|
Сложные формы звукового анализаТема занятий «Звуковой анализ слов» Цель: упражнение в определении количества и последовательности звуков в односложных словах. Учащимся предлагается рассмотреть две сюжетные картинки и «услышать» короткие восклицания детей: «Ах!» и «Ох!». а) Девочка уронила чашку и ахнула. б) Мальчик ушиб колено и охнул. Логопед. Сколько звуков в слове «ах»? Назовите их — с указанием: гласный он или согласный. — Обозначим это схемой и составим слово из разрезной азбуки То же — со словом «ох». — Теперь послушайте, какая история случилась однажды с нашими словами (зачитывается стихотворение Е. Измайлова): НАОБОРОТ Слово ОХ и слово АХ Заблудились в трех соснах. И сказало ОХ со вздохом: - Ох, наверно, дело плохо! И сказало слово АХ: - Ах, как страшно в трех соснах! И заохали, и заахали, И зажмурились, и заплакали: — Ох-ох! Ах-ах! Что за ужас! Что за страх! Прибежало слово ЭЙ, Закричало слово Эй: — Эй, друзья, повеселей! Эй, ребята, посмелей! С плачем дело не пойдет! Надо бы наоборот: Коль беда случилась с вами, Станьте бодрыми словами! Переставьте буквы — Улыбнётесь вдруг вы! Ученики переставляют буквы в составленных ранее словах, читая вновь полученные слова, и составляют их схему. Далее дочитывается текст стихотворения: И сказало ОХ: «Хо-хо! В самом деле, как легко!» И сказало АХ: «Ха-ха! В самом деле, чепуха! Заблудиться в трех соснах Можно только лишь со сна!». И по лесу далеко Побежало: «Хо-хо-хо!», А потом издалека Доносилось: «Ха-ха-ха!». И когда их голос стих, Тут окончился мой стих. Делается вывод о важности правильного последовательного чтения и написания букв в словах. Расставить по местам перепутанные в следующем стихотворении слова. Сравнить их по звучанию. Назвать количество звуков; указать общие и разные звуки. Объяснить значение слов. ЕРАЛАШ Кто на дереве сидит? Кит. В океане кто плывет? Кот. В огороде что растет? Рак. Под водою кто живет? Мак. Это что за ералаш?! Заточите карандаш. Я приказываю вам Всех расставить По местам! При повторном чтении логопедом «вопросительных» строк дети самостоятельно пишут в тетрадях слово-ответ (по памяти — в соответствии с восстановленным смыслом). Прослушать стихотворение И. Токмаковой, провести сравнительный анализ вновь полученных слов. 8:0 Если штангой сделать эМ, Если штангой сделать эЛ, И забить в ворота Е — будет МЕЛ. Если О забить, как гол, Будет МОЛ. У забьем: вратарь уснул! Будет — МУЛ. И — МИЛ, Ы —МЫЛ, А — МАЛ, Я — МЯЛ, Ё — МЁЛ, Восемь — ноль! Прочитать слово. Заменить в нем гласную так, чтобы получилось новое слово. Придумать устно предложение с каждым словом. Образец: дом — дым. У дороги дом. Из трубы идет дым. Сон, бак, сок, пил, вал, мел. Из данных ниже слов получить другие путем замены: а) начальной согласной буквы: точка, ком, балка, день, лук, педаль, лак, макет; б) конечной согласной буквы: сыр, сук, сон, мак, кот, стоп. Устно составить предложения (словосочетания) с каждым словом. Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд (по количеству и последовательности звуков) Дать ответ на «Загадку» Н. Разговорова: Они, как я заметила, Я шесть их вижу в радуге, Везде и всюду есть: И если сосчитать, В руке их только четверо, То сразу сами скажете, Зато в кармане — шесть, Что их в арбузе— пять! В ходе беседы с детьми выясняется, что речь идет о звука? (буквах), составляющих слова: рука, карман,радуга, арбуз. Перед каждым учеником ряд цифр (1-9). Услышав слово дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательнс все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдви гают из ряда, говоря, например: «В этом слове четыре звука». Слова для устного диктанта: уха, полка, сто, машина, стук, утро, звон, трава, ужин играл, соки, гром, кошка, груши, звук, крот, чашка, голуби малыш, грузовик... Позиционный анализ звуков в слове 1) Указать место звука в слове (по слуху, с опорой на цифровой ряд); назвать предыдущий звук, последующий. В качестве речевого материала используются любые из ра нее приведенных слов, написание которых не расходится с произношением. 2) Вписать по образцу в геометрические фигуры (начерченные логопедом заранее в тетрадях) буквы, обозначающие а) третий звук в диктуемых словах: кусты, скорый, белка, б) четвертый звук в словах: трава, игрушки, громкий и т.п, Устно указать предыдущий и последующий звуки. 3) Назвать выборочно (выдвигая цифру из ряда): а) четвертую букву в слове машина; объяснить написание; б) пятую — в слове пружина; в) пятую — в слове стучал и т.д. (с повторением правил). Аналогично проводится работа с данными ниже словами: кричу, частый, молчу, жир, сушил, стучу, чайка, шалаши, чужой, щука, ищу, час, лужи, прячу, роща, чулан, пища, жилка, кричал, мыши. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|