Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Практическая логопедия: Конспекты занятий по развитию речи у





Краузе, Е. Н.

Практическая логопедия: Конспекты занятий по развитию речи у

Детей дошкольного возраста / Е. Н. Краузе. — СПб.: КОРОНА принт; М.: Бином-

* В доступной форме представлены конспекты для занятий с детьми 3-4 лет. Занятия могут проводиться как для развития речи детей с ограни­ченными речевыми возможностями, так и для детей без речевых проблем. Уровень развития речи может быть самый разный. Форма занятий как ин­дивидуальная, так и подгрупповая.

Конспекты в доступной форме описывают занятия, что поможет роди­телям самостоятельно провести их в домашних условиях. А также могут быть полезны специалистам (воспитателям, гувернерам, логопедам, дефектологам).

Логопедическое лото

В середине книги помещены цветные карточки — логопедическое лото. Отогните скрепки, вытащите листы и разрежьте их. Используйте карточки на занятиях согласно описанию, предложенному в тексте книги.

ISBN 5-7931-0332-5

© «КОРОНА принт», 2006

От автора

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляци­онный аппарат и слух малыша достигнут определенного уров­ня развития.

Однако без речевого окружения ребенок никогда не загово­рит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно разви­валась речь, нужна речевая среда.

В большинстве случаев дети имеют довольно богатое и разно­образное речевое окружение. Это общение со взрослыми и сверстниками на детских площадках, в магазинах, поликлини­ках, дошкольных учреждениях и т. п. Но для того, чтобы у ре­бенка сформировалось грамматически, лексически и фонетичес­ки правильное чувство языка, важна языковая среда дома.

Основным фактором своевременного формирования правиль­ной речи у ребенка является грамотная и четкая речь родителей, бабушек, дедушек, других, близких ему людей. Чтобы помочь этим людям и, соответственно, малышу, автор разработала сис­тему специальных занятий. Занятия представлены в форме кон­спектов, доступных по своему содержанию не только специалис­там, но и родителям. Материал рассчитан как на индивидуаль­ную, так и на подгрупповую работу с детьми.

Игры и упражнения составлены с учетом традиционных и новаторских взглядов на развитие речи дошкольников 3—4 лет и коррекцию речевых нарушений.

Эти занятия также помогут скомпенсировать отклонения в ре­чевом развитии ребенка (задержка речевого развития — ЗРР, общее недоразвитие речи — ОНР, алалия и др.).

Игры и упражнения, представленные в пособии, будут инте­ресны родителям, няням и гувернерам детей с хорошим уровнем речи, так как способствуют гармоничному развитию малыша, подготавливают ребенка в дальнейшем к успешному обучению в школе.*

* В книге Е. Н. Краузе «Логопедия. Логопедические занятия с деть­ми раннего и младшего возраста» можно найти дополнительный матери­ал по развитию речи дошкольников. 4

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

• Основная трудность для родителей — нежелание ребенка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно распо­ложитесь с ним на ковре или на диване.

Помните, что основная деятельность детей — игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное королев­ство или пойти в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, пока­зывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и резуль­тат занятий обязательно проявится.

• С детьми, имеющими отклонения в речевом развитии необ­ходимо заниматься каждый день.

К занятиям по формированию лексико-грамматических кате­горий необходимо добавить игры на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику, игры на развитие фонематическо­го восприятия, а позже — на развитие связной речи. Такая сис­тема упражнений (кроме заданий на формирование связной речи) подробно описана в книге автора «Логопедия. Логопеди­ческие занятия с детьми младшего и среднего возраста».

9 Детям с хорошим уровнем речевого развития достаточно нескольких занятий в неделю.

9 Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией!

Начинайте занятия с 3—5 минут в день, постепенно увеличи­вая время.

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15—20 минут.

Через 15—20 минут внимание ребенка рассеется и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребе­нок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

- Лучшее время для занятий — утром после завтрака или во второй половине дня после сна.

- Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чув­ствует.

- Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображе­ния. Например, при изучении темы «Фрукты», покажите их в натуральном виде или воспользуйтесь муляжами, картинками.

-Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть онвидит движения ваших губ, запоминает их.

- Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за не­значительные успехи. Не требуйте от него правильного произно­шения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту».

Если же вы строго скажете, что это не «туту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.

- Во время занятий с неговорящими детьми пользуйтесь просьбой «Покажи!». Например, при изучении темы «Одежда» попросите ребенка показать платье, пальто, брюки, шубу и т.д. На платье попроси­те показать рукава, карманы, пуговицы, воротник, пояс, юбку. Пассивный словарь (словарь в памяти, не используемый в речи) малыша будет расширяться и накапливаться. Когда он загово­рит, эти слова появятся в его активе.

- Не забывайте поощрять ребенка!

Угостите малыша в конце занятия конфетой или фруктами («Передал мишка или кукла, которые были на занятии»). Мож­но придумать свою систему оценивания. Например, кружок из красной бумаги означает, что ребенок очень хорошо занимался. Розовый кружок означает посредственные успехи. Когда ребе­нок набирает, например, 5 красных кружков, он получает поощ­рительный приз — игрушку или шоколадку.

Не используйте при оценивании деятельности ребенка слово «плохо». Пользуйтесь выражениями «не очень внимательно», «недостаточно старался» и т. п.

-Не бойтесь начинать! Заведите тетрадь для своих заметок. Там вы сможете отме­чать те упражнения и игры, которые вызвали трудности у ребенка. Эти задания рекомендуется повторить позже или во время следующего занятия.

-Не бойтесь экспериментировать!

-Не стремитесь пройти весь материал занятия, если он с тру­дом усваивается ребенком. Пусть вы разучите одну игру, но все ее цели будут достигнуты. Остальные упражнения оставьте на другой день. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребе­нок не воспринимает их в том виде, в каком они представлены в пособии. Например, если целью задания ставится ответ целым предложением, а малыш пока еще не имеет фразовой речи, пусть отвечает одним словом или упрощенной фразой. Взрослый же дает ему правильный образец предложения, который останется у ребенка в пассиве.

Игры можно придумывать самим, все зависит от вашей фан­тазии.

© Пользуйтесь дополнительной литературой!

В конце пособия приводится список литературы о развитии речи дошкольника и речевых нарушениях. Эти книги автор ре­комендует для дополнительного чтения родителям, заинтересо­ванным в гармоничном развитии своего ребенка.

Для домашних занятий по развитию речи понадобятся:

© альбом для рисования и наклеивания картинок;

© простые и цветные карандаши;

© тетрадь для заметок;

© детские ножницы с тупыми концами;

© клеящий карандаш;

© «Лото» различной тематики (зоологическое, биологичес­кое, «Посуда», «Мебель» и т. п.);

© разрезные картинки из двух и более частей;

© настольные игры типа «Четвертый лишний»;

© старые журналы, плакаты, каталоги, красочные упаковки от продуктов (для вырезания предметных картинок раз­личной тематики).

Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.

©

 

ИГРУШКИ

Цели:

© уточнить и активизировать словарь по теме «Игрушки»,

обобщить;

© учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы

существительных;

© формировать умение различать на слух и правильно упот­реблять в речи названия больших и маленьких предметов;

© развитие общей и мелкой моторики, логического мышле­ния, целостного восприятия предмета.

Оборудование: разрезная картинка из двух частей «Мат­решка» или разборная игрушка «Матрешка», игрушки в мешочке (машина, заяц, кубик, мяч, матрешка, юла и т. п.), большие и ма­ленькие игрушки (заяц-зайчик, мяч-мячик, машина-машинка и т. п.), картинки с изображением игрушек, клеящий карандаш, альбом.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент

Разрезная картинка «Матрешка» или разборная игрушка «Матрешка». Ребенок собирает матрешку и называет ее.

Дидактические игры

Чудесный мешочек

Взрослый предлагает ребенку отгадать, какие игрушки спря­таны у него в мешке. Не заглядывая в мешочек, ребенок на ощупь определяет игрушку и называет ее. Если задание выпол­нено правильно, игрушку достают из мешочка. Затем ребенок еще раз называет все предметы.

Что изменилось?

Для этой игры нужны пары игрушек разного размера (заяц-зайчик, мяч-мячик и т. д.).

Взрослый демонстрирует ребенку какую-либо игрушку. За­тем предлагает ребенку закрыть глаза, а сам в это время меняет большую игрушку на маленькую.

После того как ребенок открыл глаза, педагог спрашивает: «Как назовем ласково маленький предмет?»

В конце игры ребенок еще раз называет или показывает (для неговорящих детей) все маленькие предметы.

 

 

Назови ласково

Цель: научить образовывать существительные с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход.

Взрослый показывает ребенку картинку с изображени­ем какого-либо большого овоща, например, помидора, и спраши­вает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор боль­шой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик).

Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец — огур­чик, репа — репка, морковь — морковочка, лук — лучок, кар­тошка — картошечка).

Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

Динамическая пауза

Надуваем быстро шарик, (Ладошками изображает

маленький шарик.)

Он становится большой, (Разводит руки в стороны, вдох.)

Шарик лопнул, воздух вышел, (Округлые руки сводит

перед собой, выдох.)

Стал он тонкий и худой. (Опять ладошками

изображает маленький шарик.)

Работа в альбоме

Взрослый рисует ребенку мяч и мячик. Ребенок раскраши­вает их цветными карандашами.

Дидактическая игра «Чего не хватает?*

Взрослый рисует ребенку в альбоме картинки с изображени­ем флажка без палочки, шарика без ниточки.

Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватает.

Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать карандашом недостающую часть.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ

 

Речевой материал

Тему занятия можно закрепить с помощью стихов А. Барто:

Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Самолет

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Бычок

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Игры Разрезанные картинки

Цель: научить составлять целое из двух частей.

Оборудование: картинки «Яблоко» (горизонтальный разрез) и «Груша» (вертикальный разрез), разрезанные на две части.

Ход. Ребенку предлагается сначала одна картинка. Он скла­дывает ее, называет фрукт, который получился. Затем малыш составляет другую картинку. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему детали двух карти­нок вперемешку.

Узнай игрушку

Цель: уточнение и активизация словаря по теме. Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке. Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта иг­рушка красного цвета с синими полосками. Она округлой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и ногами». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.

Чего не стало?

Цель: упражняться в образовании форм родительного паде­жа, развивать зрительное внимание и память.

Оборудование: игрушки.

Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребе­нок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отга­дать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3— 4 раза.

ФРУКТЫ

Цели:

- уточнить и активизировать словарь по теме «Фрукты»,

обобщить;

- учить подбирать признаки к предмету;

- сформировать умение образовывать множественное число имен существительных;

- развитие общей и мелкой моторики, логического мыш­ления.

Оборудование: разрезные картинки «Яблоко» и «Груша» из двух частей, корзинка с натуральными фруктами или муляжами, мяч, сюжетная картинка с изображением плодовых деревьев, предметные картинки с изображением фруктов, игрушка «Пет­рушка», альбом, детские ножницы, клеящий карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент

Взрослый просит ребенка собрать разрезные картинки «Ябло­ко» и «Груша». Детали двух картинок предлагаются одновремен­но. Если ребенок затрудняется, взрослый.оставляет детали одной из картинок. Затем составляется другая картинка.

Дидактические игры

Что в корзинке?

У взрослого корзинка с натуральными фруктами или му ляжами. Он по одному достает их из корзинки и описывает: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сочное, сладкое, вкусное. Яб­локо можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус (если фрукты натуральные).

В конце игры ребенок еще раз называет все фрукты, с помо­щью взрослого подбирает обобщение: «Фрукты», уточняет, где они растут: «На дереве в саду».

В саду

Взрослый демонстрирует сюжетную картинку «В саду». Объясняет ребенку, что у Петрушки в саду созрели фрукты. За­тем задает вопрос: «Что созрело у Петрушки в саду на деревьях?» Побуждает ребенка отвечать на вопрос как существительными в единственном числе, так и во множественном: яблоко — ябло­ки; груша — груши; слива — сливы; лимон — лимоны; апель­син — апельсины.

Динамическая пауза

Ну-ка, вместе дружно встали, {Ребенок и взрослый встают.)

С ветки яблоки достали, (Имитируют срывание яблока рукой.)

Положили их в корзинки, (Имитация движения.)

Дружно выпрямили спинки. (Выпрямляются.)

Раз, два — выше голова, (Поднимают голову вверх.)

Три, четыре — руки шире, (Разводят руки в стороны.)

Пять, шесть — тихо сесть. (Садятся на места.)

Дидактическая игра

Один — много

Взрослый называет фрукт и бросает мяч ребенку. Ребенок называет форму множественного числа этого предмета и бросает мяч назад взрослому: «Яблоко — яблоки» и т. д.

5. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка

Взрослый и ребенок повторяют названия фруктов. Ребенок вырезает (с помощью взрослого специальными детскими нож­ницами) и наклеивает картинки с изображением фруктов в тетрадь.

Можно вместе сделать фруктовый салат. Обсуждайте каждое действие с фруктами (моем, чистим, режем, мешаем), описывай­те фрукты (апельсин оранжевый, большой, круглый, шерша­вый, сочный, кисло-сладкий, растет на дереве в саду).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ

Речевой материал

Загадки для отгадывания и заучивания наизусть (для детей с хорошим уровнем речевого развития):

Круглое, румяное,

С дерева достану я.

На тарелку положу,

«Кушай, мамочка» скажу. (Яблоко.)

Синий мундир, Белая подкладка,

В середине сладко. (Слива.)

Игры Что в корзинке?

Цель: познакомиться с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.

Оборудование: корзинка с натуральными фруктами и овощами.

Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, соч­ное, вкусное. Яблоко можно есть.» Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

Чудесный мешочек

Цель: закрепить словарь по теме, научить различать фрукты на ощупь.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в не­прозрачном мешке.

Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок на ощупь определяет фрукт на ощупь и называет его. Если ребенок правильно выпол­нит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибается, возвращают в мешок.

Соберем фрукты в саду

Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрук­ты в определенном порядке.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи.

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сначала возьми одну грушу, потом много яблок» и т. д.

Магазин «Фрукты»

Цель: научить выражать просьбу одним-двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи, кор­зинка или сумка.

Ход. Взрослый играет роль продавца. Он помогает офор­мить просьбу или комментирует действия безречевого ребенка, называя предмет, его форму, цвет и вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? На, Сева, положи его в корзинку!».

Один — много

Цель: научить образовывать множественное число имен су­ществительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет фрукт в единственном числе и бро­сает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Яблоко — яблоки, груша — груши, лимон — лимоны».

Назови ласково

Цель: научить образовывать существительные с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч ребенку. Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко — яблочко, лимон — лимончик, апельсин — апельсин­чик). Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи яблоко. А теперь покажи яблочко».

 

Овощи

Цели:

• уточнить и активизировать словарь по теме «Овощи», обобщить;

• формировать умение образовывать множественное число, родительный падеж единственного и множественного чис­ла существительных;

• развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование: игрушка «Петрушка», муляжи овощей или натуральные овощи, корзинка, мяч, предметные картинки с изображением овощей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент

Уточняется, какое сейчас время года. (Осень.) Что люди собирают осенью? (Овощи, фрукты.) Где растут овощи? (На грядке в огороде.)

2. Дидактическая игра Урожай Петрушки

Взрослый объясняет, что Петрушка собрал на своем огороде урожай. Затем по одному достает овощи из корзинки, а ребенок их называет (не говорящий ребенок показывает названные взрослым овощи). Затем все предметы обобщаются одним словом: «Овощи». Взрослый еще раз уточняет, что овощи растут в огороде на грядке.

3. Динамическая пауза

Засолка капусты

Мы капусту рубим, (Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.)

Мы морковку трем, (Трем кулаком о кулак.)

Мы капусту солим, (Движение пальцев, имитирующее посыпание солью.)

Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулак.)

 

Хозяйка однажды с базара пришла, («Шагать» пальцами по столу Хозяйка с базара домой принесла

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу

Ох!

(Загибать по одному пальцу на одной

или обеих руках

на каждую строчку, начиная с большого.)

 

Один — много (с мячом)

Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку.

Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому: помидор — помидоры; огурец — огурцы; репа — репы; морковь — моркови.

Можно усложнить задание (для детей с хорошим уровнем развития речи, способных повторить данные формы слов). Взрослый прячет овощи в корзинку и спрашивает ребенка: «Чего нет?». Тот отвечает: «Помидоры — помидоров; огурцы — огурцов; репы — реп».

5. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка

Вспомните с ребенком, что вы сегодня рассматривали, о чем говорили. Похвалите его. Можно вместе с ребенком сделать овощной салат или винегрет.

Обсуждайте каждое действие (моем, режем, чистим, мешаем и т. д.), описывайте овощи (огурец маленький, зеленый, оваль­ный, шершавый, вырос на грядке на огороде).

Желательно в тетради ребенка (об этом говорилось ранее) наклеить изображения овощей (вырезает (с вашей помощью спе­циальными детскими ножницами) и клеит сам ребенок).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ

Речевой материал

Закрепить все пройденное на занятии можно с помощью игр и с помощью специально подобранных литературных про­изведений.

Можно загадать ребенку загадки об овощах, а он назовет отгадки или покажет их:

Летом в огороде — Свежие, зеленые,

А зимою в бочке — Желтые, соленые

Отгадайте, молодцы, Как зовут нас?

(Огурцы.)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я...

(Капуста.)

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук.)

Бела, рассыпчата, вкусна,

И на столе всегда она.

(Картошка.)

Говорящим детям рекомендуется загадку про лук выучить наизусть.

Игры

Чудесный мешочек

Цель: закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свой­ствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» ово­щи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о фор­ме, цвете, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрос­лый помогает ему.

Зайкины загадки

Цель: научить определять предмет по его признакам, акти­визировать словарь по теме.

Оборудование: игрушечный заяц, мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.

Один — много

Цель: научить образовывать множественное число имен су­ществительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и броса­ет мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: огурец — огурцы, поми­дор — помидоры, репа — репы.

Назови ласково

Цель: научить образовывать существительные с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением больших и ма­леньких овощей.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора, и спрашивает, как он называется. Затем объясняет, демонстрируя картинку: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково такой же ма­ленький овощ?» (Помидорчик.) Аналогично рассматриваются дру­гие овощи (огурец — огурчик, репа — репка, морковь — морковоч­ка, лук — лучок, картошка — картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

Какой овощ пропустили?

Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.

Оборудование: игрушечный заяц, овощи (муляжи).

Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем подар­ки-овощи, называя их. Один овощ он не называет. Ребенок дол­жен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимо­сти от уровня речевого развития.

Поваренок

Цель: активизировать словарь по теме, научить правильно­му употреблению существительных в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей или на­туральные овощи.

Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него уго­щение (салат или щи). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

ОДЕЖДА

Цели:

О уточнить и активизировать словарь детей по данной теме,

обобщить;

© учить составлять простое предложение;

© развитие логического мышления;

развитие общей и мелкой моторики, целостного восприя­тия предмета.

Оборудование: бумажная кукла с комплектом одежды, игрушечный шкафчик или конверт, настольная дидактическая игра «Четвертый лишний» или отдельные картинки из лото, альбом, простые и цветные карандаши, предметные картинки с изображением зимней и летней одежды, клеящий карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент

Рисование узора «Юбка в полоски»

Взрослый рисует в альбоме ребенка юбку. Малыш проводит цветными карандашами горизонтальные линии. Необходимо со­блюдать интервалы между линиями, не отрывать карандаш от бумаги.

Дидактическая игра

Одень Аню

Взрослый демонстрирует.ребенку бумажную куклу Аню. Аня — большая модница, у нее много вещей. Из игрушечного шкафчика или конверта по очереди извлекаются предметы одеж­ды. Ребенок называет их.

Взрослый добивается ответа простым предложением: «У Ани есть платье», «У Ани есть свитер» и т. д. Подбирается обобщаю­щее слово «Одежда».

Затем одежда сортируется на холодную и теплую, летнюю и зимнюю. Взрослый описывает одежду куклы: «У Ани красное пла­тье. У платья есть воротник, рукава и карманы. Рукава короткие»., Активизируя речь ребенка, взрослый спрашивает: «Где у пла­тья рукава? Покажи. Что ты показал?».

Динамическая пауза

Пальчиковая гимнастика

Аленка-маленка {Хлопок ладонями, удар кулаками

Шустра, быстра: друг о друга — 2 раза.)

Воды наносила, {.Загибают пальчики по одному,

Сарафан дошила, начиная с большого.)

Носок довязала,

Ягод насобирала,

Песню допела,

Везде поспела. (Хлопок ладонями, удар

В охотку ей дело. кулаками друг о друга 2 раза.)

Дидактические игры

Четвертый лишний

Используется готовая настольная игра или подбираются предметные картинки, например, из лото. В ряду предметов ребенок выделяет лишний предмет и объясняет свой выбор. Например, платье, сарафан, брюки, матрешка (лишняя матрешка, так как это игрушка, а все ос­тальное одежда); шорты, шуба, майка, сарафан (лишняя шуба, так как это зимняя одежда, а все остальное — летняя одежда).

Чего не хватает?

Взрослый рисует в альбоме ребенка брюки без одной брючи­ны, платье без рукава, рубашку без пуговиц.

Ребенок называет и дорисовывает недостающие детали и рас­крашивает предметы одежды.

5. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка

Взрослый и ребенок вспоминают, что рассматривали и о чем говорили сегодня на занятии.

Ребенок с помощью взрослого вырезает предметы одежды (здесь пригодятся старые мамины журналы типа «Космополитен» и «Лиза») и наклеивает их в альбом.

Зимняя и летняя одежда приклеиваются на разных стра­ницах.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ

Речевой материал

Для заучивания предлагается русская народная потешка:

Кошка на окошке

Рубашку шьет,

Курочка в сапожках

Избушку метет.

Игры

Уложим куклу спать

Цель: познакомить с предметами одежды, ее деталями, ри­сунком, цветом.

Оборудование: кукла с комплектом кукольной одежды, кукольная кроватка.

Ход. Взрослый предлагает ребенку уложить куклу спать. Ре­бенок раздевает куклу, а взрослый комментирует его действия: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Что­бы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т. д. По ходу игры взрослый должен активизировать речь ребенка, задавая наводящие вопросы: «Что надо расстегнуть на платье?» Если малыш затрудняется ответить, взрослый отвечает сам.

Кукла проснулась

Цель: уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, ри­сунка, цвета.

Оборудование: кукла на кроватке, кукольная одежда.

Ход. Взрослый демонстрирует ребенку куклу, которая спит в кроватке. Затем он объясняет, что кукла проснулась, и ее нуж­но одеть. Ребенок одевает куклу, а взрослый сопровождает его действия речью: «Наденем на куклу маечку, чистую белую маечку». Для активизации речи детей взрослый задает ребенку воп­росы: «Что ты надеваешь на куклу? Какого цвета маечка?».

Нарядим куклу

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.

Ход. Взрослый предлагает ребенку одеть куклу в зависимос­ти от ситуации (для катания на лыжах, на праздник, на пляж и т. д.). Ребенок одевает куклу, например, на прогулку. Взрослый описывает одежду куклы: «Оденем куклу в синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивают его на пу­говицы». Чтобы активизировать речь ребенка, взрослый спра­шивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?».

Назови ласково

Цель: научить образовывать существительные с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением одежды большого и маленького размера.

Ход.

Платье — платьице; майка — маечка; носки — носочки; сара­фан — сарафанчик; рубашка — рубашечка.

Кто во что одет?

Цель: сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с мальчиком и девочкой.

Ход. Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти — пла­тье, а у Саши — рубашка и брюки. У Настиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки — длинные» и т. д. Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» Если ребенок затрудня­ется, взрослый сам отвечает на вопросы.

Чего не хватает?

Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета. Оборудование: картинки с изображением брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц.

Ход. См. игру из темы «Игрушки».

ЧАЙНАЯ ПОСУДА

Цели:

I уточнить и активизировать словарь по теме, обобщить;

© закрепить умение образовывать простые грамматические формы существительных: уменьшительно-ласкательную форму и форму множественного числа;

© формировать новое умение - умение согласовывать суще­ствительное с числительным; О ввести в словарь ребенка прилагательные «большая»,«средняя», «маленькая»;

О развитие общей и мелкой моторики, логического мышления.

Оборудование: разрезная картинка «Чашка» (два гори­зонтальных разреза), набор игрушечной чайной посуды или на­стоящая (лучше пластмассовая) чайная посуда (чашка, блюдце, десертная тарелка, чайная ложка, сахарница, чайник), настоя­щий или игрушечный стол, иллюстрированная книжка «Три медведя», пять настоящих чашек и ложек (или игрушечных), альбом, детские ножницы, клеящий карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент

Разрезная картинка «Чашка». Ребенок собирает картинку и называет ее.

Дидактические игры

Чаепитие

Взрослый просит ребенка накрыть стол к чаю. Малыш выпол­няет данные ему поручения: «Поставь чайник и сахарницу на середину стола. Рядом поставь мелкие тарелки и чашки с блюд­цами. Положи чайные ложки справа от каждой чашки».

Ребенка с хорошим уровнем речевого развития можно позна­комить с такими предметами и словами как «хлебница», «кон­фетница», «десертная тарелка». Затем ребенок подбирает обобщающее слово ко всем предме­там — посуда. Взрослый уточняет, что это чайная посуда, так как она используется в то время, когда пьют чай.

Угостим медведей чаем

В идеале для игры используется набор посуды разной вели­чины. Для индивидуального занятия подойдет хорошо иллюс­трированная книжка «Три медведя». Из набора посуды ребе­нок выбирает чашку, ложку и тарелку для медведя, медведи­цы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребенка, употребляя прилагательные «большая», «средняя» и «малень­кая». Мишуткину посуду называют ласково и побуждают к этому малыша: чашка — чашечка; тарелка — тарелочка; лож­ка — ложечка.

Динамическая пауза

Один — много (с мячом)

Взрослый бросает мяч ребенку и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч взрослому и назы­вает существительное во множественном числе: чашка — чашки; ложка — ложки; блюдце — блюдца; тарелка — тарелки; чай­ник — чайники; сахарница — сахарницы; хлебница — хлебни­цы; конфетница — конфетницы.

Дидактическая игра

Сосчитай-ка

Взрослый выставляет в ряд перед ребенком пять чашек и предлагает их посчитать. Малыш считает предметы, правильно согласовывая числительные с существительными: «Одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек».

Аналогично ребенок считает ложки: «Одна ложка, две лож­ки, три ложки, четыре ложки, пять ложек».

5. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка

Взрослый и ребенок вспоминают, что делали на занятии. В виде поощрения угостите ребенка конфетами и печеньем к чаю.

Закрепление темы ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.