Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ





 

7.1. Источники и особенности финансирования
инновационных проектов

 

Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть организации, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т. д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.

В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

По видам собственности источники финансирования делятся на:

· государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

· инвестиционные, в том числе финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т. д. Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, Сюда же относятся собственные средства организаций, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства и регионов источниками финансирования являются:

· собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов;

· привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем;

· заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

На уровне организации источниками финансирования являются:

· собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, долгосрочные активы, временно свободные основные и оборотные средства);

· привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и т. д.;

· заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

Финансирование инновационной деятельности в Республике Беларусь осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, внешних государственных займов, кредитов, собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством.

В целях реализации государственной инновационной политики республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, другим государственным органам и иным государственным организациям, подчиненным Президенту Республики Беларусь, предусматриваются средства в республиканском бюджете для финансирования инновационной деятельности.

Средства, предусмотренные в республиканском бюджете для финансирования инновационной деятельности, используются для:

· выполнения мероприятий государственной программы инновационного развития Республики Беларусь;

· реализации инновационных проектов;

· организации деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы, в соответствии с законодательством;

· проведения научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов, выставок, ярмарок и иных мероприятий).

Финансирование инновационных проектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов осуществляется на конкурсной возвратной или безвозвратной основе по результатам их государственной научно-технической экспертизы с учетом оценки риска инновационной деятельности при их реализации.

Формами государственного участия в финансировании инновационной деятельности из средств республиканского и местных бюджетов являются президентские, научно-технические программы (государственные, отраслевые, территориальные и межгосударственные), программы поддержки предпринимательства, инновационные проекты, участие государства в создании элементов инновационной инфраструктуры, подготовку кадров для инновационной деятельности.

Современная инновационная экономика базируется на постоянном использовании инноваций в производстве, финансирование которых сопряжено с высоким риском. Но для массового развития инновационной деятельности традиционного бюджетного финансирования и банковского кредитования недостаточно.

Для финансирования новых технологических компаний необходимы другие инструменты, среди которых важная роль отводится венчурному финансированию.

 

 

7.2. Венчурное финансирование проектов. Бизнес-ангелы
как финансовые партнеры

 

Венчурное инвестирование является наиболее действенным механизмом финансирования высокотехнологичных инновационных проектов, которые, с одной стороны, сопряжены с высокими рисками, а с другой – могут приносить очень высокую прибыль.

Мировой опыт рискового финансирования показывает, что если
10 проектов одного венчурного фонда оказываются успешными, они могут покрыть убытки от других проектов.

Венчурная деятельность – это деятельность по финансированию и реализации венчурных проектов, включающая:

· деятельность венчурных фондов по аккумулированию средств индивидуальных инвесторов и по инвестированию этих ресурсов в реализацию венчурных проектов;

· деятельность предпринимателей и венчурных фирм (организаций) по реализации венчурных проектов, профинансированных венчурным фондом.

Венчурная организация – это коммерческая организация, являющаяся субъектом инновационной инфраструктуры, предмет деятельности которой состоит в финансировании инновационной деятельности.

Сам термин «венчур» происходит от англ. venture – рисковать, что очень точно характеризует организации, инвестиционная деятельность которых сопряжена с высокой степенью риска. Однако высокий риск компенсируется высокими (значительно выше средней величины) доходами от проекта, которые обычно связаны с различного рода инновациями (компьютерные и программные разработки, прикладные исследования и внедрение их результатов и т. п.).

Финансирование венчурных проектов может быть как долговым
(в форме займов), так и капитальным (путем покупки акций или долей), причем денежные средства могут предоставляться субъекту инновационной деятельности венчурной организацией без залога, поручительства, гарантии или иного способа обеспечения исполнения обязательств.

Финансирование венчурных проектов осуществляется двумя путями:

· путем покупки акций (долей в уставных фондах) субъектов инновационной деятельности, созданных в форме хозяйственных обществ;

· путем предоставления субъектам инновационной деятельности целевых займов на реализацию венчурных проектов.

Денежные средства могут предоставляться субъекту инновационной деятельности венчурной организацией без залога, поручитель-ства, гарантии или иного способа обеспечения исполнения обязательств. Доля финансирования одного венчурного проекта не может превышать 50% балансовой стоимости активов венчурной организации, определяемой на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, если меньший предел доли финансирования не установлен в ее учредительных документах.

Отбор венчурных проектов для финансирования осуществляется венчурной организацией по результатам их экспертизы с учетом оценки риска инновационной деятельности. Экспертизу венчурных проектов с оценкой риска инновационной деятельности, связанного с реализацией венчурных проектов, вправе осуществлять доверительный управляющий, венчурная организация или по договору с ней иная организация либо индивидуальный предприниматель. В целях снижения риска инновационной деятельности из проектов, имеющих положительные результаты экспертизы, венчурной организацией или ее доверительным управляющим формируется портфель венчурных проектов. Оценка риска инновационной деятельности, связанного с финансированием венчурных проектов, проводится в целом для портфеля венчурных проектов с учетом рисков составляющих его проектов.

К особенностям экономического механизма венчурной деятельности относятся следующие:

· заранее учитывается возможность необязательного возврата сред-ств (убытки покрываются за счет высокой нормы прибыли у добившихся хорошего коммерческого успеха; 5% венчурных организаций в условиях развитого рынка могут достичь соотношения прибыли к вложенным средствам как 10: 1);

· происходит ориентация не только на текущие цели, но и учитывется риск, свойственный научной деятельности, с целью достижения успеха за счет правильного выбора стратегических целей;

· совершенствуются методы отбора предлагаемых идей формирования портфеля проектов, развиваются инновационный менеджмент, оценка эффективности выполняемых этапов разработки и реализации проектов, методы сбора необходимой информации, поиска партнеров, выхода на рынок и т. д.;

· предоставляется возможность быстрого перелива капитала в наиболее прогрессивные научно-технологические направления и наукоемкие производства.

Механизм финансирования венчурной деятельности принципиально отличается от традиционного механизма принятия решений, что выражается в следующих особенностях:

· при венчурном финансировании заранее учитывается возможность необязательного возврата финансовых средств;

· венчурное финансирование направлено преимущественно на малый бизнес как наиболее мобильно развивающийся сектор экономики;

· предметом венчурного финансирования в большинстве случаев являются высокотехнологичные инновации, производство наукоемкой продукции.

Выделяются следующие формы венчурного финансирования:

1. Стартовые венчурные инвестиции – наиболее рискованная форма вложений, включающая:

· предстартовое финансирование(финансирование работ по созданию опытного образца изделия и его патентной защите, анализу рынка сбыта, правовому обеспечению выгодных договоров, по стратегическому планированию будущей предпринимательской деятельности, подбору менеджеров и образованию компании вплоть до момента, когда можно перейти к стартовому финансированию);

· стартовое финансирование(инвестирование с целью обеспечения начала производственной деятельности компании, в которой уже есть новая продукция, подобран коллектив менеджеров, получены результаты исследования рынка; риск в этом случае высок, и вложения едва ли окупятся раньше, чем через 5–10 лет).

2. Венчурное финансирование развития компании, которое включает:

· финансирование начальной стадии рассчитано на оказание помощи небольшим предприятиям, обладающим значительным потенциалом роста.

· финансирование более поздней стадии,предусматривающее выделение средств предприятиям с действующим производством, обладающим большим потенциалом для расширения (например, за счет ввода в действие новой производственной линии или создания торговой сети на новых территориях).

3. Финансирование отдельных операций, совершаемое как единовременный акт.

Посредниками между венчурными инвесторами и организациями, получающими финансовые средства, выступают венчурные фонды.

Венчурные фонды – это финансовые посредники, аккумулирующие средства инвесторов и предоставляющие их на долевой основе венчурным организациям с целью инвестирования в проекты с повышенным уровнем риска, основанные на новых технологиях и находящиеся на начальных стадиях существования.

Венчурные фонды могут являться юридическими лицами или объединениями венчурных инвесторов без образования юридического лица.

Типами венчурных фондов с участием государственных средств являются:

· государственные венчурные фонды, капитал которых полностью принадлежит государству;

· государственно-частные венчурные фонды, в которых участвует как государственный, так и частный капитал, причем инициатива по созданию фонда принадлежит государству;

· частно-государственные венчурные фонды, в которых участвуют как государственный, так и частный капитал, однако инициатива по созданию фонда принадлежит частным управляющим компаниями, а государство выступает в роли соинвестора;

· государственный «фонд фондов»,предназначение которого заключается в соинвестировании в государственно-частные и частно-государственные венчурные фонды (доля «фонда фондов» в венчурном фонде может составлять около 40–50%).

«Фонд фондов» размещает свои средства в частные венчурные фонды наряду с другими инвесторами и является своего рода посредником при передаче финансовых ресурсов от государства к частным венчурным фондам. Кроме того, «фонд фондов» в ряде случаев выступает гарантом для частных инвесторов в вопросе снижения рисков инвестиционной деятельности.

Главное преимущество венчурного финансирования заключается в значительной активизации научно-технического и экономического развития, повышения мобильности экономики и возможности раскрытия творческого потенциала личности.

В настоящее время на самых ранних этапах инновационного развития ведущая роль в финансировании производства может принадлежать таким индивидуальным венчурным инвесторам, которых за рубежом принято называть бизнес-ангелами.

В своих действиях бизнес-ангел отвечает только перед самим собой, а потому может себе позволить такой риск, который неприемлем для остальных инвесторов венчурного капитала. Даже если его инвестиции окажутся неуспешными, он потеряет лишь небольшую часть своих собственных денег, что для него значит не очень много. Тем более что часто, вкладывая средства в новую компанию, он руководствуется не только экономическими соображениями. Бизнес-ангелы – это достаточно состоятельные люди, которые заработали свой капитал в собственном бизнесе и располагают относительно свободными средствами, которые им в данное время для собственной компании не нужны, а для создания нового собственного бизнеса недостаточны. Поэтому они готовы направить часть имеющихся у них средств для инвестиций в другие предпринимательские проекты.

Финансируя чужой бизнес, бизнес-ангелы в то же время превращают этот чужой бизнес частично в свой собственный с надеждой на получение высокой прибыли. Как правило, бизнес-ангел вкладывает свои средства в венчурные предприятия на ранних этапах его становления и сотрудничает с компанией несколько лет, вплоть до выхода предприятия на рынок, разделяя с компанией всевозможные риски. Но бизнес-ангелы рискуют, предварительно проанализировав перспективность проекта, компетентность управленческого звена компании, реальность превращения идеи в готовые технологии, конъюнктуру рынка, экономическое положение территории, мировую новизну и конкурентоспособность инновационного проекта.

 

 

7.3. Инструменты финансирования инновационной
деятельности и инновационных проектов

 

Государственное участие в инновационной деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными средствами (прямое финансирование), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование).

Все методы финансирования делятся на прямые и косвенные. Методы прямого финансирования инновационных проектов представлены на рисунке 7.

Выделяют следующие формы поддержки проектов государством:

· предоставление кредитных ресурсов на основе возвратности, срочности, платности;

· предоставление кредитных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций, выпускаемых «под проект»;

· предоставление гарантий возмещения части вложенных инвестором средств в случае срыва выполнения проекта не по вине инвестора

К методам косвенного государственного финансирования инновационной деятельности относятся следующие:

· предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

· создание венчурных инновационных фондов, пользующихся налоговыми льготами;

· снижение государственных патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям.

 

 
 

 


Рисунок 7 – Методы прямого финансирования инновационных проектов

 

К основным мерам по государственному стимулированию инновационной деятельности относятся:

1. Финансирование инновационной деятельности за счет как бюджетных, так и внебюджетных средств (в первом случае оно осуществляется на конкурсной возвратной или безвозвратной основе по результатам их государственной научно-технической экспертизы).

2. Резервирование для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся исполнителями (соисполнителями) инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, доли финансирования не менее 10% в общем объеме финансирования этих проектов.

3. Финансирование расходов на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы.

4. Установление и выплата вознаграждения автору (соавторам) инновации.

5. Предоставление налоговых льгот субъектам инновационной деятельности, производящим и реализующим инновационные товары, и субъектам инновационной инфраструктуры, таких как:

· освобождение от налогообложения прибыли организаций, полученной от реализации товаров собственного производства (подтверждается соответствующим сертификатом), которые являются инновационными в соответствии с перечнем, который определяет Совет Министров;

· до 1 января 2016 г. освобождение от уплаты налога на недвижимость и земельного налога зданий и сооружений (их частей) научных организаций, научно-технологических парков, центров трансфера технологий.

6. Таможенное регулирование экспорта продукции и технологий, созданных на основе новшеств, а также импорта сырья, оборудования, комплектующих, необходимых для их производства (создания).

В настоящее время Указ № 202 освобождает от обложения ввозными таможенными пошлинами и НДС ввозимые резидентами на территорию Республики Беларусь оборудование, приборы, материалы и комплектующие изделия, предназначенные для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологичес-ких работ.

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.