|
Слова-«неприятели» (антонимы)1) Найти в тексте слова, имеющие противоположное значение: «Странный в сентябре лес — в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка... Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песня птиц и тишина. Грустно и радостно!» (По П. Сладкову) 2) Вставить в пословицы пропущенные слова: большой, маленький: ... пенёк опрокинул... воз. ... дело лучше... безделья. Даже самое... дерево выросло из... семени. В... лодку... груз не кладут. ... крючком... рыбу не выудишь. 3) Подобрать антонимы к выделенным словам: Летний день — за... неделю. У короткого ума... язык. Ради нового дружка... не покидай. Ранняя птичка носок прочищает, а... глазки продирает. Полный колос к земле клонится, а... к небу тянется. Знай больше, а говори.... 4) Рассмотреть два карандаша: короткий и длинный. а) Прослушать стишок: - Карандашик, что грустишь? - Был большой, а стал малыш. - Что ж, зато хозяин твой Был малыш, а стал большой. б) Пересказать содержание своими словами, используя слова с противоположным значением (сначала — потол; был — стал и др.). 7) Прочитать (прослушать) сказку. Указать в тексте слова: а) близкие по значению словам грустить, грустный; 8) противоположные им по значению. ПОГРУСТИЛИ Жил-был очень грустный человек. Ну а раз он был грустный, то приходилось грустить. Да вот только одному грустить очень грустно. И пошел он поискать кого-нибудь, чтобы вместе погрустить. Видит — ива у реки стоит. Плакучая ива. «Вот, — думает, — какую речку наплакала». И спрашивает: — Ты, ива, грустишь или печалишься? — Грущу, — говорит ива, — и печалюсь тоже. — Пойдем со мной, вместе попечалимся. Согласилась ива, пошла. Идут они по полю, видят аиста. Стоит аист, клюв повесил. — Почему, аист, клюв повесил? — Потому что я невесел. — И мы невеселые. Пойдем с нами! — Пошли. Шли-шли, видят, унылый дождик идет. — Иди, унылый, к нам в компанию. — Не все ли равно, куда идти, — отвечает дождик и заними пошел. Шли они, шли, остановились и стали всех грустных к себе звать. Много всяких грустных собралось. Обрадовались они друг дружке. — Ого, — кричат, — сколько нас! Ну теперь погрустим как следует! Радостно в грустные прятки поиграли, с хохотом невеселые салочки затеяли. Угрюмый хоровод завели — чуть со смеха не лопнули. Печальную песню запели — за животы схватились. Оказывается, вместе грустить — не так уж грустно! (Е. Измайлов) 6) Назвать слово с противоположным значением (перекидывая мяч): день —...; утро —...; восход —...; весна —...; зима —...; завтра —...; рано —...; близко —...; низко —...; редко —...; медленно —...; просторно —...; радостно —...; темно —...; сел —...; взял —...; нашёл —...; забыл —...; уронил —...; кчсорил —...; выпрямил —...; лёгкий —...; высокий —...; больной —...; чистый —...; частый —...; жёсткий —.... 7) Указать слова-антонимы в пословицах: Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха. Труд кормит, лень портит. Петь хорошо вместе, а говорить — порознь. Умел ошибиться, умей и поправиться. Ближний сосед лучше дальней родни, Один ум хорошо, а два лучше. Друг спорит, а враг поддакивает. Мягко стелет, да жёстко спать. 8) Вставить пропущенные слова, сравнив их по значению: Далеко мой стук слышится вокруг. Червякам я..., а деревьям.... (Дятел) (Б. Тимофеев) 9) Подобрать антонимы к выделенным словам: На пляже песок сухой, а у воды.... Переходя улицу, посмотри налево, а потом.... В автобус надо входить через заднюю дверь, а выходить через.... В поезде дедушка спал на нижней полке, а я на... полке. Петя обычно румяный, а после болезни он....У берега озеро мелкое, а дальше.... 10) Вставить в текст пропущенные слова сегодня, завтра всоответствии со смыслом высказывания: «... поучусь, а... погуляю», — говорит ленивый. «... погуляю, а... поучусь», — говорит прилежный. (К.Д. Ушинский) 11) Прослушать (прочитать) текст: «Мороз весной особенный. Ухо, которое в тени, мерзнет, а которое на солнце — горит. С зеленых осин — капель, но капельки не долетают до земли, замерзают на лету в ледышки. На солнечной стороне стволов блестит вода, теневая затянута коркой льда. Днем плавятся и горят снега, ночью пощелкивает мороз». (По Н. Сладкову) 12) К данным ниже словам подобрать из предыдущего текста слова с противоположным значением: Образец: в тени — на солнце. мёрзнет — _; капельки — _; солнечная — _; вода — днём — _. Слова-«близнецы» (омонимы) 1) Прослушать стихотворение: Шел я с сумкой за плечом, Вижу, бьет в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду? (В. Лифшиц) — Какие два слова в этом стихотворении пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения? 2) Из данных словосочетаний составить предложения: § прозрачный ключ; скрипичный ключ; сломанный ключ; § острая коса; длинная коса; песчаная коса; § острые ноготки; душистые ноготки; § меткий лук; зелёный лук; § хвойные леса; строительные леса; § неглубокая норка; пушистая норка. 3) Найти в тексте слова, которые звучат одинаково. Пересказать текст, заменив одинаковые слова другими, близкими по значению. Все ли выделенные слова можно заменить? Не хочет косой Косить косой. Говорит: «Коса коса». 4) Указать оба значения каждого из приводимых ниже слов. Образец: Шашки — игра. Шашки — оружие, колонна ворот быки кошки горн овсянка 5) Объяснить значения выделенных слов: Бегут минуты и часы. Им точный счёт ведут часы. (В.Крежнев) Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка. (С.Носенко) Сколько значений у слов? Многозначные слова 1) Прослушать стихотворение И. Токмаковой: В чужой стране, в чудной стране, Где не бывать тебе и мне, Ботинок черным язычком С утра лакает молочко, И целый день в окошко Глядит глазком картошка. Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает, А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку В чужой стране, в чудной стране... Ты почему не веришь мне? § По отношению к каким предметам употреблены слова: язычок, глазок, горлышко, ножка? § А по отношению к кому они употребляются обычно? § Какие слова в стихотворении имеют переносное значение? 2) Выделенные слова заменить другими, близкими по смыслу: Дождь пошел и не проходит. Дождь идет, хотя не ходит. Он будет лить часы подряд На крыши, на дорогу, — Об этом тучи говорят, Хоть говорить не могут. (А. Барто) 3) Какими словами описывает автор дождь? «Дождь уже не лил, а сонно шептал. Пошептал, пошептал и умолк». (Н.Сладкое) — Какими еще словами можно охарактеризовать дождь? (Капает, накрапывает, барабанит, стучит...) 4) Заменить в словосочетаниях глагол бежит близким по смыслу: время бежит; река бежит; молоко бежит из кастрюли. — Надо ли заменять этот глагол в предложении: Лисица бежит по полю! 5) Объяснить значение выделенных слов: Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут, Но немножко отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А часы висят на месте. (В.Орлов) 6) В каких из данных ниже словосочетаний слово земля употреблено в значении планета, суша, территория, почва, край! Земля отцов; вращение Земли; песчаная земля; увидели землю; земля заповедника. 7) Придумать предложения со следующими словосочетаниями: родной язык; добыть «языка»; прикусить язык; язык колокола. 8) Прослушать загадку К. Чуковского: Всюду, всюду мы вдвоем Неразлучные идем. Мы гуляем по лугам, По зеленым берегам, Вниз по лестнице сбегаем. Вдоль по улице шагаем... Но чуть вечер на порог, Остаемся мы без ног. А безногим — вот беда! — Ни туда и ни сюда. Что ж, полезем под кровать, Будем там тихонько спать. А когда вернутся ноги, Вновь поскачем по дороге! (Детские ботинки) Выделить в тексте слова, обозначающие движение. В каком значении (буквальном или переносном) употреблено выражение Остаёмся мы без ног! Употребите то же выражение мо втором значении. 9) Объясните прямой и переносный смысл выражений: намылить шею; прикусить язык; развязать руки; подать хвост; развесить уши; опустить руки; ставить подножку; сесть на весла; засучить рукава. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|