Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Новая модель педагогического профессионализма





К настоящему времени сложилось представление об образовательной практике – практике развивающего, личностно-ориентированного образования. Относительно образовательной практики педагогика все более обретает статус технологической оснастки со своим учением о ней. Педагогика все менее оказывается искусством и все более становится нормативной наукой (наукой о должном) и профессиональной деятельностью, реализующей цели и ценности образования.

Обосновываемая нами модель системы развивающего образования и включенных в нее отраслей знания представлена на рис.2.

 

Педагогическая антропология
Образовательная практика
Педагогика развития
Педагогическая деятельность

Психологическая антропология антроантропология


Рис. 2. Модель развивающего образования

Предельно широкой основой развивающего образования может и должна стать психологическая антропология как учение о субъективной реальности, о внутреннем мире человека, о его развитии в онтогенезе и становлении в образовании. Именно психологическая антропология и такие ее разделы, как общая концепция развития субъективной реальности в онтогенезе, принципы периодизации развития, закономерности и механизмы становления способностей человека в образовательных процессах и на разных ступенях образования позволяют выявить условия саморазвития как цели и ценности развивающего образования.

На левом полюсе модели изображена адекватная задачам развития многообразных свойств и качеств человека педагогика развития. Педагогика развития представляет собой совокупность развивающих программ и образовательных технологий, реализуемых через педагогическую деятельность в образовательной практике.

На правом полюсе представлена адекватная и теориям развития субъективной реальности в образовании, и развивающим программам и технологиям образовательная антропо-практика как совокупность развивающих образовательных пространств, образовательных институтов и процессов.

Особую, рефлексивную позицию над всей системой занимает педагогическая антропология или философия образования. Педагогическая антропология определяет цели, ценности, исторические смыслы образования как особой культурно-исторической и социальной практики.

Обоснование практики развивающего образования предполагает синтез знаний из разных областей: философии образования (педагогической антропологии), психологии развития, педагогики развития, методологии и т.п. Организация образовательного производства на основе синтеза разнородных знаний предполагает наличие ряда социально и культурно закрепленных профессиональных позиций в сфере образования, которые должны быть реализованы его разными субъектами. Конечно, по всем профессиональным позициям необходимо выявить и точно поименовать специфические виды деятельности, а также сугубый смысл профессионализма (компетентности) в каждой из этих позиций. Но это отдельная задача, выходящая за рамки данной работы.

На рис.3 представлена профессионально-позиционная модель субъектов сферы образования, которые, собственно говоря, и задают – конструируют и удерживают целостность, жизнеспособность и осмысленность самой этой сферы.

Рис.3. Профессионально-позиционная модель развивающего образования

Понятно, что узловой профессиональной фигурой и ее статуса в образовательном производстве был, есть и будет Педагог – детоводитель. В понимании современного педагогического профессионализма важное значение имеет различение масштаба и содержания самой педагогической деятельности. В исследованиях отечественных ученых в области развития профессионализма выделяются три качественно разные профессиональные статусы – специалиста, профессионала и эксперта.

Для специалиста достаточно владения знаниями, умениями, навыками и способностями к преобразованию предмета конкретной деятельности. Профессионал, кроме владения знаниями по предмету деятельности и способностями, всегда принадлежит профессиональному сообществу, а следовательно, удерживает в сознании всю сферу профессиональной деятельности, умеет соотносить свою деятельность с деятельностью других профессионалов данной сферы, умеет выстраивать содержательные коммуникации с ними. Наличие таких способностей позволяет профессионалу строить и реализовывать собственную деятельность в исходных условиях, заниматься ее проектированием и изменением. Эксперту уже недостаточно владения профессиональными знаниями и включенности в профессиональное сообщество, ему необходимо видение всего многообразия позиций, принадлежащих профессиональному сообществу. В отличие от профессионала, эксперт должен не только владеть профессиональными компетенциями, но и уметь объективировать их, выделять границы предметности различных профессионалов, конструировать эталоны деятельностных систем.

В профессиональной деятельности педагога различение позиций специалиста и профессионала проявляется особенно наглядно. В педагогической профессии специальность выделяется, как правило, не на основе дифференциации рода деятельности, а в зависимости от специфики транслируемого социокультурного опыта. Поэтому можно быть специалистом в преподаваемом предмете (владеть предметной областью математики, истории и т.п.), но не быть профессионалом в своем деле. Можно быть по должности учителем физики, но не быть педагогом в собственном смысле этого слова, что характерно, например, для преподавателей вуза, работающих в школе.

В отличие от специалиста в узко предметной области, педагог-профессионал – это высокообразованная личность, умеющая работать с процессами образования и развития, владеющая профессиональной деятельностью и средствами ее развития. Профессионал перестает быть только транслятором предметных знаний и становится организатором учебной работы по решению творческих задач, многоплановой социально значимой деятельности подростков и юношей, их внешкольной жизни. Педагог-профессионал способен делать видимыми способы мышления, которые стоят за различными системами знаний, создавать принципиально новое содержание образования, самоопределяться в профессионально значимых ситуациях, строить программы самообразования, вести поиск и отработку новых образовательных технологий. Профессионал – это целостный субъект, активный, свободный и ответственный в проектировании, осуществлении и творческом преобразовании собственной деятельности. Профессионал удерживает культурно-исторический контекст профессионального педагогического труда во всей его полноте.

Складывающаяся в настоящее время проектная парадигма в науках, ориентированных на образование, а также формирующаяся культура инновационной деятельности остро проблематизируют современную образовательную практику во всех ее аспектах: в управлении, в организации, в содержании и технологиях образования. Примеров проектной работы, которая уже ведется в современном образовании, много. Вот основные типы проектной работы в современном образовании:

- на уровне отдельного педагогаэто проектирование возрастно-ориентированных образовательных программ, включающих в себя учебную, воспитательную, педагогическую подпрограммы;

- на уровне руководителяобразовательной структуры – это проектирование типа образования, обеспеченного системой конкретных образовательных программ;

- на уровне управления в образовании – это проектирование программ развития образовательных структур разного типа, набор которых адекватен наличному контингенту детей, учащихся, студентов;

- на уровне политики в образовании – это проектирование образователь­ной системы как социокультурной инфраструктуры конкретного региона или страны в целом.

Очевидна разномасштабность проектной деятельности для разных уровней организации образования, но смысл и принципиальная технология такой деятельности для каждого из уровней едины. В заключение отметим перспективы и условия перехода российского образования в режим инновационного развития и саморазвития.

В науке такие перспективы связаны с более масштабной, чем сегодня, реализаций трех направлений проектно-исследовательской деятельности, которые являются в тоже время важнейшими точками роста психологии и педагогики развития:

- методология проектирования и исследования инновационного образования;

- общая теория развития индивидуальной субъектности и детско-взрослых общностей в образовательных процессах;

- технология реализации и экспертизыразномасштабных инновационных образовательных проектов.

В системе профессиональной подготовки и постдипломного образования это:

- последовательное введение в содержание образование культуры проектирования инновационных образовательных практик;

- формирование психологической грамотности, шире – психологической культуры педагогического труда;

- освоение норм и культуры управления развитием образования, деятельностью профессиональных педагогических коллективов.

В области образовательной политики это ответственная государственная и общественная поддержка научных проектов и программ, связанных с проектированием инновационного развивающего и развивающегося образования в России.

2.5.2 Педагог – субъект образования и педагогической деятельности

Необходимость различения категорий образовательные процессы и педагогическая деятельность проявилось в теории и практике развивающего образования. Долгое время содержание и целевые ориентиры образования и педагогической деятельности полностью совпадали: педагог прямо обучал тому, что знал, прямо воспитывал (по образу себя и своего социума) и прямо формировал в соответствии с нормами и ценностями своей культуры. Педагог был живым и непосредственным носителем содержания образования – в виде знаний о мире, норм и ценностей общежития, средств и способов предметной деятельности, которые он и транслировал подрастающим поколениям.

Однако уже в системе традиционных педагогических представлений о содержании образовании и формах его организации таилось внутреннее противоречие. Суть этого противоречия – в неразличении содержания образования и содержания педагогической деятельности; здесь необходимо такое же принципиальное различение, как между содержанием образования и содержанием развития.

Содержание традиционной педагогической деятельности всегда было связано с задачами массовой социализации возрастных когорт; содержание образования изначально тяготело к полюсу индивидуализации развития отдельного ребенка. Обучали и воспитывали всех, образование получал и соответственно развивался по своей индивидуальной траектории всегда конкретный человек.

Всодержании образования полагаются, намечаются вполне определенные цели, ценности и смыслы развития человека, т.е. тот комплекс его способностей, которые позволяют ему быть в человеческом качестве, и которые могут сложиться именно в этих образовательных процессах. Всодержании педагогической деятельности должны быть точно обозначены условия обеспечения ценностей развития человекаиопределены способы достижения реализующих их целей.

Два эти содержания в реальной практике сопряжены, пересекаются, но не конгруэнтны (при наложении не совпадают). С процессуальной точки зрения образование объемлет процессы взросления и выращивания, инкультурации и формирования, социализации и воспитания, учения и обучения детей, подростков, молодых людей. Это именно те процессы, которые оказываются всеобщей формой становления и развития сущностных сил и родовых способностей каждого человека.

Однако превращение спонтанного процесса образования в ценностно- и смыслоопределенный образовательный процесс не может свершиться сам по себе, стихийным образом. Подобное превращение возможно лишь на основе и с помощью специальной, целенаправленной деятельности педагога;причемдеятельности возрастно-сообразной, соотнесенной с адекватной деятельностью ребенка (обучаемого, воспитуемого и т.д.). Педагогу принадлежит главная роль в построении образовательной ситуации, а способность построения системы таких образовательных (развивающих) ситуаций в рамках определенного возрастного интервала (образовательной ступени) и есть общее определение педагогического профессионализма, профессиональной компетентности педагога.

Различив содержание образовательного процесса и содержание педагогической деятельности, представим итоговую процессуально-деятельностую матрицу образовательного пространства (рис.4) как взаимосвязь формы процесса образования, типа образовательного процесса, педагогической позиции, деятельности взрослых, деятельности образующихся, их совместно-распределенной и совместно-сопряженной деятельности в детско-взрослой общности.

 

  Форма процесса образования (формы жизнедеятельности) Тип образовательного процесса Педагогическая позиция субъекта образования Деятельность взрослых Деятельность образующихся
Взаимоуподобление
Учебная деятельность
Тренинг
Экзистенциальная коммуникация

Образ целостной личности Взросление Выращивание (жизнеспособного человека) Родитель – ребенок Пестует     Подражает Результат образования: субъектный опыт как способности и компетенции
Инкультурация Формирование (специальных способностей - освоение совершенных форм культуры) Мастер-умелец – ученик-подмастерье Демонстрирует образцы («делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас») Тренируется (осваивает)
Учение Обучение (всеобщим способам деятельности) Учитель - учащийся Научает неповторять образец (держит паузу; разрыв в деятельности)   Учится, рефлексирует разрыв в деятельности
Социализация Воспитание (всечеловеческого в человеке) Мудрец-наставник – послушник-собеседник Поддерживает, помогает, советует     Приобщается к ценностям, входит в со-мыслие
    Образовательная практика Практика развития   Педагогическая практика    

Рис. 4 Процессуально-деятельностная матрица образовательного пространства







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.