Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема занятий «Ударение в слове»





Цели: показать детям смыслоразличительную и фонетическую роль ударения; тренировать их в произнесении и определении ударного гласного звука в словах.

1) Логопед демонстрирует детям две картинки с общей подписью «На столе кружки».

Дети молча читают подпись. Логопед просит показать картинку, соответствующую подписи. Дети читают вслух предложение, в котором слово кружки произносится то как кружки, то как кружки.

Изменение значения слова логопед связывает с перемещением ударения.

Ученики наблюдают звучание этих слов и убеждаются в том, что ударный гласный произносится более гроико и длительно, чем безударные гласные: кружки: кружки.

Так же рассматривается второе предложение. Я плачу. Я плачу.

2) В подтверждение вывода о смыслоразличительной роли ударения рассматриваются пары слов:

замок — замок; хлопок — хлопок;белки — белки; полки — полки; вънитал — вычитал; скачки — скачки. Устно составляются предложения и выделяется ударный гласный в слове.

Прочитать двустишия; объяснить, почему строки не рифмуются, хотя последние слова в них пишутся одинаково. «Рожь» мы пишем с мягким знаком. С этим я давно знаком.

Уродились густые хлеба — Будет много душистого хлеба.

3) Прослушать стихи, запомнить значение слов-омографов:

Я — сборник карт. От ударения

Зависят два моих значения.

Захочешь — превращусь в название^

Блестящей шелковистой ткани я.

(Атлас — атлас)

Я — травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение —

И превращаюсь я в конфету.

(Ирис — ирис)

Мы — для пильщика подставка,

Мы — для кучера сиденье,

Но попробуй-ка поставь-ка

Нам другое ударенье —

Осторожней будешь с нами,

Забодаем мы рогами.

(Козлы — козлы)

На последующих занятиях проверяется усвоение этих слов.

4) Отгадать загадки; запомнить место ударения в словах-отгадках:

На бахче у нас растет, Как разрежешь — сок течет, Свеж и сладок он на вкус, Называется... (арбуз).

Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую, Обжигают с давних пор. Называюсь я... (фарфор).

Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется всё... (алфавит).

5) Устный диктант по теме «Ударные гласные». Логопед раздает детям наборы гласных букв. Услышав слово, ученики роговаривают его слитно (т.е. без деления на слоги), но с успением голоса на ударном гласном, поднимая соответствующую гласную букву.

а) Логопед подчеркнуто произносит ударный гласный, но без деления слова на слоги:

малина, порядок, голуби, голубчик, восемь,ракета, ворот-ЦК, поэзия, воротничок, стрекоза, стрекозка, прыгалки, шрыгун, утята, утенок, веселый.

б) Слова произносятся в обычной манере, без утрированного подчеркивания ударного гласного:

картон, бумага, продукты, магазин, пионер, телефон, этакий, выполнил, береза, этот, телеграф, алфавит, крапива, арбуз, каталог, фарфор, простыня, библиотека.

6) Логопед диктует слова из предыдущих заданий. Ученики записывают только ударные гласные (через занятую).

7) Прочитать и записать текст. В словах-омоформах указать ударные гласные:

За дверью слышны голоса. У Зины сегодня нет голоса. Эти горы высоки. На склоне горы пасется стадо. Мы знаем реки нашей Родины. Вдоль берега реки бежит тропинка. Загорели наши ноги. Мне не вытянуть ноги. Ворона меньше ворона. Подбери полы да вымой полы. Я мою мою младшую сестру.

8) Рассмотреть пары слов. Устно составить словосочетания или предложения:

руки —руки мелок — мелок озёра — озера
вёдра — ведра мою — мою таю —таю

9) Графический диктант: текст записывается одними ударными гласными: Текст:

Осенью часто идут дожди. о а у и
Вода размыла дороги. а ы о
Вязнут ноги в глине. я о и
Трудно добираться в школу. у а о

ПТИЧИЙ ДОМИК

У нас такой обычай: Чуть выпадет снежок — Дощатый домик птичий Повесим на сучок. Над домиком дощатым С утра до ночи гам. Как весело крылатым, Порхающим гостям!

10) У детей наборы предметных картинок (от 8 до 12) и цифры 1; 2; 3, которыми обозначается место ударного слога в слове. Сгруппировать картинки в три столбца:

     
сумка арбуз сапоги

валенки... корзина... телефон...

11) «Узнай свое имя». Логопед отстукивает ритм (ударный слог громче). Встают те дети, чьи имена соответствуют услышанному ритму:

Алеша, Марина, Виталий, Сережа, Наташа;

Саша, Петя, Миша и т.д.

Схемы слого-ритмической структуры слов

Двухсложные слова

1) Назвать картинку. Отхлопать слоги: ударный слог — громкий хлопок, безударный — негромкий. Ударный слог более протяжный, а потому после громкого хлопка нужна некоторая пауза.

2) Рассмотреть схемы, «прочитать» их, т.е. отхлопать:

3) Разложить картинки в соответствии со схемами.

4) Данные ниже слова записать под схемами в два столбца с проговариванием и отхлопыванием ритма (они записаны на доске). Особенно важно в подобных упражнениях вырабатывать у детей опыт наблюдений за перемещением ударения в группах однокоренных слов, не привлекая на этом этапе внимания учеников к безударным гласным:

лампа, заяц, медведь, рыба, рыбак, весна, зима, зимний, кусок, четверг, белка, море, морской, салют, река, речка;

кружок, круглый, вторник, второй, повтор, волны, волна, сказал, сказка, скажу, синий, синел, среда, средний, белый, белил, чёрный, чернеть, варит, повар, вёсла, весло...

Трехсложные слова

5) Данные на доске слова записать под схемами:

а) прогулка, девочка, карандаш, беседа, горизонт, овощи, ворона, пятница, воробей, командир, газета, яблоки, деревня, молоко, огород, капуста, улица, машина, одежда, пироги, однажды, пшеница;

б) словари, словечко, вишенка, вишнёвый, выскочил, скакалки, проскакал, угроза, погрозил, прыгуны, грозные, рассказал, сказочка, сказали, выучил, ученик, разучим, овощной, овощи, березняк.

6) Графическая запись текста, данного на доске ели на карточке (каждое предложение с новой строчки).

Текст на доске: Запись в тетрадях:
Плетёт паучок сети. хХххХХх
Сплёл, притаился: X ххХх...
«Попадёт муха большая — наемся».  
Летела мимо птичка-синичка.  
Задела сети паучка.  
Паучок думает:  
«Большая муха попалась».  

Безударные гласные

Цели: показать ученикам разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции; тренировать их в подборе проверочных слов.

1) Логопед произносит слово следы, просит указать ударный гласный и другой — из первого слога. То же — со словами ковёр, вязал. (Принимаются все возможные ответы.)

Затем делается вывод: в безударном положении гласные звучат нечетко. Чтобы при записи такого слова правильно выбрать гласную букву, нужно подобрать родственное слово, в котором на данный сомнительный гласный падает ударение, т.е. проясняет его: следы — след; ковер — коврик; вязал — вязка и т.д.

В безударной позиции обычно сходно звучат гласные: о-а, е-и, я-е, я-и

2) Тренировка в подборе проверочных слов — игры с перекидыванием мяча (ученики указывают ударную гласную).

Один — много Вчера — сегодня
стена — стены. платил — платит
сосна — сосны просил — просит

гроза..., плясал..., страна..., носил...плечо, ядро, коза, вода... сказал, вязал, чертил, тащил...

Много — один Сегодня — вчера
дела — дело везет — вез
ряды — ряд цветет — цвел
пасет — пас  

грибы..., поля, снега... метет, плетет...

3) Отобрать из данных ниже слов только те, которые являются проверочными к выделенным словам в начале строки.

Образец: садовый — посадка, садик. садовый — посадить, посадка, сады, садик, садовник; лесистый — лесник, лес, залесье, перелесок, лесорубы; лиса — лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька; снежок — снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник; синеет — синька, синица, синеватый, синий, посинел. Почему не все родственные слова являются проверочными.

4) Прослушать стихотворение Л. Дружинина. Повторить правило проверки безударных гласных; исправить ошибки:

Буква А и буква О

Обижаются давно:

— Нас, ни в чем не виноватых,

Часто путают ребята.

Больше всех Петруша Лямин

Издевается над нами.

Изуродует словечко —

Пишет через А — «калечко».

Букве А стоять здесь стыдно...

Вдруг у Лямина Петра

Выползут из-под пера

То какие-то «драва»,

То какая-то «трова»...

Ведь завянет травка даже,

Коль при ней такое скажут!..

Буква А и буква О

Обижаются давно:

— Скачем мы без всяких правил,

Как Петруша нас заставил, —

Будто мы ему враги...

Хоть из азбуки беги!

Письменные упражнения в правописании безударных гласных

5) Прочитать текст упражнения. Выписать парами одно-коренные слова, отметив ударную гласную в корне слова значком «ударение» над буквой, а безударную гласную в корне —точкой снизу. Объяснить, почему одно слово является проверочным для второго. Списать после такого анализа слов текст полностью, вставляя пропущенные безударные гласные.

Образец: час — часы.

а) Целый час я решал задачу. Наши ч-сы идут верно. Ветер надул парус. Корабль пбдн-л п-руса. У б-лъной. поднялся жар. Дедушка сегодня болен. С-довник осмотрел посадки.В-ренье варят в т-зах. Налей воды в таз.

6) В поле мы видели норы сусликов. Н-ра лисы больше. Слоночень силён. Сл-ны живут ст-дами. Пастух гонитстадо в село. Сельские жители вст-ют рано. Встану я на заре. Сова —н-чная птица. Всю ночь шумел ливень. Дежурные пол-вают цветы.

б) Вставить безударную гласную в корне, подобрав проверочное слово.

Образец: бой — боец.

... — м.ряк ... — х.трец ... — д.брота
... — с.лач ... — б.лье ... — м.рцина
... — н.члег ... — тр.пье ... — слонка
... — ст.рик ... — в.ренье ... — т.шина

7) Найти и подчеркнуть четвертое лишнее слово в каждом столбце, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную в корне:

пл.тил пр.шу пл.сал прин.сти
гл.тал к.зёл зав.зал псст.литъ
пос.дил лош.дъ выр.зал заст.гнутъ
ск.зал к.вёр тр.сёт подт.нутъ

8) Отметить в словах ударную гласную; проверить обе безударные.

Образец: сторона — стороны — сторонка.

п.л.са— м.л.ток— г.л.дал— д.р.гоа —
г.л.ва— в.л.сок— г.в.рят— д.р.вянный —
г.л.са— к.л.скй— м.л.дой— т.рп.ливый —

9) Составить и записать предложения со следующими словосочетаниями:

запевает в хоре — запивает молоком;

отворил дверь — отварил картофель;

слезал с крыши — слизал варенье;

сыро в лесу — метил в лису;

сад увядал — охотник увидал.

10) Выборочный диктант.

По слуху выделить из слов безударные гласные, объяснить их написание; вписать их в геометрические фигуры, начерченные в тетради по 4 на сдвоенных линейках. (Порядковый номер гласной в слове, указанный в скобках, диктуется логопедом в процессе работы.)

Широка (4) страна (4) моя (2) родная (2).

Ребятишки (4) пасли (2) телят (2) на поляне (2).

Козел (2) трясет (3) седой (2) бородой (4).

Садись (2) рядком (2) да поговори (6) ладком (2).

Бери (2), завяжи (4) да неси (2), не тряси (3).

Своя (3) земля (2) и в горсти (2) мила (2).

Не спеши (3) отвечать (4), торопись (4) понять (2).

Красив (3) цветок (3), да остёр (1) шипок (2).

Весна (2) красна (3) цветами (3), а осень (3) — плодами (3).

11) Предупредительные и проверочные диктанты.

В селе за рекою потух огонек. Озеро блестит на солнце. В еловом лесу темно. Пчела летит к цветам. На траве блестит роса. С реки потянул ветерок. В лесу свистит синица. Небо прояснилось. Эти грибы ядовиты. У ореха вкусное ядро. Весной вода заливает луга.

Дети шалили, качали стол. У часов сломалась стрелка. Старик ловил сетями рыбу. Отряд прошел через площадь. Охотник зарядил ружье. Тряпье идет на бумагу. Повар варит мясной суп. Для езды верхом нужно седло. Проведи по линейке прямую линию. Завяжи сестре бант.

Состав слова

(Морфемный анализ и синтез слов)

Корень слова

1) Прослушать тексты. Отметить слова, имеющие одинаковый корень.

Родник родит речку, а река льётся-течёт через всю найму матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Зы глядите, как это складно выходит:родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня.

(К. Паусповский)

КАК РАСТУТ СЛОВА?

Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым — Был он только словом. Это слово, слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло — Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада. Вот еще посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном!

(Е. Измайлов)

2) Близки ли по значению следующие пары слов?

корова — телёнок лошадь — жеребёнок свинья — поросёнок овца — ягнёнок

Могут ли они считаться родственными словами, если не имеют одинакового корня?

3) Указать корень в словах:

гора — горе — горел вода — водил

рисовал —рисовый шипеть — шиповник

— Близки ли по значению слова каждого ряда? Являются ли они родственными, хотя имеют одинаковые по написанию и произношению корни-«близнецы»?

4) Выписать группы родственных слов:

а) подводный, приводить, водитель, водяной, водянистый, заводной, перевод, водичка, проводник, водовоз;

б) горевал, загорел, пригорок, горцы, горестные, горит, горный, пригорюнился, гористая, погорельцы, выгорит.

5) Выписать те словосочетания, которые допустимы в речи: маслить маслом; старый старик; варить варенье; делать

дело; работатьработу; угощать гостя; петь песни; жарить жаркое; писать письмо; начинать сначала; закончить до конца; откусить кусочек; ясно объяснить; виться вьюном; ходуном ходить; красить краской; криком кричать; глазеть глазами; белить белилами; знать не знаю; точить точилкой; косить косой.

6) Вставить пропущенные слова с тем же корнем, что у выделенных слов:

Скоро сказка..., да не скоро дело.... Хватит тебе, молодцу, горе.... Не впервой волку зиму.... Молодое растет, а старое.... На... и рак — рыба. Всё живое хочет....

7) Прослушать стихотворение Е. Измайлова. Найти родственные слова в тексте.

Висит сосулька — чистый лед.

Никто сосульку не сосет.

А леденцы — не изо льда,

И в рот их можно взять всегда.

Пора назвать нам, наконец,

Сосулькой сладкий леденец.

Тогда сосульку ледяную

Мы тоже переименуем.

И пусть вдоль крыш и над крыльцом

Повиснет много леденцов,

А в магазинах для ребят

Сосульки будут нарасхват.

Почему поэт предлагает переименовать сосульки в леденцы?

8) «Каверзные вопросы»:

§ Почему не шипит шиповник?

§ О чем горюет гора?

§ С кем не водится водица?

§ В какой ложке ложь?

§ Как рисовать рисом?

§ Куда окунули окуня?

§ Разве у каждой из столиц — сто лиц?

Сложные слова

1) Прочитать стихотворение и указать:

а) родственные слова;

б) сложное слово, составленное из двух корней:

Жил да был на свете пар,

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал, как молодой.

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился,

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел.

Жило-было слово ход

В слове выход, в слове вход,

В слове ходики стучало

И в походе вдаль шагало.

Так и жили пар и ход.

Жили врозь они, но вот

Вместе их соединили —

По воде они поплыли.

Паром ходит пароход,

В паре ходят пар и ход.

(Е.Измайлов)

2) Выделить в сложных словах корни (дугой) и соединительную гласную е или о между корнями (кружком):

паровоз, полотёр, самолёт, вертолёт, ледокол, пылесос, сталевар, сенокос, мышеловка, бурелом, сухостой, книголюбы, пчеловоды.

3) Найти в тексте сложные слова; указать, из каких корней они образованы:

На Волге начался ледоход. Вчера был снегопад. Пчеловод показал нам пасеку. Уже начался сенокос. Красив осенний листопад. Лесорубы вернулись домой. Издалека слышен шум водопада. Рыболов проверил удочки. Пешеход прошёл пять

километров. Мореплаватель открыл новый остров. Путешественники рассказали о дальних странах.

4) Указать в тексте сложные слова:

Семеро в отделе —

все при деле! Пустовед

поправлял берет. Пустотёс

заострял вопрос. Пустомол

наполнял котёл. Пустодел

горделиво глядел. Пустолей

призывал: «Быстрей!». Пустовар

нагонял жар. Пусточёт

вел всему учёт...

К небу дым густой, А котел пустой!

(В. Иванов)

— Каким одним словом можно заменить все названные в 5тихотворении сложные слова?

Приставка

1) Назвать противоположные действия, используя приставси от-, вы(с перекидыванием мяча); составить с некоторыми из них словосочетания.

приклеить — отклеить внести — вынести
принести —... вложить —...
привязать —... впустить —...
привыкнуть —... влезть —...
пристегнуть —... вкатить —...
привезти —... влететь —...

2) Сходны или различны по значению приставки в этих Ионах?

придвинул — пододвинул искупал — выкупал
ны мазал — измазал построил — выстроил
/и,/гладил — отгладил напугал — испугал

3) Какими приставками (за-, от-) можно выразить начало; а какими — конец действий, обозначенных данными ниже глаголами: гремел, сиял, шумел, стучал, цвел, смеялся.

4) Выписать в два столбца слова с приставкой пере-:

а) в значении повторности действия;

б) в значении чрезмерного действия.

перевыборы, перегрелся, переутомился, переписал, перезарядил, переполошил, перезрели, перерос, перестановка, перепроверил, перенёс, пересолил, пересадил, пересмотрел, переварил, передвинул.

5) Записать словосочетания, подобрав к глаголу соответствующую приставку из данных ниже:

в-, из-, под-, за-, пере-, на-, рас-, с-:

-бежать в комнату; -ставить стул;

-писать письмо; -брать грибов;

-вязать рану; -колоть орех-

-бить гвоздь; -кутать куклу;

-качаться на качелях; -путать буквы.

6) Записать, выбрав подходящее по смыслу слэво:

Машина... мимо дома.

К нам в гости... бабушка. (приехала, проехала)

Самолет совершил....

В Москве пассажиры сделают....(посадку, пересадку)

С деревьев... листья.

Птицы... на юг. (улетают, слетают)

7) Под карточками со словамирасположить в 2 столбца подходящие по смыслу глаголы из данных ниже:

пробил — прибил промерз — примерз

прошил — пришил проколол — приколол

Устно составить предложения с этими словосочетаниями.

8) Выписать в две колонки слова с приставками:

подложил, подвинул, подушка, подножка, подорожник, поделил, подумал, подоконник, подружился, подул, пододеялъник,подлокотник, подремал, подрезал, подровнял, подрался, подавился, поддакивать, подавать.

9) Чем различаются слова:

оклик — отклик опечатки — отпечатки
поделка — подделка оговорка — отговорка
поставка — подставка подсказка — присказка

Составить с ними словосочетания.

10) Выборочный диктант (записать только глаголы, имеющие приставки):

Солнце нещадно жгло землю. Листья берез завяли. Лошади забились в кусты. Показалась синяя туча. Она подвигалась быстро, точно кто подталкивал ее, и скоро закрыла все небо. Налетел ветер, заклубилась пыль, закланялисъ, застонали березы, задрожали стекла в окнах.

(По Г. Маркову)

Суффикс

1) Прослушать текст Н. Сладкова:

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

— Как изменится смысл текста, если из выделенных слов убрать суффиксы?

2) Какое из слов является «лишним»?

избушка, садик, крылечко, деревцо, окно, дворик, скамеечка, дверца.

3) Какие из слов не только называют предмет, но и указывают на его величину? В какой части слова заключено значеие величины? лесенка, река, болотце, ручища, прудик, ножичек, сапожищи, куст, домина, дынька, бусы, речонка, клюв, туфелька, шнурочек, забор, ямина, мешок, зерно, книжица, паучи-ще, мост.

4) Используя суффиксы, образовать от данных существительных слова со значением очень маленький и очень большой.

Образец: человек — человечек — человечище,

кулак —... —... рука —...—...
плечи —... —... нос —... —...
сапог —... —... усы —... —...
голос —... —... глаза —... —...
клюв —... —... нога —... —...
волосы —... —... хвост —... —...

5) Составить словосочетания из слов, данных ниже: оглянулся, огляделся (кругом, назад); раскинул, раскидал (игрушки, руки); непонятная, непонятливая (ученица,задача); волнующая, волнистая, взволнованная (линия, музыка, сестра).







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.