажа по счету подрядчика 11 800 руб. (включая НДС). От демонтажа получен лом стоимостью 5800 руб. Счет подрядчика оплачен. Отразите ситуацию бухгалтерскими проводками, определите финансовый результат списания активов по счету 91, составьте схемы счетов.
Пример 10. Организация списывает объект ОС первоначальной стоимостью 224 600 руб., амортизация на момент списания 99%. Демонтаж осуществлен хозяйственным способом: начислена заработная плата 10430 руб., взносы в социальные внебюджетные фонды – по тарифу, стоимость лома от демонтажа 7600 руб. Отразите ситуацию бухгалтерскими проводками, определите финансовый результат списания активов по счету 91, составьте схемы счетов.
Пример 11. Передан объект ОС в качестве вклада в уставный капитал первоначальной стоимостью 299 700 руб., амортизация 15%. Согласованная стоимость объекта 288 700 руб. Отразите ситуацию бухгалтерскими проводками, определите финансовый результат списания активов по счету 91, составьте схемы счетов.
Пример 12. Организация реализует объект ОС первоначальной стоимостью 165 900 руб., амортизация 34%., цена реализации 157000 руб. (включая НДС). Оплата за объект получена. Отразите ситуацию бухгалтерскими проводками, определите финансовый результат списания активов по счету 91, составьте схемы счетов.
Пример 13. Передан безвозмезд ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|