Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ





Методические рекомендации

Вся система работы по дифференциации смешиваемых звуков в целом представлена нами в схеме, где «подвижную» колонку «Речевой материал» мысленно надо перемещать сверху вниз. Каждая ее ступень «пропускается» с одной стороны через все виды речевой деятельности, а с другой — последовательно проходит через все типы упражнений (от ознакомительных — до контрольных). При этом принцип постепенного возрастания сложности относится в равной мере к каждому компоненту системы в каждом его звене. По предлагаемой схеме в любой момент коррекционного обучения логопед сумеет определить, на каком «отрезке маршрута» находится каждый конкретный ученик или учебная группа и какая работа им еще предстоит (см. таблицу 5).

Дифференциация звуков (Система работы)

Дифференциация в слогах

Остановимся теперь на слогах как особом виде речевого материала, ибо, по нашим наблюдениям, работе со слогами при дифференциации (да и при автоматизации) звуков не уделяется должного внимания: нередко после рассмотрения изолированных звуков переходят к их различению в словах, фразе и тексте — на одном занятии. В результате этого школьники не могут овладеть необходимыми навыками и продолжают смешивать в письме рассмотренные буквы уже после изучения темы. Дифференциацию смешиваемых звуков в слогах следует проводить в полном объеме — в разнообразных позиционных условиях. Только тогда ученики справятся с их дифференциацией в словах любой сложности.

Работа со слоговыми таблицами (они вывешены или записаны на доске) строится на четкой организации устных и письменных упражнений и составляет один из этапов на каждом занятии. Отбор слогов для очередного урока производится с учетом возможностей детей в группе. Предполагается, что все ученики уже владеют произношением дифференцируемых звуков.

Сам логопед не включается в громкое чтение, иначе не сможет услышать в хоре каждого ученика.

1-й столбец. Дети читают хором, следя за строчкой по указке логопеда и взмахом свободной от указки руки, означающим легкий вдох и начало чтения:

а) двойные слоги (слева направо);

б) то же — в направлении справа налево;

в) те же слоги — как тройные — в той последовательности, которая определена движениями указки, например:

са - ша - са, шо - шо - со...

Следующие столбцы — аналогично, за исключением закрытых слогов, которые прорабатываются в одиночном варианте, поскольку представляют достаточную трудность как для произнесения и запоминания, так и для дифференциации по слуху.

Правильное чтение детьми слоговых цепочек позволяет перейти к записи под диктовку логопеда.

Порядок проведения слогового диктанта:

§ не беря ручек, дети прослушивают диктуемое сочетание один раз (в редких случаях — дважды);

§ по молчаливому знаку логопеда повторяют его хором;

§ по следующему знаку берут ручки, записывают.

Логопед во время этой работы должен воздерживаться от любых комментариев, вопросов, замечаний — чтобы «не за-шумлять», не стирать из слуховой памяти учащихся запоминаемый комплекс (иначе не удастся отделить в работах учеников ошибки памяти от ошибок смешения согласных).

Время, отведенное на упражнения со слогами, создает фундамент для всех последующих действий и прекрасно окупается на следующих этапах работы: ведь слоги — это части слов в разных позиционных условиях, а двойные и тройные слоги надежно подготавливают к встрече с повторяющимися в составе слова звуками (например, «расшалился»).

Итак, работа со слогами включает следующие упражнения:

§ восприятие на слух серии слогов;

§ отраженное воспроизведение — хором и индивидуально;

§ чтение таблиц: а) последовательно, б) вразбивку;

§ запись слогов под диктовку;

§ контроль записи чтением вслух (хором и индивидуально).

Варианты слоговых таблиц

1. 2.  
ша - са шо -со шу-су ши - сы са - ша со -шо су -шу сы - ши . ша -са -ша шо -со-шо шу-су - шу ши - сы - ши
4. 5. 6.
са - ша - са со - шо - шо су -шу - су сы - ши - сы аш -ас ош -ос уш - ус иш - ис ас -аш ос -ош ус -уш ис - иш
7. 8. 9.
аша -аса оша -оса уша - уса иша - иса аса -аша оса - оша уса - уша иса - иша ста - шта сто - што сту - шту сты - шты
10. 11. 12.
шва -сва шво - ceo шву - сву швы - свы ела - шла ело - шло слу - шлу слы - шлы шка -ска шко - ско шку - ску шки - ски
13. 14. 15.
шас шос шус шис саш сош суш сеш аш-ся -не сдашься ош-ся -добьёшься иш-ся - гордишься еш-ся - наешься

Дифференциация в слогах

Далее проводится работа на материале слов, содержащих смешиваемые звуки (один из пары, а позже — оба одновременно).

Дифференциация звуков в словах хорошо сочетается с позиционным анализом при опоре на цифровой ряд. Например, при дифференциацирт д - т в слове, содержащем оба звука, дети должны выделить на слух глухой согласный, выдвинув соответствующие цифры, обозначающие место звука в слове.

Диктуется слово «отодвинуть»

Каждую фонетическую тему по дифференциации смешиваемых звуков мы связываем с грамматическими темами в практическом плане. Дети упражняются в образовании слов различных частей речи префиксальным и суффиксальным способами по образцу (в т.ч. и сравнительной степени наречий и прилагательных), наблюдают чередование согласных в корнях слов и т.п. Все это расширяет языковой опыт учащихся, пропедевтически подготавливает их к изучению последующих грамматических тем в классе, способствует усвоению ряда непродуктивных форм, особенно затрудняющих детей.

Необходимым условием успешной дифференциации смешиваемых фонем в письменной речи является предварительное устранение замен и смешений звуков в речи устной. Обычно исправление нарушений звукопроизношения проводится на индивидуальных логопедических занятиях до включения ученика в групповые занятия по преодолению дисграфии.

Дифференциацию в письменной речи согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство, мы проводим на речевом материале, включающем одновременно и твердые, и мягкие варианты фонем: если качественно проработана с учениками тема «Способы обозначения мягкости согласных на письме», то нет необходимости в раздельной дифференциации твердых и мягких вариантов звука. Лишь для примера мы даем раздельно различение парных д - т и д' - т'.

Для преодоления сниженной речевой активности детей, замедленности их речевых реакций полезно использовать двигательные реакции, сопряженные с речью (перекидывание мяча, отстукивание ритма — что помечено в конкретных упражнениях).

На любом этапе логопедической работы решаются задачи организации деятельности детей, расширения объема всех форм внимания и памяти, развития лексического запаса и грамматического строя речи.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.